Цифровая зависимость — проблема XXI века | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Шмаль, С. Н. Цифровая зависимость — проблема XXI века / С. Н. Шмаль, Живко Янев. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XVI Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 74-77. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/386/16313/ (дата обращения: 26.04.2024).



Ключевые слова: цифровая зависимость, Европейский Союз, цифровые устройства, здоровый образ жизни.

С развитием технологий и появлением новых цифровых устройств феномен цифровой зависимости с каждым годом становится все шире и масштабнее, особенно среди детей. Это новая проблема в современном обществе.

Согласно последнему отчету Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), использование цифровых технологий детьми во всем мире за последние четыре года увеличилось почти на 50 процентов. В частности, у детей быстро развиваются цифровые привычки. И виной этого является использование смартфонов и гаджетов. Отчет ВОЗ показывает, что количество детей и подростков, имеющих проблемы с поведением, выше в развивающихся странах, где цифровые технологии более доступны. Детская зависимость от цифровых устройств стала реальностью, с которой необходимо бороться и предотвращать.

«Мы должны регулировать использование мобильных телефонов, планшетов и других устройств как можно раньше в детстве и до того, как дети начнут пользоваться смартфонами или другими технологиями», — говорит Витенис Андрюкайтис, комиссар Европейского союза по вопросам здравоохранения и безопасности пищевых продуктов. «С раннего возраста мы должны повышать осведомленность родителей и учителей. Социальные сети должны быть безопасными, чтобы дети не попадали в ловушку «онлайн-ухода» или компьютерных игр».

Согласно отчету ВОЗ, пять самых распространенных причин, по которым дети используют цифровые устройства, — это разговаривать с друзьями (41 %), общаться с родителями (31 %), выходить в Интернет (28 %), играть в игры (22 %) и найти информацию (21 %). В отчете также говорится, что родители должны играть большую роль в цифровом благополучии и поведении своих детей не только дома, но и за его пределами. Отчет показывает, что, когда дети находятся дома, большинство (54 %) считают, что они хорошо себя ведут. Однако, когда этих детей нет дома, увеличивается количество причин для плохого поведения.

Цифровые платформы оказывают сильное влияние на поведение и умственное развитие детей, что может иметь долгосрочные последствия для их физического и психического здоровья и благополучия. Однако родители и учителя имеют ограниченную информацию и ресурсы, которыми они могли бы помочь, когда ребенок использует цифровые устройства в социальной или онлайн-среде. Развитие детей в понимании своих эмоций и эмоций других людей, обмене ими и взаимодействии с ними, а также в умеренном использовании цифровых устройств в ранние годы имеет решающее значение для лучшей подготовки детей к преодолению рисков зависимости от этих устройств.

Европейский союз недавно начал уделять внимание цифровым и смежным вопросам. В июньских выводах Совета 2018 года о цифровой трансформации экономики подчеркивается важность защиты детей и подростков от таких опасностей, как цифровая зависимость. Европейский Союз уже является лидером в этой области и будет продолжать подавать пример. Вместе мы должны убедиться, что дети готовы к решению цифровых проблем в будущем.

В отчете также подчеркивается важность предотвращения использования вызывающих привыкание и вредных средств массовой информации, таких как игры, с помощью таких действий, как предварительная регистрация, обеспечение наличия соответствующего возрасту контента и обеспечение ответственности компаний за контент, который они создают.

Международное партнерство за здоровье детей в Интернете (IPCH) — это многосторонняя организация, которая продвигает передовой опыт управления и защиты здоровья детей в Интернете путем мобилизации политики и планов действий со стороны правительств, гражданского общества, научных организаций и промышленности. Он был запущен в 2011 году на Всемирной встрече на высшем уровне по вопросам информационного общества (ВВУИО) в Тунисе Детским фондом Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ). IPCH также созывает Международную конференцию по интернет-безопасности для детей (ICISC) каждые два года.

В России проблемой цифровой зависимости занимаются многие психиатры и нейрофизиологи, например, Андрей Курпатов и Татьяна Черниговская, разработавшие когнитивную терапию цифрового лечения зависимости в России, и Юрий Кореценко, который является изобретателем цифровой детокс-терапии. Также этой проблеме посвящены иследования [1, 2, 3, 4].

Цифровое лечение детоксикации основано на эффективности методов нейробиоуправления, которые дают некоторое представление о структуре мозга, а это означает, что понимание структуры мозга и нейрофизиологии зависимости от цифровых технологий сможет повысить эффективность этого лечения.

Нейробиоуправление основано на адаптации конкретной электрической активности мозга. Электроэнцефалограмма головного мозга (ЭЭГ) регистрирует электрическую активность в коже черепа во время ее наблюдения. Затем эта мозговая активность преобразуется в визуальные образы, такие как частота, скорость и синхронизация стрельбы.

Таким же образом можно использовать и другие инструменты, регистрирующие электрическую активность, но исследователи предпочитают использовать ЭЭГ, потому что она дает больше деталей, таких как p-сквозной потенциал мозга.

Дэнни Шандор, клинический психолог из Израиля, считает создание параллельной реальности с помощью цифровых устройств симптомом цифровой зависимости и, как следствие, ослаблением социальных связей между детьми и окружающими их людьми. Эта проблема становится все острее, и, хотя дети становятся зависимыми от цифровых технологий, родители теряют ответственность за помощь им в решении этой проблемы. «Кроме того, поскольку эти приложения являются частными, мы не можем общаться с детьми, которых должны воспитывать наилучшим образом», — отмечает он. «Более того, мы не можем помешать нашим детям самостоятельно получать доступ к приложениям. Единственное решение — скрыть такие приложения от ребенка, но это сомнительное решение», — добавляет Шандор.

С. К. Лим, старший научный сотрудник Азиатского технологического института, обеспокоен результатами, отмечая, что использование цифровых устройств, таких как смартфоны, дольше установленного времени может иметь неблагоприятные последствия для развития ребенка. «В нашем исследовании таких случаев множество. Дети из сингапурских семей, принадлежащих к среднему классу, не ведут обычный образ жизни, и когда они сталкиваются с такими видеоиграми, они обязательно испытают некоторые неблагоприятные последствия». — рассказывает Лим.

Хотя он согласен с тем, что проблема серьезна, Лим также обеспокоен тем, что исследование The Conversation, по-видимому, игнорировало то хорошее, что может предложить Интернет. «Социальные сети позволили нам взаимодействовать с людьми в разных частях мира и получать доступ к информации в режиме реального времени. Многие люди, не имеющие доступа к таким средствам, могут оказаться в маргинальном положении, даже несмотря на то, что они образованы», — добавляет Лим. «Мы должны учитывать положительные, а не отрицательные стороны».

Некоторые из тех положительных моментов, которые цитирует Лим, включают возможность узнать о культурах, отличных от своей собственной; встретить единомышленников; и узнать о глобальных проблемах. Однако Лим добавляет, что родителям необходимо смотреть на всю картину, чтобы обеспечить правильное использование Интернета для своих детей. Беспокойство заключается в том, что когда родители сосредотачиваются на негативных последствиях, они при этом игнорируют положительные моменты. Поэтому должно быть сочетание того и другого.

Исследования, проведенные в Новой Зеландии, показали, что, когда дети подвергаются воздействию пассивных интернет-технологий, их общая моторика и координация ухудшаются. Дети могут быть настолько поглощены цифровым миром, что пренебрегают миром физическим. Поэтому родители должны проявлять бдительность и создавать для своих детей баланс между виртуальным и реальным миром.

Лим подчеркивает, что проблема цифровой зависимости очень реальна и вызывает беспокойство, и он хотел бы увидеть исследования, как лучше всего с ней бороться. Он также подчеркивает, что тем, кто нуждается в дополнительной помощи из-за цифровой зависимости, следует предложить дополнительную помощь.

Шандор соглашается и надеется, что исследование The Conversation поможет родителям распознать симптомы цифровой зависимости.

«Исследование еще не на этой стадии», — говорит Шандор. «Я не знаю ни одного исследования, которое бы окончательно утверждало, что интернет-приложения являются причиной снижения общей успеваемости и адаптации детей в социальной среде. Но пока нет ничего убедительного, что говорило бы, что они не являются причиной этого».

Литература:

  1. Асмолов А. Г., Цветков А. В., Цветкова Н. А. Психологическая модель интернет-зависимости личности // Мир психологии. 2004. № 1. С. 179–193;
  2. Интернет-зависимость: психологическая зависимость и динамика развития / ред.-сост. А. Е. Войскунский. — М.: Акрополь, 2009. — С. 101–111;
  3. Шмаль С. Н. Педагогика и современное общество: Учебное пособие / С. Н. Шмаль. — [б. м.]: Издательские решения, 2020. — 144 с.
  4. Янг К. Клинические аспекты интернет-зависимого поведения // Медицинская психология в России. 2015. № 4. С. 7.