Коллективное музицирование как метод музыкального обучения
Авторы: Савин Алексей Анатольевич, Савина Виктория Александровна, Соболев Михаил Андреевич
Рубрика: 24. Педагогика
Опубликовано в
XIII международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, октябрь 2020)
Дата публикации: 05.10.2020
Статья просмотрена: 1321 раз
Библиографическое описание:
Савин, А. А. Коллективное музицирование как метод музыкального обучения / А. А. Савин, В. А. Савина, М. А. Соболев. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 70-73. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/380/16060/ (дата обращения: 16.12.2024).
Коллективное музицирование в музыкальной школе не просто нужно, а необходимо. Оно воспитывает и развивает у учащегося целый комплекс музыкальных качеств — исполнительских, психологических и художественно-эстетических. Само слово «музицирование» не имеет четкого и однозначного определения. В более широком значении под музицированием подразумевается игра на каком-либо музыкальном инструменте, в более узком — исполнение музыки в домашней обстановке, вне концертного зала. Когда-то музицирование было неотъемлемой частью воспитательного процесса: рождался ребенок, и вся его жизнь была пронизана музицированием. В крестьянской среде на все случаи жизни существовали народные песни, которые сопровождали человека от самого рождения до самой смерти. В дворянских семьях обучение музыке было обязательным явлением, равно как и обучение иностранному языку или танцу, а домашнее музицирование являлось важным показателем музыкальной просвещенности семьи. В современном мире другие реалии, где музыке отводится несколько иное значение и место. Большинство детей сталкиваются с музыкальной средой только лишь на уроках в музыкальной школе. По этой причине именно музыкальная школа должна возместить тот недостающий пласт, который так не хватает современным детям — а именно сформировать в них художественно-эстетические вкусы и приобщить к музыке. Чтобы достигнуть этой цели, одних уроков будет недостаточно. Поэтому любое музыкальное образование должно включать такие мероприятия, как концерты, конкурсы, фестивали, просветительские лекции, олимпиады, массовое посещение музея, театра или концертного зала и многое другое. Как правило, в детских музыкальных школах наиболее распространены лишь два направления концертно-просветительской деятельности — концерты и конкурсы, в которых чаще всего учащиеся музыкальных школ выступают сольно. Любой концерт или конкурс синтезируют в себе те умения и качества, который учащийся получил и впитал в себя за период обучения. Именно публичное выступление формирует в ребенке дополнительную мотивацию, благодаря чему он начинает усердней заниматься и более критично оценивать свою работу, поскольку в нем появляется ответственность перед публикой (а не только перед родителями или преподавателем). Однако стоит отметить, что не на всех детей концерт или конкурс оказывают одинаковое положительное воздействие. К тому же, обе эти сферы деятельности доступны лишь немногим учащимся, как правило тем, кто показывает значительные успехи в учебе. На практике оказывается, что процент таких одаренных (или как их принято называть — звездных) детей в музыкальной школе очень невысокий[1], а ведь именно этих ребят стараются выводить на все конкурсы и концерты, проводимые внутри и за пределами школы. При этом дети, которым удалось меньше раскрыть свои способности, остаются «в тени», а значит не получают того комплексного развития, которое так важно для музыканта, пусть даже начинающего. По этой причине в музыкальном образовании все чаще стали уделять внимание коллективному музицированию как одному из методов музыкального обучения. В педагогической практике часто встречаются случаи, когда застенчивый ребенок начинает раскрываться как музыкант в ансамблевой игре. В большей степени это связано с психологическими аспектами. Участвуя в коллективе или в составе пусть даже небольшого ансамбля, ребенок будет меньше испытывать волнения, чем при сольном исполнении. Это значит, что он больше сосредоточен именно на творческом процессе.
Если исторически рассмотреть проблему коллективного исполнительства, то будет очевидно, что и в Европе, и в России оно заметно превалировало над сольным, которое, к тому же, возникло позже. Ансамблевое музицирование детей и взрослых являлось традиционной формой музыкально-художественного воспитания. Ребенок являлся участником музыкального процесса, в котором не предполагалось пассивных слушателей. Кроме того, благодаря ансамблевой игре в домашней обстановке можно было исполнять достаточно сложные произведения (например, симфонию, квартет, хоровые или музыкально-театральные сочинения). Коллективное музицирование было введено во многих российских учебных заведениях XVIII — XIX веков и предполагало занятия хором, оркестром и ансамблевой игрой. Кроме того, в эти столетия были распространены музыкальные салоны, деятельность которых также основывалось на музицировании. Участниками салонов создавались небольшие любительские инструментальные ансамбли и оркестры. Эти коллективы принимали участие в концертах, в оперных постановках наравне с профессиональными музыкантами.
В XX веке большой вклад в пропаганду коллективного музицирования в музыкальном воспитании внесли Карл Орф и Золтан Кодай. Основу их концепции составляет принцип коллективного музицирования: дети учатся свободно играть на многих музыкальных инструментах в импровизационной форме, участвовать в ансамблях, оркестрах, петь в хоре и сольно. Причем музыка в этой системе представлена не как цель, а как средство развития у ребенка разных творческих способностей, в том числе и музыкальных. Сам К. Орф отмечал: «Кем бы ни стал в дальнейшем ребенок — музыкантом или врачом, ученым или рабочим, задача педагогов воспитывать в нем творческое начало, творческое мышление. В индустриальном мире человек инстинктивно хочет творить и этому надо помочь» [3].
Коллективное музицирование является основой японского музыкального образования. Отечественные музыканты, работавшие с детскими оркестрами Японии, отмечали хорошую ансамблевую дисциплину, техничную игру и чуткую реакцию на указания дирижера.
В нашей стране в последнее время в музыкальных школах также стали уделять большое внимание к созданию творческих коллективов — от небольших ансамблей до целых детских оркестров. Это очень хорошая практика, т. к. позволяет большому проценту учащихся приобщиться к концертной деятельности, особенно тем, кто по тем или иным причинам не может выступать перед большой аудиторией сольно. Совместное музицирование детям любого возраста очень нравится, поскольку оно выполняет важную социально-психологическую функцию. Учащиеся не только развивают профессиональные музыкальные умения и навыки, но также учатся понимать партнера, прислушиваться к нему. И если в коллективе благоприятная атмосфера, а ансамбль или оркестр имел положительный опыт выступления, то у каждого участника возрастает дополнительная мотивация и интерес не только к данному предмету, но и к успешному исполнению музыкального произведения. Участие в составе оркестра или ансамбля вызывает у детей радостные чувства, при этом учащиеся почти не испытывают волнения на сцене, как это часто бывает при сольном исполнении. Именно в ансамбле учащийся начинает чувствовать себя музыкантом, коллективно творящим музыку.
Выступление творческого коллектива является украшением любого концерт благодаря разнообразию инструментов, организованному поведению участников, качественному исполнению музыкальных произведений, и, как правило, интересному и яркому оркестровому репертуару. Конечно, полноценный симфонический оркестр в музыкальной школе редко можно увидеть, поскольку во многих учреждениях в образовательную программу не включены некоторые инструменты в силу возраста и физиологических особенностей детей (например, фагот, альт, контрабас, туба). Очень редко встречаются и такие инструменты, как гобой, валторна, арфа. Но даже при отсутствии выше перечисленных инструментов в оркестре немало других участников, и у детей есть возможность на деле познакомиться с каждым видом оркестровых инструментов, понять некоторые его особенности, сравнить его со своим. Преподаватели по музыкально-теоретическим дисциплинам отмечают, что учащиеся, которые посещают симфонический оркестр, лучше других детей (например, пианистов, вокалистов или народников) запоминают и ориентируются в инструментах, больше проявляют интерес к симфонической музыке, а также имеют способность анализировать ее, опираясь на свой небольшой опыт.
В процессе игры на инструментах у участников оркестра развиваются музыкальные способности. Прежде всего это касается мелодического, полифонического и гармонического слуха. Также ансамблевая работа дисциплинирует детей в отношении ритма, синхронной игры, формирует ощущение единого темпа. Играя в оркестре, учащиеся совершенствуют свои навыки игры, что благоприятно влияет на сольное исполнительство.
Учитывая все вышесказанное, коллективное музицирование является неотъемлемой частью эффективного образовательного процесса в музыкальной сфере. Следует не только не пренебрегать, но всячески содействовать развитию этого направления. Ведь коллективное музицирование является сильнейшим средством воздействие на развитие личности, развивает коммуникативные способности и дает платформу для культурного и успешного общения.
Литература:
- Слуева, О. В. Художественно-эстетическое развитие личности в оркестровом коллективе: моногр. /О. В. Слуева; Челябинская государственная академия культуры и искусств. — Челябинск, 2008.
- Мороз, В. Д. Из истории становления и развития коллективного инструментального музицирования в России / В. Д. Мороз, О. В. Слуева. // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. — 2004. — № 4 (40). — С. 87–91.
- Баренбойм Л. А. Музыкальное воспитание в XX веке. Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа. М.: Всесоюзное издательство «Советский композитор», 1978, С. 372
[1] Мы не берем в расчет специальные учебные заведения (десятилетку или музыкальные школы при училище или консерватории), куда отбор проходит по другим параметрам.