Понятие и признаки локальных нормативно-правовых актов
Автор: Розенкова Мария Владимировна
Рубрика: 19. Государство и право
Опубликовано в
V международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, декабрь 2019)
Дата публикации: 19.11.2019
Статья просмотрена: 3966 раз
Библиографическое описание:
Розенкова, М. В. Понятие и признаки локальных нормативно-правовых актов / М. В. Розенкова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — С. 56-59. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/353/15439/ (дата обращения: 16.01.2025).
За последние несколько десятков лет многие сферы общественной жизни в России претерпели существенные изменения, в частности социально-экономическая сфера. Распад СССР положил начало неоднократно откладывающейся экономической реформе. Принятая на всенародном голосовании Конституция установила институт частной собственности и закрепила ее многообразие форм, что в свою очередь запустило процесс развития предпринимательской деятельности, а следовательно, и возникновение многочисленных хозяйствующих субъектов. Такие значительные изменения в социально-экономической жизни российского общества логично привели к необходимости модернизации правового регулирования в соответствии со сложившимися условиями.
Наличие большого количества относительно автономных от государственной власти предприятий, организаций, учреждений по всей стране несомненно требует эффективного механизма правового регулирования. Но регулирования не только на государственном уровне, регламентирующего общие для всех организаций процессы создания, ведения хозяйственной деятельности, ликвидации, адаптации к современным экономическим условиям и пр., но и на внутреннем, местном, локальном уровне. Такое местное регулирование осуществляется именно локальными нормативно-правовыми актами.
Рассматривая вопрос локального нормативного регулирования, следует отметить относительную «молодость» научных изысканий в этой области.
Хныкин Г. В. в своем диссертационном исследовании периодизирует историю формирования и развития локального нормотворчества в пять этапов. При этом начало первого этапа он относит к первой половине XIX века и связывает его с появлением отечественного трудового права [9].
Вместе с тем, начало монографических исследований в области локального нормотворчества датируются второй половиной 1960-х годов, а законодатель хоть и определил в Трудовом Кодексе РФ от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ содержание локальных нормативных актов, но сделал это настолько обще и неконкретизированно, что данный вопрос по-прежнему требует внимания к его изучению и разработке. Обратимся к некоторым определениям локального нормативно-правового акта, предлагаемым современными исследователями.
По мнению Власова В. И. локальные правовые акты это акты, создаваемые, чтобы действовать в конкретных организациях, учреждениях и на предприятиях, либо предназначенные для определенного круга лиц на определенной территории [4, с. 177].
Шукаева Е. С. полагает, что локальный правовой акт — это подзаконный нормативный акт, соответствующий трудовому законодательству и актам социального партнерства, принимаемый работодателем в порядке реализации нормотворческой функции работодательской власти, действующий в пределах организации, направленный на эффективную организацию внутренней хозяйственной жизни предприятия, разумное управление трудом и капиталом [10].
Пытикова Т. А. и Бошно С. В. определяют локальные нормативные акты как самостоятельный правовой феномен, имеющий особую природу, не сливающийся с нормативными актами и не образующий с ними единую систему [6].
Таким образом, на сегодняшний день дефиниция локального нормативно-правового акта до сих пор не имеет четкого закрепления в российском законодательстве, что порождает неоднозначность позиций по поводу того, какие документы следует к ним относить.
Для того, чтобы дать наиболее точное, емкое и содержательное определение локального нормативно-правового акта, предлагаю рассмотреть характеризующие его признаки.
1) Нормативность. К понятию нормативности и его содержанию есть несколько подходов, однако, основополагающими являются два таких универсальных ее признака как:
– возможность неоднократного применения;
– неперсонифицированность адресата.
Нормативность предполагает, что нормы права регулируют не отдельный случай, а повторяющиеся, типичные ситуации и группы отношений в организации, состоят из правил поведения общего характера [5, с. 61]. Неперсонифицированность (неопределенность) адресата указывает на то, что локальный нормативный акт распространяет свое действие не на индивидуально определенное поименованное лицо, а на круг лиц, объединенных каким-либо общим признаком. Например, на всех работников конкретной организации или на их часть, ограниченную определенным структурным подразделением.
2) Формальная определенность. Локальный нормативно-правовой акт всегда имеет письменную форму и требует при создании соблюдения требований юридической техники. Такие требования унифицированы и закреплены на законодательном уровне в виде государственных стандартов и методических указаний. Так, регламентации подлежит нумерация страниц, размер шрифта, размер отступов, межстрочный интервал текста документа, правила размещения эмблемы организации и товарного знака на бланке, грифа утверждения, формы изложения текста и другие многочисленные реквизиты организационно-распорядительных документов [2].
3) Общеобязательность. Данный признак локального нормативно-правового акта говорит об обязательности исполнения установленного таким актом правила поведения для всех, кто подпадает под сферу его действия. Следует отметить, что общеобязательность обусловлена наличием механизма юридической ответственности. Так, статья 192 Трудового Кодекса РФ не только устанавливает применение дисциплинарного взыскания за неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, но и определяет виды таких дисциплинарных взысканий, а именно: замечание, выговор или увольнение по соответствующим основаниям [1]. Таким образом, за нарушение локальных нормативно-правовых актов возможно наступление юридической ответственности, что говорит о правовом характере локальных норм права.
4) Принятие уполномоченным субъектом нормотворчества. Основным субъектом локального нормотворчества является работодатель. Локальные нормативно-правовые акты могут быть приняты руководителем организации только в пределах его компетенции. Так, Веселова Е. Р. выделяет четыре вида локального нормотворческого процесса: самостоятельное нормотворчество работодателя, нормотворчество работодателя с учетом мнения представительного органа работника, нормотворчество работодателя по согласованию с выборным представительным органом трудового коллектива, совместное нормотворчество работодателя и трудового коллектива [3].
5) Подзаконный характер. Принимаемые локальные нормативно-правовые акты должны соответствовать и не могут противоречить другим нормативным актам, находящимся на более высших ступенях иерархии нормативных правовых актов. В противном случае они не подлежат применению, а к возникшим правоотношениям применяется трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения (ст. 8 ТК РФ) [1].
6) Действие локального нормативно-правового акта в пространстве и по кругу лиц ограничено рамками отдельной организации. Принятие локального правового акта непосредственно в организации Пытикова Т. А. и Бошно С. В. называют главным его признаком, подчеркивая тем самым внутриорганизационный характер локальных норм права [6].
Таким образом, на первый взгляд, локальные нормативно-правовые акты обладают всеми основными признаками, присущими нормативно-правовым актам. А с другой — имеют свои индивидуальные свойства, обосабливающие их от общего массива нормативно-правовых актов в России и позволяющие в связи с этим говорить об их феномене. К таким особым свойствам следует отнести специальный субъект локального нормотворчества, наделенный государством соответствующей компетенцией; действие лишь на определенных участках общественных отношений и в пределах отдельной организации; уточняющий, конкретиризирующий характер, восполняющий пробелы, допущенные законодателем.
Определенно заслуживает внимания позиция Рубайло Э. А., выделившего гуманистическую составляющую локального нормотворчества: локальный правовой акт может улучшать положение участников правоотношений, устанавливать дополнительные гарантии реализации их прав [7].
Также стоит отметить, что в отличие от нормативно-правовых актов, локальные нормативные акты способны максимально оперативно реагировать на происходящие изменения. Такая мобильность и динамичность обеспечивается в том числе относительно не бюрократичной и несложной процедурой принятия локальных нормативно-правовых актов.
Исходя из вышеизложенного, можно определить локальные нормативно-правовые акты как подзаконные нормативные акты, не исходящие напрямую от государства, но принимаемые уполномоченными им компетентными субъектами локального нормотворчества, принимаемые согласно установленной законодателем процедуре и требованиям юридической техники, направленные на регулирование общественных отношений в пределах отдельной организации, несоблюдение которых может повлечь наступление юридической ответственности.
Литература:
- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 02.08.2019)//СПС КонсультантПлюс (дата обращения 01.11.2019).
- ГОСТ Р 7.0.97–2016. Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов (утв. Приказом Росстандарта от 08.12.2016 N 2004-ст) (ред. от 14.05.2018)//СПС Консультант Плюс (дата обращения 03.11.2019).
- Веселова Е. Р. Локальные нормы трудового права: автореф. дис.... канд. юрид. наук: 12.00.05 / Е. Р. Веселова. — URL: https://dlib.rsl.ru/viewer/01002733619#?page=1 (дата обращения 03.11.2019).
- Власов В. И. Теория государства и права: учебное пособие / В. И. Власов, Г. Б. Власова. — Ростов н/Д: Феникс, 2017. — 415с.
- Лескова Ю. Г. Источники корпоративного права /Ю. Г. Лескова, А. А. Диденко // Власть Закона. — 2015. — № 3. С. 49–65.
- Пытикова Т. А. Правовая природа и признаки локальных нормативных актов / Т. А. Пытикова, С. В. Бошно // Юрист. — 2006. — № 5. — URL: http://center-bereg.ru/n3067.html (дата обращения 05.11.2019).
- Рубайло Э. А. Локальные акты в системе правовых актов Российской Федерации / Э. А. Рубайло // Журнал российского права. — 2010. — № 5. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=15603773 (дата обращения 14.11.2019).
- Самигуллин В. К. Локальное нормативное правовое регулирование: состояние и перспективы / В. К. Самигуллин // Журнал российского права. — 2016. — № 4. — URL: http://jrpnorma.ru/articles/article-1547.pdf?1572860696 (дата обращения 01.11.2019).
- Хныкин Г. В. Локальные источники российского трудового права: теория и практика применения: автореф. дис. … докт. юрид. наук: 12.00.05 / Г. В. Хныкин. — URL: https://new-disser.ru/_avtoreferats/01002752930.pdf (дата обращения 06.11.2019).
- Шукаева Е. С. Локальное правотворчество работодателя: о понятии, признаках и пределах / Е. С. Шукаева // Труд и социальные отношения. — 2016. — № 6. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27539614 (дата обращения 05.11.2019).