Применение инновационных методов мотивации в условиях цифровизации экономики | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 20 марта, печатный экземпляр отправим 24 марта.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Ничипорова, Н. В. Применение инновационных методов мотивации в условиях цифровизации экономики / Н. В. Ничипорова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XIV Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 17-19. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/382/16085/ (дата обращения: 08.03.2021).



В статье раскрывается важность применения современных методов мотивации, а также изучается их влияние на деятельность персонала и компании.

Ключевые слова: мотивация, инновационный метод мотивации, компания, персонал.

Ежедневно многие компании сталкиваются с проблемой привлечения квалифицированного персонала. Именно персонал является движущей силой для дальнейшего развития компании. От сотрудников компании, их навыков и умений будет зависеть производственная деятельность компании, ее конкурентоспособность на рынке, репутация и имидж. Однако недостаточно только нанять квалифицированных специалистов, важно и удержать их, т. е. создать эффективную мотивационную систему.

Разработка эффективной системы мотивации персонала — это важная составляющая кадровой политики любой компании. Любой сотрудник заинтересован в том, чтобы его труд был достойно вознагражден, От того, насколько правильно выбраны методы мотивации, зависят результаты деятельности персонала, а также компании в целом. Многие организации ограничиваются в выборе методов мотивирования персонала, применяя лишь метод «кнута и пряника». Однако цифровизация экономики диктует новые тенденции. Происходит активное внедрение автоматизированных платформ во все сферы жизнедеятельности. Согласно данным института McKinsey, к 2036 году будет автоматизировано до 50 % рабочих процессов. И компаниям стоит обратить внимание на данный факт. Поэтому применение современных технологий в HR-сфере позволит увеличить производительность персонала и быстроту принятия управленческих решений.

Рассмотрим те методы, которые набирают популярность и которые могут быть эффективными на сегодняшний день.

Для объективной и прозрачной оценки деятельности персонала, а также повышении эффективности необходимо определить показатели результативности. Это одна из важнейших и сложных задач управления персоналом. Подход, согласно которому показатели оценки деятельности и премирования строго увязываются с целями и задачами организации, получил на Западе название Key Performance Indicators (KPI) — Ключевые Показатели Эффективности [1, c. 97]. Введение KPI позволяет сделать мотивационную систему четкой и прозрачной. Поскольку руководству компании известны запланированные и результативные данные, оно знает, в каком случае критиковать персонал, а в каком поощрять. А работник осознает, стоит ли ему рассчитывать на премию или его ожидает взыскание. В таком случае к наилучшим результатам деятельности стремится не только руководство, но и сами работники. Существует несколько методик разработки KPI. К ним относятся: система управления по целям, система управления эффективностью, система сбалансированных показателей. Важное условие успешности внедрения KPI — автоматизация процессов. Существуют различные инструменты, которые позволяют оптимизировать технологическое обслуживание системы, чтобы введение показателей было успешным, а стратегия была эффективной. С этой целью применяют MS Excel, различные CRM-системы, мотивационные доски.

К инновационному методу мотивации относится аналитическая система оплаты труда, т. е. система «Хэй-метод» или «грейдинг». Ее особенность состоит в дифференциальной оценке сложности осуществляемых работ, учитывающей квалификацию сотрудника, его усилия, поведенческие характеристики. Для этого составляется шкала оценки эффективности работника. Важно тщательно подготовиться к данной процедуре, учитывать мнение руководителей и экспертов, а также корректно документировать процесс оценки. Данная система позволяет осознать ценность каждой должности, построить прозрачную и справедливую систему оплаты труда, уменьшить текучесть кадров.

Геймификация считается самым молодым подходом к стимулированию персонала. Его начали широко применять, начиная с 2010-х годов. Его суть заключается в применении игровых методик и элементов игрового дизайна с целью вовлечь и мотивировать персонал для достижения поставленных целей. Геймификация привносит развлекательный элемент в процесс, который, в сущности, не является развлечением. Использование методов геймификации непосредственно связано с компьютерными технологиями, а именно с технологией компьютерных игр. Создается специальное игровое приложение, где персоналу предлагаются задания в виде задач-квестов, за выполнение которых сотрудник получает виртуальные очки, которые в дальнейшем могут использоваться для получения особых призов. Для того, чтобы не терялся интерес к прохождению одних и тех же уровней, необходим объединить методы геймификации с определенными формами материальной мотивации. Среди компаний, которые практикуют в своей деятельности геймификационные приложения, можно назвать Burger King, холдинговую компанию «Композит», Reebok.

Поиск новых способов рабочего пространства — актуальный на сегодняшний день метод мотивации. В условиях пандемии многие компании переводят своих сотрудников на удаленный режим работы. Согласно данным исследования маркетингового агентства «РБК Исследования рынков» 51 % компаний использовали специальные программные обеспечения для перестройки бизнес-процессов, в том числе управление персоналом — 53 %. По данным Правительства РФ количество сотрудников, перешедших на удаленную работу, увеличилось в 30 раз с апреля 2020 г., т. е. это больше 2 млн. человек. Перевод сотрудников на удаленный режим работы позволяет экономить денежные средства, способствует соблюдению сотрудниками режима «Work & Life Balance» и помогает работать продуктивнее. В то же время руководство компаний должно предложить своим сотрудникам все возможное для комфортной работы удаленно. Для этого необходимо использовать устройства мобильного рабочего места, чтобы работники всегда оставались на связи вне зависимости от их местонахождения. Благодаря этому можно повысить показатель продуктивности работников до 40 %. Помимо мобильных приложений и устройств в качестве информирования и подключения рабочей силы можно применять интранет-порталы для работников и групповые сайты.

Предоставление возможностей для повышения квалификации и профессионального роста также применяется в качестве метода мотивации. При улучшении профессиональных навыков сотрудников также увеличивается прибыль компании. Инвестирование в обучение сотрудников поможет бизнесу достичь успехов в будущем.

Появление Интернета вещей (IoT) и использование его в качестве инновационного метода мотивации приводит к новому уровню автоматизации. Ручной труд постепенно автоматизируется, поэтому рабочее пространство может быть более эффективным и продуктивным на сегодняшний день. Инвестирование в наиболее интеллектуальные здания и инструменты рабочего пространства позволяет получить больше сведений и отзывов о потребителях, персонале, оборудовании.

В качестве метода мотивации используется увеличение обмена данными и сотрудничества. Для этого применяют различные облачные инструменты (Google Drive, Dropbox), которые становятся популярными у разных компаний. Благодаря этим инструментам можно упростить поиск и обмен файлами. Кроме того, это позволяет следить за той работой, которую выполняют сотрудники и вознаграждать взаимодействие между коллегами. Сотрудники получают удаленный доступ к документам на их портативных устройствах, чтобы они смогли с легкостью работать, пребывая в пути.

Облачная телефонная система в качестве метода мотивации позволяет улучшить связь и производительность. Руководство должно быть уверенным в том, что система телефонии налажена и с ее помощью можно легко обрабатывать конференц-звонки. Никто не любит находиться в ожидании пропущенного вызова или проблемы с системой телефонии, когда у всех есть своя работа и обязанности. Следовательно, нужно удостовериться, что работники знают, как должно происходить общение, особенно в тех случаях, когда сжатые сроки для выполнения проекта или, когда их нет на рабочем месте. В качестве таких систем используется Zoom, MS Teams.

Таким образом, в условиях цифровой экономики многие компании стремятся автоматизировать бизнес-процессы, в том числе управление персоналом. Существует множество разных инновационных методов стимулирования персонала. Их применение зависит от размеров компании, ее доходов, сферы деятельности. Также важно изучить интересы и потребности персонала, прежде чем выбрать тот или иной метод стимулирования. Применение современных технологий мотивации позволяет увеличить производительность труда, реализовать цели компании, повысить ее конкурентоспособность.

Литература:

  1. Ребров, А. В. Мотивация и оплата труда. Современные модели и технологии / А. В. Ребров. — Москва: ИНФРА-М, 2019. — 346 c.
  2. Носенкова, А. Д. Использование компьютерных технологий для совершенствования системы мотивации в управлении персоналом // Актуальные проблемы управления в электронной экономике. — Курск: Курский государственный университет (Курск), 2018. — С. 99–101.
  3. Современные технологии мотивации в обучении и работе // Mentamore: [сайт]. — URL: https://mentamore.com/samorazvitie/sovremennye-texnologii-motivacii.html (дата обращения: 11.10.2020).

Ключевые слова

мотивация, персонал, компания, инновационный метод мотивации