Блокчейн-технологии в сфере государственного управления | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 мая, печатный экземпляр отправим 5 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 15. Экономика

Опубликовано в

XIX международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, апрель 2021)

Дата публикации: 27.03.2021

Статья просмотрена: 34 раза

Библиографическое описание:

Макаров, М. Е. Блокчейн-технологии в сфере государственного управления / М. Е. Макаров. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XIX Междунар. науч. конф. (г. Казань, апрель 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 27-30. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/392/16445/ (дата обращения: 19.04.2021).



В данной статье рассматриваются возможности использования технологии блокчейн в государственном управлении Российской Федерации. Представлены опыт и приоритетные сферы внедрения блокчейн-технологий. Были выявлены основные проблемы и риски внедрения блокчейн-технологий.

Технология блокчейн или технология распределительных реестров, в последние годы набирает популярность и внедряется во все сферы жизнедеятельности современного общества. В 2016 году аналитическое агентство Gartner опубликовало прогноз глобального развития международной экономики и финансов до 2020 года, в котором выделило 10 основных трендов развития, среди которых были обозначены и блокчейн-технологии. По оценкам проведенного Всемирным экономическим форумом исследования, 10 % совокупного мирового ВВП будет храниться с использованием технологии блокчейн.

Прежде всего, необходимо понимать смысл и механизм работы технологии блокчейн. В первую очередь, под блокчейном понимается не «криптовалюты», а система распределительного реестра — способ децентрализованного хранения какой-либо информации. [1; с. 123–127] Основными отличительными чертами блокчейна по отношению к традиционной централизованной базе данных являются: — распределительное хранение информации на нескольких независимых друг от друга источниках; — резервное поэтапное копирование данных на несколько источников с целью защиты от утраты и невозможность внесения изменений и правок в уже зарегистрированную информацию; — публичность

Представляется возможным, поэтапно проанализировать положительные и отрицательные стороны вышеперечисленных отличий в сфере госуправления.

Распределительное хранение информации на нескольких источниках, независимых друг от друга в ресурсообеспечении их деятельности позволяет существенно снизить затраты на содержание крупных централизованных серверов хранения и обработки информации. В системе государственного управления проблема скорости, качества и стоимости обслуживания информационных серверов назрела достаточно давно и с каждым годом, в связи с увеличением объема данных набирает большую актуальность. Рассмотрим данную проблему на примере Росреестра: служба государственной регистрации имеет в распоряжении один централизованный сервер, обслуживающий все региональные органы Росреестра. Таким образом, создаются «пиковые» часы работы, осуществление деятельности в которые невозможно из-за перезагруженности центрального сервера. В некоторых субъектах РФ, работникам службы было предложено изменение в рабочем графике, направленное на освобождение от работы в «пиковые» часы. Однако, каждое региональное подразделение Росреестра имеет значительное количество компьютеров, которые могут выступать узлами цепочки хранения данных в технологии распределительного реестра. В этом случае, повысится скорость и качество работы, минимизируются негативные последствия от внешних эффектов (таких как перебои в электричестве, неполадки с Интернет-соединением и другие происшествия), а также снизятся издержки, направленные на содержание центрального сервера.

Резервное поэтапное копирование данных на несколько источников с целью защиты, представляет собой хранение определенных частей информации одновременно на нескольких узлах блокчейн-системы, что обеспечивает защиту от утери, подмене, внесения односторонних изменений и как следствие — снижение коррупционной составляющей. Однако, в силу своей блочной архитектуры, данная особенность может быть, как положительным, так и отрицательным фактором: невозможность внесения изменений создает проблему повышенного уровня проверки информации перед ее внесением в реестр. К примеру, ошибочное заполнение графы ФИО, адреса, ошибка в какой-либо цифре, не подлежат корректировке; исправление возможно только созданием новой ячейки информации.

Публичность. В разрез к утверждениям об анонимности «криптовалют», блокчейн является публичной системой, позволяющая просматривать определенные сведения об информации, либо саму информацию, если она общедоступна. Данное отличие от централизованной системы является преимуществом и шагом к повышению прозрачности государственного управления.

В рамках Петербургского экономического форума 26 мая 2018 г была проведена дискуссия на тему «Новейшая история блокчейна. Как меняются государственное управление и бизнес» [2]. Подводя итоги, были выявлены следующие проблемы внедрения новой технологии: отставание регулирования, отсутствие взаимопонимания на международном уровне, высокий уровень рисков при использовании блокчейн-технологий.

В рамках форума, также были предложены пути решения выявленных проблем: создание адекватного регулирования, повышение уровня доверия на межгосударственном уровне, создание условий для работы специалистов в России.

По мнению экспертов, опрашиваемых на Всемирном экономическом форуме в 2017 году, блокчейн будет использоваться в государственном управлении ведущими государствами к 2023 г. По прогнозам Организации экономического сотрудничества и развития, около десяти процентов мирового ВВП будут создаваться с использованием технологии блокчейн. Причиной этому, по мнению экспертов, является сокращение расходов, сокращение времени, сокращение рисков и возможность потенциальных доходов [3].

Образование

В июне 2018 года Финансовый Университет при Правительстве РФ заявил, что будет хранить сведения о выпускниках в распределенных реестрах [4]. Каждый диплом получит уникальный идентификатор, который будет сформирован из личных данных студента и нумерации документа. Содержимое будет шифроваться по алгоритму хеширования SHA-256, после чего для каждого диплома будет создана запись в блокчейне с подписью университета. Целью внедрения блокчейна в данную сферу является повышение подлинности сведений, предоставленных потенциальному работодателю о наличии образования у сотрудника.

Государственные закупки и аукционы

В апреле 2018 года, советник президента РФ Сергей Глазьев предложил перевести государственные закупки на технологию блокчейн с целью «окрашивания» денежных средств и их дальнейшего мониторинга. По словам С. Глазьева, это позволит добиться прозрачности и улучшения контроля за движением средств, а при обнаружении их нецелевого использования счета будут блокироваться. «Идея, которую мы сейчас в Московском университете отрабатываем, заключается в том, чтобы без всякого майнинга, без сложных криптоалгоритмов попытаться использовать цифровые технологии, чтобы обеспечить, как говорят, «окрашивание» денег», — сообщил советник В. Путина [5].

Средства электронного голосования

В августе 2016 года заместитель директора департамента информационных технологий Москвы А. Белозёров, выступил с предложением использовать блокчейн-технологии в качестве платформы электронных голосований на портале «Активный гражданин» [6]. Впоследствии данное предложение было реализовано в ноябре 2017 года и было выявлено следующее. Блокчейн не дает вмешиваться только в результаты голосования, менять в них волюнтаристски информацию, но не страхует «Активного гражданина» от накрутки голосов на стадии голосования, предупреждает менеджер другого проекта электронной демократии на блокчейне [7].

Реестр недвижимости

В октябре 2017 на официальном портале проектов нормативных правовых актов был опубликован проект постановления Правительства РФ о проведении в Москве эксперимента по использованию блокчейна в целях мониторинга достоверности сведений Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) [8].

Подводя итог проделанного анализа, следует сделать вывод о больших перспективах внедрения блокчейн-технологий в систему государственного управления РФ. В первую очередь, это связано с переориентацией системы госуправления на «цифровое государство», заявленная В. Путиным во время послания Правительству РФ. [9] Внедрение технологии распределительного реестра способствует решению двух не решаемых ранее проблем, а именно коррупция и транспарентность государственной деятельности. Популяризация и повышение внимания к блокчейн-технологии поспособствовали созданию новых путей реализации программ электронного государства [10]. В январе 2017 года, Институт бизнеса IBM (IBV) представил доклад «Укрепление доверия к правительству», по результатам которого, 90 % руководителей стран планируют к 2018 году увеличить инвестиции в развитие блокчейн решений в различных областях (финансовые операции, управление контрактами, соблюдение нормативно-правовых актов). Использование блокчейна может перевести саму идею электронного правительства на новый уровень. Речь должна идти уже не просто об удобном сервисе предоставления гражданам и бизнесу, а о принципиальном переформатировании самой деятельности государства, полном погружении ее в цифровую экосистему блокчейна.

В результате внедрения данной технологии, произойдет сокращение количества чиновников среднего и низшего уровня, дебюрократизация аппарата государственного управления, ликвидация бумажного документооборота, снижение коррупционной составляющей среди чиновников и снижение транзакционных издержек. Однако, главной нерешенной проблемой является отсутствие современного нормативно-правового регулирования применения блокчейн-технологий, ведущая за собой правовой риск неопределенности ответственности за сбои и дефекты программного кода.

Литература:

  1. А. В. Клечиков, М. М. Пряников, А. В. Чугунов. Блокчейн-технологии и их использование в государственной сфере. // International Journal of Open Information Technologies. — 2017. — № 12. — С. 123–127.
  2. Новейшая история блокчейна. Как меняются государственное управление и бизнес // Росконгресс. URL: https://roscongress.org/sessions/noveyshaya-istoriya-blokcheyna-kak-menyayutsya-gosudarstvennoe-upravlenie-i-biznes (дата обращения: 23.02.2021).
  3. Боги блокчейна: технология может разрушить бюрократию государств. // Forbes. URL: http://www.forbes.ru/tehnologii/344141-bogi-blokcheyna-tehnologiya-mozhet-razrushit-byurokratiyu-gosudarstv (дата обращения: 23.02.2021).
  4. Финансовый университет при Правительстве РФ будет хранить дипломы в блокчейне // CoinMarket. URL: https://coinmarket.news/2018/06/28/finansovyj-universitet-pri-pravitelstve-rf-budet-hranit-diplomy-v-blokchejne/ (дата обращения: 23.02.2021).
  5. Госзакупки в России предлагают перевести на блокчейн // BitNovosti. URL: https://bitnovosti.com/2018/04/26/goszakupki-v-rossii-predlagayut-perevesti-na-blokchejn/ (дата обращения: 23.02.2021).
  6. Институт Развития Интернета создаст рабочую группу для изучения перспектив развития блокчейна в России // Институт Развития Интернета URL: http://ири.рф/news/13832 (дата обращения: 23. 02.2021).
  7. Москва внедрила блокчейн в «Активного гражданина». // Ведомости. URL: https://www.vedomosti.ru/technology/articles/2017/11/28/743305-blokchein-aktivnogo-grazhdanina (дата обращения: 23. 02.2021).
  8. Проект постановления Правительства // Федеральный портал проектов нормативных правовых актов. URL: http://regulation.gov.ru/Files/GetFile?fileid=90543dc5–8022–4a23- b96a-22e61c500723 (дата обращения: 23.02.2021).
  9. Путин объявил переход России на «цифровую экономику» // CNews. URL: http://www.cnews.ru/news/top/2016–12 01_poslanie_federalnomu_sobraniyu_putin_nastaivaet (дата обращения: 23. 02.2021).
  10. Блокчейн против бюрократии: электронное государство на основе технологии распределенного реестра // Forbes. URL: http://www.forbes.ru/tehnologii/343785-blokcheyn-protiv-byurokratii-kakim-dolzhno-byt-elektronnogo-gosudarstvo-na-osnove (дата обращения: 23.02.2021).