Влияние различных стилей привязанности на формирование замкнутого характера человека и на его восприятие жизни | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: 23. Психология

Опубликовано в

XXIV международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, октябрь 2021)

Дата публикации: 23.10.2021

Статья просмотрена: 287 раз

Библиографическое описание:

Валяева, М. И. Влияние различных стилей привязанности на формирование замкнутого характера человека и на его восприятие жизни / М. И. Валяева. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XXIV Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 52-59. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/402/16708/ (дата обращения: 26.04.2024).



В данной статье мы размышляем о важности формирования привязанности как особого типа поведения, способствующего формированию гармоничной личности, доверяющей миру.

Ключевые слова: ребенок, тревожность, недоверие, привязанность, типы/стили привязанности, избегающая привязанность, родители, значимый взрослый, эмоциональная связь, воспитание, отношение родителей к ребенку.

Тайна человеческой души заключена в психических драмах детства. Докопайтесь до этих драм, и исцеление придет.

Зигмунд Фрейд

Характер человека и его отношение к жизни закладываются в индивиде с самого детства и в течение жизни корректируются опытом. Очень важно для родителей организовать грамотную среду для своего ребенка, в которой он будет расти и развиваться. Ведь каждое слово или действие будет, так или иначе, влиять на будущее понимание мира ребенком.

Нарушая данную структуру, родители подвергают риску своих детей на получение эмоциональных, психологических травм, которые могут повлечь за собой трагичное восприятие жизни ребенком и формировании тяжелого характера. Такие дети часто бывают замкнутыми и закрытыми от внешнего мира или наоборот чрезвычайно агрессивными в отношении внешнего мира. Но из чего же именно складывается такой характер человека?

В первую очередь необходимо рассмотреть само понятие замкнутости. Замкнутость — состояние, при котором человек не стремится быть коммуникативно активным. Он ориентируется на свои собственные мысли, образы и переживания, проводит время в одиночестве, избегая больших компаний, публичных выступлений. Как правило, у замкнутых людей отсутствует инициативность, они угрюмы, пессимистичны, тяжело сходятся с людьми, недоверчивы [2].

Замкнутость может быть устойчивой чертой личности, ситуативной реакцией или симптомом психического заболевания [3]. На каждый вид данного понятия влияют разные условия. Чаще всего к причинам замкнутости относят страх быть отвергнутым, непонятым или высмеянным, боязнь осуждения, предыдущие уничижительные высказывания в адрес человека, заниженная самооценка, невозможность или нежелание взглянуть на возникшую ситуацию оптимистично, по-новому [4].

Большинство перечисленных выше причин появляются либо в раннем детстве, либо еще до рождения ребенка, когда он, находясь в утробе матери, жил с ней одной жизнью, воспринимал её эмоции и чувствовал каждую перемену в её настроение. В это время между ребенком и матерью формируются очень прочная связь, и после рождения она становится еще прочнее и продолжает формироваться с другими людьми, находящимися с ребенком постоянно.

Американский психолог Джон Боулби разработал теорию, согласно которой в возрасте до 3 лет у ребенка формируется способность выстраивать открытые, доверительные отношения только при условии, что в этот период времени у него сформировалась здоровая привязанность к матери либо опекуну, заменяющему ее. Ученый обозначил привязанность как устойчивую психологическую связь, формирующуюся в результате тесного взаимодействия. Это теплое взаимодействие дает малышу чувство защищенности от непредсказуемого внешнего мира и ощущение уверенности [5].

Привязанность к значимому взрослому — это площадка, на которой ребенок учится завязывать социальные отношения и определять степень базового доверия к миру. Поскольку младенец чисто технически не может выйти из отношений с родителями, ему приходится адаптироваться к любому отношению со стороны взрослого, в том числе к холодности, отвержению или непредсказуемому поведению [6].

Таким образом, Д. Боулби выделят 4 основные типа привязанности.

1. Надёжная привязанность

Это самый здоровый тип привязанности. Он складывается у детей, которые растут в счастливых, дружных семьях, где родители постоянно поддерживают с ними эмоциональный контакт. Во взрослой жизни они не отталкивают от себя близких и сами не становятся зависимыми от них. Они доверяют близким, чувствуют себя достойными любви, уважают партнёра и готовы искать компромисс [7].

2. Тревожно-устойчивый тип

Он формируется, когда ребенок не обладает уверенностью, что важный для него взрослый будет рядом с ним в тот момент, когда он понадобится. Поэтому такие дети очень тяжело переживают разлуку, настороженно относятся к чужим людям и не всегда готовы действовать самостоятельно, потому что не ощущают себя в полной безопасности. Исходя из исследований, стало известно, что у таких детей формируется неоднозначная реакция на возвращение матери: он и рад этому возвращению, и зол на то, что его бросили. Как результат такие дети вырастают неуверенными в себе и в своих отношениях с другими людьми, часто они слишком сильно нуждаются в подтверждениях взаимности.

3. Тревожно-избегающий и избегающие-отвергающий типы

В отличие от предыдущего типа, здесь у ребенка не возникает избыточной потребности во внимании и заботе — наоборот, он перестает их ждать. Эти дети усваивают, что потребность в близости приводит к разочарованию, и стараются в дальнейшем обходиться без нее. Это происходит из-за того, что ребенок в детстве получал слишком мало родительской любви и внимания и очень рано столкнулся с холодом и отвержением. Повзрослев, человек всеми силами подавляет в себе потребности в эмоциональной связи, держится отстраненно, как будто он все время сам по себе.

4. Дезориентированная привязанность

Чаще всего формируется в семьях, где ребёнок подвергается физическому насилию. Их поведенческие реакции противоречивы и часто меняются. Человек с дезориентированным чувством привязанности может долго добиваться чего-либо, а добившись — тут же всё бросить и забыть. [8].

Более подробно про каждый стиль привязанности описано в таблице 1 [9].

Таблица 1

Сравнительная таблица типов привязанности

Стили привязанности

События детства/ поведение родителей

Поведение ребенка

Поведение взрослого человека

1.

Надежный

Родитель:

—доступен ребенку

—чутко воспринимает сигналы ребенка

—адекватно реагирует на его потребности

—отзывчив и ласков, когда ребенок ищет защиту/

успокоение/

помощь

Дети чувствуют себя в безопасности и могут с интересом изучать окружающий мир

-Уверены в себе

—Отсутствует ревность и навязчивый страх потерять партнера

—Комфортное состояние, как в одиночестве, так и в окружении людей

—Умение свободно выражать и принимать любовь, доверять

2.

Тревожный

Родители в одно время чутки и заботливы, а в другие полностью игнорируют потребности ребенка

-у ребенка нет уверенности, что когда ему будет необходима забота и помощь родителей, он её получит.

—не слишком открыт к миру

—все время старается держаться поближе к матери, боится её отпускать

— боится быть отвергнутым

-желание высокой эмоциональной близости с партнером

—партнер становится центром их жизни

—неуверенность в себе, как следствие ревность

—нужда в постоянном подтверждение, что их любят и ждут

—склоны все драматизировать

—готовы прощать партнеру многое

3.

Избегающий

-родители эмоционально не доступны, холодны и безразличны

—отталкивают и игнорируют ребенка, не замечая его потребности в поддержке и заботе

-ребенок начинает чувствовать себя нелюбимым, ненужным

—у ребенка нет уверенности, что в случае необходимости он получит поддержку

—он перестает просить и жаловаться

—он думает, что не нужен никому

—растет сам по себе, недоверчив к людям и миру

—избирает сдержанную и безразличную манеру поведения, чтобы избежать новых разочарований

недоверчивость, закрытость, отстраненность

—избегает близости и страха быть уязвимым перед кем-то

—высокая степень независимости и самостоятельности

—боится предательств, постоянно ждет, что его бросят, отвергнут

—страх испытать боль отвержения

—не верит в любовь и проявление заботы со стороны других людей

4.

Дезориентированный

Ребенок подвергается насилию

Проявление страха,

противоречивое поведение,

предпочитают, чтобы их боялись

-отсутствие веры в любовь

—долго добиваются отношений, а добившись все бросают

В случае замкнутости и недоверия к миру нас интересует избегающий привязанности, при котором ребенок, взрослея, перестает допускать доверительные отношения с взрослыми и ровесниками. Он пытается отгородиться от ранящего мира и в его голове присутствует постоянная мысль — «никому нельзя доверять», что чаще всего является скрытой депрессивной симптоматикой, обусловленной болезненным переживанием разрыва отношений с близким взрослым или при частом отвержении с его стороны.

Такие люди вырастают холодными к жизни в социуме. Испытав какие-либо эмоции, они редко делятся ими с окружающими людьми, им трудно и страшно показывать свои чувства, изъяснятся в своих желаниях. Внутренне они могут быть уверены в себе, они самостоятельны и независимы. Если говорят с другими людьми, то обсуждают любые темы, но только не себя. Они не требовали внимание матери в детстве, а в совершеннолетнем возрасте испытывают с этим проблемы, так как, даже нуждаясь во внимании, они будут отвергать любую помощь.

Из-за тяжелых, больных эмоций, пережитых ранее, взрослые люди с избегающим типом привязанности будут бояться испытать их снова. И даже если они не помнят ситуаций из детства, их нейронные связи в мозге, запоминающее весь пережитый опыт, буду способствовать образованию кортизола. Гормона, который вырабатывается, когда тело чувствует угрозу, физическую или психологическую и начинает испытывать стресс. Это способствует избегающему поведению, стремлению к изоляции от общества и поиску возможности укрыться в безопасной для выживания обстановке.

В пример приведем исследование Мэри Эйнсворт. Она расширила теорию Боулби о привязанности в 1970-х годах. Её новаторство наглядно в создании метода оценки привязанности у младенцев в возрасте от года до полутора к значимому взрослому — так называемая процедура «Незнакомой ситуации»

На время процедуры мать и ребёнка помещают в незнакомую игровую комнату с игрушками. При этом исследователь наблюдает за ними через одностороннее зеркало. Процедура состоит из восьми последовательных этапов, в которых ребенок испытывает краткосрочное отделение с матерью и воссоединение с ней, а также присутствие незнакомого взрослого.

Психолог объяснила тревожный тип привязанности так: во время эксперимента у ребенка проявляется безразличное отношении к уходу матери, отсутствие страха перед посторонними взрослыми, низкий уровень ответного поведения. Эйнсворт предположила, что невозмутимое поведение младенцев является маскировкой горя. Это происходит в том случае, когда потребности ребёнка не учитывались, и он приходит к убеждению, что удовлетворение его нужд не имеет значения для значимого взрослого.

Избегающая привязанность формируется, когда у ребенка был опыт отказа в привязанности, когда родители отвергают ребёнка, не реагируют на его потребности, никак не поддерживают эмоционально, или при преобладании запретительных форм воспитания.

Тогда человек во взрослой жизни обычно избегает близких отношений, держит партнёра на расстоянии, а ещё, как правило, скрывает свои чувства. Причём, несмотря на замкнутое поведение, такому человеку очень нужны отношения и поддержка. Без них он чувствует себя одиноким [9].

Таким образом, в этой статье была раскрыта тема замкнутого поведения человека, а также причина его появления. Родители или опекуны, уделяя внимание ребенку в первые годы его жизни, должны понимать, какую роль они играют, и какое будущее для своего младенца они программируют. Им следует быть более внимательными к скрытым просьбам, которые ребенок демонстрирует через эмоции и действия. Ведь именно в тот момент родители определяют, как ребенок будет проявлять себя во взаимоотношениях с другими людьми в будущем.

Литература:

  1. Безрукова, В. С. Основы духовной культуры / В. С. Безрукова. —:, 2000. — c. — Текст: непосредственный.
  2. Замкнутость. — Текст: электронный // Красота и медицина: [сайт]. — URL: https://www.krasotaimedicina.ru/symptom/psycho-emotional/unsociability (дата обращения: 20.10.2021).
  3. Замкнутый Замкнутость. — Текст: электронный // Качество Личности: [сайт]. — URL: https://podskazki.info/zamknutost/ (дата обращения: 20.10.2021).
  4. Теория привязанности. Почему мы строим отношения по одним и тем же схемам. — Текст: электронный // Сноб: [сайт]. — URL: https://snob.ru/selected/entry/117525/ (дата обращения: 20.10.2021).
  5. Типы привязанности, этапы развития и влияние типа привязанности на формирование личности. — Текст: электронный // AG Media: [сайт]. — URL: https://autogear.ru/article/395/815/tipyi-privyazannosti-razvitie-i-vliyanie-tipa-privyazannosti-na-formirovanie-lichnosti/ (дата обращения: 20.10.2021).
  6. 4 вида привязанности между родителями и ребёнком. И как они влияют на взрослую жизнь. — Текст: электронный // Мел: [сайт]. — URL: https://mel.fm/vospitaniye/eksperty/4607238-attachment (дата обращения: 20.10.2021).
  7. 4 вида привязанности между родителями и ребёнком. И как они влияют на взрослую жизнь. — Текст: электронный // Мел: [сайт]. — URL: https://mel.fm/vospitaniye/eksperty/4607238-attachment (дата обращения: 20.10.2021).
  8. 4 стиля привязанности. — Текст: электронный // ИРСУ: [сайт]. — URL: https://irsu.info/material/4-stilya-privyazannosti/ (дата обращения: 20.10.2021).
  9. Теория Привязанности. — Текст: электронный // b17: [сайт]. — URL: https://b17-ru.turbopages.org/b17.ru/s/article/296756/ (дата обращения: 20.10.2021).

Ключевые слова

воспитание, ребёнок, родители, тревожность, недоверие, привязанность, типы/стили привязанности, избегающая привязанность, значимый взрослый, эмоциональная связь, отношение родителей к ребенку