Особенности развития смысложизненных ориентаций современных студентов-первокурсников
Автор: Гончар Светлана Николаевна
Рубрика: 4. Психология развития
Опубликовано в
международная научная конференция «Современная психология» (Пермь, июнь 2012)
Статья просмотрена: 20647 раз
Библиографическое описание:
Гончар, С. Н. Особенности развития смысложизненных ориентаций современных студентов-первокурсников / С. Н. Гончар. — Текст : непосредственный // Современная психология : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июнь 2012 г.). — Пермь : Меркурий, 2012. — С. 17-19. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/34/2495/ (дата обращения: 16.12.2024).
Студенчество – это период в становлении человека, когда личность выходит на новые рубежи осмысления мира, активно усваивает, воспроизводит социальные содержания (нормы, социальные роли), что соответствует процессу социализации, и одновременно трансформирует эти содержания в смысловые (вначале на уровне личностных смыслов, далее на уровне более устойчивых смысловых образований – смысловых коструктов и диспозиции). Эти трансформации осуществляются в процессе нормотворчества, социально-ролевого экспериментирования, результатом которого является индивидуальная система смыслов, конструирующая самобытность, неповторимость, уникальность личности.
Важным условием в достижении жизненного и профессионального самоопределения студента становится формирование смысложизненных ориентаций в системе образования. Это связано с тем, что данный возрастной период сензитивен для образования смысловой сферы, смысложизненных ориентаций как системы связей, отражающих направленность личности, формирующей мировоззрение человека.
Смысложизненные ориентации – это целостная система сознательных и избирательных связей, отражающая направленность личности, наличие жизненных целей, осмысленность выборов и оценок, удовлетворенность жизнью (самореализацией) и способность брать за нее ответственность, влияя на ее ход [4]. Согласно мнению В.Э. Чудновского, смысложизненные ориентации должны быть «продуктивными», т.е. адекватными и способствовать позитивному развитию личности [9].
Смысложизненные ориентации можно рассмотреть в двух аспектах. Во-первых, это те сферы жизни, в которых данный конкретный человек с наибольшей вероятностью может найти смысл своей жизни. Во-вторых, это связь смысла жизни с будущим, настоящим и прошлым человека. Смысложизненные ориентации отражают то, насколько в жизни человека присутствует значимая цель, в какой степени он считает процесс своей жизни насыщенным и интересным, и в какой степени он удовлетворен теми результатами, которых уже достиг [4].
В современном обществе в условиях социальной нестабильности, когда прежние ценности уже не работают, студенты ищут новые смысложизненные ориентации и стремятся их адаптировать к своим условиям. Смысложизненные ориентации формируются в социокультурной среде при усвоении социального опыта. Они проявляются в целях, идеалах, убеждениях, интересах и других аспектах сознания личности и направляют поведение и личностное развитие, определяют выбор жизненного пути, самоопределение человека, определяя его потенциал в настоящем и будущем. Они позволяют судить об осмысленности, насыщенности жизни. От этих ориентиров зависит не только существование конкретного человека, но и всего сообщества людей.
Добиться ощущения счастья вне поиска и обнаружения смысла своей жизни, по мнению В. Франкла, безуспешно [8]. Наличие смысла жизни является ведущим критерием сформированности личности, показателем того, насколько человек готов управлять своей жизнью и независим от внешних обстоятельств. По мнению К.А. Абульхановой-Славской [1], смысл жизни – это ценность и одновременно переживание этой ценности человеком в процессе ее выработки, присвоения или осуществления.
Поиск и обретение смысла жизни – это длительный процесс, его трансформация может происходить в течение всей жизни человека. Наиболее сензитивным периодом жизненного самоопределения принято считать юношеский, когда происходит осознание себя, своего "Я", прояснение временной перспективы будущего, определение жизненных и профессиональных планов.
В настоящее время перед юношами и девушками стоит задача самостоятельного построения системы норм, ценностей и смысловых установок. В связи с этим процесс интериоризации культурных смыслов оказывается подверженным случайным влияниям и отличается непредсказуемостью и стихийностью. В работах Д.И. Фельдштейна, И.В. Дубровиной подчеркивается необходимость целенаправленного формирования смысловых ориентаций в юношеском возрасте [3].
Смысложизненные ориентации личности, ее жизненные перспективы, планы являются проекцией духовной жизни общества, формируются под влиянием общественных воздействий, обусловлены системой воспитания и обучения, определенной структурой общественных отношений. Можно сказать, что cмысложизненные ориентации представляют собой динамическую проекцию смысложизненных концепций личности на конкретные условия ее повседневной жизни [3].
Таким образом, можно отметить, что важнейшей предпосылкой успешной самореализации студента в будущем является согласованная, непротиворечивая система смысложизненных ориентаций, которая лежит в основе формирования содержательно и хронологически согласованных жизненных целей и планов.
Исследование смысложизненных ориентаций студентов и динамики их развития в процессе обучения в вузе позволит выявить новые резервы эффективности процесса личностного и профессионального самоопределения и становления современных молодых людей [4]. На основе изучения смысложизненных ориентаций можно оценить способность личности к структурированию своих отношений с миром и подчинению своей жизнедеятельности устойчивой структуре этих отношений в противовес сиюминутным импульсам и внешним стимулам.
Мы считаем, что необходимо особое внимание уделять развитию смысложизненных ориентаций у студентов-первокурсников, т.к. в процессе адаптации к обучению в вузе они, как отмечает Л.Д. Столяренко [7], испытывают множество проблем, а именно: отрицательные переживания, связанные с уходом из школьного коллектива; неопределённость мотивации выбора профессии, недостаточная психологическая подготовка к ней; неумение осуществлять психологическое саморегулирование поведения и деятельности, усугубляемое отсутствием привычки к повседневному контролю педагогов; поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях; налаживание быта и самообслуживания, особенно при переходе из домашних условиях в общежитие; отсутствие навыков самостоятельной работы, неумение конспектировать, работать с первоисточниками, словарями, справочниками и др. В таких условиях студент должен определить свою судьбу, найти свой жизненный путь, ведущий к успеху. Это период, сопряжённый с мучительно трудным процессом самопознания, обретения собственного «Я». Жизнь ставит молодого человека перед необходимостью принятия ряда важнейших решений, разрешения жизненно важных проблем в условиях дефицита жизненного опыта.
Осознание смысла жизни осуществляется, когда человек проходит через преодоление определенных трудностей жизни, в процессе решения внутриличностных или межличностных конфликтов [2]. Однако студенту-первокурснику на этапе адаптации к вузу порой тяжело осознанно принимать решения и воплощать их в жизнь.
С целью изучения развития смысложизненных ориентаций студентов, нами был проведен курс «Жизненная навигация», разработанный профессором, доктором психологических наук А.С. Огневым в период с сентября 2011 года по февраль 2012 года. В ходе данного курса студенты осуществляют поиск решений профессиональных и личных проблем, учатся быть готовыми нести за них ответственность; осуществляют самооценку работы; используют на практике знания психологических и педагогических теорий, связанных с областью профессиональной деятельности. В эксперименте приняло участие 130 студентов-первокурсников ПГУ им. Т.Г. Шевченко города Тирасполя. В эксперименте участвовало две группы: контрольная – 67 человек и экспериментальная – 63 человека. С целью изучения смысложизненных ориентаций, нами была проведена методика СЖО Д.А. Леонтьева [5]. Результаты эксперимента отражены в таблице.
Таблица
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
ОЖ |
||||||
|
конт |
конр |
конст |
контр |
конст |
контр |
конст |
контр |
конст |
контр |
конст |
контр |
Контр.гр |
34.11 |
34.71 |
32.38 |
33.43 |
27.97 |
28.38 |
22.91 |
23.58 |
33.16 |
33.11 |
106.44 |
107.47 |
|
t (1.5) |
t (1.9) |
t (0.8) |
t (1.9) |
t (0.1) |
t (0.8) |
||||||
Экспер.гр |
32.07 |
35.73 |
32.07 |
36.25 |
26.74 |
30.68 |
22.09 |
24.36 |
31.53 |
36.31 |
103.88 |
119.57 |
|
t (11.1) |
t (7.6) |
t (8.2) |
t (5.7) |
t (7.1) |
t (13.4) |
1 – цели; 2 – процесс; 3 – результат; 4 – локус контроля; 5 – локус контроля – жизнь; ОЖ – общий показатель.
Результаты констатирующего этапа и в контрольной и в экспериментальной группах показали, что в целом, студенты-первокурсники удовлетворены прожитой жизнью. Настоящую жизнь воспринимают интересной и эмоционально насыщенной. Студенты имеют определенные цели на будущую жизнь. Однако они не совсем уверены, что способны контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. Результаты контрольного этапа показали возрастание показателей по всем субшкалам и в контрольной и в экспериментальной группах. С целью проверки эффективности курса «Жизненная навигация», нами был проведен расчет по t-критерию Стьюдента. Полученные эмпирические значения в контрольной группе, как видно из таблицы, находятся в не зоны значимости. В то время как в экспериментальной группе полученные эмпирические значения находятся в зоне значимости. Для студентов экспериментальной группы характерна большая осмысленность жизни и большая удовлетворенность жизнью в настоящем, а также более высокая, по сравнению со студентами контрольной группы, оценка продуктивности пройденного пути. Кроме этого их отличает и более высокая степень убежденности в возможности свободно принимать решения и реализовывать свои планы. Таким образом, эффективность курса «Жизненная навигация» с целью развития смысложизненных ориентаций современных студентов-первокурсников, подтверждена.
Литература:
Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. – М.: Мысль, 1991. – 299 с.
Голышева З.В. Динамика смысложизненных ориентаций (лонгитюдное исследование). // Психологические проблемы смысла жизнию – Материалы XIV симпозиума. – Москва, 2009.
Жаткина К.А. Проявление смысложизненных ориентаций в юношеском возрасте. (http://library.krasu.ru)
Каунова Н.Г. Исследование смысложизненных ориентаций и значимости смысла жизни современной молодежи (на материале Молдовы). Авторефератдис. …канд. психол. наук. – М., 2006.
Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентации (СЖО). 2-е изд. – М.: Смысл, 2000. – 18 с.
Пашукова Т.И. Формирование мировоззрения и смысложизненные ориентации в юношеском возрасте. // Психологические проблемы смысла жизни и акме. Материалы XIV симпозиума. – М.: ПИ РАО, 2009.
Столяренко Л.Д. Психология. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2003.
Франкл В. Человек в поисках смысла. – М.: Прогресс, 1990.
Чудновский В.Э. К проблеме адекватности смысла жизни. // Мир психологии. 1999. № 2. С. 74-80.