Программа развития творческого потенциала младших школьников как основы формирования позиции субъекта
Автор: Луя Ольга Валерьевна
Рубрика: 8. Педагогическая психология
Опубликовано в
международная научная конференция «Современная психология» (Пермь, июнь 2012)
Статья просмотрена: 6706 раз
Библиографическое описание:
Луя, О. В. Программа развития творческого потенциала младших школьников как основы формирования позиции субъекта / О. В. Луя. — Текст : непосредственный // Современная психология : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июнь 2012 г.). — Пермь : Меркурий, 2012. — С. 81-84. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/34/2156/ (дата обращения: 16.12.2024).
Образовательная среда общеобразовательного учреждения должна выступать источником становления субъектного опыта у учащихся, обеспечивать возможность использовать свои способности, проявлять самостоятельность, утверждать себя как активных деятелей, должна способствовать развитию творческого потенциала. Данные положения отражены в государственных документах: Закон «Об образовании» Российской Федерации, «Концепция модернизации Российского образования», «Концепция структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе)». В условиях модернизации системы образования данная проблема остается открытой для научного поиска. Современная школа испытывает необходимость в адекватном технологическом обеспечении процесса развития творческого потенциала личности, её субъектных качеств, поскольку в ней не всегда используются принципы развивающего, проблемного обучения, редко применяются деятельностный, личностно-ориентированный, индивидуально-дифференцированный подходы, позволяющие учитывать особенности конкретного ученика, разнообразные методы обучения, способствующие развитию творческих и субъектных качеств школьников и т.д. В основном преобладают репродуктивной деятельности учащихся, решении стандартизированных заданий, обеспечивающих лишь прохождение программы по предмету, но не способствующих реализации возможностей учащихся.
Особого внимания требует решение данных проблем в начальной школе. В концепции начального образования В.В. Давыдова обосновано положение о том, что начальное звено - особый самостоятельный концентр в системе непрерывного образования, значение которого определяется не только преемственностью с другими звеньями образования, но и непреходящей ценностью для становления и развития личности ребенка, развития его творческого потенциала.
Согласно концепции американского психолога Джозефа Рензулли, творческий потенциал представляет собой сочетание трех характеристик: интеллектуальных способностей, творческости и настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу). Проявившийся в той или иной сфере деятельности «творческий потенциал» представляет собой «творческие способности» личности в конкретном виде деятельности, а также сложное личностно-деятельностное образование, включающее мотивационно-целевой, содержательный, операционно-деятельностный, рефлексивно-оценочный компоненты, отражающие совокупность личностных качеств и способностей, психологических состояний, знаний, умений и навыков, необходимых для достижения высокого уровня его развития.
Исследователи в области творчества (A.M. Матюшкин, Н.С. Лейтес, В.Н. Дружинин, Г.М. Романцев, Е.В. Ткаченко, А.И. Савенков и др.) выдвигают на первый план накопление творческого опыта младших школьников как сензитивный период для развития творческого потенциала.
Данный возраст наиболее глубоко и содержательно представлен в работах Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, В.Т. Кудрявцева, А.К. Дусавицкого, Д.Б. Эльконина и др. Этот период жизни характеризуется активностью протекания всех процессов. Происходит интенсивное биологическое развитие детского организма, меняется психологический облик ребенка, преобразуется его личность, познавательные и умственные возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения.
В младшем школьном возрасте закладываются основы образовательных траекторий, психологическая база продуктивной деятельности, формируется комплекс нравственных ценностей, развиваются воображение и фантазия, творческое мышление, начинают складываться интересы и склонности, формируются потребности, лежащие в основе творческого отношения к действительности. Доминирующими становятся потребности в социальной активности и реализации себя в качестве субъекта общественных отношений. Следовательно, можно утверждать, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным и значимым периодом для возникновения новых условий развития творческого потенциала личности. У младших школьников воспитываются любознательность, самостоятельность, активность, инициатива; формируются умения наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы, критически оценивать свою деятельность.
Всё это обусловило выбор направления нашей программы.
Цель занятий: развитие творческого потенциала как основы формирования позиции субъекта.
Задачи:
1. Создать атмосферу безопасности на занятиях.
2. Способствовать снижению внутреннего напряжения.
3. Способствовать возможности раскрытия чувств детей.
4. Активизировать ресурсные возможности ребенка.
5. Повысить креативные и субъектные возможности детей.
В качестве базы исследования было выбрано муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №44 города Нижнего Тагила. Формирующий эксперимент проводился в 4 классах. Продолжительность курса составляет 24 часа с периодичностью 2 раза в неделю. Реализует данную программу педагог-психолог.
- Каждое занятие состоит из трех частей: вводный
(подготовительный) этап, основной этап, заключительный этап.
- Подготовительный этап
Цель: создание положительного настроя в группе; сохранение во время занятий доброжелательного отношения детей друг к другу. Основные процедуры разминки – это приветствия и упражнения на контакт.
Основной этап
Основной этап выполняет ведущую роль в ходе всего занятия. Он включает в себя упражнения, направленные на развитие творческого потенциала.
Заключительный этап
Цель: рефлексия занятия (обсуждение результатов совместной деятельности, выявление трудностей и успехов, имеющих место в ходе занятий; создание у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии).
Для развития творческого потенциала в программе используется следующие принципы: принципы проблемности, диалогичности и индивидуализации.
Для решения данных творческих задач программа предлагает использовать следующие методы:
1. Мозговой штурм - метод творческого поиска.
2. Метод фокальных объектов - это метод преобразования систем с помощью признаков случайно выбранных объектов.
3. Метод творческих преобразований. Учащимся предлагается описать те изменения, которые произойдут в изучаемом явлении при применении к нему того или иного преобразования и пр.
4. Метод беседы.
5. Изобразительная и игровая деятельность.
6. Элементы сказкотерапии.
7. Экскурсия в музей.
8. Индивидуальные творческие проекты.
Формой подведения итогов реализации программы являются выставки творческих работ учащихся и повторная диагностика творческой активности и личностных качеств учащихся.
Ожидаемые результаты:
- развитие творческого потенциала младших школьников;
- осознание детьми себя как активного субъекта деятельности (учащиеся осознают собственную значимость и повышают самоценность; анализируют свои сильные и слабые стороны, ищут способы личностного развития; развивают и укрепляют чувство собственного достоинства);
- развитие умения вступать в субъект – субъектное взаимодействие с другими.
Учебно-тематический план
№ п/п |
Цели занятия |
Формы и методы работы |
Кол-во часов |
1 |
Первичная диагностика |
Выявление индивидуальных особенностей личности, творческого потенциала |
3 |
2 |
Знакомство. Создание благоприятной атмосферы для самораскрытия участников. Объявление правил работы в группе. Формирование навыком активной позиции. Создание мотивации на познание самих себя. |
Упражнение «Ласковое имя»; «Мой герб»; Медитативная сказка «Волшебное путешествие»; Рефлексия
|
1 |
3 |
Формирование у учащихся целостного представления о развитии собственной личности и личности другого человека; повышение самоценности, развивать у учащихся умение самостоятельно ставить цели самосовершенствования |
Упражнение «Встреча руками»; «Кто я ?» Упражнение «Перевоплощение» Упражнение «Путь доверия»; Рефлексия |
1 |
4 |
Раскрытие чувств ребенка, активизация беглость мышления участников, стимулирующая их к выдвижению необычных идей и ассоциаций развитие нестандартного мышления, совершенствование мыслительных операций; развитие способности видеть многофункциональность вещи |
Медитативная сказка; Игра «Что? Откуда? Как?»; «Старый заброшенный магазин»; Рефлексия |
2 |
5 |
Развитие качеств творческого мышления, навыков экспрессии, развитие умения передавать информацию при ограниченности доступных средств, сплочение команды |
Упражнение «Добрые дела»; Упражнение «Стоп-кадр»; «Покажи движениями»; Рефлексия |
1 |
6 |
Повышение самооценки, выявление творческих возможностей и желаний учащихся, развитие качеств творческого мышления |
«Рисунок музыки»; Упражнение «Хочу - могу - надо»; Упражнение «Волшебные буквы»; Упражнение «Что общего?» Рефлексия |
2 |
7 |
Развитие воображения, дивергентного мышления методом творческих преобразований |
Игра «Прием в театральное училище»; Упражнение «Преобразуем мир»; Рефлексия |
1 |
8 |
Развитие дивергентного мышления методом ассоциаций, развитие фантазии, сплочение команды |
«Старая сказка с новым концом»; Упражнение «Архитектор»; Коллективный рисунок Рефлексия |
1 |
9 |
Развитие критического мышления, творческих качеств личности |
Мозговой штурм; Рефлексия |
1 |
10 |
Развитие у учащихся уверенности в себе, индивидуальности и уникальности, развитие навыков и умений взаимодействия с людьми |
|
1 |
11 |
Активизация дивергентного мышления в различных предметных областях, |
Поиск вариантов использования различных предметов;
|
1 |
12 |
Развитие творческого мышления. Развитие вербального интеллекта. Развитие коммуникативных навыков общения |
Медитативная сказка; «Встреча с пришельцами»; «Премьера нового фильма» Рефлексия |
2 |
13 |
Развитие у учащихся навыков самоконтроля и самоанализа, ответственности за свои решения и действия, формирование у учащихся ощущения границ своего Я, развитие умений и навыков взаимодействия с другими людьми |
|
1 |
14 |
Развитие эстетических чувств учащихся, приобщение к искусству |
Посещение выставки в музее изобразительных искусств; организация выставки «Я -индивидуальность» |
3 |
15 |
Повторная диагностика |
Выявление индивидуальных особенностей личности, творческого потенциала |
3 |
|
|
Итого: |
24 |
Литература:
М. Битянова. Бесполезное баловство? //Школьный психолог декабрь 2001 №46 // Г.В. Бурменский, В.М. Слуцкий /Одаренные дети/ М. Прогресс, 1991.
Богоявленска Д.Б, Психология творческих способностей.- М., 2002.
Липунова Сценарий тренинга по развитию исследовательской и творческой мотивации у детей младшего школьного возраста . // Школьный психолог 2003.
Грецов А.Г. Лучшие упражнения для развития креативности. / Учебно-методическое пособие. — СПб., СПбНИИ физической культуры, 2006.
Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога.- М. «Просвещение» 1991.
Ежова Н.Н. Рабочая книга практического психолога. Серия «Психологический практикум». – Ростов-на-Дону. «Феникс», 2006.
Некрасова З., Некрасова Н. Сказочные возможности. – М.: ООО Издательство «София», 2008.
Степанов C. Продуктивный ум : загадки и причуды. // Школьный психолог январь 2004 №4 //.
Ткач Р.М. Сказкотерапия детских проблем. – Спб.: Речь; М.; Сфера, 2008.