Использование сингапурской технологии в логопедической работе на этапе перехода к школьному обучению | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 24. Педагогика

Опубликовано в

XV международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, декабрь 2020)

Дата публикации: 01.12.2020

Статья просмотрена: 432 раза

Библиографическое описание:

Вильт, А. В. Использование сингапурской технологии в логопедической работе на этапе перехода к школьному обучению / А. В. Вильт. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XV Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 107-110. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/384/16222/ (дата обращения: 26.04.2024).



В статье автор делится своим опытом работы по организации логопедической работы у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с использованием Сингапурской технологии обучения.

Ключевые слова: логопедия, коррекционная педагогика, профилактика нарушений письма, дисграфия, дошкольное образование, критическое мышление, Сингапурская методика обучения, инновационные технологии в работе учителя-логопеда

По исследованиям разных лет известно, что ранняя диагностика и коррекция значительно повышают шансы школьников младших классов на успех. Следовательно, возможна диагностика признаков дисграфии и их коррекция ещё на этапе дошкольного обучения, с последующим контролем и/или продолжением необходимой помощи ребенку на школьном логопедическом пункте.

Своевременное выявление предпосылок нарушения письменной речи у старших дошкольников чрезвычайно важно для построения логопедической работы. Важно также отметить, что дисграфию во много легче предупредить, чем устранить. Поэтому нами была проведена исследовательская работа, направленная на профилактику дисграфии с воспитанниками подготовительной к школе группе.

До начала проведения исследования была выдвинута гипотеза, которая заключается в предположении о том, что положительной динамики в профилактике нарушений письма можно достичь в условиях перехода к школьному обучению, включающего общие направления работы: устранения недостатков устной речи; активизации слухоречевой функции; развития аналитико-синтетической деятельности; развития графомоторных навыков и пространственных ориентировок в ограниченном пространстве.

Целью исследования являлось экспериментальное доказательство возможностей устранения или значительного снижения симптомов дисграфии у детей в условиях перехода к школьному обучению.

Для выполнения представленной цели необходимо было выполнить ряд следующих задач:

  1. Провести диагностическое исследование уровня сформированности речевых средств старших дошкольников.
  2. Разработать и осуществить систему занятий на основе отработанных средств и методов по профилактике предпосылок нарушения письма с использованием инновационной Сингапурской методики обучения, основанной на технологии критического мышления.
  3. Провести итоговую диагностику, проанализировать полученные результаты, сделать вывод по исследованию.

Исследование проводилось на базе нашей школы, имеющей структурное подразделение — дошкольное отделение. В исследовании принимали участие старшие дошкольники (6–8 лет) в количестве 20 человек (контрольная и экспериментальная группа).

В процессе исследования в качестве диагностических материалов были выбраны следующие методики:

− обследование устной речи проводилось на основе беседы-наблюдения и речевой карты Т. А. Фотековой;

− состояние неречевых функций (оптико-пространственные представления) обследовалось по модифицированным методикам на основе работ: Н. Ю. Горбачевской, З. Е. Агранович, О. В. Елецкой, Т. Н. Поздеевой.

Результаты первичного обследования старших дошкольников показали, что I и IV уровни успешности не выявлены ни у одного ребенка. II уровень у 6 дошкольников, III уровень у 14 детей.

Результат обследования (имена заменены на цифры)

Рис. 1. Результат обследования (имена заменены на цифры)

Анализ результатов, показанных в процессе диагностики воспитанников подготовительной к школе группы, указывает на наличие предпосылок к проявлению в школе нарушения письма (дисграфии на почве несформированности у детей фонематического анализа и синтеза, артикуляторно-акустической, аграмматической. Реже к оптической дисграфии).

В связи с этим возникла необходимость в разработке и проведении коррекционной работы по профилактике предпосылок нарушения письма в условиях реализации преемственности на этапе перехода к школьному обучению (1 год обучения в дошкольном отделении, 2 год обучения — продолжение коррекционной работы с выпускниками в школе).

Для эксперимента была отобрана группа из десяти воспитанников подготовительной к школе группы с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития (экспериментальная группа). Эти ребята занимались по индивидуальному плану каждого ребёнка и в группе по разработанной нами системе профилактической работы с использованием приёмов Сингапурской технологии обучения. Ребята из контрольной группы (остальные 10 человек) занимались по индивидуальному плану (индивидуальные занятия по коррекции устной речи).

Коррекционно-развивающая деятельность по профилактике дисграфии у детей строилась в рамках реализации преемственности дошкольного и начального образования, состояла из двух этапов (первый год обучения — дошкольное отделение, второй год обучения — школа) и включала следующие направления работы: устранение недостатков устной речи; активизация слухоречевой функции; развитие аналитико-синтетической деятельности; развитие оптико-пространственных представлений.

Для коррекционной работы была выбрана инновационная методика, основанная на технологии критического мышления. Критическое мышление — это вид интеллектуальной деятельности, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему мир, а также развитием речевой способности обучающихся. На этом основана Сингапурская технология обучения, разработанная специалистами Сингапурской компании Educare.

Сингапурские структуры — это такая технология обучения, при которой получение информации доступно каждому обучающемуся, благодаря использованию разных методов и подходов, развивающих креативное и критическое мышление. Благодаря использованию Сингапурской технологии обучения логопедические занятия становятся очень увлекательными, заставляющими мыслить и развиваться.

Одним из важных этапом Сингапурской структуры является интерактивный метод, который заключается в определённом взаимодействии всех участников образовательного процесса: учитель ↔ ученик, ученик ↔ ученик.

Сингапурская система обучения включает в себя 3 основных вида образовательных структур: структуры управления; структуры классбилдинга, структуры тимбилдинга.

Большая часть предлагаемых структур в Сингапурской технологии в первую очередь рассчитана на обучающихся школы. Однако, в свою очередь, методика содержит многообразие подвижных и игровых элементов, которые развивают интерес к обучающему процессу. Следовательно, все структуры применяемые в процессе проведения эксперимента использовались с учетом возрастных особенностей дошкольников (в последствии первоклассников) и постепенным усложнением.

На рисунке № 2 выделены структуры, применяемые нами в процессе проведения коррекционной работы.

Структуры Сингапурской технологии обучения

Рис. 2. Структуры Сингапурской технологии обучения

Ниже приведены примеры логопедических заданий с использованием структур Сингапурских технологий обучения.

Обучающая структура «Хай Файв» (структура управления, обозначающая «сигнал тишины» и/или привлечения внимания обучающихся, концентрации внимания на учителе-логопеде или отвечающем ученике) — используется в начале занятия (урока): педагог поднимает руку и говорит, обращаясь к классу: «Хай файв!», дети в ответ выполняют аналогичное действие.

Работа над развитием оптико-пространственных представлений проводилась с использованием таких сегментов, как: «Сималтиниусс Раунд Тэйбл» (структура, в которой все четыре члена группы или пары выполняют письменные задания, а по окончанию передают их по кругу соседу на проверку); «Куиз-Куиз-Трэйд» (ребята также выполняют задания и передают их на проверку, однако в этом варианте у проверяющих детей есть карточка с ответом); «Раунд Тейбл» (детям, членам одной группы или пары предлагалось за одну минуту выполнить задание на одном общем листочке).

Модуль «Раунд Робин» применялся для проговаривания обучающимися ответов на задаваемый вопрос по кругу. Например, в данной технике производилась проверка правильности выполненного задания в игре «Облака». Детям необходимо было отыскать лишнее «облако». При этом детям предлагалась подсказка: нужно обратить внимание на последний звук в слове. Каждый из ребят по кругу проговаривает свой вариант ответа.

Распределение обучающихся по углам кабинета по выбранным ими вариантам ответа (либо задания) называется — «Конэрс». Данную структуру также можно применять для обозначения детьми выбранного ими ответа или для проведения рефлексии. Так, например, в задании, направленном на развитие фонематического слуха, детям предлагается ряд слов (можно использовать предметные картинки) со звуком [с] (любой звук). Их задача определить место звука в слове и подойти в определённое место в кабинете (где обозначены карточки с положениями звука в слове).

Для физкультминутки была использована структура «Микс Фриз Груп» — это структура, при которой обучающиеся смешиваются под музыку, замирают, когда музыка прекращается, и объединяются в группы, количество участников в которых зависит от ответа на вопрос. Также можно применять «Микс Пэа Шэа». Обучающиеся молча передвигаются под музыку и смешиваются, а когда музыка выключается — ребята образовывают пары и «дают пять» («Хай Файв» — «сигнал тишины»). Обучающиеся, которые не смогли найти «партнера», поднимают руку, чтобы быстрее найти друг друга. «Тим Чир» (кричалка, девиз) — это короткое, веселое упражнение для поднятия духа, поощрения или выражения благодарности (данный сегмент также можно использовать для автоматизации и дифференциации звуков, развития лексики и грамматики).

По итогу второго года обучения у первоклассников было проведено итоговое логопедическое обследование по предлагаемым ранее методикам.

Сравнительные результаты представлены на диаграммах ниже (рисунок 3, рисунок 4).

Результат итогового обследования экспериментальной группы

Рис. 3. Результат итогового обследования экспериментальной группы

Как видно из диаграммы (рисунок 3) у каждого участника экспериментальной группы повысился результат уровня успешности.

Результат итогового обследования контрольной группы

Рис. 4. Результат итогового обследования контрольной группы

Анализируя показатели диаграммы, можно прийти к выводу, что каждый участник контрольной группы также повысил свои результаты (уровень успешности), однако процент роста у этих первоклассников значительно меньше, чем у экспериментальной группы.

Анализируя и сравнивая результаты повторного логопедического обследования, можно прийти к выводу, что благодаря занятиям по предупреждению дисграфии со старшими дошкольниками на этапе перехода к школьному обучению общее положение имеет заметные результаты. У обучающихся отмечается снижение количества допускаемых ошибок, уровень сформированности речевых функций повысился. Благодаря этому можно прийти к выводу, что при раннем систематическом воздействии в условиях преемственности дошкольного и школьного образования по профилактике дисграфии с применением Сингапурских технологий обучения можно достичь значимых результатов.

Проведя данное исследование, можно сделать вывод о том, что старшие дошкольники и первоклассники, имеющие предпосылки к проявлению дисграфии нуждаются в дополнительной ранней специальной логопедической помощи, так как специфические ошибки письма не могут быть преодолены обычными школьными методами. Таким образом, выдвинутая до начала эксперимента гипотеза была подтверждена.

Ключевые слова

дошкольное образование, критическое мышление, коррекционная педагогика, дисграфия, логопедия, профилактика нарушений письма, Сингапурской методики обучения, инновационные технологии в работе учителя-логопеда