Обоснование психолого-педагогического сопровождения учителей начальной школы в качестве инновационной педагогической деятельности | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 24. Педагогика

Опубликовано в

XIII международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, октябрь 2020)

Дата публикации: 04.10.2020

Статья просмотрена: 67 раз

Библиографическое описание:

Перова, А. В. Обоснование психолого-педагогического сопровождения учителей начальной школы в качестве инновационной педагогической деятельности / А. В. Перова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 68-70. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/380/16062/ (дата обращения: 26.04.2024).



Педагогика — это логически выстроенная интегративная система знаний и способов деятельности, на основе которой и строится вся система образования детей и взрослых. Исходным основанием для того, чтобы педагогика стала наукой о развитии человека и о способах педагогической помощи, послужили работы психологов, установивших, что человек развивается и изменяется на протяжении всей своей жизни, а поэтому нуждается в непрерывном образовании, психологической и педагогической поддержке и сопровождении [1, с.4]. Становление педагога, отвечающего запросам не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня, представляет собой предмет педагогической науки.

В процессе своей педагогической деятельности и жизнедеятельности педагог, как и любой другой человек, постоянно действует и решает задачи вместе с другими (позиция «со»: сотрудничество, содействие, согласие, соперничество, сопровождение) или самостоятельно (позиция «само»: самореализация, самоконтроль, самостоятельность, самооценка, самокритика). Именно готовность педагога к самостоятельной деятельности и своей самореализации выступает важнейшей целью и результатом совместной деятельности педагога с коллегами и сотрудниками школы, а также его становления и изменения к лучшему как педагога-профессионала. Но профессиональный труд педагога отличается значительными нагрузками в его психоэмоциональной сфере, так как большая часть времени протекает в длительной эмоционально напряженной обстановке. Поэтому в настоящее время актуальным считается вопрос сотрудничества педагога-психолога школы с педагогом для создания условий его комфортной педагогической деятельности в условиях массовой школы.

В связи с этим нами планируется разработать, обосновать и внедрить в системе современного образования инновационный школьный центр психолого-педагогического сопровождения учителей начальной школы. Данный школьный центр психолого-педагогического сопровождения учителей как инновация в образовательной деятельности будет представлять собой комплекс взаимосвязанных мер, процессов и решений, которые будут являться концептуацией новой идеи в образовании, направленной на решение проблемы психолого-педагогической помощи учителей и далее — к практическому и успешному применению данного нововведения в жизнь современной школы. Таким образом, в данной статье обоснуем психолого-педагогическое сопровождение учителей начальной школы как инновационную педагогическую деятельность в современной альтернативной модели школы и дадим объяснение, почему важно развивать и улучшать психолого-педагогическую культуру учителям начальной школы.

Большинство учителей в современной школе считают, что в системе факторов, оказывающих прямое влияние на качество образования, ведущую роль играют предметные знания. А также, учитывая тот факт, что учителя показывают уважительное отношение к своей профессии, устойчивое желание и интерес ей заниматься, но, несмотря на это демонстрируют недостаточный уровень владения психолого-педагогическими знаниями и умениями, применяют чаще всего в своей практике готовые педагогические методы и решения [3, с.57]. В связи с этим под развитием психолого-педагогической культуры в сопровождении педагогической деятельности учителей начальной школы будет пониматься качественная и своевременная психологическая помощь, получение методических и практических рекомендаций в решении проблемных вопросов педагогической практики, организация обучающих тренингов и релакс-процедур для улучшения психо-эмоционального самочувствия учителей.

Ни для кого не секрет, что современный учитель начальных классов — это профессионал, который вынужден значительно увеличивать эмоционально-личностные затраты, чтобы справляться с увеличивающимися объемом и требованиями к качеству его педагогической деятельности. В современных условиях, которые выдвигают новые требования к работе в начальной школе, учитель должен генерировать и использовать новые подходы, владеть педагогическими технологиями, подходя к работе творчески и обладая такими качествами, как решительность, умение не останавливаться на достигнутом, смелость мышления. Также учитель современной начальной школы должен не просто учить, он должен формировать духовно интеллектуальную творческую личность учащегося, разносторонне развитую и социально зрелую. Актуальными вопросами педагогической деятельности в условиях массовой общеобразовательной школы является и ежегодное увеличение числа детей с ОВЗ, к которым требуется определенный педагогический подход. В связи с этим, педагогическая деятельность учителя начальной школы — это напряженная работа, которая входит в группу профессий с большим присутствием факторов психологической напряженности и стрессогенности.

Эмоциональное и напряженное состояние учителя, несомненно, сказывается на состоянии учеников и на эффективности всего образовательного процесса, поэтому мы поддерживаем психолого-педагогическое сопровождение для учителей начальных классов, под которым понимается совокупность социально-психологической, педагогической и методической деятельности педагога-психолога. Сопровождение будет представлять собой систему профессиональной деятельности психолога-наставника, которая будет направлена на создание комфортных социально-психологических условий как для успешного обучения и психологического развития учеников, так и для педагога и его педагогической деятельности в ситуации школьного взаимодействия.

Целью психолого-педагогического сопровождения учителей начальной школы будет являться в первую очередь содействие по созданию социальной ситуации, соответствующей и обеспечивающей психологические условия для успешного педагогического труда, охраны здоровья и развития личности педагога, а также улучшения его психолого-педагогической культуры. Учитель начальной школы, как субъект образования, на наш взгляд, также как и учащиеся школы испытывает потребность в психолого-педагогическом сопровождении, что подтверждает значимость и важность поддержки, которая и заключается в реализации права на полноценное развитие личности и ее самореализацию в социуме. Для оптимизации профессиональной педагогической компетентности учителей в психолого-педагогическом сопровождении будет использоваться циклическая модель, неразрывно связанная с основной педагогической деятельностью учителя. В данную модель психолого-педагогического сопровождения учителей начальной школы войдут такие мероприятия, как: диагностика; разработка методических рекомендаций и программ социально-психологической деятельности; проведение семинаров и тренингов; ведение просветительской работы и чтение лекций на актуальные темы обучения и воспитания; внедрение инновационных психолого-коррекционных методик оказания психологической помощи учителям; профилактическая работа с целью повышения психологической культуры педагогов. Помимо методических и просветительских мероприятий нами планируется ввести в психолого-педагогическое сопровождение учителей также релаксирующее направление работы, в которое войдут такие процедуры, как музыкотерапия, аромотерапия, светотерапия и фитотерапия, а также массаж шейно-воротниковой зоны и пневмомассаж ног. Последнее направление планируемой работы по психолого-педагогическому сопровождению учителей будет являться приятным дополнением к просветительской и методической работе и планирует осуществляться в качестве притягательного элемента всей программы психолого-педагогического сопровождения учителей начальной школы.

Таким образом, как видим, развитие психолого-педагогической культуры учителей начальной школы представляет собой многомерную систему его рефлексивных способностей по управлению самоорганизацией и самопознания внутренних психических актов и состояний. В этом смысле рефлексия как самопонимание и размышление педагога о собственном психолого-педагогическом сопровождении — это не просто понимание педагогом самого себя, но и выяснение того, какие личностные особенности, эмоциональные реакции, психологическое здоровье и педагогические знания связаны с этим представлением. Еще в 1933 году Джон Дьюи выдвинул эту идею о рефлексивном мышлении. С тех пор подобная рефлексия признается в качестве отдельной стадии профессионального развития учителя и его психолого-педагогической культуры. Но при этом еще раз заметим, что подобного критического самопознания трудно добиться в одиночку, поэтому в этом смысле важна роль наставника, педагога-психолога для сотрудничества в развитии рефлексивного мышления в педагогической деятельности учителя и его психологическом здоровье и культуре [2, с.88]. Иными словами, учитель совместно с педагогом-психологом в процессе психолого-педагогического сопровождения осознает свои «слабые» стороны и, начав меняться посредством вышеперечисленных мероприятий и направлений сопровождения, изменяет свою позицию в своей педагогической трудовой деятельности и психологическом состоянии, которая в совокупности приведет к изменениям в лучшую сторону качество обучения и улучшению системы образования в целом.

Таким образом, мы считаем, что программа психолого-педагогического сопровождения учителей начальной школы обоснована. Она направлена на повышение психологической грамотности и здоровья педагогов, на развитие умения и формирования навыков выходить из напряженного состояния и обретать психическое равновесие во время педагогического процесса, а также на развитие самосознания личности, оказание помощи, запускающей механизмы саморазвития и активизирующей собственные ресурсы педагога.

Возрастающая потребность в настоящее время в разработке инновационных педагогических новшеств очевидна как для педагогической науки, так и для образования в целом. В ходе инновационной образовательной деятельности меняется не только содержание этой деятельности, но и сама система отношений субъектов образования, характер их взаимодействия, которое и определяет специфику обучения, воспитания и психолого-педагогического сопровождения субъектов образовательного процесса, а также становления личности учителя и его учеников. Сегодня под инновационной педагогической деятельностью понимается нововведение или новая идея в педагогике как целенаправленное изменение, вносящее в среду внедрения новые стабильные элементы, вызывающие переход системы из одного состояния в другое. При этом образовавшиеся новые стабильные элементы могут быть как материальными, так и социальными и психологически и педагогически обоснованными, представляющими собой предмет этого нововведения [2, с.29]. В связи с этим, целью психолого-педагогического сопровождения педагога является обеспечение психологической поддержки инновационной деятельности и развитие психологической готовности педагога к инновационной педагогической деятельности. А важной задачей психолога как наставника в образовательном процессе становится содействие в создании условий для того, чтобы учителя захотели измениться и что-то изменить в своей работе.

Литература:

  1. Загвязинский В. И., Емельянова И. Н. Педагогика / под ред. В. И. Загвязинского: учебник. — М: Академия, 2012. — 352с.
  2. Хуторский А. В. Педагогическая инноватика / под ред. А. В. Хуторского: уч.пособие для студ. высших уч. заведений. — М: Академия, 2008. — 256с.
  3. Эжаева М. А. Развитие психолого-педагогической культуры учителей начальных классов в образовательном пространстве муниципальной метод. службы //Научно-теоретический журнал. — № 1 (34) –2018 — с.56–60.
  4. Виноградова И. А. Психолого-педагогическое сопровождение профессионального развития педагога // Западно-сибирский педагогический вестник. — 2014 — с.21–32.