Основные причины возникновения девиантного поведения подростков | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 23. Психология

Опубликовано в

XV международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, декабрь 2020)

Дата публикации: 25.11.2020

Статья просмотрена: 660 раз

Библиографическое описание:

Бабичева, В. С. Основные причины возникновения девиантного поведения подростков / В. С. Бабичева. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XV Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 99-101. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/384/16192/ (дата обращения: 27.04.2024).



В современном мире проблема девиантного поведения среди подростков обострена в связи с увеличением количества школьников, которые нарушают общепринятые нормы поведения в обществе. По этой причине профилактика девиантного поведения подростков является ключевым и обязательным мероприятием образовательных учреждений.

Девиантное поведение — действия или бездействия личности, отклоняющиеся от официально закрепленных или фактически сложившихся в обществе норм и образцов [5]. Существует и другое определение анализируемого понятия. Девиантное поведение — это социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам или стандартам [5]. Считаю, что причинами данного отклонения является особенности взаимодействия личности с окружающим миром, социальной средой и самим собой.

Большинство научных деятелей выделяют следующие факторы, которые воздействуют на поведение личности и обуславливают возникновение девиантного поведения: наследственность, обучение, социальная среда, воспитание и социальная активность. Исследователи девиантного поведения полагают, что между негативными последствиями вышеперечисленных факторов и характером поведения личности нет непосредственной взаимосвязи.

А. Е. Личко считает важным фактором для подростка строящуюся «систему отношений» с ровесниками. Поэтому для положительного психологического развития подростка ведущую роль играет потребность в общении [3].

Существует множество причин возникновения девиантного поведения среди подростков. Психологи выделяют одной из важнейших причин отклоняющегося поведения негативно складывающееся поведение в семье, которое выражается в различных семейных ссорах и конфликтов в присутствии детей, вследствие чего они ощущают безразличие к ним [4]. Таким образом, дети, живущие в неполных и конфликтных семьях, подвергаются повышенному риску развития девиантного поведения, благодаря тем условиям, которые создают их родители своими постоянными ссорами и конфликтами в результате отсутствия взаимопонимания между ними, а также резко выраженными разногласиями во взглядах. Лишенное адекватности воспитание в вышеназванных семьях выражается в безнадзорности и в эмоциональном отторжении ребенка.

Одной из причин возникновения девиантного поведения среди подростков выступает медико-биологическая. Здесь биологической отрицательной характеристикой выступает наследственность, выражающаяся в умственной неполноценности [4]. Подросток, у которого существует умственная недостаточность, не может достаточно полно осмыслить окружающую обстановку, а также не может оценивать свое поведение с точки зрения критики. Все перечисленное приводит такого ребенка к социальной дезадаптации. Помимо этого, негативно сказывается на наследственность ребенка алкоголизм родителей, который может повлиять на развитие психических патологий ребенка.

Следующей причиной, содействующей возникновению девиантного поведения подростка, является психологический фактор. Так, такими причинами являются активный и пассивный протесты, реакции отказа и имитации, реакции увлечения, группирования [4].

Отдельной причиной, способствующей развитию девиантного поведения подростка, следует выделить роль образовательных учреждений в воспитании детей. Так, ошибки в учебно-воспитательной работе отрицательно сказываются на воспитании и поведении подростка [1]. В результате этих ошибок создается педагогическая запущенность подростков. Расположение подростков к учебной деятельности является важнейшим обстоятельством, способствующим формированию школьников как личности. Как правило, школьники, которые нарушают установленные нормы поведения, отклоняясь от общепринятого поведения, не отличаются хорошей успеваемостью и учатся плохо. Такие подростки не характеризуются активностью в выполнении поручений, а также не участвуют в общественной жизни школы. Чаще всего, к таким подросткам в школе относятся отрицательно. Замкнутость, неуспеваемость к таким школьникам порождает различные конфликтные ситуации с одноклассниками, преподавателями и родителями. В результате это подростки перестают общаться с школьным коллективом, что негативно сказывается на психологическом развитии детей. В период обучения в школе, соответственно, не может ребенок удовлетворить свою потребность в общении.

Специалисты указывают, что воздействующую роль на девиантность поведения оказывает отвержение с позиции преподавателей, а также положение изгоя в классе и школе. Отстранение школьников от учебы возникает в результате равнодушия учителей к подросткам. Также отрицательно влияет на подростка нетактичность преподавателей, проявляющаяся в различных интерпретациях. Отмечается негативно сказывающаяся на поведение школьника раздражительность учителей.

В случае невозможности школьника проявить свою индивидуальность, общаться со своими одноклассниками, а также низкого социального положения в классе подросток осуществляет поиск иных сообществ, где бы его потребность в общении могла реализоваться. Часто такие школьники попадают в плохие компании, однако именно в них, по их мнению, они компенсируют личностные неудачи.

Ученые выделяют несколько причин, вызывающих конфликтные взаимоотношения преподавателя с учеником, желание не посещать образовательное учреждение, уменьшение познавательного интереса к учебе, которые объединяют в две группы. В первую группу входят причины, связанные с внутренним содержанием подростка. Среди них: индивидуальные особенности подростка, слаборазвитый «багаж» знаний, лишение уверенности в своих силах и возможностях, неудобство в общении со своими сверстниками и преподавателями. Во вторую группу входят причины, связанные с недостатками методического материала, а также личностные особенности преподавателя. Среди них: не обращение внимания на отдельные особенности своих учеников, неправильный стиль взаимодействия с школьниками, которые не успевают в учебе, отсутствия уверенности в результативность своей работы [5].

Чтобы выяснить, как проводить воспитательную работу с подростками с отклоняющимся поведением, необходимо учитывать и анализировать основные причины отклонения от норм поведения.

Считаем, что целесообразно для предотвращения девиантного поведения среди подростков проводить профилактические мероприятия в образовательных учреждениях. По мнению специалистов, важность профилактики девиантного поведения заключается в корреляции девиантного поведения подростков. Так, необходимо понимать, что подростки с наиболее резко выраженным девиантным поведением склонны к совершению общественно опасных противоправных деяний. Полагаю, что в обязательном порядке должны создаваться специальные программы профилактики девиантного поведения в образовательных учреждениях, которые должны оказать помощь школьникам сформировать должный уровень социально-психологической развития. Школьники должны осознавать и понимать пределы дозволенного и не выходить за их границы, а также должны отграничивать незапрещенные и допускаемые способы решения своих проблем от неразрешённых и противоправных. К методам профилактики девиантного поведения относят:

– психологические тренинги;

– воспитательные беседы, лекции;

– образовательные программы.

– волонтерская деятельность [2].

Литература:

  1. Беличева С. А. Психологическое обеспечение охранно-защитной превенции отклоняющегося поведения несовершеннолетних (в соавторстве) // РИЦ Консорциума «Социальное здоровье России». — Москва, 2013. — С. 196.
  2. Березин С. В. Психологическая коррекция в условиях межличностного конфликта подростков. — Самара, 2015. — С.101–103.
  3. Личко, А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков [Электронный ресурс]. URL: http://drlev.ru/book/lichko2.pdf.
  4. Максимова Н. Ю. О склонности подростков к аддиктивному поведению // Психол. журнал. Т.17. № 3. 2006. — С.45.
  5. Психология девиантного поведения. Учебное пособие. — СПб.: Речь, 2005. — 445 с.