Принятие локального нормативно-правового акта | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 января, печатный экземпляр отправим 3 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 19. Государство и право

Опубликовано в

XV международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, декабрь 2020)

Дата публикации: 16.11.2020

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Розенкова, М. В. Принятие локального нормативно-правового акта / М. В. Розенкова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XV Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 82-84. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/384/16169/ (дата обращения: 19.01.2021).



В статье рассматриваются вопросы, связанные с принятием локального нормативно-правового акта. Автор освещает основные взгляды отечественных правоведов на понятие локального нормативно-правового акта, анализирует порядок его принятия с точки зрения современного законодательства. Также приводятся некоторые проблемы в сфере принятия локального нормативно-правовых актов и возможные пути их решения.

Ключевые слова: локальный нормативно-правовой акт, трудовое законодательство, дефиниция локального нормативно-правового акта, правовой феномен, принятие локальных нормативных актов.

The article deals with issues related to the adoption of a local legal act. The author highlights the main views of Russian legal experts on the concept of a local legal act, analyzes the procedure for its adoption from the point of view of modern legislation. Some problems in the field of adoption of local legal acts and possible ways to solve them are also presented.

Keyword: local normative legal act, labor legislation, definition of local normative legal act, legal phenomenon, adoption of local normative acts.

Локальные нормативные акты — это неотъемлемая часть правовой системы РФ (ст. 5 ТК РФ). Они действуют только в рамках организации, их выпустившей. Локальные нормативно-правовые акты регулируют трудовые отношения внутри компании как субъекта предпринимательской деятельности. Они выступают в качестве важнейших источников предпринимательского права.

Правоотношения, складывающиеся в процессе принятия нормативных правовых актов, принято называть правотворческими. Их специфика заключается в том, что они выступают не только как средство реализации правовых установлений, но и в качестве средства формирования и обобщение (изменения, отмены, синтеза) определенных узких норм права [2, с. 53]. По своему составу (содержанию) локальные нормативно-правовые акты имеют сложный характер, поскольку в процессе своего осуществления комплекс социальных связей одновременно регулируют также материальные и процессуальные нормы.

В локальном нормативно-правовом акте содержатся адаптированные нормы трудового права, которые адаптированы к конкретному производственному процессу и форме управления. В Трудовом кодексе РФ не приводится четкая единая форма этого документа, потому работодателям можно выбрать ее по своему усмотрению, исходя из собственных потребностей.

К системе локальных нормативно-правовых актов можно отнести довольно большое количество разного рода документов — это положения, правила и инструкции. Так, по мнению Роструда [2], к локальным нормативным актам относятся штатное расписание, график отпусков. Из анализа трудового законодательства можно сделать вывод о том, что локальные нормативные акты (ЛНА) можно подразделить на следующие виды:

– обязательные ЛНА — они предусмотрены ТК РФ (ст. ст. 135, 189 ТК РФ),

– необязательные ЛНА — они не предусмотрены в трудовом законодательстве, их, как правило, принимают по усмотрению работодателя.

Например, к таким актам можно отнести Положение об организации питания работников, Положение о добровольном медицинском страховании и др.

С 1 января 2017 года работодатели, являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства вправе полностью или частично отказаться от принятия локальных нормативных актов в сфере трудовых отношений. Такие работодатели в указанном случае должны в трудовые договоры с работниками включать те положения, которые должны были регулировать локальные нормативные акты [2, с. 177].

Необходимо отметить, что порядок принятия локальных нормативных актов в организации должен обязательно учитывать все требования современного законодательства в этой области. В локальном нормативно-правовом акте положение работников по сравнению с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями и иными нормативными правовыми актами ухудшаться не может, это относится в полной мере ко всем указанным актам сферы трудовых отношений.

Локальные нормативные акты принимаются на государственном языке РФ или на государственных языках РФ субъектов РФ. Содержание локальном нормативно-правовом акте должно соответствовать ранее изданным по этому вопросу документам.

В законодательстве нет установленного четкого порядка принятия локальных нормативных актов. В этом вопросе прерогатива их разработки принадлежит работодателям. Тем не менее, некоторые процессуальные моменты принятия локальных нормативных актов рекомендованы к применению [3, с. 12].

Создание каждого локального нормативного акта проходит несколько этапов: разработка, согласование, утверждение, введение в действие. Данный порядок может быть, в свою очередь, установлен локальным актом, например положением о порядке принятия локальных нормативных актов организации.

Остановимся на этих этапах более подробно.

Этап разработки. Разработку локальных актов чаще всего осуществляет рабочая группа, специально созданная на основании приказа руководителя, или же назначенный работник-исполнитель. Исполнителями локального нормативно-правового акта часто становятся и кадровые работники (к примеру, они занимаются разработкой проектов правил внутреннего трудового распорядка, штатного расписания графика отпусков), а также главный бухгалтер (оформляет положение об оплате труда). Иногда в качестве создателей локального нормативно-правового акта выступают и руководители структурных подразделений работодателей (они разрабатывают должностные инструкции разного типа и планы по своему подразделению) и т. д.

Содержание локального нормативно-правового акта должно включать некоторые обязательные структурные элементы.

В бланке локального нормативного акта содержится: название организации в соответствии с ее учредительными документами; заголовок локального нормативно-правового акта (положение, правила и пр.); номер, дата и место его утверждения; виза согласования, если есть необходимость в согласовании локального нормативно-правового акта; специальная отметка о приложениях к нему; виза утверждения руководителем; дата вступления локального нормативно-правового акта в силу, в том случае, когда эта дата отличается от даты подписания.

Несмотря на то, что специальных требований к оформлению локального нормативно-правового акта в трудовом законодательстве не устанавливается, тем не менее, присутствует ряд нормативных документов, в которых устанавливаются такие требования. В первую очередь при составлении локального нормативно-правового акта необходимо опираться на ГОСТ Р 6.30–2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов». Этот документ является основополагающим стандартом для оформления довольно большого пласта различной распорядительной документации.

Этап согласования. Каждый из разработанных локальных нормативно-правовых актов должен пройти процедуру согласования со специалистами других служб — бухгалтерии, отдела кадров, юридического отдела и т. Д [5].

Свое несогласие или замечания по проекту локального нормативно-правового акта визирующие работники могут излагать на отдельном листе согласования. Данный лист согласования после подписи всеми работниками с пометками сдается исполнителю для доработки либо на утверждение руководителю организации.

После того, как проект локального нормативного акта прошел процедуру согласования с работниками организации, его нужно направить в профсоюзную организацию для того, чтобы представительный орган работников мог также выразить свое мнение по поводу изданного локального нормативно-правового акта. Данное правило берут к исполнению в тех случаях, когда законодательством устанавливается требование учитывать мнения профсоюзного органа в ходе процедуры принятии локального нормативного акта. В случае направления проекта локального нормативно-правового акта в профсоюз необходимо также направить обоснование по нему (ст. 372 ТК РФ), в котором будут прописаны и расшифрованы основные моменты всех пунктов локального нормативно-правового акта.

Этап утверждения. После того, как локальный нормативно-правовой акт прошел процедуру окончательного согласования, его передают на непосредственное утверждение руководителю организации.

Также в статье 22 ТК РФ работодатель обязывается под роспись знакомить своих работников со всеми локальными нормативными актами, которые связаны с их трудовой деятельностью. Большинство из указанных кадровых документов сотрудником изучаются в момент принятия на работу (ст. 68 ТК РФ). Однако при создании вновь оформляемого локального нормативно-правового акта такую обязанность работодателя никто не отменял.

Этап введения в действие. Локальный нормативный акт вступает в силу со дня его принятия работодателем либо такая дата может быть указана в ЛНА [4]. Существуют следующие способы принятия локальных нормативных актов работодателем: путем его утверждения, путем издания приказа об утверждении локального нормативного акта. Унифицированная форма подобного приказа не существует, его составляет работодатель самостоятельно на свое усмотрение.

Необходимо констатировать тот факт, что в настоящее время качество локальных нормативных актов оставляет желать лучшего. К сожалению, это общая тенденции законодательной инициативы в последнее время. И сферу принятия локального нормативно-правового акта эта тенденция тоже не обошла стороной.

Основными причинами низкого качественного уровня в локальном нормотворчестве можно назвать:

1) правовой нигилизм субъектов локального нормотворчества;

2) смешанный характер локальных нормативных актов, т. е. сочетание в данном источнике норм локального права и индивидуальных предписаний;

3) стремление переделать нормы федерального и регионального законодательства, муниципально-правовые нормы в локальные нормативные акты организации;

4) пренебрежение инфраструктурными правилами, т. е. нормами, обеспечивающими упорядоченность в массиве локальных правовых норм и т. д. [5].

Проблемы в сфере локального нормотворчества, в том числе проблема включения локальных нормативных актов в систему нормативных правовых актов, не должны игнорироваться законодателем из-за их локальности и ограниченного круга действия, потому как локальные нормативные акты — это один из инструментов, в которых отражаются все грани развития общественного процесса, основные тенденции правотворчества на местном уровне в рамках организации [5].

Литература:

  1. Малиенко, Д. В. Локальные нормативно-правовые акты в механизме правового регулирования / Д. В. Малиенко // Вестник ЮУрГУ. Серия «Право». — 2016. — Т. 16, № 2. — С. 53–57.
  2. Письмо Роструда от 22.03.2012 № 428‑6‑1// СПС «Консультант Плюс», 2020.
  3. Давыдова Е. В. Локальные нормативные акты: требования законодательства// Журнал «Отдел кадров государственного (муниципального) учреждения» № 12/2015. –С.12–13.
  4. Пестова Т. П. Локальные нормативные акты вне системы нормативных правовых актов // Молодой ученый. — 2015. — № 11.1. — С. 128–130. — URL https://moluch.ru/archive/91/19362/ (дата обращения: 18.03.2020).
  5. Савельева И. Локальные нормативные акты работодателя — разберемся в нюансах// Электронный ресурс: код доступа: https://kontur.ru/articles/4768 (дата обращения: 18.03.2020).

Ключевые слова

трудовое законодательство, локальный нормативно-правовой акт, дефиниция локального нормативно-правового акта, правовой феномен, принятие локальных нормативных актов