Детский пранк: развлечение или неосознанное противоправное поведение? | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Конюкова, Е. А. Детский пранк: развлечение или неосознанное противоправное поведение? / Е. А. Конюкова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XV Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 104-107. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/384/16194/ (дата обращения: 26.04.2024).



На сегодняшний день прослеживается тенденция роста числа детей с отклоняющимся от нормы поведением. Одним из видов девиантного поведения лиц детского возраста является делинквентное поведение как совокупность противоправных поступков, которые не соответствуют закрепленным в обществе социальным, моральным и юридическим нормам. Такие дети обычно имеют социальные отклонения в поведении, негативный жизненный опыт, деформированные социально-этические знания, нездоровые привычки, неправильное воспитание и асоциальное влияние окружающей среды, что способствует совершению ими неосознанного противоправного поведения.

Противоправное поведение представляет собой разновидность правового поведения, которое характеризуется как социальное отклонение от нормы, злоупотребление правом и нарушение правовых норм. Противоправным поведение считается тогда, когда субъект права сознательно нарушает норму права. Однако, как расценивать поведение детей, которые не в полной мере осознают противоправность своих детских выходок и не знают всей совокупности правовых норм, за нарушение которых наступает юридическая ответственность или общественное порицание.

По степени социальной опасности, а также в зависимости от возрастных особенностей детей их противоправное поведение подразделяется на следующие уровни [1, с. 161–164]:

– непослушание представляет собой форму сопротивления требованиям, предъявляемым к поведению ребенка, просьбам со стороны родителей и педагогов. Данная форма поведения характера для детей дошкольного возраста (до 6–7 лет);

– выходка проявляется в совершении однократного отклоняющегося от нормы действия ребенком (в возрасте от 5 до 10 лет), в котором ярко проявляется его активность, инициатива, находчивость. Особенностью выходки является переживание огромного удовлетворения от совершенного деяния и обязательно «действие на публику»;

– шалости представляют собой систематические действия ребенка (в возрасте от 7 до 10 лет), в которых проявляется инициатива, выдумка, активность. В отличие от выходки, шалости совершаются с негативной целью и мотивами (досадить, отомстить или получить выгоду для себя);

– «пранк» представляет собой розыгрыш человека ребенком (в возрасте от 10 до 14 лет), ставящий первого в неловкое положение. Пранки бывают двух видов: хорошие (которые не несут негативного посыла в сторону людей и вызывают только приятное удивление и смех) и плохие (которые пугают людей, доводят их до шокового состояния и порой приводят к необратимым последствиям (смерть человека вследствие сердечного приступа).

Среди факторов, способствующих совершению лицами детского возраста пранков, можно выделить следующие [2, с. 272–273]:

– неудовлетворенные потребности самоутверждения и самореализации. Посредством совершения пранка ребенок хочет, чтобы его заметили, хочет следовать молодежным тенденциям, трендам, стать популярным посредством опубликования подобных пранк-видео в Интернете;

– воспитательная запущенность. Если ребенок не получил надлежащего воспитания в семье, он может не овладеть базовыми знаниями о том, какие действия совершать можно, а какие нельзя, и к каким последствиям могут привести те или иные «шутки»;

– стереотипы асоциального поведения. Некоторые дети усваивают стереотипы делинквентного поведения, получая поощрение после первых попыток совершения пранков, а также наблюдая за успешным подобных поведением других лиц, которые обрели популярность благодаря съемке пранк-видео;

– низкий культурный уровень, несформированность общественно полезных интересов. Неопределенность приоритетов личности может быть фоном для неосознанного противоправного поведения ребенка, поскольку последний ориентируется на удовлетворение мимолетных и примитивных потребностей (желание быть в центре внимания);

– асоциальная направленность личности возникает в случае взросления ребенка в асоциальной среде, среди сверстников, которые одобряют совершение подобных действий, шалостей, склоняют лицо к совершению пранка.

Детские пранки могут совершаться в различных формах: посредством телефонной связи, путем непосредственного участия в розыгрыше по заранее придуманному плану, а также посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в частности, социальных сетей, которыми активно пользуются дети. Огромное влияние на ребенка оказывают масс-медиа: видеоролики с пранками, выложенные на просторах Интернета, в частности, на YouTube каналах, «шуточные видео» блогеров с прохожими, которые они выкладывают на своих страницах в социальной сети Instagram. На сегодняшний день, в связи с дистанционной формой обучения у многих школьников, пранки происходят в период проведения онлайн-уроков посредством их срыва.

Остро стоит вопрос о привлечении «пранкеров» к юридической ответственности. Так, в апреле 2020 года Следственный комитет г. Санкт-Петербурга возбудил первое в России уголовное дело из-за розыгрыша, вследствие которого был сорван школьный урок в дистанционном формате. Данный факт был записан на видео и опубликован в интернете на YouTube-канале. Уголовное дело возбудили по статье о неправомерном доступе к компьютерной информации [3].

Если лицо позвонило в полицию, пожарную охрану, скорую медицинскую помощь или иные специализированные службы и сообщило о ложном факте пожара, плохого самочувствия и т. д., можно говорить о возможности привлечения к административной ответственности по ст. 19.13 КоАП РФ или к уголовной ответственности по ст. 306 УК РФ. Если в случае пранка причинен имущественный вред, вред здоровью лица или наступила смерть, ответственность может наступить по соответствующим статьям КоАП РФ (ст. 6.1.1, ст. 7.27.1) и УК РФ (ст. 109, ст. 118).

Однако, что делать в том случае, если ребенок не достиг возраста уголовной и административной ответственности, а неудачный пранк привел к необратимым печальным последствиям. В данном случае, мы можем обратиться к гражданскому законодательству. Согласно ст. 1073 ГК РФ юридическую ответственность за вред, причиненный детьми в возрасте до 14 лет, отвечают их законные представители (родители, опекуны, усыновители) или же организация, под надзором которой находился ребенок (организация для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, образовательная или медицинская организация), если они не докажут, что вред возник не по их вине. В данном случае, вышеуказанные лица и организации отвечают за то, что не уследили за ребенок и надлежащим образом не воспитали его.

Завершая вышесказанное, необходимо отметить, что одной из современных форм отклоняющегося поведения детей до 14 лет является «пранк», который может осуществляться в телефонном режиме, посредством использования компьютерных технологий, а также путем разыгрывания определенной «шуточной сценки». Пранки набирают популярность среди детей благодаря их распространению в социальных сетях, активными пользователями которых являются школьники. В результате недостаточной сформированности правового сознания и уровня правовой культуры, дети неосознанно своими действиями посредством вышедших из-под контроля пранков совершают противоправные деяния, за которые в силу их возраста невозможно привлечь к юридической ответственности. Исходя из этого, следует уделить внимание в процессе воспитательной и педагогической деятельности на разъяснение детям последствий совершения подобных пранков и возможности наступления юридической ответственности для их родителей или же организаций, под надзором которых они находятся.

Литература:

  1. Буторина Л. С. Противоправные формы девиантного поведения несовершеннолетних // Вестник Московского университета МВД России. 2013. № 2. С. 161–164. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/protivopravnye-formy-deviantnogo-povedeniya-nesovershennoletnih (дата обращения: 18.11.2020).
  2. Бутова М. В. Причины развития отклоняющегося поведения несовершеннолетних: коррекция и профилактика // Вестник ВИ МВД России. 2019. № 2. С. 272–273. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prichiny-razvitiya-otklonyayuschegosya-povedeniya-nesovershennoletnih-korrektsiya-i-profilaktika (дата обращения: 18.11.2020).
  3. В Санкт-Петербурге возбуждено уголовное дело по факту совершения противоправных действий при проведении дистанционного обучения школьников // Главное следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Санкт-Петербургу. 21 апреля 2020 года. URL: https://spb.sledcom.ru/Novosti/item/1457081/ (дата обращения: 18.11.2020).