Тема самопожертвования в произведениях русской и немецкой литературы | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: 28. Филология и лингвистика

Опубликовано в

XX международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, май 2021)

Дата публикации: 14.04.2021

Статья просмотрена: 681 раз

Библиографическое описание:

Глухова, В. В. Тема самопожертвования в произведениях русской и немецкой литературы / В. В. Глухова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XX Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 72-74. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/394/16484/ (дата обращения: 26.04.2024).



В статье авторы пытаются раскрыть сущность самопожертвования на примере произведений русской и немецкой литературы.

Ключевые слова: самопожертвование, мотивы, война, любовь, пороки.

Во все времена тема самопожертвования тесно переплеталась с темой личной ответственности. Самопожертвование определяется как готовность отказаться от удовольствий, от личных жизненных целей, от собственной жизни ради защиты интересов других людей. Человек, как высокоорганизованное существо, знаком с понятиями морали, сострадания, милосердия. Цель самопожертвования заключается в достижении благополучия для другого человека, родины, планеты.

Мотивы для совершения подобных поступков могут быть абсолютно разные: военный долг, любовь, альтруизм и т. п. Чтобы ответить на вопрос, ради чего люди отказываются от своих интересов или рискуют жизнью, рассмотрим некоторые произведения мировой литературы.

Война. Сколько ужасов и горечи содержит в себе это понятие. Однако, война помогает людям переосмыслить себя, свои ценности и взгляды на мир. Ошибочно полагать, что человек является жертвой войны. Любая война порождается людьми и главной задачей каждого человека является осмыслить себя, а также все происходящее вокруг. Тем не менее, война может не только расколоть народ, но и сплотить его. Одним из ярких примеров является Вторая мировая война. Каждый народ отстаивает свои интересы, но часто люди бывают вовлечены в войну против своей воли. Именно в таких условиях проявляются их нравственные качества.

В романе “Седьмой крест” Анна Зегерс [1] показывает историю бегства семи заключенных из концентрационного лагеря. В произведении подробно показано отношение простых немцев, находящихся в тылу, к фашистской идеологии. Зегерс поднимает вопрос моральных ценностей. В ходе повествования Зегерс ставит каждого из своих персонажей перед необходимостью выбора. Одна часть немецкого населения поддерживает политику фашизма, другая часть — это люди, смирившиеся со своей участью, которые всячески пытаются подстроиться под новую идеологию. Тем не менее, находятся люди, которые рискуя своей жизнью, всеми силами помогают сбежавшим.

Еще одним примером самопожертвования в военное время является роман Эрих Марии Ремарка “Триумфальная арка” [2]. Главный герой — немецкий беженец, талантливый хирург, вынужденный нелегально жить во Франции. За свое неповиновение, а именно укрытие двух беженцев, Равик попадает в гестапо, где переносит мучительные пытки и теряет свою возлюбленную. Следует обратить внимание на то, что люди, спасенные Равиком не являются для него ни друзьями, ни родственниками, ни даже знакомыми. Однако, осознавая, что их ожидает, Равик рискует своей жизнью, чтобы спасти их. После герой сбегает и оказывается в Париже, где незаконно работает в клинике. По пути на работу он видит, как у одного здания обрушилась леса. Равик понимает, что одну женщину ранило. Перед ним стоит нелегкий выбор: пройти мимо или помочь пострадавшей. Он осознает, какие последствия для человека без документов может понести за собой это действие. Однако после недолгих раздумий, он принимает решение помочь. Равиком движет чувство долга, он не может стоять в стороне, видя, как окружающие его люди страдают.

Стоит также упомянуть, что не только на войне люди жертвуют своими интересами. Очень часто люди готовы пожертвовать собой ради того, кого они любят. Это может быть любовь не только в ее романтическом проявлении, но также любовь к родным. Примером может послужить Антония Будденброк из произведения Томаса Манна “Будденброки” [3]. Антония влюблена в сына лоцмана Моргена. Однако, возвращаясь однажды домой, она случайно находит семейную тетрадь и понимает, что она должна содействовать возвышению своего рода. Ставя интересы семьи выше своих собственных, Антония вписывает в тетрадь еще одну строчку, где сообщает об обручении с господином Грюнлихом. Антония — не единственный пример в данном произведении, кто идет против воли своего сердца в угоду помощи семье. Том тоже вынужден оставить любимую женщину, продавщицу цветочного магазина.

В подобном самопожертвовании отображается буржуазия того времени, когда был написан роман. Суть буржуазии заключается в знании своего рода, своих корней и традиций. Антония также несет в себе это ощущение принадлежности к роду.

В русской литературе также прослеживается подобная тематика. Одним из известных примеров является роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” [4]. Соня Мармеладова ставит нужды семьи выше своих. Для того, чтобы прокормить семью: пьяницу-отца, мачеху и ее детей, Соня добровольно решается пойти по «желтому билету». Несмотря на весь ужас данной «профессии», девушка не жалеет о своем решении, не думает о своих интересах.

Возвращаясь к теме войны, следует отметить еще одно произведение Ремарка “Ночь в Лиссабоне” [5]. Ремарк создает историю чистой, искренней, бескорыстной любви Иосифа и Елены, полной самопожертвования. Елена изображена в произведении как сильная волевая женщина, готовая пойти на все, чтобы обеспечить безопасность своему мужу. Гонимые, герои не теряют жизненной энергии и азарта. У Иосифа и Елены ничего нет, и в то же время есть все. Но никакие невзгоды им не страшны, так как они есть друг у друга.

Однако всегда ли люди жертвуют своими интересами, свободой или жизнью ради других людей? В некоторых случаях самопожертвование исходит из человеческих пороков: стыда, страха или гордыни. Так в произведении Бернхарда Шлинка “Чтец” [6] главный герой узнает тайну своей возлюбленной Ханны. Ханна безграмотна и этот факт объясняет большую часть ее поступков: она меняет работу, боясь повышения, так как новая должность требует от нее умения читать. Из-за страха раскрытия своего секрета Ханна берет вину на себя и говорит, что это она написала объяснение происшествия с заключенными, чтобы скрыть настоящий ход событий. Для Ханны гораздо важнее скрыть свою неграмотность, чем отстоять собственную невиновность и свободу. Из-за стыда, страха быть осмеянной Ханна готова обречь себя на большее наказание, чем она заслуживает.

Таким образом, на примере всего вышеизложенного, можно увидеть, что мотивы для самопожертвования могут быть разнообразными. Большое значение имеют обстоятельства, время и душевное состояние человека. Немаловажную роль играют и личные качества людей. Они могут быть как положительными (альтруизм, гуманность, добросердечность), так и отрицательными (боязнь, высокомерие, стыдливость).

Необходимо подчеркнуть, что примеры самопожертвования людей можно увидеть в литературе любой страны, так как независимо от места проживания, менталитета и культуры, черты характера людей и их мотивы являются схожими.

Литература:

  1. Зегерс А. Седьмой крест — М: Правда, 1982.
  2. Ремарк Э. М. Триумфальная арка — М: АСТ, 2017.
  3. Манн Т. Будденброки — М: АСТ, 2020.
  4. Достоевский Ф. Преступление и наказание — М: Эксмо, 2018.
  5. Ремарк Э. М. Ночь в Лиссабоне — М: АСТ, 2019.
  6. Шлинк Б. Чтец — М: Азбука СПб, 2016.