Направления совершенствования молодежной политики в регионе на примере деятельности Комитета по делам культуры, молодёжи и спорта Администрации муниципального образования Тверской области «Калининский район» | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Будникова, Д. С. Направления совершенствования молодежной политики в регионе на примере деятельности Комитета по делам культуры, молодёжи и спорта Администрации муниципального образования Тверской области «Калининский район» / Д. С. Будникова, А. А. Консовский. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XXVII Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 29-35. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/408/16793/ (дата обращения: 26.04.2024).



В статье определена роль молодежной политики в муниципальной политики региона. Рассмотрены основные технологии и направления формирования программ по молодежной политике в муниципальном образовании Тверской области «Калининский район». На основании исследования, определены основные проблемы, препятствующие развитию культуры, спорта и молодежной политики в Калининском районе. Разработаны направления совершенствования молодежной политики в Тверской области «Калининский район».

Ключевые слова: молодежная политика, молодежь, муниципальная молодежная политика, государственная молодежная политика, развитие муниципального образования.

Эффективная молодежная политика — один из главных инструментов устойчивого развития любого государства, повышения благосостояния его граждан и совершенствования общественных отношений. Молодежная политика является определяющим фактором многих сторон социально-экономической и политической жизни в стране. Поэтому крайне актуальным является изучение процессов, происходящих в молодежной среде [1].

В последние годы в России возросло внимание общественности к проблемам молодежи. Молодежная политика нуждается в качественном совершенствовании в соответствии с современными задачами развития России. В ближайшие годы молодежь станет основным трудовым ресурсом, который будет решать приоритетные задачи социально-экономического развития района, а их трудовая деятельность станет основным источником средств для социального обеспечения детей, инвалидов и людей старшего поколения. Молодёжь, как наиболее восприимчивая и мобильная часть социума, призвана поддержать прогрессивные реформы, реализуемые в настоящее время. Патриотическое устремление молодёжи необходимо использовать для социально-экономического развития государства. Таким образом, актуальность проблем формирования и реализации молодежной политики связана с определением приоритетных направлений и новых критериев ее эффективности, которые отвечали бы современным требованиям.

Однако пока не создано условий для осуществления долговременной эффективной молодёжной политики на всех уровнях управления, а влияние государства на ситуацию в молодёжной среде не имеет системного характера.

Приоритетным направлением федеральных и региональных органов государственной власти является грамотная и продуманная государственная молодежная политика, т. к. основа будущего гражданского общества Российской Федерации является молодежь [2, C. 205–213].

В настоящее время с целью формирования целостной и последовательной муниципальной молодежной политики, обеспечивающей прямое взаимодействие с молодежью, используются следующие механизмы ее реализации:

— разработка и реализация мер по обеспечению и защите прав и законных интересов молодежи на территории муниципального образования;

— организация и проведение мероприятий по работе с молодежью на территории муниципального образования;

— разработка и реализация молодежных проектов и муниципальных программ для молодежи, соответствующих приоритетным направлениям государственной молодежной политики;

— привлечение на конкурсной основе в качестве исполнителей по реализации приоритетных направлений молодежной политики молодежных общественных объединений;

— предоставление на конкурсной основе субсидий для финансирования проектов и программ молодежных общественных объединений;

— привлечение внебюджетных средств и других материальных ресурсов для реализации молодежной политики в муниципальном образовании;

— организация и осуществление мониторинга реализации молодежной политики на территории муниципального образования.

Практика показывает, что наиболее перспективным является программноцелевой подход к реализации государственной и муниципальной молодежной политики, так как он обеспечивает комплексный подход к решению проблем, четкое распределение полномочий и ответственности органов власти при реализации программы, координацию их деятельности при осуществлении программных мероприятий, полное и своевременное финансирование. Наличие муниципальной программы дает основание для привлечения на условиях софинансирования средств федерального и регионального бюджетов на реализацию приоритетных направлений молодежной политики.

На данный момент основным документом, определяющим муниципальную политику в Тверской области «Калининский район» — является Муниципальная программа «Развитие культуры, физической культуры и спорта, молодежной политики в муниципальном образовании Тверской области «Калининский район» на 2018–2023 годы».

На базе учреждений, подведомственных Комитету учреждения культуры и искусства реализуются программы и проекты досуговой занятости детей и подростков по различным направлениям (творческое, спортивно-техническое, туристско-краеведческое, гражданско-патриотическое и др.), осуществляется систематическая работа по оказанию психолого-педагогической, социально-педагогической поддержки всем категориям молодежи.

На территории Калининского района работает около ста учреждений культуры, из них 44 библиотеки, 1 детская школа искусств, 45 учреждений культурно-досугового типа. В учреждениях культуры работает около 2014 человек, из них 125 специалиста по культурно- досуговой деятельности.

За 2020 год по сравнению с предыдущими годами на территории Калининского района количество клубных формирований увеличилось более чем на 25 единиц, участников на 250 человек.

В учреждениях культуры на сегодняшний день работает триста двадцать семь клубных формирований, в них участников более 2000 человек. Наиболее широко представлены хоровые, фольклорные, театральные, хореографические коллективы. Народный хор русской песни «Дубравушка», хор русской песни «Васильчане» и эстрадно-публицистический театр «Молодость» носят звание «народный» самодеятельный коллектив.

Общее количество молодежи, занимающейся на постоянной основе в учреждениях, находящихся в ведении органов по делам молодежи, в муниципальном образовании Тверской области «Калининский район» 2016–2020 гг, (возраст 14–30 лет)

Рис. 1. Общее количество молодежи, занимающейся на постоянной основе в учреждениях, находящихся в ведении органов по делам молодежи, в муниципальном образовании Тверской области «Калининский район» 2016–2020 гг, (возраст 14–30 лет)

Количество молодежи в возрасте от 14 до 30 лет в муниципальном образовании Тверской области «Калининский район» на 01.01.2021 составило 11377 человек.

Процесс формирования работы программ по молодежной политике включает следующие основные технологии, см. рис.2.

Направления формирования программ по молодежной политике в муниципальном образовании Тверской области «Калининский район»

Рис. 2. Направления формирования программ по молодежной политике в муниципальном образовании Тверской области «Калининский район»

В целях оценки деятельности органов местного самоуправления на территории муниципального образования Тверской области «Калининский район» в области реализации государственной молодежной политики в районе, а также оценки ее эффективности, был проведен социологический опрос молодежи. Данный опрос проводился в формате интервью на улицах муниципального образования Тверской области «Калининский район».

В опросе приняло участие, путем случайной выборки, 150 человек в возрасте 14–30 лет. Так, на вопрос: «С какими проблемами, живя в муниципальном образовании Тверской области «Калининский район», Вы сталкиваетесь?», большинство молодых людей сталкивается с проблемой трудоустройства (88 человек или 58,6 %), 32 человека или 21,3 % сталкиваются с жилищными проблемами, 15 человек или 10 % с проблемой получения образования, еще 10 человек (6,7 %) с получением необходимой помощи (социальной поддержкой), 5 человек или 3,3 % сталкиваются с проблемой организации досуга (рисунок 9).

На вопрос интервью «Удовлетворены ли Вы деятельностью органов власти в области реализации молодежной политики на территории муниципального образования Тверской области «Калининский район»?», 53 человека или 35,3 % удовлетворены деятельностью органов местного самоуправления в области реализации молодежной политики на территории района. В то же время 56 человек (37,3 %) не удовлетворены и 41 человек (27,3 %) высказали нейтральную позицию.

На опрос интервью «Освещается ли деятельность органов власти в области реализации государственной молодежной политики в СМИ?», 75 человек или 50 % ответили, что не знают о реализации государственной молодежной политики, 35 человек или 23,3 % ответили, что освещается деятельность на Интернет-сайте органов власти, еще 40 человек или 26,7 % считают, что деятельность местных органов власти вовсе не освещается в СМИ.

Никто из опрошенных молодых людей не знает о реализации муниципальных программ на территории муниципального образования Тверской области «Калининский район» в области поддержки молодежи (0 %).

Анализ деятельности органов местного самоуправления в области реализации молодежной политики на территории муниципального образования Тверской области «Калининский район», а также данные социологического опроса среди молодежи, позволили выявить ряд проблем, препятствующие развитию культуры, спорта и молодежной политики, рис.3.

Проблемы, препятствующие развитию культуры, спорта и молодежной политики в Калининском районе

Рис. 3. Проблемы, препятствующие развитию культуры, спорта и молодежной политики в Калининском районе

Решением проблем, связанных с реализацией молодежной политики в регионе, станет создание мобильного молодежного центра на основе волонтерского движения городского округа [6, C. 68].

Создание молодежного центра в Калининском районе обеспечит осуществление информационно-развлекательной деятельности в сфере муниципальной молодежной политики, а также окажет содействие в трудоустройстве и организации досуга молодежи. [3, C. 156–159]

Задачи, выполнение которых важно для осуществления цели молодежного центра в Калининском районе

Рис. 4. Задачи, выполнение которых важно для осуществления цели молодежного центра в Калининском районе

Главной целью молодежного центра должно быть решение проблем молодежи, связанных с их социализацией и самореализацией, формированием здорового образа жизни и трудоустройством [4, C. 26–30].

На сегодняшний день в муниципальном районе остро стоит проблема трудоустройства молодежи. Помимо всего прочего, на данный момент не реализуется комплексная программа повышения занятости населения.

В этой связи необходимо разработать программу мероприятий по содействию занятости молодежи муниципального образования Тверской области «Калининский район».

Основная цель мероприятий — стабилизация уровня безработицы путем улучшения взаимодействия молодых людей, ищущих работу и работодателей, а также создание условий для развития эффективного рынка труда и трудоустройства молодежи [5, C. 57–70].

В результате предложенные мероприятия позволят усовершенствовать молодежную политику и решат проблемы молодежи региона, связанные с их социализацией и самореализацией, формированием здорового образа жизни и трудоустройством.

Литература:

  1. Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года. [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства России от 29 ноября 2014 г. № 2403-р. Доступ из справ. — правовой системы «Гарант».
  2. Адамова К.Н Реализация молодежной политики на муниципальном уровне / К. Н. Адамова // Экономика и управление в условиях современной России. — 2019. С. 205–213.
  3. Грехова, М. Ю. Молодежная политика: характеристика основных моделей / М. Ю. Грехова // Аллея науки. 2017. № 5. С. 156–159.
  4. Осеян, Р. В. Социально — правовое регулирование молодежной политики / Р. В. Осеян // Сборники конференций НИЦ Социосфера. — 2017. — № 34. — С. 26–30.
  5. Шибанова, Е. К. Регулирование государственной молодежной политики на основе системы сбалансированных показателей / Е. К. Мибанова // Социум и власть. — 2018. — № 5 (73). — С. 57–70.
  6. Юлаева, Н. М. Понятие молодежной политики / Н. М. Юлаева // Современные проблемы науки и образования. — 2019. — № 4. — С. 68.