К вопросу о порядке пересмотра Конституции Российской Федерации и внесения в неё изменений | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 17 августа, печатный экземпляр отправим 21 августа.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Цыгурова Т. А., Щевелева А. С. К вопросу о порядке пересмотра Конституции Российской Федерации и внесения в неё изменений [Текст] // Исследования молодых ученых: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, июль 2019 г.). — Казань: Молодой ученый, 2019. — С. 35-37. — URL https://moluch.ru/conf/stud/archive/340/15213/ (дата обращения: 19.10.2019).



Ключевые слова: Конституция Российской Федерации, Конституционное Собрание, государственная власть, правотворчество, внесение изменений.

В теории конституционного права существует классификация конституций по способу изменения на гибкие и жесткие. Ряд теоретиков права, например, О. Е. Кутафин, Д. С. Дерхо, Ж. И. Овсепян относят Конституцию Российской Федерации 1993 года (далее — Конституция РФ) к жестким, то есть порядок ее изменения носит сложный, многоуровневый характер [3, с. 70–73]. Глава 9 Конституции РФ нормативно закрепляет три порядка ее изменения:

1) Пересмотр всей Конституции РФ, в случае необходимости изменения положений гл. 1, 2, 9;

2) Внесение поправок в гл. 3–8 путем принятия Федерального конституционного закона;

3) Изменение ст. 65 путем принятия Федерального конституционного закона в случае изменения количественного состава субъектов Российской Федерации или их конституционно-правового статуса и Указом Президента РФ при изменении наименования субъектов Российской Федерации.

В конституционном праве вопрос правотворчества достаточно актуален. Это обусловлено особенностями и спецификой субъектов законодательной инициативы. К таким особенностям относятся: публично-правовой характер, то есть правом правотворчества на разных его этапах обладают органы государственной власти; консенсуальный характер на каждом из уровней, что предусматривает необходимость одобрения на каждом уровне для последующего рассмотрения; отсутствие нормативного закрепления состава, порядка созыва, компетенции и других организационных вопросов, касающихся статуса Конституционного Собрания, наличие и деятельность которого необходимы при возникновении необходимости изменения Конституции РФ путем ее пересмотра. В настоящее время в Государственную Думу РФ представлен очередной проект федерального конституционного закона № 316307–7 «О Конституционном Собрании Российской Федерации», который учитывает все предыдущие наработки и регламентирует порядок созыва, полномочия, и состав вышеназванного органа.

Вопрос о Конституционном Собрании является достаточно актуальным, однако за четверть века действия Конституции РФ и несмотря на многократные попытки разработки закона, регламентирующего существование и деятельность Конституционного Собрания в Российской Федерации, он так и не решен. То есть фактически исключена возможность пересмотра Конституции РФ в случае необходимости изменения гл.1, 2, 9.

Специфика субъектов правотворчества выражается также в сочетании субъективных прав, связанных с возможностью вносить предложения об изменении Конституции РФ и объективной обязанности, выраженной в долженствовании современного удовлетворения потребностей общества в законодательном оформлении и урегулировании важных, отвечающих общественным запросам, общественных отношений. Следовательно, перед такими органами государственной власти преимущественно должны стоять задачи, отвечающие общественным потребностям, а именно: тотальный анализ социальных проблем, существующих в конкретный период времени. Вопрос сотрудничества и взаимодействия граждан разных поколений, профессий, имущественного и социального статуса должен подниматься государством прежде всего для того, чтобы прозрачно и объективно видеть реалии жизни.

В подтверждение представляется целесообразным обратиться к мнению судьи Челябинского областного суда Д. С. Дерхо. Он считает: «Жизнь не стоит на месте. Под влиянием совокупности различных факторов объективного порядка общественные отношения, многообразные социальные связи непрерывно и динамично развиваются, приобретают неизвестные ранее формы, наполняются новым содержанием, поэтому требуют гибкого, актуального, своевременного правового регулирования, в том числе на конституционном уровне» [1, с. 32].

Конституция как основной закон государства предполагает стабильность и незыблемость. Но, несмотря на это, тенденция ее изменения стремительно развивается. Так, например, известным ученым в науке конституционного права Ж. И. Овсепян дан обзор соответствующего конституционного регулирования в современной России, хронологически упорядочены и анализированы вносимые в Конституцию РФ изменения в период с 1996 по 2014 годы. Исходя из результата этой работы, можно сделать вывод о том, что большая часть внесенных изменений за время существования Конституции РФ связана с изменением официальных наименований субъектов Российской Федерации. Так, например, «Ингушская Республика» стала «Республикой Ингушетия»; «Республика Северная Осетия» — «Республикой Северная Осетия-Алания» (Указ Президента Российской Федерации от 9 января 1996 г. № 20); «Республика Калмыкия — Хальмг Тангч» — «Республикой Калмыкия» (Указ Президента Российской Федерации от 10 февраля 1996 г. № 173) и др. [2, с. 70–75].

Внесение изменений в ст. 65 Конституции РФ также при объединении субъектов Российской Федерации или вхождении в ее состав новых. Так, например, Республика Крым и город Федерального значения Севастополь в результате референдума в 2014 году стали частью Российской Федерации, поправки об этом были внесены в соответствующую статью Конституции РФ на основании Федерального конституционного закона от 21.03.2014 № 6- ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — республики Крым и города федерального значения Севастополя».

Отмечая прямую связь такого рода поправок с географическим положением, стоит отметить, что с начала 2000 годов намечена ярко выраженная тенденция в слиянии автономных округов с их краями (областями). Об этом свидетельствуют ряд принятых Федеральных конституционных законов. Необходимо отметить, что если такого рода изменения и дальше будут актуальны, то поправки достигнут своего «предела» и потребуют изменении ст. 5 Конституции РФ, закрепляющую виды субъектов Российской Федерации. А это, как следствие, обусловит необходимость внесения изменений в норму статьи, пересмотр которой не допускается в виду её структурного расположения в Основном законе.

Таким образом, в настоящее время вопросы, касающиеся полного или частичного пересмотра Конституции РФ являются актуальными для дискуссионных обсуждений и требуют законодательной регламентации. Кроме того, прогнозирование результатов, к которым могут привести рассматриваемые процессы также имеют важное значение. Конституция РФ не является и не может являться податливым инструментом в руках политических деятелей. Важнейшее значение Конституции РФ состоит в стабилизации социально — политических процессов в государстве.

Литература:

  1. Дерхо Д. С. К вопросу о динамике Конституции Российской Федерации и содержательных пределах конституционных поправок // Сибирский юридический вестник. — 2016. — № 1. — С. 32–36.
  2. Овсепян Ж. И. О поправках в Конституцию Российской Федерации 1993 года в первые два десятилетия ее действия // Юристъ — Правоведъ. — 2015. — № 3 (70). — С. 70–75.
  3. Фадеев В. И., Садовникова Г. Д., др. Конституционное право. Учебник для бакалавров. — (2-е изд., перераб. и доп.). — М.: ООО «Проспект» (Москва), 2017. — 592 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, конституция РФ, Конституционное Собрание, государственная власть, Крым, порядок созыва, внесение изменений, Калмыкия, изменение, Указ Президента.

Похожие статьи

Размышления о Конституционном Собрании, или На пути к...

5 марта 2012 года Президент Российской Федерации, Дмитрий Медведев, поручил своей Администрации разработать предложения по подготовке проекта Федерального конституционного закона «О Конституционном Собрании Российской Федерации».

Перспективы совершенствования системы разделения властей...

Конституция РФ, Государственная дума, Российская Федерация, Федеральное Собрание, Президент РФ, Совет Федерации, президентская власть, парламентское расследование, Конституционный суд РФ... Конституционно-правовые основы судебной власти в...

Право Президента участвовать в формировании Совета...

Совет Федерации, Российская Федерация, Федеральное Собрание, Президент РФ

Российская Федерация — государство присущей только ему многоконфессиональной

Российская Федерация, Конституция РФ, государственная власть, Президент РФ, субъект...

Сущность права законодательной инициативы депутата...

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, в пределах разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ, каждый субъект Российской Федерации...

Конституционные и законодательные основы Центрального...

Конституция Российской Федерации [8] в ст. 78 закрепляет особый конституционно-правовой статус Центрального банка Российской Федерации

В соответствии со ст. 10 Конституции РФ, государственная власть осуществляется посредствам законодательной, исполнительной...

«Скрытые» полномочия Президента РФ в свете постановлений...

Конституционный Суд, Конституционный Суд РФ, решение, государственная власть, исполнение решений, Российская Федерация

Согласно ст. 93 Конституции РФ основанием для отрешения от должности Президента Российской Федерации является выдвинутое...

Практическое занятие «Становление конституционной монархии...»

Оцените изменения, которые произошли в системе государственной власти в результате преобразований.

Конституционное Собрание, Российская Федерация, Конституция, мнение, Президент РФ, пересмотр Конституции, государственная власть...

Некоторые вопросы конституционно-правового статуса членов...

Совет Федерации, Российская Федерация, Федеральное Собрание, Президент РФ, представитель РФ, порядок формирования Совета Федерации, Конституция РФ, верхняя палата, Государственная Дума, статус члена Совета...

Президент РФ в системе разделения властей | Статья в сборнике...

Перед предстоящими выборами Президента Российской Федерации общественность в лице представителей средств массовой информации, различных ученых и практиков поднимает такие актуальные вопросы как пределы полномочий Президента РФ и его место в системе...

Похожие статьи

Размышления о Конституционном Собрании, или На пути к...

5 марта 2012 года Президент Российской Федерации, Дмитрий Медведев, поручил своей Администрации разработать предложения по подготовке проекта Федерального конституционного закона «О Конституционном Собрании Российской Федерации».

Перспективы совершенствования системы разделения властей...

Конституция РФ, Государственная дума, Российская Федерация, Федеральное Собрание, Президент РФ, Совет Федерации, президентская власть, парламентское расследование, Конституционный суд РФ... Конституционно-правовые основы судебной власти в...

Право Президента участвовать в формировании Совета...

Совет Федерации, Российская Федерация, Федеральное Собрание, Президент РФ

Российская Федерация — государство присущей только ему многоконфессиональной

Российская Федерация, Конституция РФ, государственная власть, Президент РФ, субъект...

Сущность права законодательной инициативы депутата...

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, в пределах разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ, каждый субъект Российской Федерации...

Конституционные и законодательные основы Центрального...

Конституция Российской Федерации [8] в ст. 78 закрепляет особый конституционно-правовой статус Центрального банка Российской Федерации

В соответствии со ст. 10 Конституции РФ, государственная власть осуществляется посредствам законодательной, исполнительной...

«Скрытые» полномочия Президента РФ в свете постановлений...

Конституционный Суд, Конституционный Суд РФ, решение, государственная власть, исполнение решений, Российская Федерация

Согласно ст. 93 Конституции РФ основанием для отрешения от должности Президента Российской Федерации является выдвинутое...

Практическое занятие «Становление конституционной монархии...»

Оцените изменения, которые произошли в системе государственной власти в результате преобразований.

Конституционное Собрание, Российская Федерация, Конституция, мнение, Президент РФ, пересмотр Конституции, государственная власть...

Некоторые вопросы конституционно-правового статуса членов...

Совет Федерации, Российская Федерация, Федеральное Собрание, Президент РФ, представитель РФ, порядок формирования Совета Федерации, Конституция РФ, верхняя палата, Государственная Дума, статус члена Совета...

Президент РФ в системе разделения властей | Статья в сборнике...

Перед предстоящими выборами Президента Российской Федерации общественность в лице представителей средств массовой информации, различных ученых и практиков поднимает такие актуальные вопросы как пределы полномочий Президента РФ и его место в системе...