Средства массовой информации и их влияние на психику человека — истерия вокруг коронавируса | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Заславская, А. А. Средства массовой информации и их влияние на психику человека — истерия вокруг коронавируса / А. А. Заславская. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 65-68. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/380/16010/ (дата обращения: 02.03.2021).



Сегодня существует множество разных форм передачи информации, в связи с чем необходимо использовать их для получения данных по различным темам. Однако исследования показали, что средства массовой информации (СМИ) стали оказывать все более пагубное влияние на психику человека. В дополнение к социальным идеалам о человеческом теле и желаемым социальным характеристикам они оказывают психологическое влияние на людей разными способами. Подобное приходится наблюдать в дни, когда коронавирус стал основной и единственной темой всех разговоров.

Ключевые слова: СМИ, коронавирус, пандемия, социальные сети, паника, психика.

Влияние СМИ на общество

Публичные способы передачи и перемещения разной информации называются средствами массовой информации. Отправители такой информации могут выбрать, как донести ее до получателей, и при этом использовать разные психологические теории и практики, чтобы наиболее эффективно достичь желаемой аудитории с четко определенными демографическими данными. Существуют различные психологические методы, используемые для того, чтобы сделать информацию максимально привлекательной и интересной для получателей, и все они присутствуют сегодня в журналистике, рекламе, политике, развлечениях и культуре.

СМИ разрабатывают новые стратегии ежедневной передачи информации, и понимание зачастую бессознательных психологических процессов, которые затрагивают каждого потребителя и читателя информации, играет важную роль в любом типе коммуникации. Учитывая, что журналисты, политики и другие отправители сведений знают об этом, они стремятся каждый день собирать новые данные от потребителей, чтобы выбрать наиболее подходящие СМИ для своих рекламных кампаний и маркетинговой тактики.

Различные исследования сообщают, что СМИ вызывают неудовлетворенность телом у мужчин и женщин, а также низкий уровень самооценки у людей. Мужчины чувствуют, что им нужно достичь стандартов физических мышц, установленных СМИ, чтобы завоевать популярность, репутацию и статус в обществе, в то время как женщины испытывают низкую самооценку и неудовлетворенность постоянными сравнениями и нереалистичными телами искаженных и чрезмерно худых моделей.

Подобные нереалистичные идеалы создают негативное влияние СМИ на детей и подростков. Они могут вызывать депрессию и расстройства пищевого поведения у подростков, особенно у молодых девушек. Как мужчины, так и женщины испытывают сильное давление СМИ, которое постоянно заставляет их соответствовать физическим и психологическим стандартам, что в конечном итоге вызывает ряд эмоциональных и физических трудностей.

Влияние СМИ на социализацию

Журналистика — прекрасный пример того, как СМИ психологически влияют на поведение людей. Исследование показало, что до 37 % детей из детских садов и школ пугаются и расстраиваются, слушая или смотря новости по телевизору. Подобное касается и общества в целом. Психология и СМИ играют ключевую роль в формировании убеждений и взглядов современного общества, учитывая, что СМИ стали наиболее передовой формой общения. Они и во многих других отношениях психологически влияют на людей.

Чрезмерное использование СМИ, а в настоящее время и социальных сетей разных форм, может привести к зависимости от технологических и интернет-форм тратить время. Постоянная проверка уведомлений в социальных сетях стала нормой в обществе, и некоторые считают ее насущной повседневной жизнью. Исследования показывают, что более половины населения США ежедневно подключается к социальным сетям (Facebook, Instagram, Twitter и т. д.), а также имеют проблемы со сном, связанные с зависимостью от социальных сетей.

Недостаток сна возникает из-за постоянной проверки новостей в социальных сетях перед сном. Исследование показало, что 95 % людей используют технологии перед сном. Свет от экранов смартфонов, телевизоров и другой электроники, дает мозгу четкую инструкцию бодрствования, что является основной проблемой, связанной с недосыпанием и невозможностью заснуть.

В дополнение ко всему вышесказанному, одиночество также распространено, особенно среди молодежи, для которой развитие социальных навыков в виртуальной реальности является единственным аспектом социального интеллекта. Подобное способствует отсутствию реальных социальных отношений, что чаще всего приводит к неспособности создать стабильные близкие отношения. Понятие одиночества становится все более распространенной проблемой среди современной молодежи.

Медиаистерия о коронавирусе

Коронавирус был главной темой в последние месяцы. Хотя это вирус с симптомами классической простуды или гриппа, смертность, вызванная им в нескольких тысячах случаев, вызвала панику в глобальном масштабе. Всемирная организация здравоохранения установила, что коронавирус не представляет непосредственного риска для здоровья для большинства людей, а повышенная осторожность и личная гигиена могут снизить распространение вируса. Однако паника не уменьшается.

В настоящее время все новости о коронавирусе звучат убедительно, потому что люди находятся в состоянии страха и паники по поводу новой и неизвестной проблемы, не могут проверить всю информацию и заявить о ее истинности. Но существует и другая сторона данной истории, которая является более тревожной. Коронавирус вызвал самое быстрое падение на мировом фондовом рынке с 2008 г., и существует предположение, что он окажет значительное и непоправимое негативное влияние на мировую экономику.

Системы здравоохранения большинства стран не располагают достаточными ресурсами для выявления вируса и лечения тяжело больных пациентов, если вирус продолжает распространяться. Чтобы узнать угрожающую информацию о коронавирусе, не требуется много времени. Однако реакция человека на подобные новости зависит от предвзятых мнений о болезни и подверженности ее распространению.

Страх, как основной источник беспокойства и тревоги, влияет на то, как люди реагируют на освещение в СМИ рисков для здоровья. Страх перед болезнями и инфекциями особенно важен, когда речь идет об эпидемиях, подобных существующей на сегодняшний день. Самые высокие уровни страха заражения обнаруживаются при таких расстройствах, как обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР). При экстремальных формах страха заражения человек ограничивает любое воздействие в общественных местах и считает это угрозой своему выживанию.

Подобное распространение страха является хорошей основой для развития фобий и других тревожных расстройств. Главный вопрос, который психологи задают в эти дни, заключается в том, что будет с психикой людей после коронавируса? Определенное количество беспокойства является нормой. Однако быстро возникающий иррациональный страх создает трудности в повседневной работе, в чем заключается проблематика освещения имеющейся эпидемии в СМИ.

Когда человек понимает существование определенной опасности для здоровья, ему становится ясна значимость здорового состояния и избегания рисков для здоровья. Однако освещение проблем здравоохранения в СМИ зачастую является предвзятым. Большинство новостей посвящено зачастую новым опасностям для здоровья. В то время как обеспокоенные и робкие люди, как правило, уделяют больше внимания именно такой информации, в связи с чем увеличивается уровень тревожности и беспокойства.

По этой причине людям приходится прибегать к разным экстренным мерам (панические покупки, чрезмерное использование дезинфицирующих средств и т. д.), чтобы помочь себе справиться со страхом. Как только перед коронавирусом активируется страх, отфильтровываются убедительные данные об эпидемии и игнорируется информация, которая стремится успокоить общество и уменьшить негативные последствия, в т. ч. для психики.

Паника в магазинах из-за коронавируса

Новым явлением в период пандемии коронавируса, которое чаще всего возникает во время кризиса, стало совершение панических покупок и накопления запасов. Покупки в панике дошли до того, что люди стали приобретать маски для лица, которые в настоящее время более необходимы медицинским работникам, вместо того, чтобы придерживаться разных мер предосторожности.

Эксперты полагают, что люди объясняют подобное поведение как страх перед неизвестным. Простое мытье рук попросту не удовлетворяет потребность контролировать ситуацию, меняющуюся ежеминутно. Нерациональное накопление запасов также привело к невероятному росту цен на предметы первой необходимости. Подобное исходит из простой психологической потребности, которая заключается в том, что шоппинг помогает людям почувствовать контроль над неизвестной и непредсказуемой ситуацией. Люди чувствуют необходимость сделать что-то пропорциональное тому, что они воспринимают на нынешнем уровне кризиса. Для многих мытье рук кажется слишком обыденным и простым, чтобы помочь в сложившейся ситуации.

Эксперты по психическому здоровью считают, что покупки, совершаемые в панике, являются психологическим механизмом для устранения страха в связи с отсутствием ощущения безопасности в ситуации. Таким образом, накопление запасов считается способом установления контроля над ней.

СМИ оповещают общество о ситуациях, связанных с коронавирусом. Одни люди принимают решение об определенных действиях, другие действуют таким же образом, надеясь на верность решения большинства, т. е. перекладывая ответственность за свою жизнь и принятие решений на других. Чтобы справиться с угрожающей неизвестностью, люди полагаются на знания, которыми владеют из схожих обстоятельств. Однако лучшим вариантом было бы заблаговременно готовиться в течение года к возможному возникновению чрезвычайных обстоятельств или кризисов, нежели сеять панику, скупая товары в магазинах и создавая ажиотаж.

Недаром у прошлых поколений существовало понятия заготовки «на черный день». Очевидно, что их побуждало иметь все необходимое «прозапас» в течение всей жизни военное прошлое. В мирное время люди предпочитают сталкиваться с проблемой лицом к лицу, не страхуя себя никоим образом. Привычная стабильность в виду отсутствия боевых действий, заставляет полагаться на государство, людей, но не на самого себя. В следствие этого при наступлении кризиса или чрезвычайных обстоятельств, люди оказываются не готовы к ним, паникуют и винят всех и все, но не себя.

Наблюдая в социальных сетях дезинформацию о том, что туалетная бумага исчезла во всех магазинах, первое, что человек сделает вероятнее всего — это купит запас туалетной бумаги. В этот момент время на проверку действительности фактов не выделяется, что приводит к немедленному переходу к делу. Таким образом, из ситуации с коронавирусом каждый может для себя вынести важный опыт, полезный в будущих кризисных ситуациях, которые могут произойти. Вместо того, чтобы паниковать по поводу покупки всего, что нужно (и не нужно), куда важнее сохранять спокойствие, подходить к ситуации философски, рационально, организованно и оставаться готовым к подобным ситуациям, как коронавирус. Это уменьшит панику и страх, исключаю пагубные изменения на рынке, среди которых резкий рост цен и пр.

Борьба с коронавирусными новостями

Если новости о коронавирусе расстраивают или провоцируют чрезмерный страх распространения болезни и возможности заражения, следует предпринять несколько шагов, чтобы уменьшить страхи и беспокойство:

– важно следовать и прислушиваться только к медицинским советам и рекомендациям: применять гигиенические процедуры, контролировать страх и тревогу, чтобы исключить подавленность;

– необходимо ограничить доступ к новостям о коронавирусе — стараться проводить больше времени в позитивной деятельности даже находясь в изоляции (читать книги, слушать музыку, смотреть фильмы, тренироваться дома и т. д.) и свести к минимуму новости о пандемии;

– рекомендуется нормализовать свою жизнь — не позволять страху захватить привычный образ жизни;

– следует руководствоваться разумом, быть ответственным и думать о себе и окружающих людях;

– испытывая какие-либо симптомы, важно трезво мыслить и обращаться к врачу, чтобы получить конкретные инструкции и информацию для дальнейших действий.

Литература:

  1. Закон РФ от 27.12.1991 N 2124–1 (ред. от 01.03.2020) «О средствах массовой информации» // СПС КонсультантПлюс
  2. Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» // СПС КонсультантПлюс
  3. Алексеева М. И., Болотова Л. Д., Вартанова Е. Л. Средства массовой информации России: учеб. пособие для студентов вузов / под ред. Засурского Я. Н. — М.: Аспект-Пресс, 2014. — С. 15–25
  4. Березкина О., Обозов Н., Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. — М.: Прайм-Еврознак-2016. — С. 4–76
  5. Дзялошинский И. М. Российские медиа: проблемы вражды, агрессии, насилия: учебное пособие. — Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2019. — 519 c.
  6. Силантьев М. А. Влияние СМИ на детей [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://yamal-obr.ru/articles/pravoslavie-i-smi-vliyanie-smi-na-detey/