Проблемное обучение как способ развития мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Бельских, М. А. Проблемное обучение как способ развития мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка / М. А. Бельских. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XXV Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 16-20. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/404/16715/ (дата обращения: 26.04.2024).



Долгое время в школе использовались репродуктивные методы, согласно которым учитель все сам рассказывал и объяснял, а ученики только запоминали и воспроизводили материал.

Традиционный урок формировал пассивную личность. Такой урок не отвечает современным требованиям, и поэтому учителю приходится искать другие пути для того, чтобы воспитать и развить в ребенке активную, решительную личность.

Достичь этой цели мне помогает современная технология проблемного обучения.

Проблема (греч.) — задача, вопрос, требующий изучения, разрешения.

Основная особенность технологии проблемного обучения заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде.

Учитель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на ее решение, организует поиск решения. В процессе такой систематической работы на уроке формируются регулятивные, познавательные, коммуникативные действия.

Этапы технологии проблемного обучения:

  1. Постановка учебной проблемы; организация проблемной ситуации. Результат этого этапа — затруднение учащихся и постановка проблемного вопроса, который и будет являться целью урока.
  2. Поиск решения проблемы:

— через диалог;

— выдвижение гипотез.

  1. Проверка гипотез.
  2. Формулировка правила, сравнение его с научным образцом в учебнике.
  3. Обучение постановке учебных вопросов (проблемных)
  4. Проведение контрольных и проверочных работ с включением заданий проблемного характера.

Проблемное обучение можно применять на уроках, создавая проблемную ситуацию на любом его этапе.

Например, урок русского языка в 7 классе по теме. «Правописание НЕ с причастиями» (7 класс).Работаем парами. На доске записаны слова:

негодующий взгляд, незакончившееся собрание;

не работающий, а сломанный компьютер;

поля не засеяны.

Проблемная ситуация «Почему одни причастия пишутся с НЕ слитно, а другие раздельно?

Формулировка темы, цели.

Или урок в 5 классе. Тема «Буквы З//С на конце приставок».

1.Определяем проблему урока.

Вставьте согласную в приставку:

Бе .. вкусный, бе .. надежный,

Бе .. честный, бе .. совестный.

— В каком случае возникла проблема выбора?

— Какую букву З или С нужно писать в приставке?

—Что общего в словах 1-го и 2-го столбика? А в чем различие?

— Попробуйте сформулировать тему нашего урока. (Правописание буквы З/С на конце приставок)

— Цели урока:

1) познакомиться с…

2) научиться…

2.Решаем проблему, открываем новые знания

ра с сохнуть

ра з бить

бе з заботный

бе с шумный

в з лететь

в с порхнуть

ра з мах

ра с смешить

— Прочитайте слова вслух. Какой звук слышится в приставке? Какие буквы пишутся?

На какие согласные — звонкие или глухие — начинается корень? Что в приставке? Сравните результаты.

3. Сравни и запомни!

Сжечь разжечь здесь здешний

Сдача раздача здание

Сбить счистить здоровье

Стереть сделать здравствуй

— Что вы заметили? Есть догадки о правописании согласных в приставке?

— Аргументируйте ответ. Проверьте информацию в учебнике, которая поможет вам ответить на этот вопрос.

— Сделайте вывод: От чего же зависит правописание З/С на конце приставок?

Дальше используем продуктивные задания: выборочный диктант, самостоятельная работа, творческая работа.

Фрагмент урока в 5-м классе по теме «Знаки препинания при обращении»

Анализ

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Постановка проблемы

Побуждение к осознанию противоречия

Озвучивание мнений

Формулировка проблемы

- Прочитайте предложения на электронной доске.

— Что вы заметили?

— Сформулируйте тему урока?

Читают предложения:

1.Свет мой, зеркальце, скажи…

2. Колокольчики мои, цветики степные, что глядите на меня, темно-голубые?

3. Люблю я вас, леса поля и горы.

4. А теперь ты сыграй что-нибудь, Котик.

— Все предложения содержат обращения.

Но в некоторых стоит одна запятая, а в некоторых — две.

Тема — «Знаки препинания при обращении»

Фрагмент урока в 6-м классе по теме

«Дефисное и слитное написание сложных прилагательных»

Анализ

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Актуализация знаний

- Начнем с орфографической разминки. Запишите слова, объясните их написание.

— Что мы повторили?

— Как пишутся сложные существительные?

Записывают слова:

языковед, водоросли, северо-запад, птицефабрика, нефтепровод,

диван-кровать, летчик-испытатель

Написание сложных существительных.

— Слитно и через дефис

Постановка проблемы

Озвучивание мнений

Формулировка проблемы

- Работа в парах.

Запишите на доске слова столбиком.

(Диктует сложные прилагательные)

— Что общего у них со словами, записанными ранее?

Как это доказать?

Какие это части речи?

Сравним, как вы записали сложные прилагательные.

— Задание было одно, а какой получился результат? Почему?

— Чего мы еще не знаем?

— Значит, какая будет тема урока?

Записывают слова:

юго-западный (юго-запад), северо-восточный (северо-восток), нью-йоркский (Нью-Йорк), желто-синий (цвет), горько-соленый (горький и соленый), железнодорожный (железная дорога),вечнозеленый, сельскохозяйственный

— Это сложные слова.

Имена прилагательные.

Учащиеся сравнивают записи и видят, что кто-то поставил дефис, а кто-то написал слова слитно.

— Результат получился разный.

Мы не знаем, как пишутся сложные прилагательные.

Тема — «Дефисное и слитное написание сложных прилагательных»

Проблемное обучение активизирует мыслительную деятельность, без которой школьнику очень сложно учиться, тем более с интересом.

У большинства учащихся формируется положительная мотивация к изучению предметов, познавательный интерес, возрастает эффективность развития интеллектуальных и творческих способностей учеников.

Уроки с использованием проблемных технологий увлекают детей, приносят радость и учителю, и ученику, расширяют кругозор, развивают зоркость, смекалку и наблюдательность.

Литература:

  1. Гузеев В. В. Методы и организационные формы обучения.- М.: Народное образование, 2001
  2. Гульчеиская В. Г. Что должен знать педагог о современных образовательных технологиях: практическое пособие / В. Г. Гульчеиская. -2011.-280с.
  3. Махмутов М. И. Организация проблемного обучения.- М. Педагогика,1987.-200с.