Перспективы развития инновационной образовательной технологии дистанционного обучения в системе среднего профессионального образования | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 июня, печатный экземпляр отправим 8 июня.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 24. Педагогика

Опубликовано в

XX международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, май 2021)

Дата публикации: 26.04.2021

Статья просмотрена: 11 раз

Библиографическое описание:

Горюнова, В. Ю. Перспективы развития инновационной образовательной технологии дистанционного обучения в системе среднего профессионального образования / В. Ю. Горюнова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XX Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 67-70. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/394/16381/ (дата обращения: 23.05.2022).



В статье рассматривается дистанционное обучение как одно из перспективных и инновационных направлений работы при подготовке высококвалифицированных кадров в условиях среднего профессионального образования, сущность, особенности организации, методы контроля обучающихся при использовании данной технологии.

Ключевые слова: дистанционное обучение, инновационные технологии, Интернет, профессиональное образование, зачетно-рейтинговая система.

The article considers distance learning as one of the promising and innovative areas of work in the preparation of highly qualified personnel in the conditions of secondary vocational education, its essence, features of the organization and methods of monitoring students when using this technology.

Keywords: distance learning, innovative technologies, Internet, vocational education, credit-rating system.

Современное профессиональное образование требует эффективной подготовки высококвалифицированных кадров, готовых к профессиональной деятельности в постоянно меняющемся мире. Новые запросы общества к уровню профессионализма специалистов предполагают внедрение инновационных технологий в профессиональную подготовку обучающихся. В этой связи особая роль отводится дистанционному обучению как одному из перспективных направлений работы с обучающимися.

Теме становления и развития дистанционного обучения в России уделяли большое внимание многие ученые и педагоги-практики. Существуют различные определения данного понятия. Е. С. Полат дает следующую трактовку: «Дистанционное обучение — это новая форма обучения, которая уже существует наряду с очной формой, заочной, экстернатом и предусматривает взаимодействие учителя и учеников между собой на расстоянии посредством ИКТ и интернет-технологий» [2]. А. В. Хуторской определяет дистанционное обучение как «заочное, корреспондентское обучение, экстернат; все эти способы получения образования претендуют на звание дистанционных, поскольку означают обучение на расстоянии» [3].

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 16) трактует дистанционные технологии как «образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников». Согласно приказу № 137 Министерства образования и науки РФ от 06.05.2006 «Об использовании дистанционных образовательных технологий», итоговый контроль при обучении с помощью ДОТ (дистанционных образовательных технологий) можно проводить как очно, так и дистанционно. Дистанционное обучение претендует на отдельную форму обучения (наряду с очной, заочной, вечерней, экстернатом) и занимает всё большую роль в модернизации образования.

Принципиальным отличием дистанционного образования от традиционных видов является то, что в его основе самостоятельная познавательная деятельность обучающегося. Самостоятельное приобретение знаний не должно носить пассивный характер — обучающийся с самого начала должен быть вовлечен в активную познавательную деятельность, предусматривающую применение знаний для решения разнообразных проблем практической деятельности. Дистанционное образование, индивидуализированное по своей сути, не должно вместе с тем исключать возможности коммуникации не только с преподавателем, но и с другими партнерами образовательного процесса.

Выделяют следующие особенности, присущие дистанционному обучению, которые можно рассматривать как несомненные плюсы данной технологии:

  1. Гибкость. Обучающиеся, как правило, не посещают регулярных занятий в виде лекций, семинаров, а занимаются в удобное для себя время, месте и в своем темпе. Каждый может учиться столько, сколько ему индивидуально необходимо для освоения учебного курса, той или иной дисциплины и получения необходимых знаний по выбранному направлению.
  2. Модульность. В основу программ дистанционного обучения закладывается модульный принцип. Каждый учебный курс адекватен по содержанию определенной предметной области, что позволяет из набора независимых, но логически взаимосвязанных учебных курсов формировать учебный план, отвечающий индивидуальным или групповым потребностям.
  3. Параллельность. Совмещение с основной профессиональной деятельностью или учебой.
  4. Дистанционность. Расстояние между обучающимся и образовательным учреждением не является препятствием для эффективного образовательного процесса.
  5. Массовость. Количество обучающихся не становиться критичным параметром. Все обучающиеся имеют полноценный доступ к источникам учебной и справочной информации, а также могут общаться друг с другом и с преподавателем через различные средства связи.
  6. Рентабельность. Оценка специалистов показывает, что дистанционное обучение обходится приблизительно в 1,5–2 раза дешевле других форм получения образования.
  7. Социальность. Равная возможность получения образования, независимо от места и условий проживания, материального положения.
  8. Интернациональность. Экспорт и импорт образовательных услуг.

Организация дистанционного обучения в условиях СПО реализуются с помощью практически всех доступных телекоммуникационных сервисов, таких как электронная почта, тематические рассылки, электронные журналы, чат, веб-конференции, доски объявлений и т. п. Подробнее остановимся на системе видеоконференцсвязи ClassPoint. Преподаватель видит одновременно до 12 видеоизображений, удаленных от него обучающихся, и может позволить им видеть столько же. Каждый из участников может говорить и его будут слышать во всем «классе». Это совместная голосовая дискуссия — до четырех участников могут говорить одновременно. Педагог объясняет материал на общей «классной доске». Так называемый «центр внимания» позволяет преподавателю «вызвать» одного или нескольких студентов для ответа, а студентам — попросить преподавателя вызвать их. Возможно запрашивать у преподавателя «центр внимания», при этом они указывают статус запроса (срочно, не срочно). Преподаватель, видя запросы всех участников, отслеживает их активность [1]. Например, предлагается лекционный материал, в котором ставится образовательная проблема. Каждый решает её индивидуально, а результаты рассылает всем однокурсникам. Эти решения обсуждаются с помощью электронной почты — происходит обмен вопросами, мнениями. Результат — коллективный отбор главных проблем по теме, их размещение на учебный веб-сервер.

Практика показывает продуктивность использования следующих видов занятий при ДО: вводное занятие (проводится с целью охвата всего курса в целом, обзора его проблематики, предстоящих занятий; его целесообразно оформлять в виде набора веб-страниц на образовательном сервере); индивидуальное занятие-консультация (проводится с учетом особенностей каждого обучающегося); дистанционная конференция по электронной почте (требует разработки структуры и регламента обсуждения одной проблемы в рамках дистанционной переписки); чат-занятие (проводится в реальном времени и требует четкого расписания и формулировки вопросов-проблем, а также возможности записи текста занятия для анализа и использования в дальнейшем); веб-занятие (дистанционные уроки на основе веб-квестов (специально подготовленных страниц со ссылками по изучаемой теме), конференций в виде форума, семинаров, деловых игр) [1].

Особую популярность приобретают мультимедийные информационные технологии. Разработка мультимедийных учебно-методических пособий является сложной профессиональной задачей, требующей знания предмета проектирования и наличия навыков разработки мультимедийного программного обеспечения. Мультимедийные учебные пособия могут быть представлены на электронном носителе информации или быть доступны через сеть Интернет. Основные этапы разработки мультимедийных образовательных ресурсов включают в себя структурирование учебно-методического материала, техническую подготовку видеоматериала на уровне объединения отдельных модулей и тестирование разработанного проекта. В этой связи актуальным в системе СПО является применение и новейшей системы оценивания знаний — переход на зачетно-рейтинговую систему. Она позволяет вести систематический учет знаний и умений обучающихся, создает свободу выбора вида заданий и продолжительности его выполнения, приучает отвечать за свою подготовку самим, не накапливать долги к концу года. При переходе на данную систему оценивания появляется возможность реализовать такие аспекты, как единство на практике всех функций обучения: образовательной, воспитательной и развивающей; поднятие на новый, более высокий уровень процесса обучения; обновление содержания работы и повышение познавательный активности обучающихся.

Таким образом, дистанционное обучение позволяет создать атмосферу, при которой в доступной форме эффективнее усваивается учебный материал, появляются дополнительные возможности для социализации и адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья. При правильной организации дистанционного обучения в условиях СПО становится возможным оптимизировать процесс обучения, освобождая преподавателей от рутинных операций по разработке и сопровождению учебных материалов, упрощая процедуру контроля и другие процессы, которые можно автоматизировать. Система дистанционного обучения — это хороший, актуальный и высокоэффективный инструмент в руках опытного преподавателя.

Литература:

  1. Алешкина О. В., Миналиева М. А., Рачителева Н. А. Дистанционные образовательные технологии — ключ к массовому образованию XXI века. Актуальные задачи педагогики: материалы VI международной научной конференции. Чита: Молодой ученый, 2015. — С. 63–65.
  2. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учебное пособие для студентов педагогических вузов. М.: Академия, 2002. — 272 с.
  3. Хуторской А. В. Интернет в школе. Практикум по дистанционному обучению. — М.: ИОСО РАО, 2009. — 304 с.