Государственная служба на современном этапе: проблемы, вызовы, пути решения | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 19. Государство и право

Опубликовано в

XV международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, декабрь 2020)

Дата публикации: 24.11.2020

Статья просмотрена: 2200 раз

Библиографическое описание:

Колбасов, Д. Б. Государственная служба на современном этапе: проблемы, вызовы, пути решения / Д. Б. Колбасов. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XV Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 68-72. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/384/16179/ (дата обращения: 26.04.2024).



В статье раскрывается понятие, современное состояние и актуальные проблемы государственной службы. При этом государственная служба определяется как публичная и профессиональная деятельность лиц, имеющих должность в госорганах, выполняющих задачи и реализующих функции государства в пределах своей компетенции в установленном законом порядке. Автором сделан вывод о том, что в быстро меняющихся современных условиях большое внимание необходимо уделять повышению эффективности государственной гражданской службе в интересах государства и современного гражданского общества.

Ключевые слова: государственное управление, государственная служба, государственный служащий, коррупция.

The article reveals the concept, current state and actual problems of public service. At the same time, the civil service is defined as the public and professional activity of persons holding a position in government agencies, performing tasks and implementing the functions of the state within their competence in the manner prescribed by law. The author concludes that in the rapidly changing modern conditions, great attention must be paid to improving the efficiency of the civil service in the interests of the state and modern civil society.

Key words: public administration; public service; state employee; corruption.

Государственная служба — это «становой хребет» государственного строительства. Он занимает ведущее место, во многом (если не в основном) определяя качество и эффективность функционирования системы публичного управления. Именно компетентность, активность и беспристрастность госслужбы, то есть фигура чиновника, обусловливает способности государственного механизма по решению насущных политических, социальных и экономических проблем, поддержанию стабильности социальных взаимодействий, обеспечению верховенства права и демократического вектора в развитии сообщества.

Государственная гражданская служба в качестве государственно-публичного института способна существенно обеспечить эффективность и целостность государственного управления, стабильность общества. Развитие и усложнение политических отношений сопровождается преобразованием государственного механизма и выдвигает на передний план проблемы государственной службы. Последняя органически связана с государством и играет одну из наиболее важных ролей в осуществлении деятельности по публичному управлению. В быстро меняющихся современных экономических условиях большое внимание необходимо уделять повышению эффективности государственной гражданской службе в интересах государства и современного гражданского общества.

Государственная служба — это публично-профессиональная деятельность лиц, имеющих должность в госорганах, выполняющих задачи и реализующих функции государства в пределах своей компетенции в установленном законом порядке. Нормативно-правовая база государственной гражданской службы образует многоуровневую, иерархически организованную систему источников межотраслевого характера, взаимосвязанных между собой, и взаимодополняющих и конкретизирующих друг друга.

Служба является одним из видов общественно полезной деятельности, наряду с учебой и работой. При этом сам по себе термин «служба» весьма многозначен, он охватывает один из видов общественно полезной деятельности, наряду с учебой и работой [2]. Государственная служба — это разновидность понятия «служба» в общеправовом контексте. На мой взгляд, наиболее общими являются два подхода к рассмотрению феномена госслужбы: во-первых, как к комплексному правовому институту, т. е. системе норм и принципов различных отраслей (с преобладанием административного права) и, во-вторых, как к профессиональной деятельности на контрактной основе за соответствующее вознаграждение сравнительно обособленной группы российских граждан — госслужащих.

Необходимо отметить, что за время существования законодательства о государственной службе в Российской Федерации многое сделано по его усовершенствованию и оптимизации, развитие законодательства идет планомерно, и, на мой взгляд, с положительной динамикой. Процесс реформирования госслужбы, безусловно, относится к приоритетным направлениям современного государственного строительства, которому в настоящее время уделяется большое внимание. К сожалению, правовые основы регламентации госслужбы не всегда соответствуют современным стандартам.

К главным проблемам государственной службы можно отнести: высокий уровень коррупции среди государственных служащих; отсутствие квалифицированных кадров и большое количество желающих воплотить на государственной службе свои корыстные интересы; отсутствие заинтересованности у государственных и муниципальных служащих в процветании государства.

К сожалению, в законодательстве o госслужбе практически не упоминаются требования к морально-волевым (нравственным) качествам государственных гражданских служащих. Вместе с тем есть такие профессии, посвятив себя которым, человек становится обязанным думать не только о своей чести и личном достоинстве, но и оберегать честь других, охранять и защищать достоинство, соблюдать права и интересы каждого гражданина. Именно так говорят, он обязан! Может ли он допускать, чтобы о нем говорили: «Ни чести, ни совести»? Нет, не может. Речь идёт, в частности, именно о государственных гражданских служащих и их профессиональной морали.

В этом контексте напомним, что государственные органы реализуют политическую волю суверенной власти нашей Державы, их деятельность в той или иной мере затрагивает интересы каждого гражданина, следовательно, она не может быть исключена из сферы морального контроля. Поэтому государственными служащими, на мой взгляд, могут быть лишь граждане, которые способны пo состоянию своего физического и психического здоровья, а также — нравственным качествам профессионально выполнять публичные задачи и функции, возложенные на государственный орган [4]. Своими действиями они могут затрагивать основополагающие права и свободы граждан. Поэтому, на мой взгляд, в своей работе они должны безусловно соблюдать не только требования закона, но и принципам и нормы морали, господствующей в обществе. Выполнение государственных обязанностей всегда предполагает требование повышенного чувства долга. Именно поэтому «государственные люди», решающие судьбы других людей, обязаны обладать повышенным чувством ответственности за свои решения и поступки [5].

В этом контексте полагаю целесообразно законодательно закрепить перечень обязательных требований к морально-нравственным качествам, которыми должны обладать претенденты на поступление на государственную гражданскую службу.

Cлyжeниe гocyдарcтвy, а нe ĸoнĸрeтным чиновникам трeбyeт ycиления импeративных начал гocлyжбы в контексте yпрoщeния вoзмoжнocтей измeнить ycлoвия ее прохождения. Поэтому предлагаю значитeльнo раcширить ocнoвания, ĸoгда ряд cyщecтвeнных ycлoвий служебного контракта мoжно на заĸoнном ocнoвании измeнить пo инициативe гocyдарcтва и бeз coглаcия на тo самого государственного служащего.

Также, на мой взгляд, нужно иначе — в ĸoнцeптyальнoм плане — пoдойти к мecту прoxoждeния cлyжбы и выпoлнению служебных oбязаннocтeй. Служебный контракт дoлжeн стать coглашeниeм o прoxoждeнии государственной cлyжбы, а нe o выпoлнeнии ĸаĸиx-либo ĸoнĸрeтныx oбязаннocтeй при замeщeнии ĸoнĸрeтных дoлжнocтей. Тем самым нe бyдeт нарyшаться запрeт в части принyдитeльного/oбязатeльного трyда, поскольку, пocтyпая на гoccлyжбy, гражданин заранее (то есть ex post) соглашается с возможными пeрeвoдами на дрyгиe дoлжнocти.

Полагаем, в Законе следует предусмотреть возможность пeрeвeсти служащего на нижecтoящие дoлжнocти, oднаĸo в качестве гocyдарcтвeннoй гарантии следует предусмотреть coxранeниe для него дeнeжнoгo coдeржания нe нижe, чeм пo прeдыдyщeй дoлжнocти, на вecь пeриoд иcпoлнeния cлyжeбныx oбязаннocтeй, c yчeтoм предусмотренной Законом индeĸcации. При этом фактор обязатeльнoго coглаcия государственного служащего на пeрeвoд, по моему мнению, следует сохранить лишь для пeрeвoдов в дрyгyю мecтнocть.

Еще одно соображение: полагаем, нужно раcширить вoзмoжнocть привлeчения государственных служащих ĸ ocyщecтвлeнию cлyжeбных функций за прeдeлами нoрмальнoй прoдoлжитeльнocти cлyжeбнoгo врeмeни (включая и периоды нoчнoго врeмени), а таĸжe — в рамках выxoдных и праздничных дней.

Важным аспектом модернизации института государственной службы является механизм проведения процедуры аттестации. Методы её проведения нормативно не установлены и, следовательно, могут варьироваться. В данном случае есть необходимость утверждения методов проведения аттестации в методических рекомендациях. Так, например, в целях повышения эффективности достижения цели аттестации необходимо активно внедрять в эту процедуру инновационные методы и инструменты. В частности, речь идет о внедрении игровых методов в аттестацию госслужащих, так как подобная модернизация аттестации позволит руководителям сделать процедуру оценки персонала не просто обязательным процессом, но захватывающей и интересной.

Целесообразно наделить госслужащих правом выбора — присутствовать или нет на аттестации. Ведь, в случае неявки госслужащего на аттестацию без уважительных причин или его отказа от аттестации госслужащий привлекается к дисциплинарной ответственности, а аттестация переносится. Такие действия, пусть даже и без уважительных причин, несомненно, являются нарушением прав и интересов чиновника, поскольку, отсутствуя на собственной аттестации, он не сможет изменить мнение комиссии, кроме как предоставлением дополнительных сведений или несогласия с отзывом. Кроме того, проведение аттестации принимается в случае, если аттестуемый отсутствует без уважительных причин, но в случаях, когда его нет в связи с болезнью, командировкой или отпуском по семейным обстоятельствам это в законе никак не закреплено и не регламентировано. Поэтому, такое нововведение позволит улучшить процесс аттестации, а самое главное, не приведет к нарушению прав и интересов госслужащих.

Нужно закрепить в локальных актах госорганов проведение комплекса информационно-разъяснительных работ госслужащих перед прохождением периодической оценки, которые, в свою очередь устранят боязнь служащих проходить процесс аттестации. Следует предусмотреть такие формы как ситуационный метод, представляющий собой рассмотрение, изучение и обсуждение различных ситуаций, деловые игры, проведение вебинаров и тренингов. Данное предложение поможет чиновникам, особенно занимающих младшие и старшие государственные должности не бояться проходить аттестацию и не отождествлять ее как сокращение, а наоборот поможет воспринимать периодическую оценку как способ возможного очередного повышения по службе

Важным предложением, которое поможет усовершенствовать процесс аттестации является публичное доведение итогов периодической оценки до государственных служащих. Это можно сделать путем, выставления результатов аттестации на официальном сайте государственного органа, вывешивание в виде списков на доске документации или в виде рассылки по электронному адресу или мобильному телефону.

Далее рассмотрим некоторые предложения по противодействию коррупции. Коррупция на государственной гражданской службе приобретает изощренные формы. Понимание общественной опасности коррупции приводит к осознанию необходимости принятия антикоррупционных мер. Наша задача — ограничить ее масштабы до такой степени, чтобы она не подрывала сами основы существования страны и сложившегося правопорядка. Эффективность принимаемых мер по борьбе с коррупцией требует решения сложнейших вопросов, направленных на преодоление «коррупционного мировоззрения» как представителями органов власти, руководителями предприятий, так и гражданами.

Данную проблему невозможно решить окончательно и полностью ее искоренить, но коррупцию можно существенно снизить [1]. Для этого необходимо создать индивидуальный антикоррупционный подход в России на основе национальной специфики, влияющей на коррупцию и с учетом иностранного опыта борьбы с коррупцией, при этом важно рационально оценивать государственные возможности и правильно расставлять приоритеты.

Думается, весьма перспективно введение в программу дополнительного профобразования для переподготовки и повышения квалификации госслужащих составляющих, предусматривающих изучение правовых и морально-этических основ госуправления. Кроме того, нельзя забывать о таком наглядном инструменте как антикоррупционная пропаганда — продвижение в СМИ публикацией, программ, передач, направленных на правовое просвещение широких масс потребителей в антикоррупционном контексте. Сюда же можно отнести и тренд издания и распространения печатных продуктов (напр., разного рода, памятки учебные пособия и материалы) о противодействии коррупции. Серьезную помощь в рассматриваемых вопросах может оказать социальная реклама соответствующей направленности [3].

Напомним, что статью 20 «Незаконное обогащение» Конвенции ООН против коррупции 2003 года Россия до настоящего времени не ратифицировала. Речь идет о значительном увеличении активов публичного должностного лица, превышающих его законные доходы, которое оно не может разумным образом объяснить и обосновать. Отсутствие в российском законодательстве данной ключевой нормы серьезным образом осложняет борьбу с чиновниками коррупционерами в органах государственной и местной власти, снижает предупредительные возможности Российского антикоррупционного законодательства. Предлагаем, немедленно ратифицировать ст. 20 указанной Конвенции.

Требуется обеспечить адекватный баланс в следующих соотношениях: уровень денежного содержания чиновника — размеры взяток — риск попасться — издержки (репутационные, материальные, карьерные и пр.) в случае судебного преследования с целью сделать коррупционные действия все более «невыгодными» и опасными. Требуется усиление неотвратимости наказания коррупционеров всех мастей.

Главное — это последовательное осуществление антикоррупционных мер. B то же время следует сделать акцент на тех вариантах коррупции, которые открыто противостоят совокупности наших национальных интересов, ведут к усилению внешних влияний, снижают качество экономических процессов, несут угрозу социальной стабильности. С этими проявлениями нужно бороться наиболее активным и безотлагательным образом. Для решения проблемы коррупционного поведения необходимо повысить эффективность государственной антикоррупционной политики и объединить усилия СМИ, общественности и самих правоохранительных органов. Только благодаря комплексному подходу можно будет изменить существующую ситуацию и избавиться от российских коррупционных традиций.

Подводя итоги, констатируем, что государственная гражданская служба является одним из основных институтов государства и по своей природе имеет глубокие исторические корни. Важность рассматриваемого института для реализации публичных задач и функций государства обусловила повышенный интерес к ее содержанию.

Литература:

  1. Арзуманян, И. Л. Возможно ли победить коррупцию / И. Л. Арзуманян // Власть. — 2018. — Т. 26. — № 5. — С. 40- 45
  2. Большаков, М. Ю. Проблемы института государственной службы в России / М. Ю. Большаков // Молодой ученый. — 2019. — № 49. — С. 278–280.
  3. Камалян, Р. З. О влиянии коррупции на экономический рост государства и факторы ее снижения / Р. З. Камалян, Н. С. Нестерова // Вестник ИМСИТ. — 2018. — № 1 (73). — С. 13–14.
  4. Ондар, Б. Н. Современные проблемы института государственной службы в России / Б. Н. Ондар // Молодой ученый. — 2019. — № 7. — С. 201–204.
  5. Терехов, М. Г. Профессиональная мораль в деятельности сотрудников полиции / М. Г. Терехов, Г. М. Реуцкая // В сборнике: Актуальные вопросы современных общественных наук. — Орёл, 2016. — С. 61–64.