В современном обществе наблюдается высокий темп социокультурных перемен, который заставляет большинство из нас жить в условиях неопределенности. Стремительные экономические преобразования для учащейся молодежи оборачиваются проблемой непредсказуемости собственных профессиональных и личных перспектив. Непрерывное реформирование системы высшего образования усугубляет проблему самоопределения студентов. Необходимость внесения инновационных изменений в профессиональную подготовку студентов обусловлена тем, что сегодня от будущих специалистов требуются не только глубокие знания, но и умение в быстроменяющейся ситуации приобретать новые знания и использовать их для проектирования собственной профессиональной и личной деятельности. Все это диктует необходимость поиска наиболее эффективных форм, методов и технологий обучения. Главной целью инновационного процесса в образовании является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире. Сущность такого обучения состоит в ориентации учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию, ставит своей целью использование внутренних резервов самой личности (мотивов, интересов, эмоций, склонностей) при обучении. Инновационное образование ориентировано не на передачу знаний, которые постоянно устаревают, а на овладение базовыми компетенциями, позволяющими приобретать знания самостоятельно, по мере необходимости. Образование должно развивать механизмы инновационной деятельности, находить творческие способы решения жизненно важных проблем, способствовать превращению творчества в норму и форму существования человека. Помимо освоения знаний актуальным становится освоение техник, с помощью которых можно получать, перерабатывать и использовать новую информацию. Инновационное образование предполагает обучение в процессе создания новых знаний за счет интеграции фундаментальной науки, непосредственно учебного процесса и производства. Важно, чтобы помимо глубоких профессиональных знаний у студентов развивались навыки практического применения знаний о закономерностях развития личности в ходе профессионального становления и реализации жизненных планов. Для этого у современной молодежи необходимо формировать универсальные социальные компетенции, которые ценятся в любой сфере деятельности, будь то политика, бизнес, педагогика, психология или государственная служба.
Многочисленные исследования Гилберта Д., Лейарда Р., Кляйна С., Мендиуса Р., Селигмана М., Фридмана С., Фрита К. и др. [1, 2, 3, 4, 9, 10, 11] показывают, что успеху и процветанию человека в современном мире способствуют: — умение четко формулировать свои собственные стратегические цели; — способность подразделять движение к цели на промежуточные вехи; — умение определять необходимые для достижения своих целей средства; — способность строить реалистичные планы; — умение предвидеть возможные риски и подбирать меры их предупреждению.
Для формирования и развития подобного рода компетенций в МГГУ им. М. А. Шолохова на кафедре психолого-педагогического образования профессором, доктором психологических наук была разработана и внедрена инновационная программа, получившая название «Жизненная навигация» [5]. Данная программа разработана на основе взглядов позитивной психологии о позитивных аспектах человеческой жизни, таких, как счастье, благополучие и процветание и отечественного субъектогенетического подхода к саморегуляции и самоорганизации личности [6, 7, 8].
Современный студент должен принять на себя ответственность за свою судьбу и иметь в своем распоряжении действенные средства организации и управления своей жизнедеятельностью. Следовательно, в распоряжении студента должны быть алгоритмы решения различных жизненно важных проблем. Он должен быть вооружен знаниями об условиях, фактора и технологиях достижения жизненного успеха, благополучия и процветания. «Жизненная навигация» обеспечивает целенаправленную интеграцию в жизненные планы обучаемого программы его профессионального саморазвития. В рамках данной дисциплины система учебных занятий обеспечивает формирование у обучаемого навыков принятия научно обоснованных решений, принимаемых в связи с преодолением жизненных проблем. Большое внимание уделяется развитию здорового оптимизма в сочетании со стремлением к реалистичному мировосприятию. Для этого посредством упражнений и практических заданий студенты добиваются согласования с повседневной практикой своих представлений об идеальной жизнедеятельности, вносят разумные коррективы в свой уклад жизни с учетом возможных последствий таких перемен. Занятия побуждают учащихся к принятию на себя ответственности за подготовку к будущей работе, за свой профессиональный успех и за свое жизненное благополучие.
Тематический план программы включает следующие разделы:
- Смысловая навигация. Жизненный путь человека, его жизненно важные ориентиры (картина мира, представления о собственной личности, идеальный образ желаемого будущего). Мечта как особая разновидность воображения, которая влияет на выбор человеком своего жизненного пути и на оценку своих достижений.
- Сферы жизнедеятельности личности. Гармонизация развития личности как субъекта жизнедеятельности. Личный выбор как ключевой фактор становления индивидуальности. Закономерности достижения жизненного успеха и персонального благополучия.
- Профессиональная деятельность как важнейший фактор развития личности. Профессиональный успех и карьерное продвижение. Соотношение развития личности как субъекта профессиональной деятельности и карьерного роста на различных стадиях жизни.
- Жизненные стратегии: механизмы формирования и реализации. Разновидности жизненных стратегий. Этапы становления личности как субъекта жизнедеятельности.
- Ресурсная навигация личности. Определение условий достижения жизненно важных целей. Качества личности как субъекта жизнедеятельности. Оценка персональных компетенций как главного ресурса личности для построения и реализации жизненных планов. Построение плана саморазвития личности как основной составляющей ресурсного обеспечения движения к своей мечте и жизненному успеху.
- Экзистенциальная навигация личности. Природа субъективных самоограничений, методы их аттестации и приемы преодоления.
- Организационная навигация. Причины стремления человека к упорядочению собственной активности. Построение персональной траектории успеха, разработка планов достижения жизненно важных целей.
- Сценарно-ролевая навигация. Сценарно-ролевые ориентиры личности. Учет и целенаправленное использование при реализации жизненно важных планов закономерностей формирования психологического образа «Мое идеальное Я».
- Социальная навигация. Социальное позиционирование личности. Влияние референтных лиц и референтных групп на эффективность реализации жизненно важных планов. Приемы и методы согласования разнонаправленных интересов.
- Волевая навигация. Основные задачи волевой детерминации личностью собственной активности. Механизмы, приемы и методы самодетерминации человеком собственной жизнедеятельности. Типичные затруднения реализации жизненно важных намерений и способы их преодоления.
В ходе практических занятий модуля «Жизненная навигация» студенты в качестве основных решают следующие задачи: 1. Формирование ясного видения картины собственного успеха. 2. Построение системы конкретных стратегических целей как ступеней к жизненному успеху. 3. Определение персональных ресурсов для обеспечения благополучия, эффективного решения наиболее значимых для человека задач. Формирование и укрепление установки на эффективное использование особенностей собственной личности. 4. Построение реалистичных планов достижения стратегически значимых целей с учетом: — возможных помех; — источников необходимых ресурсов; — возможных способов противодействия негативным факторам. 5. Выявление и использование полезных аналогий, имеющегося опыта успешного решения аналогичных задач. 6. Согласование плана по вехам со сложившейся практикой структурирования своей жизни. 7. Моделирование оптимального поведения в случае непредсказуемого ухудшения условий для реализации основного плана. 8. Выявление ключевых паттернов модели «Я-идеальное». Социально-психологическое проектирование модели собственной личности, комплиментарной своим представлениям о результатах жизненного успеха. 9. Построение социометрической сети референтных лиц и организаций. Разработка проектов переговоров по согласованию интересов по технологии ТОР (тренинг организационного развития). 10. Разработка модели идеального рабочего дня.
В качестве стержневой методики в модуле «Жизненная навигация» используется тренинг организационного развития (ТОР). Суть этой методики сводится к получению участником тренинга ответов на следующие вопросы: Что входит в перечень основных проблем, от решения которых зависит мой жизненный успех? Какую именно проблему я буду решать прямо сейчас? (ответ должен содержать такое описание проблемы, которое настраивает человека на поиск конструктивного разрешения противоречий между тем, в чем конкретные он нуждаются и тем, что имеет в настоящий момент). Зачем, для чего я хочу этих изменений? (ответ должен характеризовать степень личной значимости, смысла разрешения намеченной проблемы для самого отвечающего). Что конкретно в результате решения проблемы хочу получить (цель)? Как мы об этом узнаем? (в ответе должны быть указаны ключевые ориентиры для контроля). Какие ресурсы нужны для достижения намеченной цели? Какие возможны помехи с моей стороны, со стороны моего окружения? (ответ служит профилактикой растерянности, которая может возникнуть вследствие неожиданного столкновения с препятствиями). Как помехи можно нейтрализовать? (ответ должен способствовать формированию установки на коррекцию своих действий для получения намеченного результата в случае необходимости). Когда и каких результатов мы ожидаем? (наилучшим вариантом ответа на этот вопрос является составленный план-график работ с указанием не мене 5–7 вех. План-график должен содержать описание конкретных результатов и конкретных сроков их достижения). Какие аналогичные задачи решались мною или кем-либо другим раньше? Насколько использованные меры были успешными и почему? Что можно сделать для применения этого опыта в данном случае? Каких последствий я ожидаю от своих действий в связи с реализацией намеченного плана? Какие существуют альтернативы намеченному плану и что именно можно сделать в случае его неудачной реализации? Когда использование этих альтернатив наиболее эффективно? Что из альтернативных действий можно включить в составленный план? Каким образом это можно сделать?
Регулярное применение подобных критериев содействует углублению и расширению жизненно важного опыта учащихся, формированию и развитию у них таких компетенций, как способность ставить и достигать жизненные и профессиональные цели, способность нести ответственность за свои поступки и последствия принимаемых решений.
С целью апробации данной программы в условиях обучения студентов в ПГУ им. Т. Г. Шевченко, нами был проведен эксперимент. Тестирование студентов, вошедших в состав контрольных и экспериментальных групп, проводилось до начала занятий по программе «Жизненная навигация» и после их завершения. В диагностический инструментарий использованных в первом и втором замерах тестовых методик были включены: — методика Маддукс-Шеер для оценки уровня самоэффективности личности; — тест Д. А. Леонтьева для определения смысложизненных ориентаций (СЖО); — бланковая методика оперативной оценки самочувствия, активности и настроения (САН); — эмоциональный тест Фордайса для оценки уровня субъективного благополучия.
Наиболее существенные статистически значимые отличия между тестированием до и после занятий были обнаружены в экспериментальной группе по таким шкалам, как: — самоэффективность в сфере предметной деятельности (методика Маддукс-Шеер); — осмысленность жизни (СЖО); — настроение, самочувствие (САН).
В эмоциональном тесте Фордайса наибольший статистически значимый рост суммарного балла был выявлен в ответах на вопросы: «В среднем я чувствую себя счастливым» и «Какую часть времени (в среднем) Вы проводите на подъеме». Полученные результаты наглядно демонстрируют существенное влияние занятий по Жизненной навигации на развитие тех личностных качеств, которые входят в число основных показателей субъектного потенциала человека. В пользу нашего утверждения свидетельствуют и результаты контент-анализа письменного сочинения на тему: «Как я разрешаю свои проблемы». Количественно-качественный анализ материалов сочинений позволяет констатировать, что студенты экспериментальной группы, в отличие от студентов контрольной группы, стали лучше понимать себя, появилось умение решать свои проблемы, организовывать свою деятельность по достижению намеченных целей, решению проблем и задач в контексте профессиональной деятельности и личной жизни, способны выстраивать стратегии выхода из сложившейся проблемы.
Осмысление результатов анализа контрольного этапа эмпирического исследования дает основания утверждать, что программа «Жизненная навигация», эффективна и может применяться в целях развития навыков практического применения знаний о закономерностях развития личности в ходе профессионального становления и реализации жизненных планов посредством изучения методов проектирования профессиональной и общественной деятельности, освоения способов рационального планирования и самоорганизации жизнедеятельности, развития навыков корпоративного взаимодействия с референтными лицами и социальными группами.
Литература:
- Гилберт Д. Спотыкаясь о счастье. — СПб.: Питер, 2008. — 288 с.
- Лейард Р. Счастье: уроки новой науки. — М., 2012. — 416 с.
- Кляйн С. Формула счастья. — М., 2009. 352 с.
- Мендиус Р. Мозг и счастье: загадки современной нейропсихологии. — М., 2011.
- Огнев А. С. Жизненная навигация (электронное издание). — М., изд-во МГГУ им. М.А Шолохова, 2009. — 165 с.
- Огнев А. С. Психология субъектогенеза личности. Монография. — М., изд-во МГГУ им. М.А Шолохова, 2009. — 137 с.
- Огнев А. С. Субъектогенетический подход к психологической саморегуляции личности. Монография — М., изд-во МГГУ им. М.А Шолохова, 2010. — 188 с.
- Петровский В. А. Феномен субъектности в психологии личности. — М, 1993.
- Селигман М. Новая позитивная психология — М.: София 2006.
- Фридман С. Совершенное лидерство. — М.: Изд-во Юрайт, 2009.
- Фрит К. Могз и душа: как нервная деятельность формирует наш внутренний мир. — М.: Астрея, 2011. — 335 с.