Образ российской семьи в средствах массовой информации | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 20 марта, печатный экземпляр отправим 24 марта.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Абдурахманова, Е. А. Образ российской семьи в средствах массовой информации / Е. А. Абдурахманова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XV Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 94-95. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/384/16157/ (дата обращения: 06.03.2021).



В статье рассматривается деятельность современных СМИ по пропаганде семейных норм и ценностей. Автор считает, что с помощью средств массовых коммуникаций происходит манипулирование общественным сознанием, что негативно сказывается прежде всего на стиле поведения молодежи.

Ключевые слова: институт семьи и брака, семейные ценности, СМИ, семья.

Средства массовой информации все больше и чаще внедряются в современные социальные институты. Исключением не стал институт семьи и брака. Улучшение и распространение новых информационных технологий ведет к вытеснению многих обычных для нас способов продвижения информации, уничтожению информационных границ и освоению, и применению новейших способов коммуникативного влияния. Также СМИ чаще всего далеки от объективности и в основном прибегают к техникам манипулирования общественным сознанием. Они имеют большие запасы средств, с помощью которых можно представить одну и ту же информацию обществу с разных ракурсов, тем самым нарушив нормальное психологическое состояние людей, подвергая их информационному влиянию.

Испокон веков именно семья выполняла основные требования и функции социализации, а именно социальное отождествление, формирование взглядов и ценностных ориентиров. С развитием информационной эпохи их трансляция и распространение среди нового поколения молодых людей уже осуществляются не только благодаря институту семьи, но и видоизменяются через воздействие информационного поля и очень часто посредством средств массовой информации (СМИ), которые нередко сравниваются с «четвертой властью». [2]

В связи с социальными последствиями, изменения в экономической, политической и социально-культурной сфере жизнедеятельности российского общества внесли новые основания для определения места семьи в информационном поле России. Были обнаружены не только положительные, но и отрицательные предпосылки к ослаблению социальной интеграции российского общества. Это главным образом связано с тем, что у населения минимальное представление о главной традиционной роли семьи в СМИ.

Сейчас, как никогда раньше, формирование и становление идеального «образа семьи» напрямую зависит от масс-медиа, которая хаотично определяет основные гражданские ориентиры, правила и нормы восприятия семейных взаимоотношений. Современные российская читательская и зрительская аудитория пытается присоединиться к потоку информационного обмена, стремиться взаимодействовать с информацией, чтобы ее содержание соответствовало требованиям и пожеланиям россиян. [1, с. 7] Однако то, что предлагает нам СМИ не всегда соответствует интересам и потребностям людей, не подходит для современного общества и современного мышления.

Но несмотря на изменения в культуре, на наличие увеличения отрицательных явлений в области семьи и брака, по сравнению с прошлыми десятилетиями, к счастью, россиянами не было утрачено социального доверия к обычным семейным ценностям, которые в свою очередь и составляют ту самую базу представления традиционной российской семьи.

Образ семьи, в том числе и традиционный, не носит постоянный характер, он всегда видоизменяется, в него вкладывают новые смыслы и понятия. Особенно, в информационное время образ семьи преобразовывается, находясь под напряженным влиянием всевозрастающей власти, традиционных средств массовой информации и электронного информационного потока. [4]

В наши дни можно заметить увеличение различных отрицательных проявлений в институте семьи и брака — таких как рост разводов, уменьшение количества брачных союзов, падение рождаемости, распространение идеи однодетной семьи, неполное, а иногда и абсолютное невыполнение семьей своих основных функций, ослабление родственных связей, распространение разных форм девиантного поведения в кругу семьи.

Основной причиной депопуляции можно назвать кризис семьи, который проявился прежде всего, как кризис системы ценностей. В современном мире семья как ячейка общества перестает являться нечто ценным для людей, перестают существовать мотивы, которые побуждают вступить в брак, рожать и воспитывать детей. За несколько десятилетий материальные условия в России улучшились, но это вовсе не повлияло на существенное увеличение числа детей в семье, поэтому можно сделать вывод, что экономический фактор не играет основной роли. Если сравнивать с Западом, где материальные условия в основном выше, чем в России, там также распространен идеал однодетной семьи. Поэтому решение проблемы современной российской семьи стоит искать именно в сфере социально-нравственных установок.

Каждый индивид ориентируется на определенную группу (или даже несколько групп), членом которой он может и не являться, но их нормы, ценности он воспринимает как образец, как правильную модель поведения. Людям свойственно присоединение именно к тем моделям поведения, которые позиционируют себя как благополучные.

Для большинства людей «образцы подражания» — это их кумиры: актеры, певцы, спортсмены, т. е. люди, которые популярны и находятся в центре внимания СМИ. Соответственно модели поведения, которые они демонстрируют в средствах массовой информации, для общества становятся образцами их собственных действий.

Но в современном мире существует еще одна проблема, с которой сталкивается общество — это кризис социальной идентичности. Люди не прикрепляются крепко к определенным культурным образцам и традициям, они достаточно свободно их меняют в зависимости от конкретной сложившейся ситуации. Тем самым весь процесс может привести к непредвиденным обстоятельствам и приобрести непредсказуемый характер. [3, с. 3]

Семейные устои, которые пропагандирует СМИ, получают признание и становятся нормами поведения. Полное сознание общества на данный момент является объектом пристального внимания ученых в разных областях, фокусирует в себе многочисленные острые проблемы современного мира. Одна из основных таких проблем — это неправильное формирование социальных ценностей молодежи и стиля их поведения. Модель семьи под влиянием СМИ сильно изменилась, и это, в первую очередь, отразилось на формирование семейных норм, установок и выборе семейного поведения молодых людей.

Подводя итог, можно сказать, что с одной стороны, средства массовой информации отражают действительно сформировавшийся в современном обществе отрицательный образ семьи, а с другой — делают акцент на семейных ценностях и нормах, которые показываются в неправдоподобных сюжетах рекламы и сериалов.

Литература:

  1. Адилова Л. Ф. Механизм трансформации имиджа России // ПОЛИТЭКС. 2007. № 3. С. 6–7
  2. Ишмуратова И. Р. Влияние средств массовой информации на формирование культурной идентичности // Путь Востока. Материалы VII молодежной научной конференции по проблемам философии, религии, культуры Востока. Серия “SYMPOSIUM”. Вып. 33. СПб., 2004. С. 12
  3. Концепция государственной семейной политики Российской Федерации на период до 2025 года (общественный проект): в 3-х частях // Сост. Мизулина Е. Б. Часть 1. М., 2013. С. 2–5
  4. Пантин В. И., Лапкин В. В. Проблемы и перспективы трансформации национально-цивилизационной идентичности современного российского общества // Общественные науки и современность. 2004. № 1. С. 16

Ключевые слова

семья, СМИ, семейные ценности, институт семьи и брака