Проблема качества нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: 19. Государство и право

Опубликовано в

XIII международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, октябрь 2020)

Дата публикации: 04.08.2020

Статья просмотрена: 572 раза

Библиографическое описание:

Дмитриенко, Т. А. Проблема качества нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации / Т. А. Дмитриенко. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 27-29. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/380/15999/ (дата обращения: 26.04.2024).



Актуальной проблемой юридической науки в настоящее время является правотворческая деятельность субъектов Российской Федерации. С увеличением общего количества источников права обостряются проблемы к ачества нормативных правовых актов, соотношения актов между собой, а также их эффективного п рименения.

В целом, законодательный процесс в Российской Федерации имеет достаточно прочную и хорошую правовую основу. Однако есть недочеты, над которыми необходимо работать для совершенствования существующей правовой системы.

Ключевые слова : правотворчество субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты, правотворческая деятельность, качество нормативных правовых актов.

Законодательной деятельности всегда уделяется большое внимание как на уровне государства, так и в отдельных субъектах Федерации. С принятием Конституции Российской Федерации в 1993 году, началась активная правотворческая деятельность субъектов Федерации. В соответствии с ч. 4 ст. 76 Конституции, субъекты Федерации вне пределов ведения Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов, осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов [1, С. 4398].

Правотворчество представляет собой важную деятельность государства, имеющую своей непосредственной целью формирование правовых норм, повышение их качества, снижение до минимального числа неэффективных либо отмену недействующих нормативных актов.

Создание нормативных актов проходит в конкретном, установленном законом порядке, этому предшествует значительная подготовительная работа, которая определяется регламентами.

Правотворчество субъектов Российской Федерации направлено, с одной стороны, на решение задач, стоящих перед Федерацией, а с другой, на достижение собственных целей, связанных с особенностями развития региона [8, C. 192].

Можно отметить, что правотворчество субъектов Федерации отличается значительной самобытностью, отражает специфику и статус того или иного региона (например, в отдельных из них принимаются кодифицированные акты, особую роль играют территориальные, национальные и иные особенности).

Нормативные акты принимаются органами субъектов Федерации в различное время и по разному поводу, влияют на природу действующих федеральных законов и подзаконных актов, которые могут между собой находиться в противоречии, тем самым ускоряя или замедляя процесс социально-экономического развития отдельного региона [7, C. 31].

Само собой, что жизнь и деятельность населения находится в зависимости от качества действующих законов, а соответственно от правотворческой деятельности.

Рассматривая проблемы законотворчества субъекта Российской Федерации, можно сформулировать следующее: это нечёткость, размытость постановки целей подготавливаемых и принимаемых законопроектов, искажение в правовых актах субъекта смысла федеральных законов или их переписывание.

Практика законодательной деятельности не обязывает законодателя досконально просчитывать цели предлагаемого на рассмотрение закона, оставляя достаточно высокую степень свободы в формулировании назначения его предложения. Оценка прямой (непосредственной) эффективности законодательной деятельности в подобных ситуациях затруднена, а фактически и невозможна, из-за отсутствия заранее обозначенных ориентиров на уровне проблема-цель-затраты-сроки-результат.

Исходя из этого, в первую очередь должен быть проведен правовой мониторинг конкретной, интересующей области правового регулирования, которую необходимо либо изменить, либо регламентировать: определить цели законопроекта, при этом на основе глубокого научного анализа выявить коллизии, неэффективные места существующего законодательства; определить критерии, по которым можно оценить результат работы над проектом закона; обобщить практику и имеющийся опыт регионального и муниципального законодательства; создать варианты нормативных актов и обосновать их; на основе созданных нормативных актов, смоделировать уже проработанные ситуации и выявить «узкие» места этих проектов. Далее должна проводиться экспертная оценка проектов и выбор наиболее приемлемого варианта. Разработанный вариант нормативного правового акта должен пройти обсуждение у широкого круга заинтересованных лиц. К работе могут быть привлечены институты гражданского общества, а также население, права которого затрагиваются в нормативном акте.

В настоящее время законодательство Российской Федерации неполно регулирует некоторые аспекты правотворчества.

Отсутствует легальное понятие нормативных правовых актов, не регламентирован порядок подготовки, оформления и принятия многих из них. Это приводит к снижению качества, нарушению системных связей.

В данных условиях необходим механизм для обеспечения единства всего законодательства, который бы сочетал интересы как Федерации в целом, так и отдельных ее субъектов, и гарантировал бы соблюдение установленной иерархии правовых актов.

Данную проблему можно устранить путем принятия закона о нормативных правовых актах.

В настоящий момент в Российской Федерации уже существует проект Федерального закона «О нормативных правовых актах в Российской Федерации» [6, C. 70]. Считаю, что нужно ускорить процесс принятия данного Федерального закона, который бы полно регулировал различные аспекты правотворчества, правила толкования и устранения коллизий нормативных правовых актов между федеральным законодательством и законодательством субъекта Федерации.

Принятие данного закона будет способствовать обеспечению единства, согласованности системы нормативных правовых актов в России, усилит механизм правотворчества и его взаимосвязь с экономическими, социальными и другими факторами развития нашей страны.

Главной целью законопроекта является упорядочение системы нормативных правовых актов, совершенствование юридического качества нормативных правовых актов, правила толкования и устранения коллизий.

Данный Федеральный закон будет иметь важное значение для правовой системы Российской Федерации, обеспечит ее целостность и органичность, будет способствовать усилению правовой позиции государства и обеспечению стратегических национальных интересов.

Законодательство субъектов Российской Федерации уже давно нуждается в совершенствовании. В отсутствие Федерального закона «О нормативных правовых актах в Российской Федерации» можно было бы принять в субъектах закон о нормативных правовых актах субъекта Российской Федерации. Следует отметить, что в ряде российских субъектов (Кабардино-Балкарская Республика, Самарская область, город федерального значения — Москва и др.) подобные законы уже давно приняты и успешно действуют.

С одной стороны, субъекты будут более эффективно осуществлять свои права, которые даны Конституцией Российской Федерации для разработки собственных законов, а с другой стороны — они будут устранять противоречия, существующие в собственном законодательстве в отношении Конституции и федерального законодательства.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (в ред. Законов РФ о поправке к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. — 2014. — № 31. Ст. 4398.
  2. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ (в посл. ред.) // Собрание законодательства РФ. — 1999. — № 42. — Ст. 5005.
  3. О нормативных правовых актах Самарской области. URL: http://docs.cntd.ru/document/945004877 (дата обращения: 30.04.2020).
  4. О правовых актах города Москвы. URL: http://docs.cntd.ru/document/3711954 (дата обращения: 30.04.2020).
  5. О правовых актах в Кабардино-Балкарской Республике. URL: http://docs.cntd.ru/document/802054266 (дата обращения: 30.04.2020).
  6. Проект федерального закона «О нормативных правовых актах в Российской Федерации» (инициативный законопроект). — М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, 2013. — 70 с.
  7. Андреева Л. А. К вопросу о качестве нормативно-правовых актов // Актуальные проблемы юриспруденции: сб. ст. по матер. XXXI междунар. науч.-практ. конф. № 2(30). — Новосибирск: СибАК, 2020. — С. 31–40.
  8. Артамонов А. Н. Создание законов в субъектах Российской Федерации: монография. Ростов-на-Дону: РЮИ РПА Минюста России, 2011. — С. 192.

Ключевые слова

правотворческая деятельность, нормативные правовые акты, правотворчество субъектов Российской Федерации, качество нормативных правовых актов