Краткий обзор результатов проведённого 14.12.2020 г. анонимного онлайн-опроса в рамках научно-познавательного добровольного проекта «История Второй мировой войны глазами Германии»
Автор: Шпак Андрей Александрович
Рубрика: 20. История
Опубликовано в
XVI международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, январь 2021)
Дата публикации: 27.12.2020
Статья просмотрена: 98 раз
Библиографическое описание:
Шпак, А. А. Краткий обзор результатов проведённого 14.12.2020 г. анонимного онлайн-опроса в рамках научно-познавательного добровольного проекта «История Второй мировой войны глазами Германии» / А. А. Шпак. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XVI Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 43-57. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/386/16285/ (дата обращения: 19.11.2024).
Опрос от 14.12.2020 г. на тему «Базовые знания о Второй мировой войне среди русскоговорящего населения и его отношение к современной Германии» был проведён в рамках научно-познавательного добровольного проекта под девизом «Открытая история для открытого общества» [для русских на русском языке] ( www.historia360grad.info ) с участием 350 респондентов, без ограничения возраста, преимущественно из России и стран СНГ.
Ключевые слова : Вторая мировая война, Великая Отечественная война, Россия, Союз Советских Социалистических Республик, СССР, Германия.
Die Umfrage vom 14.12.2020 zum Thema «Die Grundkenntnisse des Zweiten Weltkrieges bei der russischsprachigen Bevölkerung und ihre Haltung gegenüber dem modernen Deutschland» wurde im Rahmen vom wissenschaftlich-pädagogischen freiwilligen Projekt „Die Geschichte des Zweiten Weltkrieges mit den Augen Deutschlands“ unter dem Motto „Die offene Geschichte für die offene Gesellschaft“ [für Russen auf Russisch] ( www.historia360grad.info ) mit der Teilnahme von 350 Befragten, ohne Altersbegrenzung, vorwiegend aus Russland und den GUS-Staaten durchgeführt.
Stichworte: Ostfeldzug, Zweiter Weltkrieg, Großer Vaterländischer Krieg, Russland, Sowjetunion, UdSSR, Deutschland.
В парадигму опросов заложено, что любой дополнительно задаваемый вопрос будет оцениваться в первую очередь относительно таких базовых параметров, как пол, возраст, национальность, религия, место постоянного проживания, образование, интересы, финансовый достаток, и уже далее принимается во внимание взаимосвязь между дополнительными вопросами.
В современном обществе заложена строгая фундаментальная модель его функционирования, и показывает она прежде всего следующее:
– образование и воспитание являются мощным инструментом для управления обществом, через них закладываются базовые ценности, развиваются интересы индивидуума, т. е. формируются индивидуальные черты;
– окружающий мир обязан принимать эти базовые ценности, какими бы они ни были, как данность, либо вступать в конфронтацию, что редко поощряется со стороны большинства или гаранта в лице государства;
– религия является релевантной;
– титульная нация стоит в основе государства, государственность и «государственная (национальная) мысль», т. е. история и её осознание через интерпретацию, выступают движущей силой и центром всего, что происходит в окружающей её среде;
– женщины и мужчины в силу воздействия на них неких стандартов образования и воспитания, а также окружающего мира (соответственно, книг, живописи, кинематографа, музыки и пр.), в настоящее время не могут стать полностью равноправными за счет намеренно закладываемых и уже заложенных «камней преткновения»;
– немалое значение в становлении женщины и мужчины играет образец, транслируемый в той атмосфере, в которой индивидуум пребывает большее время.
Всё это и многое другое суть элементы системы, ограниченной рамками одного государства или взаимной интеграцией нескольких государств. Общим примером может служить любая ситуация вокруг нас, но нельзя отрицать естественного: что индивидуум, по меньшей мере лишенный возможности доступного и всеобъемлющего «свободного от влияния» образования, может широко и глубоко мыслить, оценивать. Сейчас настал момент сказать, что даже текущий текст — это проявление влияния; но постойте, ведь влиять — значит, не противостоять путём собственного осмысления, дискуссии с самим собой, т. е. влиять равно принимать без обработки через «внутренние цензоры» индивидуума. Доступность и возможность открывают перед человеком двери, а их отсутствие [доступности и возможности], напротив, закрывает их [двери]. Говорят, что «путь к дверям» лежит через мотивацию, но стучаться в закрытые двери, за которыми не стоит консьерж, бессмысленно. Случай — это шанс, который выпадает так же нечасто, как джекпот в лотерее, а для реализации нужны возможности, а не случайности. Плоха не сущность системы, а плохи правила игры в ней, когда они несправедливы, т. е. учитывают интересы не каждого индивидуума, а лишь определённых категорий.
Нельзя обмануть природу, но можно обмануть человека. Хочет этого индивидуум или нет, но он должен являться частью системы, чтобы её функционирование продолжалось на том уровне, на котором оно находится. Находящиеся вне системы выступают как небезопасные для неё. Чтобы разбить оковы и начать двигаться к переменам, нужны такие базовые принципы, как свобода мысли и ее выражения, всеобщий доступ к ресурсам и пр. Быть услышанным стоит намного дороже, чем просто сказать. Именно поэтому в Германии вместо обсуждения на кухне предпочитают «выход на улицу». Людям необходимы диалог и свободный доступ к истории, через которую следует приходить к осознанию роли государства и человека. Ничто не хранит столько тайн, сколько эти «дневники», повествующие о прошлом и применимые к будущему.
14.12.2020 г. в рамках научно-познавательного добровольного проекта «История Второй мировой войны глазами Германии» был проведен опрос на тему «Базовые знания о Второй мировой войне среди русскоговорящего населения и его отношение к современной Германии» (https://forms.gle/nEjuX1fNQHSY6Kgw8), состоящий из 23 разделов, включающих 54 вопроса различной степени сложности. Среднее время ответов составило 11 минут на человека, что может говорить о спонтанных ответах. Состав респондентов приведён в таблице 1.
Таблица 1
Состав респондентов, чел.
Россия |
Украина |
Белоруссия (Беларусь) |
Германия |
Прочее (в т. ч. не указано) |
Итого |
|
Женский |
161 |
53 |
10 |
1 |
17 |
242 |
17 лет или младше |
9 |
4 |
2 |
0 |
2 |
17 |
18–20 |
15 |
2 |
1 |
0 |
0 |
18 |
21–29 |
59 |
20 |
5 |
0 |
8 |
92 |
30–39 |
56 |
20 |
2 |
0 |
5 |
83 |
40–49 |
17 |
6 |
0 |
0 |
1 |
24 |
50–59 |
3 |
0 |
0 |
0 |
1 |
4 |
60 лет или старше |
2 |
1 |
0 |
1 |
0 |
4 |
Мужской |
79 |
18 |
5 |
0 |
6 |
108 |
17 лет или младше |
8 |
4 |
1 |
0 |
1 |
14 |
18–20 |
14 |
0 |
0 |
0 |
1 |
15 |
21–29 |
22 |
4 |
0 |
0 |
1 |
27 |
30–39 |
20 |
5 |
1 |
0 |
1 |
27 |
40–49 |
10 |
1 |
3 |
0 |
1 |
15 |
50–59 |
4 |
2 |
0 |
0 |
1 |
7 |
60 лет или старше |
1 |
2 |
0 |
0 |
0 |
3 |
Итого |
240 |
71 |
15 |
1 |
23 |
350 |
По иронии судьбы главный вопрос в опросе находился в самом начале и звучал как « Хотели бы Вы ознакомиться на русском языке с событиями Второй мировой войны и целиком периода национал-социализма в Германии, изложенными в учебниках Федеративной Республики Германия (при наличии такой возможности)? ». Из 350 опрошенных положительно высказались 285 человек, что составляет 81 %, при этом доля женщин — 199 человек (70 %) и мужчин — 86 человек (30 %).
Для определения заинтересованности отвечающих в истории, обществознании и политике было предложено ответить на соответствующий вопрос (« Интересуетесь ли Вы»... ). Результаты приведены в таблице 2.
Таблица 2
Интерес к истории, обществознанию и политике, чел.
История |
Обществознание |
Политика |
|||||||
Да |
Нет |
Затрудняюсь ответить |
Да |
Нет |
Затрудняюсь ответить |
Да |
Нет |
Затрудняюсь ответить |
|
Россия |
|||||||||
Женский |
71 |
61 |
29 |
84 |
53 |
24 |
71 |
61 |
29 |
Мужской |
49 |
23 |
7 |
46 |
23 |
10 |
49 |
23 |
7 |
Украина |
|||||||||
Женский |
23 |
16 |
14 |
31 |
13 |
9 |
23 |
16 |
14 |
Мужской |
13 |
1 |
4 |
10 |
3 |
5 |
13 |
1 |
4 |
Белоруссия (Беларусь) |
|||||||||
Женский |
3 |
4 |
3 |
8 |
2 |
0 |
3 |
4 |
3 |
Мужской |
5 |
0 |
0 |
3 |
2 |
0 |
5 |
0 |
0 |
Германия |
|||||||||
Женский |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
Мужской |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Прочее (в т. ч. не указано) |
|||||||||
Женский |
5 |
8 |
4 |
10 |
4 |
3 |
5 |
8 |
4 |
Мужской |
5 |
0 |
1 |
5 |
0 |
1 |
5 |
0 |
1 |
Итого |
175 |
113 |
62 |
198 |
100 |
52 |
175 |
113 |
62 |
Основной фокус опроса лежит на истории, так из таблицы 2 мы видим, что из 350 респондентов ответили положительно 175 (50 %), имеют сомнение 62 (18 %) и ответили отрицательно 113 (32 %). Несмотря на то, что лишь 50 % интересуются историей и 18 % не уверены в своём ответе, всё же 81 % имеет интерес к материалу касательно Второй мировой войны и национал-социализма, изложенному в учебниках ФРГ.
Чтобы выяснить, как сами респонденты оценивают знания по истории, преподаваемые в учебном заведении (« Насколько качественным было преподавание истории в последнем учебном заведении (где был этот предмет)?» ) и которыми они обладают (« Как бы Вы оценили по десятибалльной шкале Ваши знания по истории?» ), а также насколько они, в общем и целом, удовлетворены собственным образованием (« Насколько, в общем и целом, Вы довольны Вашим образованием?» ), были поставлены три соответствующих вопроса. Результаты ответов приведены в таблице 3. Из таблицы следует, что уровень преподавания оценивается между «качественно» и «скорее качественно», собственные же знания по истории находятся примерно в середине, с оценкой от 5,97 до 7,14; что касается удовлетворенности образованием, то здесь также средняя оценка между «доволен» и «скорее доволен».
Таблица 3
Качество преподавания истории, самостоятельная оценка знаний и удовлетворенность образованием, среднее значение по шкале
Россия |
Украина |
Белоруссия (Беларусь) |
Германия |
Прочее (в т. ч. не указано) |
|||||||||||
I |
II |
III |
I |
II |
III |
I |
II |
III |
I |
II |
III |
I |
II |
III |
|
Женский |
3,25 |
5,59 |
4,91 |
3,29 |
6,32 |
4,98 |
4,05 |
6,93 |
5,30 |
5,00 |
10,00 |
7,00 |
2,90 |
5,96 |
4,61 |
Среднее общее образование |
3,14 |
5,00 |
4,68 |
3,50 |
5,88 |
5,00 |
4,00 |
6,67 |
6,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
2,00 |
5,50 |
5,00 |
Среднее профессиональное образование |
3,07 |
5,71 |
4,48 |
3,25 |
6,25 |
5,00 |
3,00 |
6,00 |
4,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
3,00 |
7,00 |
4,50 |
Высшее образование — бакалавриат |
3,14 |
5,65 |
4,84 |
3,17 |
6,50 |
4,50 |
4,25 |
7,00 |
5,50 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
3,60 |
5,60 |
4,80 |
Высшее образование — специалитет, магистратура |
3,46 |
6,50 |
5,15 |
3,23 |
6,66 |
5,43 |
4,00 |
5,00 |
5,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
3,00 |
5,75 |
4,13 |
Высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации (оно же учёная степень) |
3,67 |
6,00 |
5,67 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
5,00 |
10,00 |
7,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
Прочее (в т. ч. не указано) |
3,00 |
4,67 |
4,67 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
5,00 |
10,00 |
6,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
Мужской |
3,62 |
6,42 |
5,00 |
3,23 |
6,73 |
4,83 |
3,67 |
7,44 |
6,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
3,38 |
7,50 |
4,88 |
Среднее общее образование |
3,19 |
5,24 |
4,38 |
3,50 |
7,50 |
4,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
3,50 |
6,00 |
4,50 |
Среднее профессиональное образование |
3,69 |
7,25 |
5,56 |
3,83 |
7,17 |
5,67 |
4,00 |
7,00 |
6,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
Высшее образование — бакалавриат |
3,37 |
6,21 |
5,00 |
3,00 |
6,67 |
4,67 |
4,00 |
6,33 |
6,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
4,00 |
9,00 |
6,00 |
Высшее образование — специалитет, магистратура |
3,37 |
6,42 |
5,05 |
3,83 |
7,33 |
5,83 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
4,00 |
9,00 |
6,00 |
Высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации (оно же учёная степень) |
4,50 |
7,00 |
5,00 |
2,00 |
5,00 |
4,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
2,00 |
6,00 |
3,00 |
Прочее (в т. ч. не указано) |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
3,00 |
9,00 |
6,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
Итого |
3,42 |
5,97 |
4,95 |
3,26 |
6,55 |
4,90 |
3,90 |
7,14 |
5,58 |
5,00 |
10,00 |
7,00 |
3,14 |
6,73 |
4,74 |
Примечание: |
|||||||||||||||
I. Качество преподавания истории в последнем учебном заведении (где был этот предмет) [5 баллов макс.] (5) Очень качественно, (4) Качественно, (3) Скорее качественно, (2) Скорее некачественно, (1) Некачественно |
|||||||||||||||
II. Оценка собственных знаний по истории [10 баллов макс.] |
|||||||||||||||
III. Удовлетворенность образованием [7 баллов макс.] (7) Очень доволен/льна, (6) Доволен/льна, (5) Скорее доволен/льна, (4) Нормально доволен/льна, (3) Скорее недоволен/льна, (2) Недоволен/льна, (1) Очень недоволен/льна |
|||||||||||||||
Перед тем как перейти к вопросам чисто исторического характера, рассмотрим уровень образования (« Выберите, пожалуйста, наивысший уровень Вашего образования»... , см. таблицу 4) и несколько вопросов касательно путешествий (« Бывали ли Вы в следующих странах? Сколько раз Вы бывали в Германии? В каких из нижеперечисленных городов Германии Вы бывали?») и владения иными языками, кроме русского (« Какими языками Вы свободно владеете (разговор, чтение, письмо)? », см. таблицу 5) .
Таблица 4
Уровень образования, чел.
Россия |
Украина |
Беларусь |
Германия |
Прочее (в т. ч. не указано) |
Итого |
||||||
Жен. |
Муж. |
Жен. |
Муж. |
Жен. |
Муж. |
Жен. |
Муж. |
Жен. |
Муж. |
||
Среднее общее образование |
22 |
21 |
8 |
2 |
3 |
0 |
0 |
0 |
2 |
2 |
60 |
Среднее профессиональное образование |
42 |
16 |
4 |
6 |
1 |
1 |
0 |
0 |
2 |
0 |
72 |
Высшее образование — бакалавриат |
43 |
19 |
6 |
3 |
4 |
3 |
0 |
0 |
5 |
2 |
85 |
Высшее образование — специалитет, магистратура |
48 |
19 |
35 |
6 |
1 |
0 |
0 |
0 |
8 |
1 |
118 |
Высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации (оно же учёная степень) |
3 |
4 |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
10 |
Прочее (в т. ч. не указано) |
3 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
5 |
161 |
79 |
53 |
18 |
10 |
5 |
1 |
0 |
17 |
6 |
350 |
|
17 лет или младше |
9 |
8 |
4 |
4 |
2 |
1 |
0 |
0 |
2 |
1 |
31 |
Среднее общее образование |
9 |
7 |
4 |
2 |
2 |
0 |
0 |
0 |
2 |
1 |
27 |
Среднее профессиональное образование |
0 |
1 |
0 |
2 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
3 |
Высшее образование — бакалавриат |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Высшее образование — специалитет, магистратура |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации (оно же учёная степень) |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Прочее (в т. ч. не указано) |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
18–20 |
15 |
14 |
2 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
33 |
Среднее общее образование |
6 |
5 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
13 |
Среднее профессиональное образование |
4 |
4 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
8 |
Высшее образование — бакалавриат |
4 |
3 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
8 |
Высшее образование — специалитет, магистратура |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2 |
Высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации (оно же учёная степень) |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
Прочее (в т. ч. не указано) |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
21–29 |
59 |
22 |
20 |
4 |
5 |
0 |
0 |
0 |
8 |
1 |
119 |
Среднее общее образование |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
7 |
Среднее профессиональное образование |
16 |
4 |
3 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
25 |
Высшее образование — бакалавриат |
28 |
6 |
3 |
2 |
3 |
0 |
0 |
0 |
5 |
0 |
47 |
Высшее образование — специалитет, магистратура |
10 |
9 |
13 |
2 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2 |
0 |
36 |
Высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации (оно же учёная степень) |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
2 |
Прочее (в т. ч. не указано) |
2 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2 |
30–39 |
56 |
20 |
20 |
5 |
2 |
1 |
0 |
0 |
5 |
1 |
110 |
Среднее общее образование |
3 |
3 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
7 |
Среднее профессиональное образование |
15 |
3 |
1 |
3 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
23 |
Высшее образование — бакалавриат |
10 |
8 |
2 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
24 |
Высшее образование — специалитет, магистратура |
24 |
6 |
16 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
4 |
0 |
52 |
Высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации (оно же учёная степень) |
3 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
3 |
Прочее (в т. ч. не указано) |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
40–49 |
17 |
10 |
6 |
1 |
0 |
3 |
0 |
0 |
1 |
1 |
39 |
Среднее общее образование |
0 |
3 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
4 |
Среднее профессиональное образование |
6 |
4 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
11 |
Высшее образование — бакалавриат |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2 |
0 |
0 |
0 |
1 |
3 |
Высшее образование — специалитет, магистратура |
11 |
3 |
5 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
21 |
Высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации (оно же учёная степень) |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Прочее (в т. ч. не указано) |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
50–59 |
3 |
4 |
0 |
2 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
11 |
Среднее общее образование |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
Среднее профессиональное образование |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
Высшее образование — бакалавриат |
1 |
2 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
3 |
Высшее образование — специалитет, магистратура |
1 |
0 |
0 |
2 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
5 |
Высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации (оно же учёная степень) |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
Прочее (в т. ч. не указано) |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
60 лет или старше |
2 |
1 |
1 |
2 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
7 |
Среднее общее образование |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
Среднее профессиональное образование |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
Высшее образование — бакалавриат |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Высшее образование — специалитет, магистратура |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2 |
Высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации (оно же учёная степень) |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
3 |
Прочее (в т. ч. не указано) |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Итого |
161 |
79 |
53 |
18 |
10 |
5 |
1 |
0 |
17 |
6 |
350 |
Так, согласно таблице 4, 213 (61 %) респондентов имеют высшее образование, 72 (21 %) — среднее профессиональное образование, 60 (17 %) — среднее общее образование, 5 (1 %) — прочее (в т. ч. не указано).
Таблица 5
Поездки за рубеж, в т. ч. в Германию, и владение иностранными языками, чел.
Никогда не бывало за рубежом |
Германия |
Иностранные языки, в т. ч.: |
|||||||
ни разу |
1 раз |
2 раза |
от 3 до 5 раз |
больше 5 раз |
проживаю здесь |
английский |
немецкий |
||
Женский |
102 |
214 |
15 |
8 |
2 |
2 |
1 |
63 |
16 |
Россия |
75 |
144 |
9 |
7 |
1 |
0 |
0 |
43 |
12 |
Украина |
18 |
46 |
5 |
1 |
0 |
1 |
0 |
9 |
2 |
Белоруссия (Беларусь) |
4 |
7 |
1 |
0 |
1 |
1 |
0 |
4 |
1 |
Германия |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
Прочее (в т. ч. не указано) |
5 |
17 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
6 |
0 |
Мужской |
39 |
95 |
7 |
4 |
1 |
1 |
0 |
41 |
5 |
Россия |
30 |
69 |
6 |
3 |
1 |
0 |
0 |
31 |
4 |
Украина |
7 |
16 |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
6 |
0 |
Белоруссия (Беларусь) |
1 |
4 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
2 |
1 |
Германия |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Прочее (в т. ч. не указано) |
1 |
6 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2 |
0 |
Итого |
141 |
309 |
22 |
12 |
3 |
3 |
1 |
104 |
21 |
Из таблицы 5 следует, что 141 человек (40 %) не бывали за рубежом, однако 309 человек (88 %) никогда не бывали в Германии. По сравнению с английским языком, которым свободно владеют 104 человека (30 %), немецким владеют лишь 21 человек (6 %).
Кроме всего прочего стоял вопрос о национальности (« Укажите, пожалуйста, Вашу национальность»... ). Количество респондентов, указавших свою национальную принадлежность, выглядит следующим образом: русский/ая — 240 человек (68 %), украинец/ка — 69 человек (20 %), белорус/ка (бел. беларус/ка ) — 13 человек (4 %), немец/ка — 0 человек и «Прочее» (в т. ч. не указано) — 28 человек (8 %).
К существенным вопросам были отнесены: начало и окончание Второй мировой и Великой Отечественной войн, а также знакомство с пактом Молотова — Риббентропа (договор о ненападении между Германией и СССР) от 23 августа 1939 года на уровне существования документа (см. таблицу 6). Результаты показали, что лишь 64 % из всех респондентов из России знают верные годы длительности Второй мировой войны (1939–1945 гг.), что, на наш взгляд, может быть связано прежде всего с тем, что основной темой в отечественной истории выступает Великая Отечественная война (1941–1945 гг.), здесь верно ответили 91 % респондентов из России. При этом лишь 66 % знают о существовании так называемого пакта Молотова — Риббентропа. В разрезе остальных стран результаты выглядят относительно лучше.
Таблица 6
Начало и окончание Второй мировой и Великой Отечественной войн, знакомство с пактом Молотова — Риббентропа на уровне существования документа, чел.
Россия |
Украина |
Белоруссия (Беларусь) |
Германия |
Прочее (в т. ч. не указано) |
|||||||||||
I |
II |
III |
I |
II |
III |
I |
II |
III |
I |
II |
III |
I |
II |
III |
|
Женский |
95 |
93 |
146 |
43 |
40 |
45 |
8 |
8 |
10 |
1 |
1 |
1 |
10 |
8 |
14 |
17 лет или младше |
6 |
3 |
8 |
3 |
3 |
3 |
2 |
1 |
2 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
Среднее общее образование |
6 |
3 |
8 |
3 |
3 |
3 |
2 |
1 |
2 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
Среднее профессиональное образование |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Высшее образование — бакалавриат |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Высшее образование — специалитет, магистратура |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации (оно же учёная степень) |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Прочее (в т. ч. не указано) |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
18–20 |
8 |
8 |
15 |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Среднее общее образование |
3 |
2 |
6 |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Среднее профессиональное образование |
2 |
3 |
4 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Высшее образование — бакалавриат |
3 |
2 |
4 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Высшее образование — специалитет, магистратура |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации (оно же учёная степень) |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Прочее (в т. ч. не указано) |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
21–29 |
38 |
37 |
53 |
15 |
15 |
16 |
4 |
4 |
5 |
0 |
0 |
0 |
6 |
3 |
7 |
Среднее общее образование |
1 |
1 |
3 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Среднее профессиональное образование |
10 |
9 |
12 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
Высшее образование — бакалавриат |
19 |
18 |
26 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
0 |
0 |
0 |
4 |
2 |
4 |
Высшее образование — специалитет, магистратура |
6 |
7 |
10 |
11 |
11 |
11 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
2 |
Высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации (оно же учёная степень) |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Прочее (в т. ч. не указано) |
2 |
2 |
2 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
30–39 |
29 |
27 |
52 |
16 |
15 |
17 |
1 |
2 |
2 |
0 |
0 |
0 |
2 |
2 |
5 |
Среднее общее образование |
1 |
1 |
2 |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Среднее профессиональное образование |
7 |
4 |
14 |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
Высшее образование — бакалавриат |
4 |
5 |
9 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Высшее образование — специалитет, магистратура |
15 |
15 |
23 |
13 |
14 |
14 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
2 |
1 |
4 |
Высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации (оно же учёная степень) |
2 |
2 |
3 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Прочее (в т. ч. не указано) |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
40–49 |
13 |
13 |
15 |
6 |
5 |
6 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
Среднее общее образование |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Среднее профессиональное образование |
6 |
5 |
5 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Высшее образование — бакалавриат |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Высшее образование — специалитет, магистратура |
7 |
8 |
10 |
5 |
4 |
5 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
Высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации (оно же учёная степень) |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Прочее (в т. ч. не указано) |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
50–59 |
0 |
3 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
Среднее общее образование |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Среднее профессиональное образование |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Высшее образование — бакалавриат |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Высшее образование — специалитет, магистратура |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
Высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации (оно же учёная степень) |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Прочее (в т. ч. не указано) |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
60 лет или старше |
1 |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
Среднее общее образование |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Среднее профессиональное образование |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Высшее образование — бакалавриат |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Высшее образование — специалитет, магистратура |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации (оно же учёная степень) |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
Прочее (в т. ч. не указано) |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Мужской |
59 |
66 |
72 |
16 |
15 |
16 |
5 |
5 |
4 |
0 |
0 |
0 |
4 |
5 |
6 |
17 лет или младше |
6 |
8 |
8 |
4 |
3 |
3 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
Среднее общее образование |
5 |
7 |
7 |
2 |
1 |
2 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
Среднее профессиональное образование |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Высшее образование — бакалавриат |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Высшее образование — специалитет, магистратура |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации (оно же учёная степень) |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Прочее (в т. ч. не указано) |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
18–20 |
8 |
9 |
11 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
Среднее общее образование |
1 |
2 |
4 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
Среднее профессиональное образование |
4 |
4 |
3 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Высшее образование — бакалавриат |
2 |
2 |
3 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Высшее образование — специалитет, магистратура |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации (оно же учёная степень) |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Прочее (в т. ч. не указано) |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
21–29 |
20 |
19 |
22 |
3 |
3 |
4 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
Среднее общее образование |
2 |
1 |
2 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Среднее профессиональное образование |
2 |
3 |
4 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Высшее образование — бакалавриат |
6 |
6 |
6 |
1 |
1 |
2 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Высшее образование — специалитет, магистратура |
9 |
8 |
9 |
2 |
2 |
2 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации (оно же учёная степень) |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
Прочее (в т. ч. не указано) |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
30–39 |
13 |
16 |
17 |
5 |
5 |
4 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
Среднее общее образование |
1 |
2 |
2 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Среднее профессиональное образование |
0 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Высшее образование — бакалавриат |
6 |
6 |
7 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
Высшее образование — специалитет, магистратура |
6 |
6 |
6 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации (оно же учёная степень) |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Прочее (в т. ч. не указано) |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
40–49 |
8 |
9 |
9 |
0 |
0 |
1 |
3 |
3 |
3 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
Среднее общее образование |
2 |
2 |
3 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Среднее профессиональное образование |
3 |
4 |
3 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Высшее образование — бакалавриат |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2 |
2 |
2 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
Высшее образование — специалитет, магистратура |
3 |
3 |
3 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации (оно же учёная степень) |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Прочее (в т. ч. не указано) |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
50–59 |
3 |
4 |
4 |
2 |
2 |
2 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
Среднее общее образование |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Среднее профессиональное образование |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Высшее образование — бакалавриат |
1 |
2 |
2 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Высшее образование — специалитет, магистратура |
0 |
0 |
0 |
2 |
2 |
2 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
Высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации (оно же учёная степень) |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Прочее (в т. ч. не указано) |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
60 лет или старше |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Среднее общее образование |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Среднее профессиональное образование |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Высшее образование — бакалавриат |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Высшее образование — специалитет, магистратура |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации (оно же учёная степень) |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Прочее (в т. ч. не указано) |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Итого |
154 |
159 |
218 |
59 |
55 |
61 |
13 |
13 |
14 |
1 |
1 |
1 |
14 |
13 |
20 |
Примечание: |
|||||||||||||||
I. Начало и окончание Второй мировой войны |
|||||||||||||||
II. Пакт Молотова-Риббентропа (договор о ненападении между Германией и СССР) от 23 августа 1939 года |
|||||||||||||||
III. Начало и окончание Великой Отечественной войны |
|||||||||||||||
В справочных целях ниже приведен перечень вопросов исторического характера, которые были заданы респондентам:
–В каком году началась Вторая мировая война?/В каком году завершилась Вторая мировая война?
–Укажите, пожалуйста, через запятую основные страны-участницы Второй мировой войны...
–В какой стране Вторая мировая война унесла наибольшее количество жизней?
–Каковы основные итоги Второй мировой войны (достаточно несколько предложений)?
–Знаете ли Вы о пакте Молотова — Риббентропа (договор о ненападении между Германией и СССР) от 23 августа 1939 года?
–Как Вы считаете, каково значение пакта Молотова — Риббентропа?
–В каком году началась Великая Отечественная война?/В каком году завершилась Великая Отечественная война?
– Ежегодно 9 мая в России празднуют День Победы. Что, по Вашему мнению, отмечается в Германии 8 мая?
Изучая ответы, можно констатировать, что изначально данная оценка о собственных знаниях уверенно подтверждается, хотя и ощущается сильнейшая пропаганда, которая выражается в подобных ответах: «Победа СССР», «Свержение нацизма/ фашизма» и т. д., но также имеется разграничение между прошлой и нынешней Германией. Это даёт повод задуматься о том, каково же отношение респондентов к современной Германии, имеют ли они предвзятое отношение и какова степень гуманности в отношении немцев. Чтобы прийти к выводу, были поставлены два интересных вопроса: « Каково Ваше (персональное) отношение к современной Германии?» и « Каково Ваше (персональное) отношение к современной России?» Для оценки использовалась десятибалльная шкала от 1 («неудовлетворительно») до 10 («превосходно»). Каково же было удивление, когда Германия получила среднюю оценку 7,62, а Россия 6,71. В разрезе стран (постоянного места проживания участников опроса) оценка дана, соответственно, следующим образом: Россия — 7,41/6,85, Украина — 8,20/6,17, Белоруссия (Беларусь) — 8,27/6,13, Германия — 10/1 (напомним: здесь от Германии в опросе принимал участие только один человек), прочие страны (в т. ч. не указано) — 7,5/7,52.
В продолжение о пропаганде нами был поставлен вопрос (« Считаете ли Вы, что история служит политическим инструментом (т. е. пропагандой) в нижеперечисленных странах?» ), ответ на который говорит сам за себя (см. таблицу 7 и диаграмму 1). Чем чаще человек бывает в Германии, тем меньше он полагает, что в Германии история является предметом политики, т. е. выступает в качестве пропаганды; параллельно растёт число тех, кто, напротив, считает, что в России история служит политическим инструментом.
Таблица 7
История как политический инструмент (т. е. пропаганда), чел.
История служит политическим инструментом (т. е. пропагандой) в указанных странах. Ответы даны исходя из кол-ва раз пребывания в Германии |
Германия |
Итого |
Россия |
Итого |
||
Женский |
Мужской |
Женский |
Мужской |
|||
ни разу |
214 |
95 |
309 |
214 |
95 |
309 |
да |
72 |
36 |
108 |
99 |
56 |
155 |
нет |
63 |
27 |
90 |
61 |
23 |
84 |
не знаю |
79 |
32 |
111 |
54 |
16 |
70 |
1 раз |
15 |
7 |
22 |
15 |
7 |
22 |
да |
6 |
2 |
8 |
10 |
5 |
15 |
нет |
4 |
4 |
8 |
2 |
2 |
4 |
не знаю |
5 |
1 |
6 |
3 |
0 |
3 |
2 раза |
8 |
4 |
12 |
8 |
4 |
12 |
да |
5 |
2 |
7 |
5 |
3 |
8 |
нет |
3 |
1 |
4 |
3 |
1 |
4 |
не знаю |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
от 3 до 5 раз |
2 |
1 |
3 |
2 |
1 |
3 |
да |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
2 |
нет |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
не знаю |
1 |
0 |
1 |
1 |
0 |
1 |
больше 5 раз |
2 |
1 |
3 |
2 |
1 |
3 |
да |
0 |
0 |
0 |
2 |
1 |
3 |
нет |
2 |
0 |
2 |
0 |
0 |
0 |
не знаю |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
проживаю здесь |
1 |
0 |
1 |
1 |
0 |
1 |
да |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
нет |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
не знаю |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Итого |
242 |
108 |
350 |
242 |
108 |
350 |
Рис. 1. История как политический инструмент (т. е. пропаганда), чел.
Мы считаем, что в рамках научно-познавательного добровольного проекта «История Второй мировой войны глазами Германии» был выбран верный вектор развития, а именно знакомство с историей через призму учебников по истории, издаваемых в Германии. Таким образом, читатель имеет возможность увидеть другое представление событий и через сравнительный метод вступить в конфронтацию с самим собой, вынудить себя углубить знания и получить через различные источники более достоверную информацию, чем та, которой он владел до момента изучения статей нашего проекта. Подчеркнем, что целью проекта является исключительно предоставление читателю альтернативной точки зрения .
В завершение освещения результатов опроса хотелось бы обратиться к теме, которая никогда не освещается в школьных учебниках России (впрочем, и Германии тоже) и очень редко имеет место в российской прессе по сравнению с немецкой, — это российские (советские) немцы (« Знакомо ли Вам словосочетание «российский (советский) немец/ка» (или «русский немец/ка»)?» ). В России огромный кластер отечественной истории, включающий, помимо прочего, и историю национальных меньшинств, находится или в забвении, или безвозвратно утрачен. На указанный выше вопрос из 350 респондентов положительно ответили 180 (51 %); едва ли кто-то смог правильно ответить на вопрос с просьбой в нескольких предложениях описать, кого называют российским (советским) немцем (« Кого именуют «российским (советским) немцем/кой» (или «русским немцем/кой») (достаточно нескольких предложений)?» ).
Ключевые слова
Россия, Германия, Великая Отечественная война, СССР, Вторая мировая война, Союз Советских Социалистических РеспубликПохожие статьи
Отображение темы Великой Отечественной войны в региональных СМИ с 01 января по 08 мая 2020 г. (на примере Тверской области)
В связи со сложной политической и экономической обстановкой в России и в мире начинают возникать споры о том, кто внес набольший вклад в победу во Второй Мировой войне над фашистской Германией. Отсутствие должного освещения темы Великой Отечественной...
Конфликт идейно-ценностных установок молодежи России (по материалам исследования)
В статье рассмотрена проблематика присутствия конфликта идейно-ценностных установок в молодежной среде России. Результаты актуализируют целесообразность ряда мер по пересмотру стратегий в сфере молодежной и образовательной политики РФ. Исследование о...
Информационная война в Интернете (на примере текстов, посвященных разгрому Японии в 1945 году)
В статье раскрыты методы и приемы информационной войны в Интернете на примере текстов, посвященных разгрому Японии в 1945 году. Делаются выводы о необходимости информационной безопасности, разработки образовательной составляющей информационных войн.
Проблемы информационной безопасности подростков: история и современность
В статье рассмотрены источники формирования проблем информационной безопасности подростков. Рассмотрены причины, почему подросток не обращается за помощью ко взрослому в случае столкновения с кибертравлей. Для глубокого понимания проблемы современног...
Исследование медиации как альтернативного способа разрешения семейных споров (2011–2018 гг.): библиометрический анализ
Данная статья посвящена библиометрическому анализу диссертационных исследований медиации как альтернативного способа разрешения семейных споров. Ниже приведены обоснования его необходимости и значимости для дальнейших исследований в данной области. П...
Правовые последствия Великой Отечественной войны (на примере отраслей права)
Данная статья посвящена правовым последствиям Великой Отечественной войны. Целью данной работы является изучение и анализа изменений в отраслях права (трудовом, семейном, гражданском и уголовном). В статье раскрываются проблемы ужесточения политическ...
Судьбы солдат Великой Отечественной войны в исторических документах военной поры
В статье предпринимается попытка на основе выдержек писем Баханова Ф. Н., наградного листа Баханова И. Н. рассмотреть жизненный путь советских солдат, выявить особенности их участия в боевых операциях, проследить специфику бытовой жизни советских вои...
Исследование возможностей развития творческого потенциала личности младшего школьника средствами ментальной арифметики в условиях дополнительного образования
В данной статье приводятся результаты практического исследования, проведенного на базе академии ментальной арифметики «AMAKIDs» в 2016–2017 гг., с целью выявления влияния занятий ментальной арифметикой в условиях дополнительного образования на развит...
Некоторые проблемы деформации правосознания среди молодежи: взгляды и видение ситуации со стороны студенческого сообщества
Данная статья посвящена исследованию вопросов, связанных с выявлением причин деформации правосознания молодежи. На основании результатов, проведенных в 2018 и 2021 годах среди студентов юридического института ФГБОУ ВО «Красноярский государственный аг...
Экстремизм в современном обществе: интернет как фактор распространения экстремизма среди российской молодежи
В статье разобран такой ключевой фактор распространения экстремизма как интернет. Автором даны основные понятия такого социального явления как экстремизм и определены факторы распространения экстремизма среди молодежи. На основе результатов анализа д...
Похожие статьи
Отображение темы Великой Отечественной войны в региональных СМИ с 01 января по 08 мая 2020 г. (на примере Тверской области)
В связи со сложной политической и экономической обстановкой в России и в мире начинают возникать споры о том, кто внес набольший вклад в победу во Второй Мировой войне над фашистской Германией. Отсутствие должного освещения темы Великой Отечественной...
Конфликт идейно-ценностных установок молодежи России (по материалам исследования)
В статье рассмотрена проблематика присутствия конфликта идейно-ценностных установок в молодежной среде России. Результаты актуализируют целесообразность ряда мер по пересмотру стратегий в сфере молодежной и образовательной политики РФ. Исследование о...
Информационная война в Интернете (на примере текстов, посвященных разгрому Японии в 1945 году)
В статье раскрыты методы и приемы информационной войны в Интернете на примере текстов, посвященных разгрому Японии в 1945 году. Делаются выводы о необходимости информационной безопасности, разработки образовательной составляющей информационных войн.
Проблемы информационной безопасности подростков: история и современность
В статье рассмотрены источники формирования проблем информационной безопасности подростков. Рассмотрены причины, почему подросток не обращается за помощью ко взрослому в случае столкновения с кибертравлей. Для глубокого понимания проблемы современног...
Исследование медиации как альтернативного способа разрешения семейных споров (2011–2018 гг.): библиометрический анализ
Данная статья посвящена библиометрическому анализу диссертационных исследований медиации как альтернативного способа разрешения семейных споров. Ниже приведены обоснования его необходимости и значимости для дальнейших исследований в данной области. П...
Правовые последствия Великой Отечественной войны (на примере отраслей права)
Данная статья посвящена правовым последствиям Великой Отечественной войны. Целью данной работы является изучение и анализа изменений в отраслях права (трудовом, семейном, гражданском и уголовном). В статье раскрываются проблемы ужесточения политическ...
Судьбы солдат Великой Отечественной войны в исторических документах военной поры
В статье предпринимается попытка на основе выдержек писем Баханова Ф. Н., наградного листа Баханова И. Н. рассмотреть жизненный путь советских солдат, выявить особенности их участия в боевых операциях, проследить специфику бытовой жизни советских вои...
Исследование возможностей развития творческого потенциала личности младшего школьника средствами ментальной арифметики в условиях дополнительного образования
В данной статье приводятся результаты практического исследования, проведенного на базе академии ментальной арифметики «AMAKIDs» в 2016–2017 гг., с целью выявления влияния занятий ментальной арифметикой в условиях дополнительного образования на развит...
Некоторые проблемы деформации правосознания среди молодежи: взгляды и видение ситуации со стороны студенческого сообщества
Данная статья посвящена исследованию вопросов, связанных с выявлением причин деформации правосознания молодежи. На основании результатов, проведенных в 2018 и 2021 годах среди студентов юридического института ФГБОУ ВО «Красноярский государственный аг...
Экстремизм в современном обществе: интернет как фактор распространения экстремизма среди российской молодежи
В статье разобран такой ключевой фактор распространения экстремизма как интернет. Автором даны основные понятия такого социального явления как экстремизм и определены факторы распространения экстремизма среди молодежи. На основе результатов анализа д...