Типология корпоративной культуры и применение ее в деятельности компании | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 17 августа, печатный экземпляр отправим 21 августа.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Трусова А. В. Типология корпоративной культуры и применение ее в деятельности компании [Текст] // Исследования молодых ученых: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2019 г.). — Казань: Молодой ученый, 2019. — С. 63-65. — URL https://moluch.ru/conf/stud/archive/353/15423/ (дата обращения: 15.12.2019).



В статье рассматриваются вопросы, касающиеся типологии корпоративной культуры организации; освещается самый известный тип организационной культуры, помогающий определить достоинства и недостатки компании; выявлено значение типологии корпоративной культуры деятельности организаций.

Ключевые слова: корпоративная культура, типология корпоративной культуры, клан, адхократия¸ бюрократия, рынок, организация.

Типология корпоративной культуры имеет множество разных вариаций, однако наиболее известные типы были рассмотрены К. Камероном и Р. Куинном. Они выявили четыре типа, которые основываются на конкурирующих ценностях (рисунок 3).[4]

http://ekonomika.snauka.ru/wp-content/uploads/2014/02/ris31.png

Рис. 3. Четыре типа корпоративных культур

Первый тип — клановая культура. Это обозначает место работы, где сотрудники взаимодействуют по типу «семья». У них достаточно крепкие дружеские отношения между собой. Руководители ассоциируются как воспитатели, либо родителями, а сотрудники в качестве детей. В данном типе взаимоотношений особую роль играют традиции и преданность организации. Поощряется командная работа, участие сотрудников в принятии важных для бизнеса решений и достижение согласия между сотрудниками.

Второй тип — адхократическая культура. Сотрудники компании такого типа готовы к риску и переменам. Они должны быть направлены на создание чего-то качественного нового, универсального и обладать навыком прогнозирования. Таким образом, руководитель организации является в своем роде экспериментатором. Главным в адхократической культуре можно назвать рост и приобретение новых навыков. Такие всемирные компании как Apple, Google, Microsoft являются носителями данного типа корпоративной культуры.

Третий тип — иерархическая культура. В ней работа воспринимается как структурированная и формализованная. Основным критерием данного типа можно назвать рациональность и системный подход. Главное в организации — это стабильность. Управление персоналом ставит перед собой задачу гарантировать занятость и обеспечить долгосрочную предсказуемость. Среди примеров можно выделить банковские сферы, тяжелая промышленность.

Четвертый тип — рыночная культура. Компания ориентируется на выполнение задач для достижения результата. Сотрудники компании должны обладать целеустремленностью и быть готовыми конкурировать.

Следующая типология, которую выделяют исследователи, разработана Ф. Р. Манфредом, Ке де Ври и Денни Миллером. Они попытались выявить классификацию организаций, согласно которой следует различать такие организации, как параноидальные, принудительные, драматические, депрессивные, шизоидные.

Необходимо охарактеризовать каждые из них. Первая организация из них параноидальная. Она представляет собой компанию, в которой отсутствуют доверительные отношения между членами организации. За ними постоянно ведется контроль и пристальное наблюдение. В таких компаниях отсутствует теплая и благоприятная атмосфера внутри коллектива. Организация носит в себе консервативный характер и бюрократический стиль управления.

В принудительных организациях не поощряется инициативность и свобода слова. В таких компаниях достаточно жестко регламентируются правила и нормы поведения, весь трудовой процесс структурирован и формализован. Ошибки сотрудников являются недопустимой роскошью. Минусом такого типа служит то, что такие компании редко готовы к резким изменениям в трудовой деятельности и на риск. Такой тип корпоративной культуры носит патриархальный стиль управления.

Драматические организации называют демонстративными. Они представляют собой производственные процессы, которые превращаются в драматический сценарий. Типу организации характерны риск и самостоятельность, стремительный рост и отсутствие системы. Присутствует кооперативный стиль управления. Контроль за выполнение обязанностей сотрудников и других не менее важных систем осуществляется не в полной мере. Таким образом, драматический тип организации в большинстве случаев обречен на банкротство.

Депрессивные организации нуждаются в стабильности, они не терпят конкуренции, так как в ней не способны существовать. Данный тип корпоративной культуры обладает консервативной установкой, рутинными порядками, бессмысленностью инициативы. Такие компании, скорее, выживают, чем функционируют. Они обладают простым механизмом трудовой деятельности. Стиль управления в таких компаниях является авторитарно — бюрократическим.

Шизоидные организации характеризуются властными руководителями. Руководителям данного типа организаций не нужна инициативность от членов компании. Это является утопией, так как сотрудники играют важные функции в организации и способны привнести недостающие компоненты в успешном построении бизнеса. Стиль управления таких организаций попустительский. Карьеру в компаниях делают, в основном, «любимчики» руководителей. Существенный минус шизоидных организаций состоит в том, что шаги к развитию у них минимальны, а, следовательно, нет роста у компании.

Было проведено социологическое исследование с помощью анализа различных источников для получения максимально точной информации. На примере банка ПАО «Сбербанк России» можно увидеть, что компания относится ко второму типу корпоративной культуры — адхократия. В долгосрочной перспективе организация делает акцент на росте и обретении новых ресурсов. Успех означает предоставление уникальных и новых товаров или услуг, лидерство в этом смысле на рынке. К примеру, банк проводит различные конкурсы стартапов, где выигрышем является грант на реализацию проекта. Кроме этого, компания постоянно организует стажировки талантливых студентов и предоставляет возможность стать членом команды ПАО «Сбербанк России». Компания находится в непрерывном совершенствовании и движении, благодаря чему выходит на лидирующие позиции.

Литература:

  1. Исопескуль, О. Ю. К вопросу об определении категории «Культура предприятия»: учебник / О.Ю Исопескуль — Пермь: Государственный университет — ВШЭ — Пермский филиал, 2014. — с.35
  2. Литвинюк, А. А. Организационное поведение: учебник / А. А. Литвинюк. — М.: Юрайт, 2014. — 527 c.
  3. Спивак В. А. Корпоративная культура: теория и практика: монография / В. А. Спивак — СПб.: Питер, 2001. — с.322
  4. Шумейко М. В. Типология корпоративной культуры [Электронный ресурс]: сборник статей / М. В. Шумейко — Москва с.8 — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/tipologiya-korporativnoy-kultury
Основные термины (генерируются автоматически): корпоративная культура, тип, компания, сотрудник компании, стиль управления, трудовая деятельность.

Ключевые слова

корпоративная культура, рынок, организация, типология корпоративной культуры, клан, адхократия¸ бюрократия

Похожие статьи

Мотивация сотрудников в контексте корпоративной культуры...

Основные термины (генерируются автоматически): корпоративная культура, корпоративная культура организации, трудовая мотивация

На сегодняшний день корпоративная культура превращается в главный элемент, необходимый для грамотного управления компанией...

Корпоративная культура организации | Статья в журнале...

организационная культура, понимание эффективности, корпоративная культура, культура организации, формирование, компания

На сегодняшний день корпоративная культура превращается в главный элемент, необходимый для грамотного управления компанией.

Взаимосвязь организационной культуры и методов...

Взаимосвязь организационной культуры и методов формирования трудового поведения работников организации.

корпоративная культура, эффективность деятельности предприятия, предприятие, позитивная корпоративная культура, внешняя среда, местное...

Влияние корпоративной культуры на повышение эффективности...

В условиях рыночной экономики перед руководством любой компании постоянно возникает проблема повышения эффективности ее деятельности. Эти проблемы актуальны как для зарубежных, так и для российских организаций.

Корпоративная культура в организации как фактор повышения...

корпоративная культура, подход изучения корпоративной культуры, особенности корпоративной культуры, стратегия использования качественных трудовых ресурсов. Корпоративная культура в организации как фактор повышения эффективности управления.

Формирование организационной культуры и достижение целей...

Корпоративная культура как инструмент регулирования поведения сотрудников организации сформировалась в условиях особой социокультурной

Основные термины (генерируются автоматически): организационная культура, трудовая деятельность, мотивация, мотив, труд...

Взаимосвязь адаптации, мотивации и организационной культуры...

организационная культура, внешняя среда, фирма, корпоративная культура, сотрудник, трудовое поведение персонала, компания, норма, культурный. Взаимосвязь адаптации, мотивации и организационной культуры компании.

Организационная культура предприятия и ее влияние на...

Результаты диагностики типов культур на предприятии представлены на рисунке 1.

управление, организация, корпоративная культура, организационная культура, ценности

Корпоративная культура — один из основных факторов повышения производительности...

Корпоративная культура как инструмент успешного управления...

На сегодняшний день корпоративная культура превращается в главный элемент, необходимый для грамотного управления компанией, объединения сотрудников организации для достижения общей цели — повышения прибыли компании и дохода сотрудников, повышения...

Похожие статьи

Мотивация сотрудников в контексте корпоративной культуры...

Основные термины (генерируются автоматически): корпоративная культура, корпоративная культура организации, трудовая мотивация

На сегодняшний день корпоративная культура превращается в главный элемент, необходимый для грамотного управления компанией...

Корпоративная культура организации | Статья в журнале...

организационная культура, понимание эффективности, корпоративная культура, культура организации, формирование, компания

На сегодняшний день корпоративная культура превращается в главный элемент, необходимый для грамотного управления компанией.

Взаимосвязь организационной культуры и методов...

Взаимосвязь организационной культуры и методов формирования трудового поведения работников организации.

корпоративная культура, эффективность деятельности предприятия, предприятие, позитивная корпоративная культура, внешняя среда, местное...

Влияние корпоративной культуры на повышение эффективности...

В условиях рыночной экономики перед руководством любой компании постоянно возникает проблема повышения эффективности ее деятельности. Эти проблемы актуальны как для зарубежных, так и для российских организаций.

Корпоративная культура в организации как фактор повышения...

корпоративная культура, подход изучения корпоративной культуры, особенности корпоративной культуры, стратегия использования качественных трудовых ресурсов. Корпоративная культура в организации как фактор повышения эффективности управления.

Формирование организационной культуры и достижение целей...

Корпоративная культура как инструмент регулирования поведения сотрудников организации сформировалась в условиях особой социокультурной

Основные термины (генерируются автоматически): организационная культура, трудовая деятельность, мотивация, мотив, труд...

Взаимосвязь адаптации, мотивации и организационной культуры...

организационная культура, внешняя среда, фирма, корпоративная культура, сотрудник, трудовое поведение персонала, компания, норма, культурный. Взаимосвязь адаптации, мотивации и организационной культуры компании.

Организационная культура предприятия и ее влияние на...

Результаты диагностики типов культур на предприятии представлены на рисунке 1.

управление, организация, корпоративная культура, организационная культура, ценности

Корпоративная культура — один из основных факторов повышения производительности...

Корпоративная культура как инструмент успешного управления...

На сегодняшний день корпоративная культура превращается в главный элемент, необходимый для грамотного управления компанией, объединения сотрудников организации для достижения общей цели — повышения прибыли компании и дохода сотрудников, повышения...