Специфика нормотворчества международных организаций на примере Совета Безопасности ООН | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 20 марта, печатный экземпляр отправим 24 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 19. Государство и право

Опубликовано в

XV международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, декабрь 2020)

Дата публикации: 03.12.2020

Статья просмотрена: 16 раз

Библиографическое описание:

Асонова, Е. С. Специфика нормотворчества международных организаций на примере Совета Безопасности ООН / Е. С. Асонова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XV Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 55-56. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/384/16224/ (дата обращения: 07.03.2021).



Данная статья посвящена проблеме научного исследования в сфере специфики нормотворчества международных организаций.

Ключевые слова: международные организации, международно-правовые нормы, правоотношения, международные договоры, нормотворчество, ООН.

Нормотворчество международных организаций является важнейшей деятельностью всех международных организаций, так как создание международно-правовой нормы, является отправной точкой для составления и утверждения нормативно-правовых актов той или иной международной организации в зависимости от ее компетенции, а также основополагающей единицей установленных международной организацией правил поведения, следование которым является необходимым и неуклонным для международных организаций.

В данном докладе, хочу отметить специфику нормотворчества международных организаций на примере Организации Объединенных наций (далее — ООН).

Очевидно, важным моментом представляется осмысление международно-правовой основы нормотворческих полномочий Совета Безопасности ООН и соотношения его нормативных резолюций с другими источниками международного права.

Анализ данных вопросов необходим для объективного представления того влияния, которое оказывает Совет Безопасности ООН на процесс формирования международного права и формирования международно-правовых норм, а также возможных дальнейших перспектив развития нормотворческих полномочий Совета Безопасности.

Под нормотворческими полномочиями понимается принятие Советом Безопасности ООН резолюций в соответствии с назначением которых является поддержание международного мира и безопасности в соответствии с Уставом ООН, которые сформулированы в виде документов общего применения (которые ограниченные какой-либо конкретной ситуацией или конфликтом), содержащие в себе юридически обязательные правила поведения, и которые прекращают свое юридическое действие по окончанию установленного в них срока, либо по достижении целей, послуживших основанием для их принятия.

В рамках нормотворческого процесса Совету Безопасности ООН необходимо придерживаться определенных принципов, которые являются основополагающими в деятельности ООН. Данная особенность нормотворческого процесса является характерной чертой ООН. Так одним из таких принципов является принцип верховенства права, когда его полномочия вытекают из права и основаны на праве. Проведя анализ данного принципа можно сделать вывод, что он подразумевает в себе необходимость соблюдения определенных ограничений. К числу таких ограничений относят положения Устава ООН, которые регламентируют компетенцию Совета Безопасности (ст. 24–28, главы VI-VIII и XII) [3, с. 305]. Вместе с тем Совет Безопасности, при осуществлении своей международной нормотворческой деятельности, должен отдавать приоритетное значение выполнению главной функции, которая была возложена на него Уставом. Этим приоритетным значением является поддержания международного мира и безопасности на международной арене.

Также следующим немаловажным принципом нормотворческой компетенции Совета Безопасности ООН является соблюдение принципа справедливости.

Кроме того, в рамках осуществления международного нормотворческого процесса, Совет Безопасности должен основываться на принципах невмешательства во внутреннюю компетенцию того или иного государства.

В своей нормотворческой деятельности Совет Безопасности должен руководствоваться принципами исключительности и транспарентности. Принцип исключительности означает, что в каждом конкретном случае Совет Безопасности должен установить связь между необходимостью в обязательстве общего характера и наличием угрозы всему международному миру и безопасности и использовать свои нормотворческие полномочия только в том случае, когда поддержание международного мира, правопорядка и безопасности требует незамедлительного реагирования со стороны Совета Безопасности ООН, чего не может быть достигнуто при помощи создания нормы права посредством международного договора или международного обычая. [3, с. 315]. Принцип транспарентности предполагает использование Советом Безопасности справедливых, открытых и демократичных процедур при обсуждении, принятии и имплементации нормоустанавливающих решений, поскольку их обоснованность и эффективность находится в прямой зависимости от существования всеобщего согласия государств по рассматриваемому вопросу. Принцип транспарентности должен реализовываться, во-первых, посредством предварительных консультаций по проектам нормативных резолюций с государствами-нечленами Совета Безопасности, а также их участия в заседаниях; во-вторых, с помощью участия государств-нечленов Совета Безопасности в сотрудничестве на этапе имплементации нормативных резолюций; в-третьих — посредством периодического обзора осуществления соответствующей нормативной резолюции.

Таким образом, можно сделать вывод, что Организация Объединенных Наций на протяжении длительного времени является основным гарантом обеспечения международного правопорядка в современном мире, формируя в рамках своей международной нормотворческой компетенции, международно-правовые нормы, необходимые для нормального функционирования взаимодействия государств-членов, а также обеспечивая тем самым соблюдение основных прав и свобод государствами на

Литература:

  1. Батычко, В. Т. Международное право: конспект лекций / В. Т. Батычко. — Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2011. — 97 С.
  2. Болтенкова Л. Ф. Экстремизм: теория, законодательство, практика противодействия: учеб.-метод. пособие / Л. Ф. Болтенкова, В. И. Власов. — Москва: Этносоциум, 2014. — 194 с.
  3. Войтова Т. Н.: О нормотворческих полномочиях Совета Безопасности ООН (на примере резолюций 1373 (2001) и 1540 (2004) Т. Н. Войтова — Москва: Изд-во МГЮА, 2010–316 с.
  4. «Устав Организации Объединенных Наций» (Принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945) URL: https://www.un.org/ru/charter-united-nations/index.html (дата обращения: 30.11.2020). — Текст: электронный.
  5. Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки, 1975 год) URL: https://www.osce.org/files/f/documents/0/c/39505_1.pdf (дата обращения: 30.11.2020). — Текст: электронный.