Технологии и процесс обучения детей старшего дошкольного возраста безопасному поведению на дорогах | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Кисматуллина, Н. Е. Технологии и процесс обучения детей старшего дошкольного возраста безопасному поведению на дорогах / Н. Е. Кисматуллина, О. В. Валеева. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XXVI Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 33-38. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/406/16753/ (дата обращения: 26.04.2024).



В статье авторы знакомят с задачами и технологиями обучения дошкольников безопасному поведению на дорогах.

Ключевые слова: ПДД, педагогические технологии, безопасное поведение.

Общегосударственная задача, которая имеет межведомственный характер и требует комплексного стратегического решения— это сохранение здоровья детей и подростков, будущих матерей и отцов, обеспечение достойных условий жизнедеятельности.

Именно поэтому знакомство детей с основами личной безопасности следует начинать с дошкольного возраста. Ознакомление с данными правилами — овладение элементарными правилами и нормами безопасного поведения на улице, дома и в природе. Также основы личной безопасности — формирование основ здорового образа жизни.

Ознакомимся с задачами, которые реализует процесс обучения дошкольников правилам безопасного поведения:

  1. Формирование и развитие целостного восприятия окружающей дорожной среды у детей.
  2. Воспитание навыков безопасного поведения на дорогах и общей культуры безопасности у детей.
  3. Формирование у детей умений и навыков предвидеть опасные ситуации, наблюдать за дорожной обстановкой, умения обходить их, а если попали в такие ситуации, то выходить из этих ситуаций с меньшим вредом для себя и окружающих.
  4. Ознакомление детей с дорожными знаками, с их значением и схематическим изображением, чтобы правильной ориентироваться на дорогах и улицах.
  5. Воспитание выполнения культуры поведения, правил дорожного движения дисциплинированно и сознательно в дорожно-транспортном процессе
  6. Активизация работы среди родителей по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни.
  7. Активное привлечение родителей к реализации курса, повышение уровня знаний о правилах безопасного поведения на дорогах, о возрастных психофизиологических особенностях детей.
  8. Развитие межведомственного взаимодействия между дошкольным образовательной организацией и Госавтоинспекцией с целью создания общего информационно-образовательного пространства.
  9. Повышение компетентности педагогов и психологов ДОО в области обучения безопасному поведению на дорогах.

Требования к педагогу, который занимается процессом обучения дошкольников правилам безопасного поведения:

1) разрабатывать программы для обучения основам ПДД и формирования культуры безопасного поведения на дорогах;

2) применять методики и технологии профилактики детского дорожно-транспортного травматизма в воспитательной работе с детьми;

3) использовать интерактивные методы обучения безопасному поведению на дорогах: беседы, экскурсии, просмотр и обсуждение видеороликов, мультимедийные презентации, настольные, ролевые и дидактические игры, игры-путешествия, компьютерные игры, работу с интерактивной доской и др.

4) владеть методами и приемами по развитию у детей чувственного компонента, а именно:

— умения выделять и правильно различать цветовые сигналы;

— умения концентрировать внимание на процессе безопасного действия;

— умения различать на слух опасные и безопасные звуки;

— умения определять расстояние на глаз;

— развития бокового (периферийного) зрения.

В детском саду педагоги прилагают много усилий, чтобы помочь ребёнку овладеть правилами дорожного движения. На первое место воспитателями, как правило, ставится чтение художественной литературы детям. Но также очень широко они используют в своей работе рассматривание иллюстраций, картин; обучающие и развивающие игры; моделирование дорожных ситуаций; художественно-творческую деятельность детей; изготовление с детьми игрушек и атрибутов для занятий по теме дорожной безопасности и др.

Поиск эффективных стратегий и технологий формирования основ культуры безопасности по правилам дорожного движения, воспитании личности, которая не только владеет знаниями по безопасному поведению, но и уважает здоровье и жизнь другого человека, личности, способной к проявлению гуманных чувств: доброты, отзывчивости и сострадания остается актуальным. ДОО требует от нас, педагогов, реализации новых педагогических технологий по овладению детьми базовых правил поведения на дороге, согласно вступивших в силу ФГОС. В своей работе педагоги ДОУ используют следующие технологии: игровая технология; технология проектной деятельности; здоровьесберегающие технологии; личностно ориентированные технологии; информационно-коммуникационные технологии.

Игровые технологии — это использование игр и игровых упражнений; соревнований, драматизаций, конкурсов, ребусов, кроссвордов, головоломок, выставок детских творческих работ, тематических и досуговых мероприятий, развлечений, целевых прогулок.

Технологии проектной деятельности предполагают использование разнообразных форм и методов организации деятельности. Данная технология позволяет решить ту или иную образовательную проблему в результате самостоятельных действий детей. Результат— презентация работы.

Здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как сертификат безопасности для здоровья и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные педагогические технологии задачами здоровьесбережения.

Информационно-коммуникационные технологии способствуют формированию основ информационной культуры педагога и воспитанников. Они развивают интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в раннем детстве — умение самостоятельно приобретать новые знания. Дети с большим интересом смотрят презентации, видеофильмы, а затем рассказывают об увиденном.

Личностно ориентированная технология—это такая воспитательная система, в которой ребенок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса. В его в рамках учитываются психологические и возрастные особенности каждого ребенка, его потенциальные возможности.

Примеры инновационных методов и форм работы:

— «Живой жилет»

— Компьютерные игры, приложения

— Фотоохота, дорожные квесты

— Фотокейс

— Диагностическая игра

— Игры в дороге

— Звуковые симуляции дороги

— Арт-мастерская по изготовлению светоотражающих элементов и атрибутов

— Введение персонажей и сказочной метафоры

— Настольные игры, игры-бродилки

— Метод «Дорисуй комикс»

— Адаптационный тест, чек- лист

— Интеграция мультфильмов

— «Оживающая улица» и т.д.

В ДОО создаётся соответствующая предметно-развивающая среда для организации таких форм работы с детьми. В развивающей среде также используются:

— комплекты дорожных знаков;

— макеты улиц с транспортными средствами;

— схема маршрута безопасного движения в детский сад;

— наглядно-иллюстративный материал;

— развивающие и обучающие игры;

— сюжетно-ролевые игры и атрибутика с дорожной тематикой;

— детская художественная литература;

— картотека стихов, пословиц, поговорок, загадок, считалок;

— мультипликационные фильмы.

Таким образом, положительных результатов можно добиться только при систематической работе с детьми по обучению правилам дорожного движения, используя эффективные, современные методы и приемы, учитывая возрастные особенности.

Литература:

  1. Авдеева Н.Н, Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. СПб: Детство — пресс 2003.
  2. Белая К. Ю., Зимонина В. Н. Как обеспечить безопасность дошкольников: Книга для воспитателей детского сада и родителей — М. 1998.
  3. Козловская Е. А. «Организация занятий по обучению дошкольников безопасному поведению на улице».
  4. Минкевич Л. В. «Правила дорожного движения и безопасного поведения»