Развитие навыков практического применения знаний о закономерностях развития личности в ходе профессионального становления и реализации жизненных планов студентов в условиях инновационного обучения (на примере курса «Жизненная навигация»)
Автор: Гончар Светлана Николаевна
Рубрика: 4. Психология развития
Опубликовано в
Статья просмотрена: 1831 раз
Библиографическое описание:
Гончар, С. Н. Развитие навыков практического применения знаний о закономерностях развития личности в ходе профессионального становления и реализации жизненных планов студентов в условиях инновационного обучения (на примере курса «Жизненная навигация») / С. Н. Гончар. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной психологии : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2013 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2013. — С. 42-44. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/81/3496/ (дата обращения: 16.12.2024).
В современном обществе наблюдается высокий темп социокультурных перемен, который заставляет большинство из нас жить в условиях неопределенности. Стремительные экономические преобразования для учащейся молодежи оборачиваются проблемой непредсказуемости собственных профессиональных и личных перспектив. Непрерывное реформирование системы высшего образования усугубляет проблему самоопределения студентов. Необходимость внесения инновационных изменений в профессиональную подготовку студентов обусловлена тем, что сегодня от будущих специалистов требуются не только глубокие знания, но и умение в быстроменяющейся ситуации приобретать новые знания и использовать их для проектирования собственной профессиональной и личной деятельности. Все это диктует необходимость поиска наиболее эффективных форм, методов и технологий обучения. Главной целью инновационного процесса в образовании является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире. Сущность такого обучения состоит в ориентации учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию, ставит своей целью использование внутренних резервов самой личности (мотивов, интересов, эмоций, склонностей) при обучении. Инновационное образование ориентировано не на передачу знаний, которые постоянно устаревают, а на овладение базовыми компетенциями, позволяющими приобретать знания самостоятельно, по мере необходимости. Образование должно развивать механизмы инновационной деятельности, находить творческие способы решения жизненно важных проблем, способствовать превращению творчества в норму и форму существования человека. Помимо освоения знаний актуальным становится освоение техник, с помощью которых можно получать, перерабатывать и использовать новую информацию. Инновационное образование предполагает обучение в процессе создания новых знаний за счет интеграции фундаментальной науки, непосредственно учебного процесса и производства. Важно, чтобы помимо глубоких профессиональных знаний у студентов развивались навыки практического применения знаний о закономерностях развития личности в ходе профессионального становления и реализации жизненных планов. Для этого у современной молодежи необходимо формировать универсальные социальные компетенции, которые ценятся в любой сфере деятельности, будь то политика, бизнес, педагогика, психология или государственная служба.
Многочисленные исследования Гилберта Д., Лейарда Р., Кляйна С., Мендиуса Р., Селигмана М., Фридмана С., Фрита К. и др. [1, 2, 3, 4, 9, 10, 11] показывают, что успеху и процветанию человека в современном мире способствуют: — умение четко формулировать свои собственные стратегические цели; — способность подразделять движение к цели на промежуточные вехи; — умение определять необходимые для достижения своих целей средства; — способность строить реалистичные планы; — умение предвидеть возможные риски и подбирать меры их предупреждению.
Для формирования и развития подобного рода компетенций в МГГУ им. М. А. Шолохова на кафедре психолого-педагогического образования профессором, доктором психологических наук была разработана и внедрена инновационная программа, получившая название «Жизненная навигация» [5]. Данная программа разработана на основе взглядов позитивной психологии о позитивных аспектах человеческой жизни, таких, как счастье, благополучие и процветание и отечественного субъектогенетического подхода к саморегуляции и самоорганизации личности [6, 7, 8].
Современный студент должен принять на себя ответственность за свою судьбу и иметь в своем распоряжении действенные средства организации и управления своей жизнедеятельностью. Следовательно, в распоряжении студента должны быть алгоритмы решения различных жизненно важных проблем. Он должен быть вооружен знаниями об условиях, фактора и технологиях достижения жизненного успеха, благополучия и процветания. «Жизненная навигация» обеспечивает целенаправленную интеграцию в жизненные планы обучаемого программы его профессионального саморазвития. В рамках данной дисциплины система учебных занятий обеспечивает формирование у обучаемого навыков принятия научно обоснованных решений, принимаемых в связи с преодолением жизненных проблем. Большое внимание уделяется развитию здорового оптимизма в сочетании со стремлением к реалистичному мировосприятию. Для этого посредством упражнений и практических заданий студенты добиваются согласования с повседневной практикой своих представлений об идеальной жизнедеятельности, вносят разумные коррективы в свой уклад жизни с учетом возможных последствий таких перемен. Занятия побуждают учащихся к принятию на себя ответственности за подготовку к будущей работе, за свой профессиональный успех и за свое жизненное благополучие.
Тематический план программы включает следующие разделы:
Смысловая навигация. Жизненный путь человека, его жизненно важные ориентиры (картина мира, представления о собственной личности, идеальный образ желаемого будущего). Мечта как особая разновидность воображения, которая влияет на выбор человеком своего жизненного пути и на оценку своих достижений.
Сферы жизнедеятельности личности. Гармонизация развития личности как субъекта жизнедеятельности. Личный выбор как ключевой фактор становления индивидуальности. Закономерности достижения жизненного успеха и персонального благополучия.
Профессиональная деятельность как важнейший фактор развития личности. Профессиональный успех и карьерное продвижение. Соотношение развития личности как субъекта профессиональной деятельности и карьерного роста на различных стадиях жизни.
Жизненные стратегии: механизмы формирования и реализации. Разновидности жизненных стратегий. Этапы становления личности как субъекта жизнедеятельности.
Ресурсная навигация личности. Определение условий достижения жизненно важных целей. Качества личности как субъекта жизнедеятельности. Оценка персональных компетенций как главного ресурса личности для построения и реализации жизненных планов. Построение плана саморазвития личности как основной составляющей ресурсного обеспечения движения к своей мечте и жизненному успеху.
Экзистенциальная навигация личности. Природа субъективных самоограничений, методы их аттестации и приемы преодоления.
Организационная навигация. Причины стремления человека к упорядочению собственной активности. Построение персональной траектории успеха, разработка планов достижения жизненно важных целей.
Сценарно-ролевая навигация. Сценарно-ролевые ориентиры личности. Учет и целенаправленное использование при реализации жизненно важных планов закономерностей формирования психологического образа «Мое идеальное Я».
Социальная навигация. Социальное позиционирование личности. Влияние референтных лиц и референтных групп на эффективность реализации жизненно важных планов. Приемы и методы согласования разнонаправленных интересов.
Волевая навигация. Основные задачи волевой детерминации личностью собственной активности. Механизмы, приемы и методы самодетерминации человеком собственной жизнедеятельности. Типичные затруднения реализации жизненно важных намерений и способы их преодоления.
В ходе практических занятий модуля «Жизненная навигация» студенты в качестве основных решают следующие задачи: 1. Формирование ясного видения картины собственного успеха. 2. Построение системы конкретных стратегических целей как ступеней к жизненному успеху. 3. Определение персональных ресурсов для обеспечения благополучия, эффективного решения наиболее значимых для человека задач. Формирование и укрепление установки на эффективное использование особенностей собственной личности. 4. Построение реалистичных планов достижения стратегически значимых целей с учетом: — возможных помех; — источников необходимых ресурсов; — возможных способов противодействия негативным факторам. 5. Выявление и использование полезных аналогий, имеющегося опыта успешного решения аналогичных задач. 6. Согласование плана по вехам со сложившейся практикой структурирования своей жизни. 7. Моделирование оптимального поведения в случае непредсказуемого ухудшения условий для реализации основного плана. 8. Выявление ключевых паттернов модели «Я-идеальное». Социально-психологическое проектирование модели собственной личности, комплиментарной своим представлениям о результатах жизненного успеха. 9. Построение социометрической сети референтных лиц и организаций. Разработка проектов переговоров по согласованию интересов по технологии ТОР (тренинг организационного развития). 10. Разработка модели идеального рабочего дня.
В качестве стержневой методики в модуле «Жизненная навигация» используется тренинг организационного развития (ТОР). Суть этой методики сводится к получению участником тренинга ответов на следующие вопросы: Что входит в перечень основных проблем, от решения которых зависит мой жизненный успех? Какую именно проблему я буду решать прямо сейчас? (ответ должен содержать такое описание проблемы, которое настраивает человека на поиск конструктивного разрешения противоречий между тем, в чем конкретные он нуждаются и тем, что имеет в настоящий момент). Зачем, для чего я хочу этих изменений? (ответ должен характеризовать степень личной значимости, смысла разрешения намеченной проблемы для самого отвечающего). Что конкретно в результате решения проблемы хочу получить (цель)? Как мы об этом узнаем? (в ответе должны быть указаны ключевые ориентиры для контроля). Какие ресурсы нужны для достижения намеченной цели? Какие возможны помехи с моей стороны, со стороны моего окружения? (ответ служит профилактикой растерянности, которая может возникнуть вследствие неожиданного столкновения с препятствиями). Как помехи можно нейтрализовать? (ответ должен способствовать формированию установки на коррекцию своих действий для получения намеченного результата в случае необходимости). Когда и каких результатов мы ожидаем? (наилучшим вариантом ответа на этот вопрос является составленный план-график работ с указанием не мене 5–7 вех. План-график должен содержать описание конкретных результатов и конкретных сроков их достижения). Какие аналогичные задачи решались мною или кем-либо другим раньше? Насколько использованные меры были успешными и почему? Что можно сделать для применения этого опыта в данном случае? Каких последствий я ожидаю от своих действий в связи с реализацией намеченного плана? Какие существуют альтернативы намеченному плану и что именно можно сделать в случае его неудачной реализации? Когда использование этих альтернатив наиболее эффективно? Что из альтернативных действий можно включить в составленный план? Каким образом это можно сделать?
Регулярное применение подобных критериев содействует углублению и расширению жизненно важного опыта учащихся, формированию и развитию у них таких компетенций, как способность ставить и достигать жизненные и профессиональные цели, способность нести ответственность за свои поступки и последствия принимаемых решений.
С целью апробации данной программы в условиях обучения студентов в ПГУ им. Т. Г. Шевченко, нами был проведен эксперимент. Тестирование студентов, вошедших в состав контрольных и экспериментальных групп, проводилось до начала занятий по программе «Жизненная навигация» и после их завершения. В диагностический инструментарий использованных в первом и втором замерах тестовых методик были включены: — методика Маддукс-Шеер для оценки уровня самоэффективности личности; — тест Д. А. Леонтьева для определения смысложизненных ориентаций (СЖО); — бланковая методика оперативной оценки самочувствия, активности и настроения (САН); — эмоциональный тест Фордайса для оценки уровня субъективного благополучия.
Наиболее существенные статистически значимые отличия между тестированием до и после занятий были обнаружены в экспериментальной группе по таким шкалам, как: — самоэффективность в сфере предметной деятельности (методика Маддукс-Шеер); — осмысленность жизни (СЖО); — настроение, самочувствие (САН).
В эмоциональном тесте Фордайса наибольший статистически значимый рост суммарного балла был выявлен в ответах на вопросы: «В среднем я чувствую себя счастливым» и «Какую часть времени (в среднем) Вы проводите на подъеме». Полученные результаты наглядно демонстрируют существенное влияние занятий по Жизненной навигации на развитие тех личностных качеств, которые входят в число основных показателей субъектного потенциала человека. В пользу нашего утверждения свидетельствуют и результаты контент-анализа письменного сочинения на тему: «Как я разрешаю свои проблемы». Количественно-качественный анализ материалов сочинений позволяет констатировать, что студенты экспериментальной группы, в отличие от студентов контрольной группы, стали лучше понимать себя, появилось умение решать свои проблемы, организовывать свою деятельность по достижению намеченных целей, решению проблем и задач в контексте профессиональной деятельности и личной жизни, способны выстраивать стратегии выхода из сложившейся проблемы.
Осмысление результатов анализа контрольного этапа эмпирического исследования дает основания утверждать, что программа «Жизненная навигация», эффективна и может применяться в целях развития навыков практического применения знаний о закономерностях развития личности в ходе профессионального становления и реализации жизненных планов посредством изучения методов проектирования профессиональной и общественной деятельности, освоения способов рационального планирования и самоорганизации жизнедеятельности, развития навыков корпоративного взаимодействия с референтными лицами и социальными группами.
Литература:
Гилберт Д. Спотыкаясь о счастье. — СПб.: Питер, 2008. — 288 с.
Лейард Р. Счастье: уроки новой науки. — М., 2012. — 416 с.
Кляйн С. Формула счастья. — М., 2009. 352 с.
Мендиус Р. Мозг и счастье: загадки современной нейропсихологии. — М., 2011.
Огнев А. С. Жизненная навигация (электронное издание). — М., изд-во МГГУ им. М.А Шолохова, 2009. — 165 с.
Огнев А. С. Психология субъектогенеза личности. Монография. — М., изд-во МГГУ им. М.А Шолохова, 2009. — 137 с.
Огнев А. С. Субъектогенетический подход к психологической саморегуляции личности. Монография — М., изд-во МГГУ им. М.А Шолохова, 2010. — 188 с.
Петровский В. А. Феномен субъектности в психологии личности. — М, 1993.
Селигман М. Новая позитивная психология — М.: София 2006.
Фридман С. Совершенное лидерство. — М.: Изд-во Юрайт, 2009.
Фрит К. Могз и душа: как нервная деятельность формирует наш внутренний мир. — М.: Астрея, 2011. — 335 с.