Человек и бог в учении Эпиктета | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 29. Философия

Опубликовано в

IX международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, апрель 2020)

Дата публикации: 02.04.2020

Статья просмотрена: 473 раза

Библиографическое описание:

Худякова, А. С. Человек и бог в учении Эпиктета / А. С. Худякова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Казань, апрель 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 61-63. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/368/15759/ (дата обращения: 26.04.2024).



В статье предпринята попытка разобраться во взаимоотношениях человека и бога, ответить на вопросы: является человек частью бога, кем является бог для людей, как быть угодным богу.

Ключевые слова: философия, стоицизм, бог, человек, природа.

Со времени возникновения стоицизма, его целью было поощрение добродетели и правильных действий [6, 75–77], поэтому большое внимание стоики уделяли божественному началу. Бог у них отождествляется с природой и определяется как «искусный огонь (πῦρ τεχνικόν), шествующий по пути для сотворения космоса (ἐπὶ γενέσει κόσμου), включающий в себя все семенные логосы, по которым все возникает в соответствии с судьбой (καθ’ εἱμαρμένην)» (Аеtius, Dох. Stobaei Ecl. I.2.29) [8, 305–306].

Религиозная сторона учения Эпиктета имеет большое значение, то, что мир управляется всеведущим божественным промыслом, является для него главной опорой учения о благе [3, 43]. Однако необходимо сказать, что философ воспринимал богов не так, как другие стоики. Исходя из идей стоицизма, божество — это верховный правитель космоса и всепроникающая сила, Эпиктет же отходит от пантеистических представлений ранней Стои, рассматривая божество более личностно, указывая на то, что человек должен славить бога и не роптать на него на основе собственного суждения [1, 35].

Божество — это не нечто чуждое человеку, а напротив, человек является частью божества: «Ведь что такое человек? Частица града, прежде всего состоящего из богов и людей, а затем — называемого так по ближайшему сходству, который есть некое крохотное подобие вселенского града» (Epict. Dissertat. II.5.26) [5, loc. cit.; 4, 102]. Нельзя сказать, что у Эпиктета существует только один бог, однако можно с уверенностью утверждать, что он выделяет главного и называет его Зевсом [7, 5]. И в тексте мы не раз встречаем, как Эпиктет ведёт диалог с Зевсом (Epict. Dissertat. I.1.10) [5, loc. cit.; 4, 41], что иной раз подтверждает, что бог становится ближе к человеку. Бог — это отец всех людей, а значит цель каждого человека заключается в покорности во всех жизненных положениях и спокойствие во всех неблагоприятных случайностях [2, 17].

Эпиктет говорит: «Ты сколок бога, ты содержишь в себе некоторую частицу его» (Epict. Dissertat. II.8.11) [5, loc. cit.; 4, 106]. Но какая же часть человека является божественной? Ответ на данный вопрос достаточно прост: эта та часть, что отличает человека от животного: «тело, что представляет в нас общность с животными (τὸ σῶμα μὲν κοινὸν πρὸς τὰ ζῷα), разум и мысль (ὁ λόγος … καὶ ἡ γνώμη), что представляет в нас общность с богами (κοινὸν πρὸς τοὺς θεούς)» (Epict. Dissertat. I.3.3) [5, loc. cit.; 4, 45]. И здесь важно отметить, что, говоря о разуме, Эпиктет ставит человека на один уровень с богами: «как по разуму-то ты ничуть не хуже богов и не меньше: ведь величина разума определяется не длиной и не высотой, а мнениями» (Epict. Dissertat. I.12.26–27) [5, loc. cit.; 4, 64].

Для того чтобы приблизиться к богу, чтобы не задобрить, а восхвалить его, необходимо очистить мнения, то есть «не держаться за бренное тело, его части, способности, имущество, добрую славу, должности, почести, детей, братьев, друзей, все это счесть чужим» (Epict. Dissertat. IV.1.27–28) [5, loc. cit.; 4, 224]. Ведь бог облегчил человеку жизнь, разделив все на то, что в его воли и что его воли не подвластно. Поэтому задача каждого человека: «получше устраивать то, что зависит от нас, а всем остальным пользоваться так, как оно есть по своей природе. «Как же оно есть по своей природе?» –Как хочет бог (Epict. Dissertat. I.1.17–18) [5, loc. cit.; 4, 41].

Исходя из сказанного, можно сказать, что правильное поведение заключается в том, чтобы жить в согласии с природой. Принятие воли богов — это путь к свободе и счастью. Свобода и счастье, в свою очередь, не являются целью жизни, это естественное следствие принятия того, что предопределено богами [7, 11]. Показателем свободы является способность «сказать от всей души «Веди ж меня, о Зеве, и ты, Судьба моя, куда бы вами ни было мне назначено» (Epict. Dissertat. IV.1.131) [5, loc. cit.; 4, 228].

Ранее было сказано, что бог является отцом всех людей, а значит все люди являются братьями. Эпиктет утверждает: «Если то, что говорится философами о родстве бога и людей, истинно, что иного остается людям, кроме следования Сократу: никогда на вопрос «откуда родом?» не говорить, что «афинянин» или «коринфянин» (Ἀθηναῖος ἢ Κορίνθιος), а что «мирозданянин (κόσμιος)» (Epict. Dissertat. I.9.1) [5, loc. cit.; 4, 55]. Это соответствует общей стоической концепции устройства мира, где общество представляется как государство граждан-космополитов.

Подчеркивая родство между человеком и богом, Эпиктет негодует, что многие хотели бы быть сыном цезаря, хотя больше гордости в том, чтобы быть сыном Зевса (Epict. Dissertat. I.3.2–4) [5, loc. cit.; 4, 45]. Помимо этого, философ делает акцент на том, что люди не осознают, что являются частицами бога, поэтому поступают неблагоразумно (Epict. Dissertat. II.8.14) [5, loc. cit.; 4, 106]. Однако, «если бы люди могли усвоить себе по достоинству это мнение, что мы рождены богом все как имеющие главное значение и что бог — отец и людей, и богов, то я думаю, что в их мыслях о себе не было бы ничего неблагородного и низкого (Epict. Dissertat. I.3.1–2) [5, loc. cit.; 4, 45].

Таким образом, нравственная задача человека состоит в том, чтобы возвыситься до предложенной Эпиктетом точки зрения и взирать на вещи так, как взирает на них бог. Человек, который доверил себя божественной воле и по этой причине рассматривающий все происходящее как необходимое для мирового порядка и одновременно разумное, не испытывает никакого неудобства, когда что-то отклоняется от его воли [3, 43]. Свое счастье он обретает путем выполнения указанной ему богом задачи, благодаря чему становится добровольным соратником и сотрапезником бога, и ничто не может помешать ему в выполнении этой задачи.

Литература:

  1. Кошеленко Г. А., Маринович Л. П. Рождение стоической философии // Эпиктет. Беседы Эпиктета. М., 1997. С. 5–38.
  2. Маковельский А. Мораль Эпиктета. Казань, 1912.
  3. Тыжов А. Я. Эпиктет, Симпликий и стоическая философия // Эпиктет. Энхиридион: краткое руководство к нравственной жизни. СПб., 2012. С. 5–53.
  4. Эпиктет. Беседы Эпиктета / пер. с древнегреч. и прим. Г. А. Тароняна. М., 1997.
  5. Epictetus. Dissertationes ab Arriano digestae / hrsg. H. Schenkl. Leipzig, 1916.
  6. Johnson L. T. Among the Gentiles: Greco-Roman Religion and Christianity. New Haven, Connecticut, 2009.
  7. Moody B. Epictetus’ View of God and Ethics. Memphis, Tennessee, 2012.
  8. Doxographi Graeci / collegit recensuit prolegomenis indicibusque instruxit H. Diels. Berolini, 1879.
Основные термины (генерируются автоматически): бог, природа.

Ключевые слова

человек, Бог, природа, философия, стоицизм

Похожие статьи

Природа Бога в понимании Августина Блаженного

Одним из выдающихся произведений и первым памятником исповедального жанра является трактат «Исповедь» Аврелия Августина.

Мифологические воззрения древних славян | Статья в журнале...

Даждьбог — бог, дарующий свет, тепло, двигающий небесные тела, он знаменует смену дня и ночи, времена года, лет, столетия, он покровитель славян, которым даровал правду; Свантовит...

Философские взгляды Людвига Андреаса Фейербаха

Природа Бога в понимании Августина Блаженного. Бог — это несотворенное сущее. На философию Августина оказало влияние такое направление античной философии...

Отношение к животным в православном богословии

Тематика настоящей статьи касается отношения к животным в православном богословии. Этот вопрос особым образом соответствует повседневной жизни людей. Согласно библейскому...

Понятие добродетели и достоинства в христианстве

Бог- источник природы и благодати, Божия мудрость – источник Писания так же, как и

Природа Бога в понимании Августина Блаженного. Космос от греческого языка «kosmos»...

Природа Бога в понимании Августина Блаженного.

Вообще говоря, отличие аристотелевской трактовки природы этических добродетелей от. Природа Бога в понимании Августина Блаженного. К вопросу об основах философии права...

Культурное сравнение русско-славянского и китайского язычества

В отличие от богов Древней Греции или Древнего Рима, боги восточных славян не полностью похожи на человека, но часто, на животных, или даже выглядят прямо как природные явления.

Смысл свободы как высшей ценности в философии Н. А. Бердяева

Из этой свободы Бог и создает человека — свободное существо.

Бог есть дух, но он не всецело управляет миром. Бердяев выделял три вида свободы

Томистская традиция в гносеологии | Статья в журнале...

Природа Бога в понимании Августина Блаженного. Или, чтобы познать Тебя, и надо «воззвать к Тебе?"» [1]. Только Бог является источником знания, само знание есть откровение Божье.

Природные стихии в персидской и русской мифологиях

В статье исследуются такие природные стихии, как вода, огонь, земля и ветер в персидской и русской мифологиях. В ходе исследования выявляются общие и отличительные черты...

Похожие статьи

Природа Бога в понимании Августина Блаженного

Одним из выдающихся произведений и первым памятником исповедального жанра является трактат «Исповедь» Аврелия Августина.

Мифологические воззрения древних славян | Статья в журнале...

Даждьбог — бог, дарующий свет, тепло, двигающий небесные тела, он знаменует смену дня и ночи, времена года, лет, столетия, он покровитель славян, которым даровал правду; Свантовит...

Философские взгляды Людвига Андреаса Фейербаха

Природа Бога в понимании Августина Блаженного. Бог — это несотворенное сущее. На философию Августина оказало влияние такое направление античной философии...

Отношение к животным в православном богословии

Тематика настоящей статьи касается отношения к животным в православном богословии. Этот вопрос особым образом соответствует повседневной жизни людей. Согласно библейскому...

Понятие добродетели и достоинства в христианстве

Бог- источник природы и благодати, Божия мудрость – источник Писания так же, как и

Природа Бога в понимании Августина Блаженного. Космос от греческого языка «kosmos»...

Природа Бога в понимании Августина Блаженного.

Вообще говоря, отличие аристотелевской трактовки природы этических добродетелей от. Природа Бога в понимании Августина Блаженного. К вопросу об основах философии права...

Культурное сравнение русско-славянского и китайского язычества

В отличие от богов Древней Греции или Древнего Рима, боги восточных славян не полностью похожи на человека, но часто, на животных, или даже выглядят прямо как природные явления.

Смысл свободы как высшей ценности в философии Н. А. Бердяева

Из этой свободы Бог и создает человека — свободное существо.

Бог есть дух, но он не всецело управляет миром. Бердяев выделял три вида свободы

Томистская традиция в гносеологии | Статья в журнале...

Природа Бога в понимании Августина Блаженного. Или, чтобы познать Тебя, и надо «воззвать к Тебе?"» [1]. Только Бог является источником знания, само знание есть откровение Божье.

Природные стихии в персидской и русской мифологиях

В статье исследуются такие природные стихии, как вода, огонь, земля и ветер в персидской и русской мифологиях. В ходе исследования выявляются общие и отличительные черты...