Направления совершенствования молодежной политики в регионе на примере деятельности Комитета по делам культуры, молодёжи и спорта Администрации муниципального образования Тверской области «Калининский район»
Авторы: Будникова Дарья Сергеевна, Консовский Андрей Анатольевич
Рубрика: 19. Государство и право
Опубликовано в
XXVII международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, декабрь 2021)
Дата публикации: 05.12.2021
Статья просмотрена: 409 раз
Библиографическое описание:
Будникова, Д. С. Направления совершенствования молодежной политики в регионе на примере деятельности Комитета по делам культуры, молодёжи и спорта Администрации муниципального образования Тверской области «Калининский район» / Д. С. Будникова, А. А. Консовский. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XXVII Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 29-35. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/408/16793/ (дата обращения: 26.04.2024).
В статье определена роль молодежной политики в муниципальной политики региона. Рассмотрены основные технологии и направления формирования программ по молодежной политике в муниципальном образовании Тверской области «Калининский район». На основании исследования, определены основные проблемы, препятствующие развитию культуры, спорта и молодежной политики в Калининском районе. Разработаны направления совершенствования молодежной политики в Тверской области «Калининский район».
Ключевые слова: молодежная политика, молодежь, муниципальная молодежная политика, государственная молодежная политика, развитие муниципального образования.
Эффективная молодежная политика — один из главных инструментов устойчивого развития любого государства, повышения благосостояния его граждан и совершенствования общественных отношений. Молодежная политика является определяющим фактором многих сторон социально-экономической и политической жизни в стране. Поэтому крайне актуальным является изучение процессов, происходящих в молодежной среде [1].
В последние годы в России возросло внимание общественности к проблемам молодежи. Молодежная политика нуждается в качественном совершенствовании в соответствии с современными задачами развития России. В ближайшие годы молодежь станет основным трудовым ресурсом, который будет решать приоритетные задачи социально-экономического развития района, а их трудовая деятельность станет основным источником средств для социального обеспечения детей, инвалидов и людей старшего поколения. Молодёжь, как наиболее восприимчивая и мобильная часть социума, призвана поддержать прогрессивные реформы, реализуемые в настоящее время. Патриотическое устремление молодёжи необходимо использовать для социально-экономического развития государства. Таким образом, актуальность проблем формирования и реализации молодежной политики связана с определением приоритетных направлений и новых критериев ее эффективности, которые отвечали бы современным требованиям.
Однако пока не создано условий для осуществления долговременной эффективной молодёжной политики на всех уровнях управления, а влияние государства на ситуацию в молодёжной среде не имеет системного характера.
Приоритетным направлением федеральных и региональных органов государственной власти является грамотная и продуманная государственная молодежная политика, т. к. основа будущего гражданского общества Российской Федерации является молодежь [2, C. 205–213].
В настоящее время с целью формирования целостной и последовательной муниципальной молодежной политики, обеспечивающей прямое взаимодействие с молодежью, используются следующие механизмы ее реализации:
— разработка и реализация мер по обеспечению и защите прав и законных интересов молодежи на территории муниципального образования;
— организация и проведение мероприятий по работе с молодежью на территории муниципального образования;
— разработка и реализация молодежных проектов и муниципальных программ для молодежи, соответствующих приоритетным направлениям государственной молодежной политики;
— привлечение на конкурсной основе в качестве исполнителей по реализации приоритетных направлений молодежной политики молодежных общественных объединений;
— предоставление на конкурсной основе субсидий для финансирования проектов и программ молодежных общественных объединений;
— привлечение внебюджетных средств и других материальных ресурсов для реализации молодежной политики в муниципальном образовании;
— организация и осуществление мониторинга реализации молодежной политики на территории муниципального образования.
Практика показывает, что наиболее перспективным является программноцелевой подход к реализации государственной и муниципальной молодежной политики, так как он обеспечивает комплексный подход к решению проблем, четкое распределение полномочий и ответственности органов власти при реализации программы, координацию их деятельности при осуществлении программных мероприятий, полное и своевременное финансирование. Наличие муниципальной программы дает основание для привлечения на условиях софинансирования средств федерального и регионального бюджетов на реализацию приоритетных направлений молодежной политики.
На данный момент основным документом, определяющим муниципальную политику в Тверской области «Калининский район» — является Муниципальная программа «Развитие культуры, физической культуры и спорта, молодежной политики в муниципальном образовании Тверской области «Калининский район» на 2018–2023 годы».
На базе учреждений, подведомственных Комитету учреждения культуры и искусства реализуются программы и проекты досуговой занятости детей и подростков по различным направлениям (творческое, спортивно-техническое, туристско-краеведческое, гражданско-патриотическое и др.), осуществляется систематическая работа по оказанию психолого-педагогической, социально-педагогической поддержки всем категориям молодежи.
На территории Калининского района работает около ста учреждений культуры, из них 44 библиотеки, 1 детская школа искусств, 45 учреждений культурно-досугового типа. В учреждениях культуры работает около 2014 человек, из них 125 специалиста по культурно- досуговой деятельности.
За 2020 год по сравнению с предыдущими годами на территории Калининского района количество клубных формирований увеличилось более чем на 25 единиц, участников на 250 человек.
В учреждениях культуры на сегодняшний день работает триста двадцать семь клубных формирований, в них участников более 2000 человек. Наиболее широко представлены хоровые, фольклорные, театральные, хореографические коллективы. Народный хор русской песни «Дубравушка», хор русской песни «Васильчане» и эстрадно-публицистический театр «Молодость» носят звание «народный» самодеятельный коллектив.
Рис. 1. Общее количество молодежи, занимающейся на постоянной основе в учреждениях, находящихся в ведении органов по делам молодежи, в муниципальном образовании Тверской области «Калининский район» 2016–2020 гг, (возраст 14–30 лет)
Количество молодежи в возрасте от 14 до 30 лет в муниципальном образовании Тверской области «Калининский район» на 01.01.2021 составило 11377 человек.
Процесс формирования работы программ по молодежной политике включает следующие основные технологии, см. рис.2.
Рис. 2. Направления формирования программ по молодежной политике в муниципальном образовании Тверской области «Калининский район»
В целях оценки деятельности органов местного самоуправления на территории муниципального образования Тверской области «Калининский район» в области реализации государственной молодежной политики в районе, а также оценки ее эффективности, был проведен социологический опрос молодежи. Данный опрос проводился в формате интервью на улицах муниципального образования Тверской области «Калининский район».
В опросе приняло участие, путем случайной выборки, 150 человек в возрасте 14–30 лет. Так, на вопрос: «С какими проблемами, живя в муниципальном образовании Тверской области «Калининский район», Вы сталкиваетесь?», большинство молодых людей сталкивается с проблемой трудоустройства (88 человек или 58,6 %), 32 человека или 21,3 % сталкиваются с жилищными проблемами, 15 человек или 10 % с проблемой получения образования, еще 10 человек (6,7 %) с получением необходимой помощи (социальной поддержкой), 5 человек или 3,3 % сталкиваются с проблемой организации досуга (рисунок 9).
На вопрос интервью «Удовлетворены ли Вы деятельностью органов власти в области реализации молодежной политики на территории муниципального образования Тверской области «Калининский район»?», 53 человека или 35,3 % удовлетворены деятельностью органов местного самоуправления в области реализации молодежной политики на территории района. В то же время 56 человек (37,3 %) не удовлетворены и 41 человек (27,3 %) высказали нейтральную позицию.
На опрос интервью «Освещается ли деятельность органов власти в области реализации государственной молодежной политики в СМИ?», 75 человек или 50 % ответили, что не знают о реализации государственной молодежной политики, 35 человек или 23,3 % ответили, что освещается деятельность на Интернет-сайте органов власти, еще 40 человек или 26,7 % считают, что деятельность местных органов власти вовсе не освещается в СМИ.
Никто из опрошенных молодых людей не знает о реализации муниципальных программ на территории муниципального образования Тверской области «Калининский район» в области поддержки молодежи (0 %).
Анализ деятельности органов местного самоуправления в области реализации молодежной политики на территории муниципального образования Тверской области «Калининский район», а также данные социологического опроса среди молодежи, позволили выявить ряд проблем, препятствующие развитию культуры, спорта и молодежной политики, рис.3.
Рис. 3. Проблемы, препятствующие развитию культуры, спорта и молодежной политики в Калининском районе
Решением проблем, связанных с реализацией молодежной политики в регионе, станет создание мобильного молодежного центра на основе волонтерского движения городского округа [6, C. 68].
Создание молодежного центра в Калининском районе обеспечит осуществление информационно-развлекательной деятельности в сфере муниципальной молодежной политики, а также окажет содействие в трудоустройстве и организации досуга молодежи. [3, C. 156–159]
Рис. 4. Задачи, выполнение которых важно для осуществления цели молодежного центра в Калининском районе
Главной целью молодежного центра должно быть решение проблем молодежи, связанных с их социализацией и самореализацией, формированием здорового образа жизни и трудоустройством [4, C. 26–30].
На сегодняшний день в муниципальном районе остро стоит проблема трудоустройства молодежи. Помимо всего прочего, на данный момент не реализуется комплексная программа повышения занятости населения.
В этой связи необходимо разработать программу мероприятий по содействию занятости молодежи муниципального образования Тверской области «Калининский район».
Основная цель мероприятий — стабилизация уровня безработицы путем улучшения взаимодействия молодых людей, ищущих работу и работодателей, а также создание условий для развития эффективного рынка труда и трудоустройства молодежи [5, C. 57–70].
В результате предложенные мероприятия позволят усовершенствовать молодежную политику и решат проблемы молодежи региона, связанные с их социализацией и самореализацией, формированием здорового образа жизни и трудоустройством.
Литература:
- Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года. [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства России от 29 ноября 2014 г. № 2403-р. Доступ из справ. — правовой системы «Гарант».
- Адамова К.Н Реализация молодежной политики на муниципальном уровне / К. Н. Адамова // Экономика и управление в условиях современной России. — 2019. С. 205–213.
- Грехова, М. Ю. Молодежная политика: характеристика основных моделей / М. Ю. Грехова // Аллея науки. 2017. № 5. С. 156–159.
- Осеян, Р. В. Социально — правовое регулирование молодежной политики / Р. В. Осеян // Сборники конференций НИЦ Социосфера. — 2017. — № 34. — С. 26–30.
- Шибанова, Е. К. Регулирование государственной молодежной политики на основе системы сбалансированных показателей / Е. К. Мибанова // Социум и власть. — 2018. — № 5 (73). — С. 57–70.
- Юлаева, Н. М. Понятие молодежной политики / Н. М. Юлаева // Современные проблемы науки и образования. — 2019. — № 4. — С. 68.