Влияние привязанности в детско-родительских отношениях на благополучное развитие ребёнка в век цифровизации | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 23. Психология

Опубликовано в

XXIII международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, октябрь 2021)

Дата публикации: 10.09.2021

Статья просмотрена: 207 раз

Библиографическое описание:

Трофимова, Е. И. Влияние привязанности в детско-родительских отношениях на благополучное развитие ребёнка в век цифровизации / Е. И. Трофимова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XXIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 30-32. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/400/16650/ (дата обращения: 27.04.2024).



В статье говорится о том, что в век всемирной цифровизации происходит трансформация детско-родительских отношений. Девайсы становятся посредниками в отношении между родителями и детьми. В связи с этим девайсам удается «дистанцировать» ребёнка от родителей. О том, что время нахождения детей в сети интернет с каждым днём увеличивается, что неблагоприятным образом сказывается на когнитивной сфере развития детей. В благополучном эмоционально-личностном развитии большую роль играет привязанность в детско-родительских отношениях. Забота родителей об эмоциональном благополучии детей является одним из главных условий полноценного развития.

Ключевые слова: девайс, гаджет, цифровизация, трансформация, детско-родительских отношения, цифровые устройства, привязанность, виртуальный мир.

Компьютерные электронные системы, на которых построен современный мир, проникли во все сферы жизни и деятельности человека. Компьютер является инструментом технического развития и решает огромное множество задач. В век цифровизации происходит трансформация отношений детей и родителей.

Цифровая индустрия в настоящее время представляет родителям широкий спектр разнообразных устройств. Пока девайсы выполняют функции взрослых, родители получают возможность высвободить время для собственных дел. Все эти нововведения в цифровой век коренным образом изменяют взаимоотношения детей и родителей. Мамам стало проще доверить ребёнка цифровой няне, которая великолепно может выполнить множество родительских задач: почитает сказку, разучит песню. Волей или неволей современные дети с малых лет сталкиваются с цифровыми устройствами. Девайсам удаётся «дистанцировать» малыша от взрослых, они становятся посредниками в детско-родительских отношениях. Мониторы активности выполняют функции контроля и дают возможность увеличить дистанцию между взрослыми и детьми. Ребёнок привыкает к цифровым устройствам, начинает воспринимать их как норму. Появляется потребность всегда быть в режиме онлайн. Цифровые устройства становятся для современных детей собеседником, учителем, источником знания. И начинают выполнять роль посредников между родителями и их детьми. Этот факт сокращает совместную деятельность, досуг. К сожалению, родители осознают уже поздно — время упущено. Виртуальная реальность поглотила ребёнка. У ребёнка начинается «цифровая социализация» и формируется привязанность к виртуальному миру, а не к собственным родителям. Наши дети являются первопроходцами на рискованном пути цифровой трансформации.

Время нахождения детей в сети с каждым днём увеличивается. В сравнении с 2014 годом, в 2021 году — нахождение подростков в сети интернет выросло в 2,5 раза [8].

Подростки, в среднем каждый второй, не видят разницы между виртуальным и реальным миром и считают, что в равной мере живут в этих мирах, в постоянном переключении. Масштаб глобальной эпидемии приобрела интернет-зависимость. Она намного быстрее формируется, чем любая другая традиционная зависимость. Особенности когнитивного и личностного развития беспокоят современных родителей. Когнитивные функции — внимание, память, воображение, эмоции, мышление — основа любой деятельности. Изменение этих функций связано с адаптацией детей в информационном обществе. Изменяются механизмы памяти: запоминается место, где оставлена важная информация, а не содержание. Некоторые учёные этот факт называют цифровым слабоумием. Это не может не тревожить. У молодёжи развито клиповое мышление, а не линейное. Произошло изменение механизмов распределения и переключения внимания, снижение концентрации внимания.

92 % родителей к гаджетам приучают детей уже с 4–5 лет. Мозг ребёнка должен развиваться не в цифровой среде, а в естественных условиях. Изменение способов коммуникации приводит к общей разрозненности и цифровому аутизму. Дети перестали контактировать, не проникают во внутренний мир друг друга. Отягчающим становится живое общение. Дети родились со смартфоном в руках, в отличие от взрослых, которые помнят ещё реальность «без цифры». В чём принципиальное отличие «цифровых» школьников от их ровесников, которые учились 25–30 лет назад? Дети гораздо больше стали находиться дома, меньше проводить время на улице. Общение с близкими заменил компьютерный экран. Дети перестали играть в подвижные игры, потерян навык командного взаимодействия. Очень серьёзный риск на сегодняшний день, который родители не всегда осознают, это диагноз — цифровая зависимость. Данный диагноз введён в международную классификацию болезней (МКБ -11) [2].

Что же делать в данной ситуации? Как же удержать баланс в таких условиях в детско-родительских отношениях? Как растить в цифровом мире наших детей, ведь они в нём являются коренными жителями, а мы лишь эмигранты? Тем не менее, именно родители должны за собой вести детей.

В 1763 году Жан Жак Руссо говорил, что быть буфером между детьми и обществом — в этом заключается основная роль родителей. Эта мысль и сегодня актуальна. До тех пор, пока дети не научатся правильно обращаться с цифровыми устройствами и информацией, родители должны для них быть своеобразным буфером. Родители должны сформировать естественную привязанность к близким взрослым [6].

Из теории привязанности и психологии развития мы знаем, что родители должны создать условия, чтобы их дети выросли физически и психически здоровыми людьми. В зависимости от того, находится ребёнок со взрослыми в отношениях привязанности или нет, может сильно измениться траектория развития. Дети за взрослыми, к которым не привязаны, — не следуют. У преподавателей, которых не любят, — не учатся. Получается, что родители должны завоевать их сердца своей заботой. Забота об эмоциональном благополучии является одним из главных факторов развития. Чувствует ли ребёнок радость? Переживает ли грусть? Испытывает ли он полный спектр человеческих эмоций, тех эмоций, которые наделяют нас человечностью. Раньше считалось, что ради удовлетворения потребностей ребёнок с матерью поддерживает отношения. Джон Боулби увидел помимо данного взаимодействия ещё и социальную составляющую: что ребёнку адаптироваться к окружающему миру помогает привязанность к матери, и что отсутствие длительное время взаимодействия со значимым взрослым приводит к психологической травме.

Теория привязанности Д.Боулби произвела огромное впечатление. После доклада Д.Боулби нормой перестали считать ясли, стали пускать родителей в детские больницы, увеличили отпуск по уходу за детьми. В книге Л.Петрановской «Тайная опора» автор, опираясь на научную теорию привязанности, описывает: «Как зависимость и беспомощность превращается в зрелость, как любовь и забота год за годом формирует в ребёнке тайную опору, на которой, как на стержне, держится его личность» [5]. Об эмоциональном здоровье детей призвана заботиться именно привязанность. Родители должны охранять и защищать сердца детей, а не оставлять их наедине с миром, который может причинить им боль. Но невозможно сформировать привязанность за экраном планшета. Это реализуется при личном взаимодействии. От родителей требуется не просто отслеживать пользование устройствами. Нужно стать значимым для ребёнка человеком, необходимым и нужным, к которому бы он привязался, стал уважать и ценить его мнение [10].

Невозможно отправить детей в неизведанный мир невооружёнными. Необходимое условие подлинного «гражданства» в мире цифровизации — зрелость. И лучшими и главными «проводниками» в этот мир по-прежнему являются родители.

Литература:

  1. Денисенкова Н. С., Красило Т. А. Развитие дошкольников в эпоху цифровой социализации // Современное дошкольное образование. 2019 № 6 (96) С.50–57.
  2. Киселёв С. Ю. Дошкольный возраст — критический период не только психологических процессов, но и личности ребёнка в целом// Современное дошкольное образование.-№ 2 (104).-С.4–11.
  3. Латур Б. В. Об интеробъективности науки // Социология вещей: Сб.ст. / под ред. В.Вахштайна. М.: И.Д. «Территория будущего», 2006. С.169–199.
  4. Майорова-Щеглова С. И. Социальные факторы, влияющие на деструктивность детско-родительских отношений // Вести НГТУ. Социальные науки. 2018 № 4(52) С.55–61.
  5. Петрановская Л. В. Тайная опора //АСТ,2020, с.288.
  6. Поливанова К. Н. Детство в меняющемся мире [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2016 т.5, № 2, С.5–10.
  7. Смирнова Е. Ю.,Матушкина Н. Ю., Смирнова С. Ю. Виртуальная реальность в раннем и дошкольном детстве // Психологическая наука и образование. 2018,т.23 № 3, С.42–53.
  8. Солдатова Г. У., Рассказова Е. И. Роль родителей в повышении безопасности ребёнка в интернете: классификация и сопоставительный анализ // Вопросы психологии 2013, № 2 С.3–14.
  9. Солдатова Г. У., Ртищева М. А., Серегина В. В. Академический вестник. Научно-практический журнал Академии социального управления. 2017, т.3 № 25, С.29–37. Онлайн риски и проблема психического здоровья детей и подростков.
  10. Электронный ресурс: http://detki-pogodki.ru/teoria-shesti-urovnej-privyazannosti-gordona-njufelda.htmi