Антропологическо-медицинский анализ мощей чешских православных святых в ХХ веке | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 30. Теология

Опубликовано в

VII международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, февраль 2020)

Дата публикации: 03.02.2020

Статья просмотрена: 112 раз

Библиографическое описание:

Sinenki, Vladislav. Антропологическо-медицинский анализ мощей чешских православных святых в ХХ веке / Vladislav Sinenki. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Казань, февраль 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 36-39. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/361/15646/ (дата обращения: 26.04.2024).



Статья знакомит с современными научными исследованиями останков чешских общехристианских святых, проведенными в Чехии, c целью установления их аутентичности, изучения и определения основных демографических факторов.

Ключевые слова: наука и религия, христианство, Православие, Чешская Православная Церковь, Чехия, Прага, чешские святые, святая Людмила Чешская, святой Вячеслав Чешский, святой Иван Чешский, святой Прокоп Сазавский, святые мощи, изучение святых, исследования святых мощей, медицина, церковная история, теология, антропология.

Современная наука оказала весьма существенную помощь Чешской Православной Церкви и многим православным христианам в определении аутентичности мощей чешских святых, определив с высокой долей вероятности где истинные останки святых людей а где подложные. При этом, проведенные научные исследования углубили наши познания о святых, как о людях, живших в конкретное время в определенных жизненных условиях.

В период позднего средневековья участились фальсификации и незаконная торговля святыми мощами, священными предметами и церковной утварью, мошенники выдавали подделки и подлоги за аутентичные вещи и не плохо наживались на доверчивости христиан.

В Чехии с давних времен было сильно развито почитание святых людей, снискавших от Бога милость и сохраняющих её даже после своей телесной кончины. И сегодня, регулярно проводятся паломнические поездки со служением литургий, молебнов, чтением акафистов перед усыпальницами с мощами святых.

Конечно же, вне зависимости от правости частиц мощей в мощевиках по вере людей Господь и слышит и откликается и помогает в человеческих нуждах. Как мы увидим дальше, в данном вопросе не всё так просто. Некоторые православные священники полагают, что если есть возможность отделить настоящие святыни от не настоящих, стоит ею воспользоваться. Это не менее важно и для авторитета самой Церкви. Поэтому, проводимые исследования, о которых пойдет речь, имеют положительный отклик в чешской православной среде.

Все исследования проводились в Чехии, при взаимодействии научного сообщества с Чешской католической Церковью. Глобальным предметом исследований кроме известных чешских правителей стали и св. мощи общехристианских святых — то есть, святых, почитаемых как католиками так и православными, живших до известных событий 1054 года.

Исследованиями руководил ведущий чешский специалист — профессор антрополог Эмануел Влчек (Emanuel Vlček), написавший об этих исследованиях книгу «Судьбы чешских патронов». В ней профессор упоминает, что исследования всегда начинаются с изучения имеющейся документации о сохранившихся останках. Далее, проводится антропологическо-медицинское исследование, которое с помощью палеоантропологического анализа, морфологического, сравнительной анатомии, гистологии, эмбриологии, патологии; методов судебной, клинической, внутренней медицины, рентгенологии, стоматологии, хирургии, ортопедии, акушерства, педиатрии, офтальмологии и т. д. определяют характерные изменений на скелете исследуемого объекта. С помощью серологических групп и системы АВ0, а также химически определяется отравление или наличие бальзамирующих веществ.

Профессор считает, что главная цель данных исследований— помочь установить аутентичность найденных останков и определить основные демографические факторы (пол, возраст и т.д.), реконструировать приблизительный внешний вид, включая телесные свойства (рост, телосложение), перенесенные ранения и потенциальную причину смерти. А также, чтобы получить информацию о посмертных манипуляциях с останками: способ захоронений часто говорит о датировке и окружающей среде, эксгумации, переносе, перезахоронении, предыдущих исследованиях.

Полученные результаты всегда обсуждаются с передовыми специалистами с целью подтверждения или уточнения, так как, только междисциплинарное исследование может действительно помочь пролить больше света на изучение истории и её участников [1, с. 7–15]. Теперь перейдем к конкретным примерам.

Святой Иван Чешский. Святой Иван — вероятно жил около 900-го года. Чешский историк Иржи Слама (Jiří Sláma), в своей статье, опубликованной в книге Петра Соммера (Petr Sommer) «Св. Прокоп» перечисляет всех святых земли чешской, а именно: святых Людмилу и Вячеслава чешских, святого Прокопа. Но, о пустыннике и отшельнике Иване чешском, якобы, также жившем на территории Чехии, говорит как о не исторической личности [3, с. 99].

Долгое время о существования святого Ивана Чешского в научном сообществе ведется оживленная дискуссия. Одни историки считают его выдумкой, другие — реально существовавшим человеком. [2, с. 37–40].

В рамках систематических исследований останков чешских средневековых патронов и святых, проведенных чешским антропологом Эмануелом Влчком, было необходимо исследовать останки первого чешского пустынника св. Ивана. Эти исследования должны были помочь разрешить споры историков о существовании личности святого Ивана.

19 августа 1991 г., с разрешения пражского католического архиепископа, святые мощи св. Ивана были изъяты из саркофага, где они исторически хранились, в костеле св. Иоанна Крестителя под Скалой, а также все доступные частицы из разных мощевиков Чехии.

7 октября 1992 г., после проведения всех действий, доступных современным технологиям антропологических исследований, Институтом судебной медицины Праги и Первого пражского мед. факультета Карлова Университета было проведено и серологическое исследование, определившее принадлежность к группе А, системы AB0, после чего все останки были возвращены обратно.

В результате было установлено, что гроб содержал небольшое количество останков костей, которые действительно принадлежали одному человеку. Отдельно был найден небольшой тканевый мешочек с шестью зубами другого человека. В отдельном мощевике в форме руки находилась часть кости руки, принадлежавшая, вероятно, третьему человеку.

Наиболее правдоподобными останками, принадлежавшими святому пустыннику Ивану, на первый взгляд исследователям показались кости, извлеченные из саркофага. Последующий анализ это предположение подтвердил. Речь шла о мужчине в возрасте 50–55 лет. Методом определения возраста через анализ износа ткани зубов был посчитан возраст — примерно 52,7 года. Зубы были полностью здоровыми. А по износу задней восьмерки можно предположить долговременное пережевывание растительной пищи или муки. Был определен и примерный рост человека 170–172 см, коренастого телосложения. Коренастое телосложение косвенно подтверждает правдивость одной из версий легенд о св. Иване, от летописца Хайка из Либочан (Hájek).

Обнаруженное кристаллообразное наслоение в костной ткани можно отнести к развивающейся болезни pseudomonas у человека долгое время жившего в холодном и сыром помещении пещеры (по легенде там и жил святой аскет).

Результаты этих исследований в определенной мере подтвердили существование святого Ивана Чешского, а также не было обнаружено никаких контраргументов, опровергающих это. Поскольку результаты исследований не идут в разрез с легендами, то можно с определенной долей уверенности утверждать, что останки действительно принадлежат пустыннику Ивану. Больше этого, к сожалению, современная медицина пока утверждать не может.

И поскольку о святом Иване не сохранилось никаких древнейших письменных упоминаний, и данные исследования нельзя ни с чем сравнить, значит, их нельзя считать достаточно аргументированными, однозначно подтверждающими существование святого [2, с. 73–74].

Святая Людмила Чешская. По одной версии родилась в 860 году, в сербской семье [4, с. 20]. По другой была славянкой из город Мельник (Mělník) [5, с. 14]. Княгиня была убита 15 сентября 921 года на граде Тетин, там же и была погребена. Её внук, князь Вячеслав в 925 году перенёс её святые мощи в Прагу и похоронил в храме св. Георгия, построенном его отцом Вратиславом (Vratislav), где они находятся и сегодня. [1, с. 30]. Это перемещение святых мощей стало автоматически считаться процессом канонизации, и княгиня Людмила так стала первой чешской святой [5, с. 118; 6, с. 41].

В августе 1981 года были начаты археологическо-антропологические исследования. Была открыта усыпальница княгини и все мощевики с её частицами в Праге и по всей Чехии.

По результатам исследований установлено, что останки княгини составляют: череп, часть костей скелета, часть которых сегодня хранится в главном алтаре пражского кафедрального собора св. Вита. Также в самом гробе обнаружены девять зубов и сильно неполный скелет святой Людмилы. Главной частью святых мощей остается череп святой княгини. Старейшим его аутентичным подтверждением является серебряный слепок.

Таким образом, аутентичность святой главы княгини опирается, с одной стороны, на традицию, с другой на — существование слепка конца XIV века.

Для определения принадлежности всех частей останков, собранных из разных мест, и принадлежавших одному человеку были использованы:

– анатомические совпадения черепа и костей, по уровню сохранности, телосложению, уровню изменений свойственных организму, свойственных предполагаемому возрасту святой княгини Людмилы.

– установление серологического свойства AB0 системы — череп, зубы, остальной скелет принадлежат человеку группы А.

Эти результаты подтверждают анатомическое сходство некоторых частей останков и наоборот, определенные частицы из различных мощевиков были исключены как не аутентичные, не принадлежавшие святой Людмиле [1, с. 41–42].

Был также установлен предполагаемый возраст святой Людмилы, на основании анализа изменений твердой зубной ткани, он составляет примерно 68 лет (+/- 8 лет). По анализу суставов возраст составляет примерно 60 лет (65+/- 5 лет).

Также и анализы черепа и костей, показали, что человек дожил до среднестатистического старческого возраста шестидесяти лет, что сходится и по анатомическим и серологическим разборам. Это соответствует и историческим источникам.

При исследовании святых мощей св. Людмилы был обнаружен сильно развитый эндокриноз, что дает основание говорить о последствиях в виде большого веса или других специфических клинических признаках. Исследования показали, что ростом княгиня была примерно 168 см, крепкого телосложения. На основе заключений анализа следует, что святая княгиня Людмила родилась примерно в 855 году, почила в 921 году, биологический возраст 60–70 лет, легендарный возраст 61–62 года [1, с. 51; 90].

Святой Вячеслав (Václav) Чешский. Чешский церковный историк Ярослав Кадлец предполагает, что святой Вячеслав, родился в 907–908 гг., от князя Вратислава (сына св. Людмилы) и Драгомиры (Dragomira; убившая святую княгиню).

Вероятно, был крещен славянским священником, одним из учеников святого Мефодия. Был воспитан своей бабушкой, святой Людмилой в православном духе. 28 сентября 929/935 года в городе Стара Болеслав (Stará Boleslav) князь Вячеслав погибает на пороге храма от меча своего родного брата Болеслава [6, с. 39; 51].

Некоторые историки, например летописец Кристиан (Kristián), а после него Космас (Kosmas) отстаивают год кончины 929, его же указывают и историки Пекарж (Pekař), В. Новотны (Novotný). Современные историки больше склоняются к году 935, в частности Ф. Палацкий (Palacký), З. Фиала (Fiala), Д. Трештик (Treštík). Антропологическо-медицинский анализ тоже больше указывает на вторую дату.

Первичное захоронение князя было в том же городе Стара Болеслав, спустя три года, по легенде, его святые мощи были перенесены в Прагу и похоронены в ротонде св. Вита на Пражском Граде [1, с. 53–61].

Подготовительные работы археологических исследований были начаты 3 апреля 1911 года. После снятия мраморных плит под ними оказалась яма, на дне которой была найдена трухлявая от старости деревянная тумба со святыми мощами князя Вячеслава. Были найдены и другие частицы святых мощей св. Вячеслава из разных мощевиков.

В ходе исследований было установлено, что в Свято-Витской сокровищнице хранится, часть черепа св. Вячеслава, а так же остатки костей. К сожалению, из скелета не сохранилось ни одной целой кости.

Об идентификации останков свидетельствуют множество письменных аутентичных источников, традиция о захоронении, переносе и о перезахоронениях останков на протяжении тысячелетия (в ротонде св. Вита, потом в часовне св. Вячеслава романской базилики, а позже в сокровищнице готического кафедрального собора).

По результатам исследований К. Гилберта (Gilbert), о наличии почвы удалось установить, что положение захоронения первоначального гроба святого Вячеслава с большим уважением оставалось нетронутым и при последующем строительство базилики Спитигневом и при строительстве готического собора уже в XIV веке.

Все доступные части останков святого Вячеслава были задокументированы и подвержены рентгенологическому анализу. Потом было проведено серологическое исследование костной ткани останков для установления принадлежности к группе по AB0 системе.

Основываясь на результатах этих анализов были исключены останки, не принадлежавшие святому Вячеславу. А также составилось мнение, что св. Вячеслав прожил более шестидесяти лет. Но другая группа результатов, полученных от изучения суставов, свидетельствует о границе возраста в 40 лет. Для разрешения этих разногласий было необходимо провести дополнительные исследования. Таковыми стал гистологический метод установления возраста по зубной ткани, который в отношении зубов показал границу — 37–47 лет, и в среднем возраст — 42,2 года (+/- 4,8 лет) с вероятностью в 95 %.

Забором костной ткани черепа удалось установить у св. Вячеслава категорию группы В. Это был решающий фактор при определении аутентичности останков, и вследствие проводимых аналитических действий, действительно были обнаружены чужие кости вместе с аутентичными.

Наличие посторонних останков объясняется тем, что из уважения к святому Вячеславу, в то время, деревянную тумбу с его святыми мощами могли обложить останками других выдающихся личностей того времени, а после истления деревянного материала кости могли перемешаться.

Из заключения анализа следует, что святой князь Вячеслав родился примерно в 895 году, почил в 935 году, ростом мог быть 160–165 см, биологический возраст, примерно — 40 лет, легендарный возраст — 27 лет (+/- 1–2 года; 18–33) [1, с. 69–90].

Святой Прокоп Сазавский. Дата рождения святого Прокопа доподлинно неизвестна. В своей работе Петр Соммер предлагает ориентироваться на 970 год [7, с. 9]. По исследованиям проф. Влчка это 980–990 гг. Святой Прокоп Сазавский очень важен для православного мира. В его святом лике и духовном труде содержится последнее звено преемственности славянской традиции письменности и богослужения идущие от времен равноапостольных св. Кирилла и Мефодия, св. Вячеслава и до основания Сазавского монастыря в XI веке.

В 1032 году, будучи аскетом и отшельником, святой Прокоп основал монастырь на реке Сазава, который в скором времени стал уникальным центром славянской традиции [1, с. 159]. Спустя 21 год, 25 мая 1053 года святой Прокоп почил, и был похоронен в усыпальнице в деревянном храме Пресвятой Девы Марии и Иоанна Крестителя в Сазавском монастыре. Святой Прокоп был торжественно канонизирован папским легатом Гвидо (Guido), 4 июля 1204 года, на Сазаве.

В 1987 году были начаты исследования св. мощей св. Прокопа. Был открыт саркофаг, в котором хранились святые мощи. Были открыты все мощевики по Чехии и в Праге, в которых могли храниться частицы святого. На открытие тумбы и мощевиков дал свое согласие и католический архиепископ Пражский кардинал Франциск Томашек (František Tomášek) [8, с. 12].

Результаты оказались ошеломительными. В усыпальнице находились останки двух взрослых мужчин, одной женщины и одного ребенка. По данным антропологических исследований установлено, что все кости не могли принадлежать одному святому Прокопу. Все собранные останки святого Прокопа были подвержены морфоскопическому и метрическому анализам и методам сравнительной анатомии. Кроме фотографической и графической документации был проведен в т. ч. рентген в радиологической клинике, а у отдельных останков еще и установлена принадлежность к группам по свойству AB0 системе костной ткани в Институте судебной медицины.

Стало ясно, что аутентичными можно с большой вероятностью считать лишь некоторую определенную часть св. мощей. Самое главное отличие всех костей, это присутствие одного и того же схожего характера — кости твердые, тяжелые, с так называемым свойством «слоновой кости».

Только сейчас, по-настоящему удалось отделить аутентичные останки, святого Прокопа, в первую очередь благодаря существованию специфической структуре костной ткани, редко встречающейся в природе, и, к счастью имевшейся именно у св. Прокопа. А, на некоторых частях костей присутствует специфическая надпись «s.procopii» [1, с. 166–168; 178–183]. Тогда же, в ходе антропологическо-медицинского анализа выяснилось, что 28 мая 1588 года [6, с. 104] при торжественном перенесении святых мощей св. Прокопа из Сазавы в Прагу — перенесли мощи не принадлежавшие святому Прокопу. Эти же исследования помогли выявить настоящие святые мощи св. Прокопа.

На основании исследования также установлено, что святой Прокоп родился примерно в 980–990 гг., дожил примерно до 55–65 летнего биологического возраста, ростом был примерно — 178–180 см [3, с. 124; 1, с. 155]. Легендарный возраст, составляет примерно — 63–73 года. Почил в 1053 года, за год до известных событий 1054 года [1, с. 185].

Благодаря этим исследованиям, христианский мир получил научное подтверждение реального существования святого Ивана Чешского. Выявил фальсификации — подложные части мощей, не принадлежавшие святым. А так же, расширил прежние познания и представления о чешских святых.

Данная статья является частью основной работы автора, готовящейся к публикации.

Литература:

  1. VLČEK, Emanuel „Osudy českých patronů“, ZVON, 1995, CENTA, ISBN 80–7113–131–8.
  2. ŠEVČÍK, Jiří „Album Svatoivanské“, Vyšehrad, Praha, 2002, GLOS Semily, ISBN 80–7021–569–0.
  3. SOMMER, Petr (editor) “Svatý Prokop. Čechy a střední Evropa”, Praha, NLN, 2006, ISBN 80–7106–790–3.
  4. КОВАЛЕВ-СЛУЧЕВСКИЙ, Константин „Святые Людмила и Вячеслав чешские“, Бослен, 2017, Первая Образцовая типография, Ульяновск, ISBN 978–5–91187–291–5.
  5. PROFANTOVÁ, Naďa „Kněžna Ludmila. Vládkyně a světice, zakladatelka dynastie“, Epocha, Praha, 1996, ISBN 80–902129–4–8.
  6. KADLEC, Jaroslav “Přehled českých církevních dějin”, ZVON, Praha, 1991, ISBN 80–7113–004–4.
  7. SOMMER, Petr “Svatý Prokop, z počátků českého státu a církve”, Vyšehrad, Praha, 2007, ISBN 987–80–7021–732–0.
  8. ROGOV, Aleksandr, BLÁHOVÁ, Emilie, KONZAL, Václav „Staroslověnské legendy českého původu: nejstarší kapitoly z dějin česko-ruských kulturních vztahů“, Vyšehrad, Praha, 1976. 33–436–76, 13.2.2, 22–604/856.
Основные термины (генерируются автоматически): святой Прокоп, святой, Чехия, Прага, мощи, останки, святая княгиня, костная ткань, легендарный возраст, существование святого.

Ключевые слова

антропология, Христианство, медицина, православие, наука и религия, Чешская Православная Церковь, Чехия, Прага, чешские святые, святая Людмила Чешская, святой Вячеслав Чешский, святой Иван Чешский, святой Прокоп Сазавский, святые мощи, изучение святых, исследования святых мощей, церковная история, теология

Похожие статьи

Художественные связи России и Армении в старообрядческом лубке

Задача настоящей работы дать анализ иконографии старообрядческого лубка «Святой Христофор» с целью выявления связей с Арменией — древнейшим местом почитания Святого Христофора. Святого Христофора почитает весь христианский мир.

Заступничество святого за город в средневековой Болгарии

Мощи святых подвижниц, Параскевы Епиватский и святой Филофеи упокоились в столичном женском монастыре Богородицы Темницкой, который стал центром

Тот пришел в Лесновский монастырь, обрел мощи святого и устроил для них раку. От мощей совершались чудотворения.

Содержание православной традиции почитания святых

Для понимания традиции почитания святых, необходимо обратиться к сущности понятий «Святой», «почитание святых мощей».

Первый аспект связан с почитанием Святого и поклонением его святым мощам. Эта традиция характерна как для России так и для других...

Эстонский православный священник Мартин Вийк в городе Луге

В настоящей статье автор подробно исследует биографию эстонского православного священника Мартина Вийка (1876–1934), который в начале XX века служил в городе Луге: в соборе Святой Великомученицы Екатерины и в церкви во имя Святой Равноапостольной...

Церкви полоцкого мужского Богоявленского монастыря во второй...

Представлены сведения о Богоявленской и Екатерининской церквях полоцкого Богоявленского мужского монастыря во второй половине XVIII — ХX в., касающиеся истории строительства и реставрационных работ, условий существования и деятельности храмов в XVIII — ХX в.

Учение святых отцов о смерти | Статья в журнале...

Человек, сотворенный по образу и подобию Творца, для которого Он сотворил мир, анализируется в христианстве как венец творения. Превосходство человека над всем сущим истолковывается его одновременной принадлежностью двум мирам – видимому...

Полемика автора и героя в романе Т. Н. Уайлдера «Мост короля...»

Разрушение моста короля Людовика Святого несказанно поразило не только свидетелей

Брат Юнипер в «Мосте короля Людовика Святого» старается развивать видение теологии

Если попытки логически доказать существование божественного провидения приведут его к...

Идея невидимой брани в святоотеческой литературе IV века

В IV веке в аскетике складывается классическое православное учение о невидимой брани. Это учение целиком основывается на сотериологии, в частности, на идее подвига — пути сквозь тесные врата (Лук.13:24). Святые отцы: преподобный Антоний Великий, свт.

Петр Хрисолог, епископ Равеннский и его духовное наследие

Однако Петр идет по стопам святого Кассиана из Имолы. Он выбирает педагогическую деятельность: занимает место учителя в пресвитериуме епископа Корнелия и очень скоро приобретает славу мудрейшего (prudentissimus) и чистейшего (castissimus) наставника.

Богадельни и больницы в монастырях Верхнего Поволжья...

Начало этому делу положил указ Святейшего Синода от 24 февраля 1794 года, в котором имелись ссылки на аналогичный документ Синода от 17

Не отказывали в медицинской помощи населению в Свято-Троицкой и Боголюбской обителях, хотя первая больница предназначена...

Похожие статьи

Художественные связи России и Армении в старообрядческом лубке

Задача настоящей работы дать анализ иконографии старообрядческого лубка «Святой Христофор» с целью выявления связей с Арменией — древнейшим местом почитания Святого Христофора. Святого Христофора почитает весь христианский мир.

Заступничество святого за город в средневековой Болгарии

Мощи святых подвижниц, Параскевы Епиватский и святой Филофеи упокоились в столичном женском монастыре Богородицы Темницкой, который стал центром

Тот пришел в Лесновский монастырь, обрел мощи святого и устроил для них раку. От мощей совершались чудотворения.

Содержание православной традиции почитания святых

Для понимания традиции почитания святых, необходимо обратиться к сущности понятий «Святой», «почитание святых мощей».

Первый аспект связан с почитанием Святого и поклонением его святым мощам. Эта традиция характерна как для России так и для других...

Эстонский православный священник Мартин Вийк в городе Луге

В настоящей статье автор подробно исследует биографию эстонского православного священника Мартина Вийка (1876–1934), который в начале XX века служил в городе Луге: в соборе Святой Великомученицы Екатерины и в церкви во имя Святой Равноапостольной...

Церкви полоцкого мужского Богоявленского монастыря во второй...

Представлены сведения о Богоявленской и Екатерининской церквях полоцкого Богоявленского мужского монастыря во второй половине XVIII — ХX в., касающиеся истории строительства и реставрационных работ, условий существования и деятельности храмов в XVIII — ХX в.

Учение святых отцов о смерти | Статья в журнале...

Человек, сотворенный по образу и подобию Творца, для которого Он сотворил мир, анализируется в христианстве как венец творения. Превосходство человека над всем сущим истолковывается его одновременной принадлежностью двум мирам – видимому...

Полемика автора и героя в романе Т. Н. Уайлдера «Мост короля...»

Разрушение моста короля Людовика Святого несказанно поразило не только свидетелей

Брат Юнипер в «Мосте короля Людовика Святого» старается развивать видение теологии

Если попытки логически доказать существование божественного провидения приведут его к...

Идея невидимой брани в святоотеческой литературе IV века

В IV веке в аскетике складывается классическое православное учение о невидимой брани. Это учение целиком основывается на сотериологии, в частности, на идее подвига — пути сквозь тесные врата (Лук.13:24). Святые отцы: преподобный Антоний Великий, свт.

Петр Хрисолог, епископ Равеннский и его духовное наследие

Однако Петр идет по стопам святого Кассиана из Имолы. Он выбирает педагогическую деятельность: занимает место учителя в пресвитериуме епископа Корнелия и очень скоро приобретает славу мудрейшего (prudentissimus) и чистейшего (castissimus) наставника.

Богадельни и больницы в монастырях Верхнего Поволжья...

Начало этому делу положил указ Святейшего Синода от 24 февраля 1794 года, в котором имелись ссылки на аналогичный документ Синода от 17

Не отказывали в медицинской помощи населению в Свято-Троицкой и Боголюбской обителях, хотя первая больница предназначена...