Тема героизма военного и послевоенного времени в немецкой литературе XX века
Автор: Безрукова Дарья Владимировна
Научный руководитель: Лысова Елена Борисовна
Рубрика: 28. Филология и лингвистика
Опубликовано в
XIX международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, апрель 2021)
Дата публикации: 22.03.2021
Статья просмотрена: 75 раз
Библиографическое описание:
Безрукова, Д. В. Тема героизма военного и послевоенного времени в немецкой литературе XX века / Д. В. Безрукова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XIX Междунар. науч. конф. (г. Казань, апрель 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 49-51. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/392/16442/ (дата обращения: 23.11.2024).
В статье авторы пытаются определить феномен героизма в произведениях немецких писателей, также рассматриваются особенности отношения к героическим поступкам с учетом исторического прошлого немецкого народа.
Ключевые слова: герой, исток героизма, смысл жизни, подвиг, поступок.
Как гласит народная мудрость: «Героями не рождаются, героями становятся». Особенные, выдающиеся деяния всегда привлекали внимание людей. Им всегда было интересно, почему тот или иной человек вдруг находил в себе силы и совершал героические, выходящие за рамки обыденности поступки. Не имея сколько-нибудь понятного для себя объяснения, в древности люди считали героев полубогами или детьми богов. О них слагали легенды, им поклонялись, им воздвигали памятники. Сверхсилу объясняли даром богов, полученным при рождении либо приобретенным в ходе испытаний. Геракл и Одиссей, Ахилл и Александр Македонский — все они несли в себе силу, подаренную богами. Но чем больше люди интересовались истоками героизма, тем всё чаще приходили к выводу, что не дар свыше и не божественное начало определяет и движет человеком, а его готовность к риску, стремление и готовность совершить нечто выдающееся ради других людей. Зачастую героями становились совершенно обычные современники, волею случая оказавшиеся в условиях, потребовавших от них сделать невозможное.
Одинаковые поступки в разное время и разным людям могут показаться героическими, а могут быть восприняты как абсолютно рядовые, ничем не примечательные. Например, первые космонавты однозначно признавались и почитались как герои, а сейчас полеты в космос давно уже стали обычным событием.
Каждое общество порождает своих героев. В годы войны героями называют людей, совершивших подвиг, добившихся победы в экстремальных боевых условиях. В мирное время — это люди, чья профессия связана с опасностью, риском. Пожарные, выполняя свою повседневную работу, спасают чьи-то жизни, шахтеры, каждый день спускаясь под землю, выполняют и перевыполняют нормы добычи угля, врач, рискуя заразиться опасной болезнью, оказывает помощь тяжелобольному пациенту — все эти примеры можно рассматривать как проявления героизма. Объединяет их поступки одно — готовность к самопожертвованию ради благополучия других.
Иногда, возникновение глобальной угрозы заставляет по-новому посмотреть на ту или иную профессиональную деятельность, не случайно помимо героев войны общество ценит и героев труда. Рядовые врачи, выполняющие свои обычные профессиональные обязанности, в условиях распространения коронавирусной инфекции ежедневно совершали подвиги, жертвуя своим здоровьем ради спасения жизни других людей. Даже в современном циничном мире абсолютное большинство людей считают работу медиков в условиях COVID-19 несомненным подвигом, достойным, чтобы увековечить его в памятниках, стихах и пьесах.
Большинство людей к поступкам героев относятся положительно, информация об их победах служит примером для воспитания многих поколений. При этом всегда интересно проследить, какие условия жизни привели к героическому поступку, что побудило человека отказаться от личных интересов во имя общего блага, что или кто создал предпосылки к развитию у рядового члена общества героических черт характера. Множество подвигов нашли свое отражение в искусстве и литературе. Писатели отражали в своих произведениях такие поступки, ценность которых понятны людям, живущим в разных эпохах.
Традиционно в литературе помимо французской и английской героической прозы, видное место занимали немецкие авторы. Суровые исторические события, нелегкие испытания, выпавшие народу Германии, предопределили эту страну как родину многих выдающихся философов, композиторов, поэтов и писателей, изучающих роль личности в истории, истоки героических поступков в жизни рядовых современников. Спустя многие столетия, яркие, неординарные образы, порожденные сменой государственного строя, войнами, экономическими и социальными катаклизмами, продолжают привлекать внимание, заставляют задуматься о смысле жизни и роли человека в истории.
Одним из таких произведений бесспорно является «Триумфальная арка» Эриха Марии Ремарка. Бурные события, происходившие в Европе в конце 30-х годов и принесшие боль и страдания многим народам, отражены в этой книге через судьбу хирурга Равика. Зародившийся и всё более укрепляющийся нацизм вызывает неприятие у гуманистически настроенных европейцев. Оказавшись в сложной жизненной ситуации, они стараются облегчить страдания других, не задумываясь, жертвуют своим благополучием ради блага людей.
Пройдя суровую школу Первой мировой войны и осознавая, что мир катится к еще более страшным испытаниям, Равик бежит из фашистской Германии в относительно благополучную Францию. Но и здесь ему не удается абстрагироваться от пугающей реальности и забыть об унижениях, которым подвергали его в гестапо. Будучи гуманистом, он помогает людям, не только оказавшимся на его операционном столе, но волею судьбы просто встретившимся на его жизненном пути в Париже. Несмотря на эмоциональное выгорание, усталость и пессимизм он и здесь продолжает помогать посторонним и незнакомым ему людям. Возможное повторение трагедий, произошедших с ним в Германии, где он потерял любимую девушку, приводят его к пониманию необходимости противостоять поглощающему привычный мир злу. И когда судьба случайно вновь сводит его с гестаповцем Хааке, пытавшем его и доведшим до самоубийства его невесту Сибиллу, он не раздумывая решает убить его и осуществляет свой план. Презрев опасности и переступив через свои убеждения, он идет на это убийство, чтобы попытаться защитить других от человеконенавистнической идеологии новой «коричневой чумы». И пусть этот маленький подвиг не смог остановить расползание мечтающих о мировом господстве выродков, но он дал миру шанс на спасение. Вопреки насаждаемой в то время мысли о людях-винтиках, Ремарк наглядно показывает нам эволюцию человеческого духа и способность к подвигу даже такого обессиленного человека, как Равик.
В этом романе наглядно показана трансформация мировосприятия человека, которого люди, близко знающие его, вряд ли бы смогли представить способным на такие подвиги. Жизненные условия, весь прошлый опыт помогли доктору переосмыслить свое мировоззрение, развить те героические черты, которые были скрыты в нем. Стечение жизненных обстоятельств и заложенная в главном герое готовность к самопожертвованию, сделали из него настоящего героя.
Еще одним примером духовного подвига, пусть и совершенно незаметного со стороны, является жизнь Ганса Шнира из романа «Глазами клоуна» Генриха Белля. Автор как бы помещает нас в мысли героя, профессией и смыслом жизни которого становится шутовство, и мы постепенно начинаем смотреть на всё, с ним происходящее, сквозь призму не своего, а его сознания. Мы видим, как растет внутренний протест героя против навязанных ему родителями рамок, как раскрывается его никем не покоренная сущность, стойко противодействуя всем жизненным неурядицам и проблемам.
Ганс живет тоже в очень непростой для Германии период, когда мирового господства не случилось и нации приходится приспосабливаться к новым условиям. Глобальные болезненные процессы, происходящие в обществе, затрагивают буквально каждую немецкую семью. Кто-то как флюгер разворачивается в нужную сторону, кто-то игнорирует происходящее в угоду собственному спокойствию, а Ганс не может смириться с лицемерием окружающего мира и добровольно уходит из семьи.
Не все принимают его добровольный выбор нищеты и скитаний, отсутствие ясной перспективы, и к имеющимся трудностям добавляется уход любимой женщины Мари. Любой другой человек наверняка бы сломался под напором таких обстоятельств, но герой Белля не меняет принятого решения и продолжает идти выбранным путем шута. Противопоставляя себя всему миру, герой получает возможность к саморазвитию, самосовершенствованию. Обычно, в случаях утрат человек обращает свои мысли к Богу, ища поддержки и защиты, но Ганс Шнир осознанно лишает себя и этой возможности, высмеивая ханжество и глупость католических устоев. В классическом немецком философском противостоянии власти и индивидуума, побеждает личность со своими собственными убеждениями и представлениями о справедливости. Кажется, что весь мир ополчается против Ганса, но он продолжает скитаться в одиночестве, несломленный и непобежденный, как настоящий герой.
Тема борьбы героя с тоталитарным режимом раскрывается в романе Анны Зегерс «Седьмой крест». Заключенный Георг Гайслер совершает подвиг, бежав из концлагеря Вестгофен. Казалось бы, добыв долгожданную свободу, человек должен всецело ею насладиться, но на смену физическим мучениям приходят не менее тяжелые нравственные страдания. Герой сталкивается с большим количеством людей, не только не разделяющих его антифашистских взглядов, но и проповедующих богоизбранность одной нации перед остальными. Гайслер с удивлением для себя обнаруживает, как глубоко в сознание простых бюргеров проникли идеи нацистов, как легко им удалось превратить немецкий народ в послушное стадо. Но открывшиеся реалии не подрывают веры героя в необходимость борьбы с фашизмом. На протяжении 7 дней, которые провел Георг Гайслер, скрываясь от погони, мы чувствуем, как на смену страху за свою жизнь приходит понимание необходимости борьбы с безразличием и безволием, растущее сопротивление обстоятельствам и трудностям. На протяжении всего романа автор показывает, как трансформируется отношение к беглецу попадающихся на его пути людей. Нет, всё не так безнадежно, говорит нам автор. Жертвы, принесенные фашизму, не были напрасными. Есть в Германии люди, готовые понять всю фальшь и ужас насаждаемой нацистской идеологии. И с этой точки зрения, Георг Гайслер несомненно герой, принесший своему народу надежду на освобождение. Очень показательна сцена, когда товарищи беглеца, оставшиеся в концлагере, греются у печки, в которой, как они думают, горит тот самый седьмой крест, на котором должны были казнить Гайслера. Они верят, что его не поймали, а значит будут новые побеги и новые подвиги.
Немецкие авторы прошлого, XX — го столетия, продолжали в своем творчестве традиции, заложенные классической немецкой литературной школой. Используя уникальный исторический опыт своей страны, они пытались понять истоки героизма и предательства, возможность противопоставить индивидуальные способности человека бездушной государственной машине, условия формирования полноценной активной личности. В их творчестве простые рядовые люди, попав в определенные условия и пройдя тернистый путь, становятся настоящими героями своего времени и своего народа, своими поступками подавая пример и надежду на позитивные перемены будущим поколениям. Главными чертами, делающими из людей героев, являются сострадание, желание изменить жизнь к лучшему, самопожертвование и любовь.
Литература:
- Бёлль Г. Глазами клоуна — М.: АСТ, 2017.
- Зегерс А. Седьмой крест — М.: Правда, 1982.
- Ремарк Э. М. Триумфальная арка — М.: АСТ, 2017.
Похожие статьи
Тема самопожертвования в произведениях русской и немецкой литературы
В статье авторы пытаются раскрыть сущность самопожертвования на примере произведений русской и немецкой литературы.
Образ учителя в школьной литературе и его актуальность в современном мире
Рассмотрены образы трех типов учителей, описанных в произведениях, изучаемых в школе на уроках литературы и влияние прочтенных литературных произведений на учебный процесс школьников.
Образ героя и эволюция темы труда производственного романа
Автор последовательно анализирует эволюцию особого литературного жанра, производственного романа. Последовательно рассмотрена эволюция образа героя на примере художественно репрезентативных произведений. Сделаны выводы о том, что на этапе формировани...
«Маленький человек» в русской и немецкой литературе
В статье рассматривается тема «маленького человека» в произведениях русской и немецкой литературы. Приведены исторические факты, которые повлияли на появление данной темы в литературе обеих стран.
Центральный образ женщины в кадровом построении фильмов Шакена Айманова
В статье представлен анализ фильмографии Ш. Айманова. Авторами статьи исследована специфика женских образов, на примере таких фильмов, как «Алдар Косе», «Земля отцов», «В одном районе». В каждом из фильмов, женские персонажи предстают в разных времен...
Художественное воплощение национального характера в творчестве В. С. Яковлева-Далана
В статье уделяется внимание авторской концепции в изображении национального характера народа саха в романах В. С. Яковлева-Далана, а также делается попытка раскрыть основные черты, представляющие национальную самобытность якутского народа.
Художественная литература в процессе обучения истории как фактор формирования ценностного отношения к изучаемым историческим событиям
В данной статье раскрывается значимость художественной литературы на уроках истории при изучении исторических событий, связь литературы и с историей, перечисляются стадии восприятия художественной литературы, приводятся примеры художественных произве...
Пространство пейзажного мышления в прозе русскоязычного писателя (на примере повести А. Н. Сергеева «Звездное небо Талгата»)
В общем контексте исследования мировоззрения русскоязычных казахстанских авторов настоящая статья поднимает проблему хронотопической организации художественного произведения, как способа отражения национального мировидения автора.
Проблема выбора между индивидуальным и коллективным благом на примере произведения «Семнадцать мгновений весны»
В данной статье рассматривается тема самопожертвования с двух сторон: как литературный приём, и как жизненное явление. Автор раскрывает эту тему путём анализа романа Юлиана Семёнова «17 мгновений весны». Главная задача — найти причины самопожертвован...
Эволюция женского образа в литературе
В статье автор исследует эволюцию женских образов русской литературы в периоды разных эпох.
Похожие статьи
Тема самопожертвования в произведениях русской и немецкой литературы
В статье авторы пытаются раскрыть сущность самопожертвования на примере произведений русской и немецкой литературы.
Образ учителя в школьной литературе и его актуальность в современном мире
Рассмотрены образы трех типов учителей, описанных в произведениях, изучаемых в школе на уроках литературы и влияние прочтенных литературных произведений на учебный процесс школьников.
Образ героя и эволюция темы труда производственного романа
Автор последовательно анализирует эволюцию особого литературного жанра, производственного романа. Последовательно рассмотрена эволюция образа героя на примере художественно репрезентативных произведений. Сделаны выводы о том, что на этапе формировани...
«Маленький человек» в русской и немецкой литературе
В статье рассматривается тема «маленького человека» в произведениях русской и немецкой литературы. Приведены исторические факты, которые повлияли на появление данной темы в литературе обеих стран.
Центральный образ женщины в кадровом построении фильмов Шакена Айманова
В статье представлен анализ фильмографии Ш. Айманова. Авторами статьи исследована специфика женских образов, на примере таких фильмов, как «Алдар Косе», «Земля отцов», «В одном районе». В каждом из фильмов, женские персонажи предстают в разных времен...
Художественное воплощение национального характера в творчестве В. С. Яковлева-Далана
В статье уделяется внимание авторской концепции в изображении национального характера народа саха в романах В. С. Яковлева-Далана, а также делается попытка раскрыть основные черты, представляющие национальную самобытность якутского народа.
Художественная литература в процессе обучения истории как фактор формирования ценностного отношения к изучаемым историческим событиям
В данной статье раскрывается значимость художественной литературы на уроках истории при изучении исторических событий, связь литературы и с историей, перечисляются стадии восприятия художественной литературы, приводятся примеры художественных произве...
Пространство пейзажного мышления в прозе русскоязычного писателя (на примере повести А. Н. Сергеева «Звездное небо Талгата»)
В общем контексте исследования мировоззрения русскоязычных казахстанских авторов настоящая статья поднимает проблему хронотопической организации художественного произведения, как способа отражения национального мировидения автора.
Проблема выбора между индивидуальным и коллективным благом на примере произведения «Семнадцать мгновений весны»
В данной статье рассматривается тема самопожертвования с двух сторон: как литературный приём, и как жизненное явление. Автор раскрывает эту тему путём анализа романа Юлиана Семёнова «17 мгновений весны». Главная задача — найти причины самопожертвован...
Эволюция женского образа в литературе
В статье автор исследует эволюцию женских образов русской литературы в периоды разных эпох.