Ленд-Лиз для СССР | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 20. История

Опубликовано в

XVIII международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, март 2021)

Дата публикации: 11.02.2021

Статья просмотрена: 785 раз

Библиографическое описание:

Соболева, Э. П. Ленд-Лиз для СССР / Э. П. Соболева. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XVIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 31-36. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/390/16391/ (дата обращения: 26.04.2024).



К 1941 г. Советское правительство отчетливо осознавало неизбежность войны и вело планомерную подготовку к ней. Однако к этому моменту, многие проблемы еще не были решены: перевооружение Красной Армии не было закончено; оборонительные рубежи на старой советско-польской границе демонтировались, а новые на советско-германской границе создавались недостаточно быстро. И. В. Сталин не верил донесениям разведчиков о нападении Германии летом 1941 г. В результате его политического просчета страна и армия оказались недостаточно подготовленными к отражению внезапной агрессии.

Поэтому, в такой ситуации было необходимо преодолеть международную изоляцию, создать антигитлеровскую коалицию и открыть второй фронт против нацистской Германии и ее союзников. Общая опасность заставила западные страны пойти на сотрудничество с СССР. И осенью 1941 года на Московской конференции представители СССР, Англии и США рассмотрели вопрос о взаимной военно-экономической помощи и о плане экономических поставок СССР. С 1941 по 1945 год действовала программа официальной помощи союзников. Подобные поставки не ограничивались военной и промышленной помощью. Это были поставки широкого спектра, в который входили продовольствие, обмен услугами и информацией, технологией, сырьем.

Ленд-лиз является интересным предметом для изучения, поскольку это явление имеет интересную историю; несмотря на массу исследований, в ее истории до сих пор существует достаточное количество «белых пятен». А комплексный характер помощи, которое оказывало США, превращает Ленд-лиз в предмет изучения не только историков, но и политологов, правоведов и лингвистов. Ленд-лиз – это яркий пример не только международной программы, но и культурного диалога между такими разными странами как США и Россия.

Хронологические рамки моей работы охватывают период с октября 1941 года, когда был подписан первый протокол о поставках в СССР по сентябрь 1945 года, когда официально поставки были прекращены.

История Ленд-Лиза

Буквально, с английского языка ленд-лиз переводится как «давать взаймы», «давать в аренду». Ленд-лиз — это уникальная программа помощи союзникам, выражающаяся в поставках продуктов питания, оборудования и других необходимых вещей стране, которая оказалась втянутой в войну.

В январе 1941 года Оскаром Коксом, сотрудником Министерства финансов, был подготовлен первый проект о Ленд-лизе. Закон был принят, и с его принятием были отменены прежние законы США, запрещавшие наймы и кредиты воюющим странам. После принятия закона, правительством США были заключены «основные соглашения о ленд-лизе» и «соглашения о взаимной помощи». Первые директивы были направлены на помощь Британии в размере 28 торпедных катеров, а вторая для Греции в размере 70 пушек и нескольких сот тысяч снарядов. После принятия закона, правительством США были заключены «основные соглашения о ленд-лизе» и «соглашения о взаимной помощи». Согласно закону о ленд-лизе, уничтоженные или истраченные во время войны материалы, не подлежат оплате; оставшееся пригодное имущество должно быть выплачено полностью или постепенно, согласно положению о кредитовании; по-прежнему нужные американской стороне материалы, согласно закону, США мог забрать обратно после окончания войны.

В среднем, в период с 1941 по 1945 год поставки США составляли около 15 % общей суммы военных расходов США и свыше 50 % экспорта США [1]. Помощь ленд-лиза распространялась также и на Египет, Китай, Россию, на воздушные бои над Европой, Новую Гвинею, Индию, Северную Африку.

Став важным механизмом помощи в борьбе со странами-агрессорами, был поднят вопрос о продлении закона о ленд-лизе. 9 марта 1943 года Палата представителей проголосовала за его продление 407 голосами против 6. Через два дня, во вторую годовщину подписания Закона о ленд-лизе, и Сенат единогласно высказался за продление его действия. Этот закон стал еще одним подтверждением успешности и действенности ленд-лиза.

Со второй половины 1940 года в США началось развитие военной промышленности. 16 мая был поставлен курс на перевооружение и уже 10 июля президент запросил у Конгресса выделение средств на оснащение механизированной армии в два миллиона человек и покупки 15 тысяч самолетов для армии. Также Конгресс попросили ускорить работу по законодательству, касающемуся создания Национальной гвардии, который был принят уже 27 августа. Таким образом, впервые в истории ленд-лиза была создана мощная армия до участия в войне. Ведь уже в сентябре 1940 года Германия, Италия и Япония подписали союзный договор, по которому обязались помогать друг другу в случае нападения любой другой страны. Союз этих трех агрессоров представлял собой угрозу для США, поэтому было важно продолжать принимать меры по самозащите, так как политики нейтралитета порой было недостаточно [2].

Летом и осенью 1940 года в США массово происходили закупочные миссии малых стран. Всем были нужны самолеты, танки, пушки и другие виды оружия, а также оборудования для производства оружия собственными силами. При таком росте заказов президент обратился к сотрудникам Виргинского университета 10 июня: «Мы будем в одно время преследовать две различные цели — помогать материально тем, кто противится агрессии, и не форсировать развитие этой помощи, чтобы мы сами были в состоянии обеспечить нашей армии должный уровень обучения и вооружения на случай возможной агрессии» [3].

Это означало, что военному производству необходимо усилить выполнение как собственных, так и иностранных заказов. Но такое решение влекло за собой много проблем, которые было необходимо решить. Например, нужно было понять какого рода оружие следует производить, и в каких количествах? Ведь от этого зависели поставки в другие страны. Как разделить продукцию новых заводов, принимая во внимание задачу, поставленную президентом: вооружаться самим и вооружать тех, кто сражается со странами оси, чтобы исключить войну в нашем полушарии?

Особую роль в координации этой деятельности играл Президентский комитет по связям, созданный в декабре 1939 года для контактов с иностранными правительствами, желавшими производить в США закупки военных материалов. К иностранным правительствам обращались с просьбой представить в комитет доклад по каждому из контрактов, которые они собирались заключить. Прежде чем утвердить контракт, комитет анализировал, не будет ли он помехой для перевооружения США, предлагал дополнительные источники, когда программа заказа была слишком обширной, а позднее помогал расставить приоритеты, если это было необходимо [3].

К декабрю 1940 года большинство американского народа уже осознало, что продолжать военные поставки странам, сражающимся с агрессорами, в их собственных, национальных интересах. В кливлендской речи 2 ноября Рузвельт заявил: «Наша политика состоит в том, чтобы дать все, что в наших силах, тем странам, которые сопротивляются агрессорам, по ту сторону как Атлантического, так и Тихого океана». Для проведения такой внешней политики, был принят законопроект № 1776, который должен был действовать в период военных испытаний. При этом был провозглашен основной принцип оказания помощи по ленд-лизу: «...Помощь любой стране, защиту которой президент считает жизненно важной для обороны США». В этом лозунге как нельзя точно был отражен основной принцип помощи США — помощь дружественным странам, защита которых была важна в первую очередь для безопасности США.

Этот законопроект разрешал президенту «продавать, обменивать, давать в долг и в аренду или передавать иным способом любые материалы, нужные для обороны» любой стране, оборону которой он признает «жизненно важной для национальной безопасности США». Соединенные Штаты, в свою очередь, в обмен на эти поставки имели право на «получение долга деньгами, или собственностью, или в форме любой прямой или непрямой выгоды, которую президент сочтет удовлетворительной».

Законопроект давал президенту широкие полномочия, чтобы он мог действовать оперативно в меняющейся военной обстановке. Он должен был определять страны, защита которых жизненно важна для обороны США. Он должен был — с ведома и одобрения Конгресса — решать, какие виды помощи оружием или иной помощи должны быть оказаны другой стране. Он сам должен был определять, какого рода выгоды должны получить США от других стран за предоставленную ими помощь.

Порой споры о поставках становились ожесточенными. Раздавались обвинения в «диктатуре», в «подрыве американской обороны», в «вовлечении Америки в войну» а один злобный оппонент назад законопроект о ленд-лизе «новым курсом во внешней политике, который загубит четверть всех американских парней». Среди людей, бывших кандидатами в президенты, поддержали ленд-лиз А. Симт, Дж. Кокс, Дж. Дэвис и У. Уилки, а выступили против него А. Лэндон и Н. Томас. Герберт Гувер. Томас Дьюи, вначале противник законопроекта, стал его сторонником незадолго до голосования. Губернатор Миннесоты Стассен заявил о поддержке ленд-лиза с самого начала и на том основании, что «этот законопроект надо принять: ведь у нас не может быть двух разных внешних политик». Участников подобных дебат и общества в целом больше интересовала не помощь другим народам, а собственная безопасность. Хотя никто и не сомневался, что Америке что-то угрожает, важно было предотвратить возможную опасность.

Были и неприемлемые предложения. Например, роковым могло бы стать принятие предложения ограничить союзнические обязательства США только Англией, Китаем и Грецией. Оппозиция указывала, что по условиям законопроекта президент может оказывать помощь и России. Однако еще до окончания года большинство американцев признали, что оборона России жизненно важна для самозащиты Америки. Закон должен был носить общий характер в части, касающейся наших союзников: мы не могли себе позволить все время принимать новые поправки в меняющихся условиях войны.

То же самое относилось к предложениям строго определить перечень предметов, передаваемых по ленд-лизу, что было не дальновидно. Так как только произведя оружие, можно было понять что лучше передать странам и какое оружие в условиях войны для них будет нужнее.

Поставки Ленд-Лиза в Советский Союз

22 июня 1941 года бомбардировками с воздуха промышленных и стратегических центров СССР, а также наступлением сухопутных войск фашистской Германии и ее союзников, по всей европейской границе СССР началась война. Большие сражения на русских фронтах привели к пересмотру первоначальных планов программы ленд-лиза, к ее существенному расширению.

Руководителем по осуществлению закона о передаче взаймы или в аренду вооружения в 1941–1943 годах стал государственный секретарь США — Эдвард Рейли Стеттиниус. 28 августа 1941 года Рузвельт назначил его специалистом с 10 000 долларов жалования в год, чтобы выполнять обязанности «управляющего программой ленд-лиза». В мемуарах он пишет: «Вскоре президент подписал указ, согласно которому я получил право собирать средства для программы ленд-лиза и организовывать поставки в страны, подлежащие помощи по ленд-лизу, на сумму до 300 миллионов долларов. До этого Рузвельт сам подписывал каждый ордер и поручение по переводу средств. Через несколько недель я получил право распоряжаться всеми средствами, оставшимися от первых 7 миллиардов. 28 октября Рузвельт подписал распоряжение о создании Управления по осуществлению Закона о ленд-лизе, я же назначался начальником этого управления, имеющим все полномочия, связанные с осуществлением программы, кроме выбора стран, которым следует оказывать помощь, и руководства переговорами по заключению генеральных договоров по ленд-лизу. Решать, каким странам помощь жизненно важна для нашей безопасности, по-прежнему должен был только президент, а руководить такого рода переговорами должен был секретарь Госдепартамента» [3].

Ни Гитлер, ни СССР не ожидали, что США или Великобритания пойдут на сотрудничество с Советским Союзом. Ведь в 1917 году были подорваны отношения между странами: после того, как в России произошла революция, США отказались признавать Советское государство. С 1919 г. в США была развёрнута борьба против коммунистического и социалистического движения. Многие считали коммунизм опасностью для европейских форм правления, а в России в свою очередь думали, что западные демократы стремятся уничтожить советскую страну. В ходе Второй мировой войны отношения США и СССР оставались умеренно хорошими. Германское нападение 22 июня 1941 на Советский Союз вызвало среди американского народа волну сочувствия к Советскому Союзу, практически в одиночку противостоявшему фашистской агрессии. Поэтому решение Рузвельта об оказании помощи ленд-лизом оказалось, как нельзя кстати. И уже с ноября 1941 года в СССР стали поставляться американская военная техника и продовольствие. В отличие от России, ни Рузвельт, ни Черчилль не сомневались ни минуты в оказании помощи. Еще до нападения на Россию госсекретарь Халл и его помощник Уэллес предупреждали советского посла, «что у нас имеется информация о плане Гитлера внезапно напасть на Советский Союз. Такие же предупреждения поступали и из Лондона» [3].

Таким образом, оказанная помощь, показала Гитлеру, что он недооценивал степень ненависти к себе мирового сообщества, которое поддержало русский народ. Возможно, он рассчитывал на закон об английском нейтралитете по временам Мюнхена, а о России по событиям 1939 года, на переменчивые отношения этих двух стран. Но теперь было очевидно, что перед лицом фашизма, страны объединились в боевое партнерство, и этот союз мог сокрушить силы Гитлера.

Сразу после нападения Германии на Россию мистер Халл позвонил своим коллегам и сказал, что правительство США должно ясно дать понять всем и каждому, что оно всецело на стороне России и готово оказать ей полную поддержку. Уэллес, исполнявший обязанности госсекретаря в отсутствие Халла, официально осудил «вероломное нападение Гитлера» на Советский Союз и заклеймил его как новое доказательство стремления нацистов к мировому господству. Он заявил, что сейчас не коммунизм, «а гитлеровские армии являются главной опасностью для Америки», что США «приветствуют всякое противодействие гитлеризму, откуда бы оно ни исходило» [4].

О предоставлении помощи для России шло немало споров. Среди участников дискуссии появлялись сомнения в способности СССР выстоять против Гитлера. А соответственно возникала опасность того, что поставляемое оружие попадет в руки Гитлера, что было чревато. Подобный разброд мнений привел к задержке поставок. Тем более что США было скованно обязательствами с Англией и Китаем, поэтому поставки в Россию не должны были идти в ущерб этим странам.

Со времени советско-нацистского пакта Амторгу, торговому агентству Советского правительства, было отказано в большей части экспортных лицензий на товары, заказанные в США. В результате там скопилось множество материалов, предназначенных для Советского Союза. На следующий день после заявления мистера Уэллеса, Экспортный комитет пересмотрел список этих замороженных поставок, и было разрешено за две недели отправить в Россию разных материалов на 9 миллионов долларов. Однако оружия в этом списке не было [5]. Для решения о количестве поставок и их необходимости в Москву был направлен Гопкинс, прибывший в Москву 30 июля 1941 года и переговорив со Сталиным, он понял, что СССР не будет сломлен во время летней кампании.

К концу сентября стоимость программы возросла до 145 710 823 долларов. Русские покупали авиационный бензин, толуол, станки и оборудование, а также телефонный провод, ботинки, ткани и многое другое. США отмечает, что в это время у них было очень мало лишних танков и самолетов, а зенитные орудия они просто не могли позволить себе вывозить.

29 сентября состоялась конференция, на которой была принята девяти месячная программа помощи России. 2 октября был подписан договор, который стал первым протоколом между США и Россией. Члены американской делегации вернулись из Москвы в Вашингтон 20 октября 1941 года с оригиналами исторического Московского протокола.

Ознакомившись с материалами Московской конференции, президент заявил:

«...Я приказал как можно скорее обеспечить сырье, с тем, чтобы немедленно начать доставлять все необходимое в максимально возможных количествах. Чтобы избежать финансовых трудностей, в ближайшее время будет сделано распоряжение, чтобы поставки стоимостью до 1 миллиарда долларов проводились по Закону о ленд-лизе. Я предлагаю, если Советское правительство одобрит это, чтобы образовавшаяся таким образом задолженность не подлежала процентам, и чтобы СССР не начинал выплат до истечения 5 лет с окончания войны, а все выплаты долгов были бы завершены в течение 10 лет после этого».

4 ноября Сталин ответил Рузвельту:

«Советское правительство полностью одобряет Ваши заверения, что решения конференции будут выполнены до конца. Ваше, г-н Президент, решение выделить Советскому Союзу беспроцентный заем, дающий возможность приобрести вооружения и сырье, с искренней благодарностью воспринято Советским правительством как чрезвычайно существенная помощь в нашей великой и трудной борьбе против общего врага — кровожадного гитлеризма. От имени правительства Советского Союза я полностью принимаю указанные Вами условия...» [6].

Обмен посланиями между Сталиным и Рузвельтом состоялся 6 ноября, а на другой день президент официально объявил оборону СССР жизненно важной для безопасности США. Однако после подписания 1 октября 1941 года Московского протокола, хоть программа отпускаемых средств и развивалась быстро, поставки все еще были недостаточными. России были необходимы танки и самолеты, а не доллары и контракты.

Так исходя уже из первого года войны видно, что поставки были неравномерны и составили около 4 % общего объема промышленной продукции, выпущенной в СССР, по отдельным видам техники и вооружения. Их роль была значительной: 13 % по самолетам, 7 % — по танкам, 200 % — по автомобилям. В дальнейшем было подписано еще несколько протоколов, последний, четвертый, действовал с июля 1944 года до 12 мая 1945 г. Он действовал до окончания войны России с Японией. Япония капитулировала 2 сентября 1945 года, а 20 сентября 1945 все поставки по ленд-лизу в СССР были прекращены.

А теперь рассмотрим, через какие маршруты проходили поставки в Россию.

Поставки в СССР происходили по нескольким направлениям: тихоокеанский, трансиранский и арктические конвои, Черное море, Советская Арктика. Учитывая, что в основном поставки ленд-лиза доставлялись морем, самым безопасным и удобным можно назвать тихоокеанский путь из Аляски на Дальний Восток (который составлял около 46 процентов от общего объема поставок) и Северный Ледовитый океан (процент поставок через который доходил до 3 %). Однако он был неудобен тем, что в дела поставок постоянно вмешивалась Япония, задерживая суда или затапливая их.

Трансиранский путь начал действовать позже, после подписания соглашения между СССР, Англией и Ираном, по которому на территории Персии были расположены британские и советские войска. Но и у него были минусы: он был слишком продолжительным, да и место само по себе было неспокойным. Поэтому в 1945 г. вместо Иранского пути стал использоваться черноморский маршрут. А наиболее известным был арктический конвой. Но так как на этом пути активно действовали немцы, путь был опасен и не был основным. По объемам провозимого груза он уступал как Трансиранскому пути, так и Дальнему Востоку.

Роль поставок по Ленд-Лизу

В послевоенные годы, с обострением отношений между СССР, США и Великобританией, возникли споры относительно того, чей вклад в победу над фашизмом был решающим. Историки стран Запада, подробнейшим образом описывая операции на море, бои в Африке, упоминали о Восточном фронте лишь мимоходом, как второстепенном театре военных действий. Советские историки пытались доказать, будто СССР практически один разгромил Германию и Японию, в то время как союзники лишь пожинали плоды его успехов, занимая почти не обороняемые территории.

Так при изучении ленд-лиза в историографии прослеживается тенденция как к преувеличению, так и к преуменьшению роли поставок США. Например, в «Краткой истории» Великой Отечественной войны отмечается, что «СССР действительно получил во время войны по ленд-лизу некоторые виды вооружения, а также важные для народного хозяйства машины, оборудование, материалы, в частности паровозы, горючее, средства связи, различные виды цветных металлов и химикатов. Существенной помощью явилась, например, поставка США и Англией 401 400 автомобилей. Однако в целом эта помощь не была сколько-нибудь значительной и никак не могла оказать решающего влияния на ход Великой Отечественной войны». А Черчилль назвал программу «самым бескорыстным актом в истории всех стран». Так кто же прав?

То, что СССР успешно оборонял собственную территорию и тем самым дал США выиграть время для мобилизации ресурсов, не означает, что он мог выиграть войну в Европе без открытия второго фронта. В 1944 году Германия все еще оставалась сильным противником, не уступающим СССР по военной мощи. Кроме того, союзники разгромили основные силы Италии, вели бомбардировки территории Германии, которые ослабили ее экономический потенциал. Определенную помощь СССР представили поставки союзников по ленд-лизу. Хотя они поступали нерегулярно.

Очевидным является тот факт, что без западных поставок России было бы сложно противостоять захватчикам. Даже Сталин в начале войны считал невозможным без помощи устоять в длительном бою против мощной как в экономическом, так и в материальном плане Германии. Многие военные руководители отмечали, что преодолеть эту неготовность можно только за полгода или год. Лишившись многих сотен предприятий, для СССР и правда были важны поставки сырья, материалов и жизненно необходимого вооружения. Тем более что перестраивающаяся на военный лад советская экономика сократила от 30 до 70 процентов производство в важнейших отраслях. И пока не был налажен выпуск, она нуждалась в помощи.

Из США шли большие поставки продовольствия, обеспечивая высококалорийным питанием армию и мирных граждан. Особо важно это было для Ленинграда и городов Севера. Большую роль играли и средства связи, и радиооборудование. Так как в условиях войны обеспечение связи между штабами фронтов, армий и аэродромов было очень важным. Поступление американских радиостанций В-100 установило ранее отсутствовавшую связь в звене «дивизия-полк».

Возможно, особенность отечественной историографии связана нежеланием России утверждения военно-экономического превосходства США. Но невозможно отрицать роль поставок, без которых бы не смогли сформироваться резервы и без которых не смогли бы продолжить войну. Бесспорно, что при большей степени взаимного доверия между сторонниками, лучшей координации их действий война могла бы быть выиграна быстрее и с меньшими потерями. Но в то же время очевидно, что затягивание войны привело бы к появлению не только у США, но и у фашистской Германии ядерного оружия, что было бы чревато катастрофой для всего человечества.

Заключение

Еще в октябре 1940 года, до начала войны, Рузвельтом было объявлено решение о предоставлении излишних средств США для нужд России (вооружения и снаряжения). Уже тогда Россия получила гарантии о предоставлении необходимых поставок. А после нападения нацистов большие сражения на русских фронтах привели к пересмотру первоначальных планов программы ленд-лиза, к ее существенному расширению. В условиях войны Ленд-лиз стал важнейшим инструментом сотрудничества СССР и США. И, безусловно, эти поставки играли положительную роль для Советского Союза.

По ленд-лизу поступали транспортные суда, танки, самолеты, тракторы, динамит, торпеды, радиолокаторы, хлопок, кожа, ботинки… Доставляемые материалы были жизненно необходимы стране. Эти поставки по ленд-лизу в значительной мере компенсировали урон СССР в танках и самолетах. Участникам перевозок грузов ленд-лиза в память их подвигов на транспортных и военных флотах сейчас установлены мемориальные плиты. Подобные памятники являются символом огромной и бескорыстной помощи, оказанной США и Великобританией, памятью о мужестве тех, кто с риском для жизни доставлял в СССР все необходимое для Победы.

После окончания войны, значительная часть техники, поступившей из США, осталась в России и использовалась в народном хозяйстве. Советские специалисты получили возможность познакомиться с современными конструкциями, некоторые технические решения стали основой для отечественных разработок.

Но все же, несмотря на значимость поставок по ленд-лизу, решающими факторами победы являлись военно-экономический потенциал СССР, героизм и самоотверженность советского народа на фронте и в тылу.

Литература:

  1. Ленд-Лиз // http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_diplomatic/735/ЛЕНД#sel=6:1,6:42;10:1,10:21
  2. Бутенина Н. В. Ленд-лиз — сделка века. — Приложения. — С. 236–302
  3. Стеттиниус Э. Ленд-лиз — оружие победы // http://militera.lib.ru/memo/usa/stettinius/index.html
  4. Поздеева Л. В. Ленд-лиз для СССР: дискуссия продолжается // Вторая мировая война. Актуальные проблемы. М., 1995. -С. 324–339.
  5. Соколов Б. В. Правда о Великой Отечественной войне (Сборник статей) // < http://militera.lib.ru/research/sokolov1/04.html >
  6. Стеттиниус Э. Ленд-лиз — оружие победы // http://militera.lib.ru/memo/usa/stettinius/index.html