Теоретико-правовой анализ понятия «государственная должность» | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 19. Государство и право

Опубликовано в

XV международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, декабрь 2020)

Дата публикации: 02.12.2020

Статья просмотрена: 958 раз

Библиографическое описание:

Кущ, А. А. Теоретико-правовой анализ понятия «государственная должность» / А. А. Кущ. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XV Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 72-74. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/384/16233/ (дата обращения: 26.04.2024).



В данной статье рассматривается фактическое состояние теоретического определения государственных должностей Российской Федерации, а также субъектов РФ, неопределённость правовой природы, содержания и сущности государственных должностей, правовое положение должностных лиц.

Ключевые слова: государственная служба, должностное лицо, государственная должность, правовое положение должностных лиц

Актуальность темы исследования обусловлена современными тенденциями реформирования системы государственной службы в Российской Федерации. Для достижения положительных итогов по определенным направлениям государственной деятельности нужны новейшие теоретические разработки в области правового регулирования института должности в структуре российской государственной власти.

Современное состояние административно-правового регулирования в системе государственной службы объясняется большим количеством прикладных и теоретических проблем.

Этимология слова «должность» главным образом связана с понятием “долг” в значении обязанность [6], которое в ходе исторического развития получило изначально социальное, а потом и юридическое обоснование.

Исследованием вопросов, связанных с пониманием и классификацией должностей, занимался ряд ученых-правоведов, в основном в рамках общих проблем государственной службы.

Должность, по мнению В. М. Манохина, — это «часть организационной структуры государственного органа (организации), обособленную и закрепленную в официальных документах (штаты, схема должностных окладов и т. д.) соответствующей частью компетенции госоргана (организации), предоставляемой лицу — государственному служащему в целях ее практического осуществления».

Г. И. Петров считает, что должность — это «официально установленный комплекс обязанностей и соответствующих им прав, определяющих место и роль служащего (работника) в государственном или общественном органе, предприятии, учреждении, организации. Должность включает часть компетенции данного органа».

Оба из приведенных определений отражают наиболее существенные стороны должности — организационная и функционально-практическая ее составляющая.

По мнению Ю. А. Розенбаума, «должность — это государственно-правовое установление, образуемое в целях реализации задач, стоящих перед государственным органом (организацией), и определяющее служебное место и социально-трудовую роль гражданина в этом органе, возложенные на него обязанности и предоставленные ему права, а также требования к его профессиональной подготовке».

Важным условием является также способ замещения должности (назначение, конкурс, избрание, зачисление), согласно которому служащий вводится в штат государственной службы (служащих) и получает специальное звание, ранг, классный чин.

Таким образом, должность гражданской службы Российской Федерации можно определить, как учреждаемый в нормативно-правовом порядке первичный, структурообразующий, организационный элемент, предусмотренный штатным расписанием соответствующего государственного органа, отражающий содержание и объем полномочий лица ее замещающую. Данное определение, ввиду отсутствия легальной дефиниции в федеральном законодательстве о гражданской службе, предлагаем закрепить в Федеральном законе от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации [2].

На данный момент перечни государственных должностей утверждены указами Президента РФ от 11 января 1995 г. № 32 (с изменениями и дополнениями) «О государственных должностях Российской Федерации» [3] и от 4 декабря 2009 г. № 1381 (с изменениями и дополнениями) «О типовых государственных должностях субъектов Российской Федерации» [4], а также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

При этом содержание правовых статусов государственных должностей дифференцируется по разным основаниям и устанавливается самостоятельными законодательными актами.

К примеру, изначальные требования, которые предъявляются к кандидатам на замещение должности федерального судьи, вместе с общими (состояние здоровья, гражданство) выделяют дополнительные — к уровню профессионального образования, возрасту, стажу работы, отсутствию судимости и ряду других.

Отличительной особенностью назначения гражданина на должность федерального судьи считается и потребность в сдаче необходимого квалификационного экзамена [6], что дозволяет дать оценку реального уровня профессиональной подготовки лица, которое претендует на государственную должность.

Согласно статье 8 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» должности государственной службы учреждаются федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации [3].

Система государственной службы в себя включает: государственную гражданскую службу, военную службу и государственную службу иных видов.

Должности государственной службы делятся на:

− должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации;

− должности федеральной государственной гражданской службы;

− воинские должности;

− должности федеральной государственной службы иных видов.

В федеральном государственном органе могут учреждаться должности государственной службы разных видов.

Должности гражданской службы делятся на следующие категории: руководители, помощники (советники), специалисты, а также обеспечивающие специалисты.

Должности гражданской службы подразделяются на следующие группы:

1) высшие должности гражданской службы;

2) главные должности гражданской службы;

3) ведущие должности гражданской службы;

4) старшие должности гражданской службы;

5) младшие должности гражданской службы [2].

Должности категорий «руководители» и «помощники (советники)» делятся на высшую, ведущую и главную группы должностей гражданской службы.

Должности категории «специалисты» делятся на высшую, ведущую, главную и старшую группы должностей гражданской службы.

Должности категории «обеспечивающие специалисты» подразделяются на главную, ведущую, старшую и младшую группы должностей гражданской службы.

Должности государственной службы делятся по группам и (или) категориям согласно федеральным законам о видах государственной службы и законам субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе субъектов Российской Федерации.

Квалификационные требования к гражданам для замещения должностей государственной службы устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Трудовая деятельность работников, которые замещают данные должности, регулируется законодательством Российской Федерации о труде.

Президент Российской Федерации учреждает перечни должностей федеральной государственной гражданской службы.

Реестр должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации утверждается законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Основой понятия «должностное лицо» является его правовое положение. Под правовым положением должностного лица следует понимать урегулированное нормами права положение должностного лица, выражающееся в наличии у него дополнительных прав и обязанностей, необходимых для осуществления служебной деятельности в органах государственной власти, иных государственных органах, органах местного самоуправления, а также в других организациях независимо от формы собственности, и определяющее пределы его ответственности.

Ю. Н. Старилов характеризует правовое положение следующими элементами:

− осуществление деятельности на установленных законодательными актами Российской Федерации и ее субъектов принципах государственной службы;

− наименование должностного лица и место в организационной системе государственной службы;

− функции должностного лица — главные направления практического воздействия при выполнении задач по должности и реализации установленных в нормативных актах полномочий.

− права и обязанности — это центральные элементы положения, характеризующие юридическое состояние должностного лица;

− правовые формы и методы реализации функций и полномочий (убеждение и принуждение, предупреждение, пресечение, стимулирование, запреты и т. д.);

− гарантии реализации полномочий должностного лица;

− ответственность — неотъемлемый элемент правового положения должностного лица;

− льготы, гарантии и компенсации [5].

А. Ф. Ноздрачев, анализируя акты законодательства, пришел к выводу о том, что общее содержание статуса должностного лица образуют в основном следующие элементы: наименование должностного лица; функции; правомочия; гарантии реализации полномочий; ответственность.

Таким образом, принимая во внимание высказанные точки зрения на указанную проблему, можно сделать вывод о том, что правовое положение должностного лица составляют следующие элементы: должность; функции; полномочия и гарантии их реализации; ответственность.

В государственном управлении правовое положение должностных лиц объективно проявляется в единстве статистических и динамических начал. В первом случае имеется в виду характер потенциальных юридических возможностей должностных лиц (функций, полномочий, ответственности), еще не реализованных в правоотношениях. Во втором случае подразумевается процесс реализации должностным лицом этого состояния в правоотношениях (должностные действия, их последствия, отражающие его правовую деятельность).

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ, от 14.03.2020 № 1-ФКЗ). — // СПС «КонсультантПлюс». — (дата обращения: 25.11.2020).
  2. Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ (ред. от 23.05.2016) «О системе государственной службы Российской Федерации // СПС «КонсультантПлюс». — (дата обращения: 25.11.2020).
  3. Указ Президента РФ от 11.01.1995 № 32 (ред. от 15.05.2018) «О государственных должностях Российской Федерации». // СПС «КонсультантПлюс». — (дата обращения: 26.11.2020).
  4. Указ Президента РФ от 04.12.2009 № 1381 (ред. от 05.10.2015) «О типовых государственных должностях субъектов Российской Федерации». // СПС «КонсультантПлюс». — (дата обращения: 26.11.2020).
  5. Башуров В. Б. Понятие должности государственной гражданской службы Российской Федерации // Инновационное образование и экономика. Издательство: Омский экономический институт(Омск), 2015.- C.71–74.
  6. Нагорных Р. В. Государственные должности Российской Федерации и ее субъектов: административно-правовая регламентация общих и специальных требований // Вестник Московского государственного областного университета, 2018 № 1. C. 60–70
  7. Наседкина В. Р. Государственная гражданская служба, особенности и характерные черты // 2016. С. 91–94.

Ключевые слова

должностное лицо, государственная служба, государственная должность, правовое положение должностных лиц