Виды оценивания учителем деятельности учеников
Автор: Бондаренко Любовь Сергеевна
Рубрика: 24. Педагогика
Опубликовано в
X международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, май 2020)
Дата публикации: 06.05.2020
Статья просмотрена: 752 раза
Библиографическое описание:
Бондаренко, Л. С. Виды оценивания учителем деятельности учеников / Л. С. Бондаренко. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 69-71. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/370/15805/ (дата обращения: 23.11.2024).
Ориентиром по данному вопросу для меня стали слова Теодора Сайзера: «Оценка и отчетность — цели весьма достойные. Задача состоит в том, чтобы создать систему, которая бы по справедливости и с пользой оценивала то, что нас интересует и важно для нас, не нарушая при этом процесс обучения».
Мы знаем, что обучение и развитие постоянно взаимосвязаны. И если мы говорим о развивающей программе для начальной школы, то должны принимать во внимание такие аспекты как знание, жизненное умение и компетенции детей по мере их взросления.
Если посмотреть на традиционное оценивание, то оно ориентировано на отчетность со стороны ученика в форме работ, выполняемых на бумаге с помощью ручки (различные задания по степеням сложности, проверочные работы и т. п.). Учителя оценивают работу ученика в отметках и таким образом отчитываются перед самими собой, родителями и руководством. Однако если мы говорим о комплексном развитии детей, то и оценивать необходимо труд ребенка в различных видах деятельности, что дает четкую, объективную и более полную картину умений детей и их прогресса. Для этого учитель должен наблюдать за детьми и фиксировать его поведение в группе или во время индивидуальной работы. Тогда нам необходима таблица наблюдений.
Для многих учителей это новая и трудная роль, так как учителя чаще всего полагаются на тесты и домашние задания для получения информации о прогрессе ребенка, при этом они мотивируют учеников, хваля «лучших» и критикуя тех, кто не справляется. И главной становится отметка, а не процесс обучения.
Записи наблюдений позволяют вернуться учителю в случае необходимости. Когда наблюдения проводятся в разное время дня в течение длительного времени и в разных ситуациях можно обнаружить в поведении ребенка определенную закономерность. Единичное наблюдение поведения ребенка в какой-то один момент времени не дает полной и достоверной картины о том, как ребенок учится. Следовательно, одним из видов оценивания является наблюдение и запись.
Следующее, что необходимо учителю — это поддерживать обратную связь с детьми относительно их учебы, разговаривать с детьми и записывать комментарии по поводу их работы. Мотивация детей возрастает, когда они видят, что учитель интересуется их работой и направляет их
Оценивание должно поддерживать развивающие методы обучения, где главная цель — проследить прогресс ребенка и точно определить уровень его развития с тем, чтобы последующие уроки могли отвечать индивидуальным потребностям ребенка и обеспечивали ему успешность, чтобы обучение и оценка дополняли друг друга.
Одинаково важно научить ребенка тому, как учиться, и в то же время дать ему возможность развить собственный потенциал. Безусловно, необходимо, чтобы учащиеся овладели базовыми знаниями. Но не менее важно и глубокое концептуальное понимание — а именно те знания, которыми будет владеть учащийся на много дольше того момента, как сдаст экзамен или пройдет тестирование.
И встает вопрос: как сделать так, чтобы учителя ориентировались на ребенка и имели реальное представление о том, что он знает и умеет. Чтобы ответить на этот вопрос, мы обратились к данным исследования «Об уровне усвоения материала учащимися», где наибольший процент получили: дискуссионная группа, практика в процессе деятельности и обучение других. Таким образом, имея данные пирамиды обучаемости и зная психологические особенности детей раннего возраста, мы используем в работе некоторые групповые формы организации учебного процесса.
Данный вид работы мы ввели с целью:
- Дать каждому ребенку эмоциональную и содержательную поддержку
- Дать каждому ребенку возможность утвердиться в себе
- Дать каждому ребенку опыт выполнения тех учительских функций, которые составляют основу умения учиться.
- Дать учителю:
− дополнительные мотивационные средства вовлечь детей в содержание обучения
− возможность и необходимость органически сочетать на уроке обучение и воспитание.
В групповых формах мы используем различные приемы:
статическая пара (формируется по желанию учащихся вне зависимости от уровня усвоения.
Роли: учитель< = >ученик.
Режимы: взаимообучение, взаимоконтроль. Повышается речевая и мыслительная активность. Формируются нравственные
качества — взаимопомощь, товарищество);
динамическая пара (Общее задание делится между членами микрогруппы (4 человека). Каждый опрашивает каждого, каждый отвечает каждому);
Вариационная пара (каждый член группы получает свое задание, выполняет его, внимательно проверяет с учителем и тогда ребенок готов к работе в паре. По схеме идет взаимообучение и взаимоконтроль. В результате каждый учащийся усваивает четыре порции учебного содержания.
Естественно, учитель не всегда взаимодействует с учеником непосредственно, но при этом он должен быть уверен, что учебная информация попадает к ученику в нужном объеме. Данное противоречие решается с помощью использования так называемых «карточек-посредников», на каждой из которых представлена единица учебной информации, указаны степень сложности, форма работы и время выполнения.
Хотелось бы дать некоторые советы по организации работы в парах.
- При построении учебного сотрудничества детей необходимо учитывать, что такой формы общения в их опыте ещё не было.
- Вводя каждую новую форму сотрудничества, необходимо давать ее образец.
- По-настоящему образец совместной работы будет освоен только после разбора нескольких ошибок.
- Учителю необходимо знать принципы соединения детей в пары.
- Для срабатывания пар нужны минимум 3–5 занятий.
- При оценке работы пары следует подчеркивать не только ученические, но и человеческие достоинства терпеливость, доброжелательность, дружелюбие, вежливость, приветливость.
- При парной работе важно визуальное общение. Возможны варианты размещения детей в парах.
Самое комфортное положение при общении — угол в 45 градусов, в данном случае — через угол стола.
Такая формы работы является серьезным испытанием для учителя: его внимания требует и необходимость изучения учебной программы, и организация нового процесса обучения, индивидуального планирования, да еще межличностное общение малышей (которое отнюдь не всегда бывает бесконфликтным). Класс говорит вслух, причем весь. Хаотичное, с точки зрения стороннего наблюдателя, хождение детей по классу. Привычные формы контроля охватывают только часть процесса, приходится осваивать новые формы, учитывать новые параметры и т. д. Учет и контроль превращаются в целую систему фиксации, проверки анализа множества отличающихся друг от друга работ детей (сравните с проверкой одинакового для всех домашнего задания или диктанта). Например: Экран учета для учителя и индивидуальная карточка оценивания работы учащегося. Результаты при правильной организации подобного процесса значительны: ученики получают возможность развиваться как личности, умеющие выбирать и отвечающие за последствия своего выбора.
Важен следующий момент — позиция учителя в системе обучения. Что общего у большинства школ? Доминирование речи учителя! В школах распространена стандартная практика, когда учитель сообщает информацию, а дети должны воспроизвести ее. Если представить схему диалога в классе, то мы увидим одну стрелку, идущую от учителя к конкретному ученику и другую стрелку, идущую в обратном направлении. Стрелки будут преимущественно идти либо к учителю, либо от учителя, и очень редко можно увидеть стрелки от ученика к ученику.
Давайте рассмотрим организацию класса, где доминирует учитель. Как правило, на самом видном месте будет стол учителя, стоящий перед детьми. Ученики сидят рядами перед учителем. На стенах, как правило, ничего нет, дабы не отвлекать учеников от учителя. Что говорит такая картинка о самом процессе обучения?
Ну, а если встать на позиции индивидуализации обучения, когда акцент переносится на усилие и способности каждого ребенка. Для учителей, разделяющих эту точку зрения, в центре обучения находится ребенок. Изменяется роль учителя и стратегия его работы.
Все роли учителя взаимосвязаны. Чем больше опыта работы в классе, ориентированного на ребенка, тем естественнее эти роли становятся для учителя.
Конечно, оригинальное построение, новизна приемов — очень важные факторы, способствующие повышению качества обучения, но право выбора всегда остается за учителем.
Литература:
- Пидкасистый, П. И. Педагогика [Электронный ресурс]: учебник и практикум / П. И. Пидкасистый; под ред. П. И. Пидкасистого. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 408 с. — Режим доступа: https://www.biblio-online.ru.
- https://www.sites.google.com/site/usocenivanie2/formiruusee-ocenivanie
- https://studme.org/255686/pedagogika/otsenivanie_otsenka_otmetka_vidy_otsenivaniya_samootsenka