Программа развития творческого потенциала младших школьников как основы формирования позиции субъекта | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 8. Педагогическая психология

Опубликовано в

международная научная конференция «Современная психология» (Пермь, июнь 2012)

Статья просмотрена: 6703 раза

Библиографическое описание:

Луя, О. В. Программа развития творческого потенциала младших школьников как основы формирования позиции субъекта / О. В. Луя. — Текст : непосредственный // Современная психология : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июнь 2012 г.). — Пермь : Меркурий, 2012. — С. 81-84. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/34/2156/ (дата обращения: 16.11.2024).

Образовательная среда общеобразовательного учреждения должна выступать источником становления субъектного опыта у учащихся, обеспечивать возможность использовать свои способности, проявлять самостоятельность, утверждать себя как активных деятелей, должна способствовать развитию творческого потенциала. Данные положения отражены в государственных документах: Закон «Об образовании» Российской Федерации, «Концепция модернизации Российского образования», «Концепция структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе)». В условиях модернизации системы образования данная проблема остается открытой для научного поиска. Современная школа испытывает необходимость в адекватном технологическом обеспечении процесса развития творческого потенциала личности, её субъектных качеств, поскольку в ней не всегда используются принципы развивающего, проблемного обучения, редко применяются деятельностный, личностно-ориентированный, индивидуально-дифференцированный подходы, позволяющие учитывать особенности конкретного ученика, разнообразные методы обучения, способствующие развитию творческих и субъектных качеств школьников и т.д. В основном преобладают репродуктивной деятельности учащихся, решении стандартизированных заданий, обеспечивающих лишь прохождение программы по предмету, но не способствующих реализации возможностей учащихся.

Особого внимания требует решение данных проблем в начальной школе. В концепции начального образования В.В. Давыдова обосновано положение о том, что начальное звено - особый самостоятельный концентр в системе непрерывного образования, значение которого определяется не только преемственностью с другими звеньями образования, но и непреходящей ценностью для становления и развития личности ребенка, развития его творческого потенциала.

Согласно концепции американского психолога Джозефа Рензулли, творческий потенциал представляет собой сочетание трех характеристик: интеллектуальных способностей, творческости и настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу). Проявившийся в той или иной сфере деятельности «творческий потенциал» представляет собой «творческие способности» личности в конкретном виде деятельности, а также сложное личностно-деятельностное образование, включающее мотивационно-целевой, содержательный, операционно-деятельностный, рефлексивно-оценочный компоненты, отражающие совокупность личностных качеств и способностей, психологических состояний, знаний, умений и навыков, необходимых для достижения высокого уровня его развития.

Исследователи в области творчества (A.M. Матюшкин, Н.С. Лейтес, В.Н. Дружинин, Г.М. Романцев, Е.В. Ткаченко, А.И. Савенков и др.) выдвигают на первый план накопление творческого опыта младших школьников как сензитивный период для развития творческого потенциала.

Данный возраст наиболее глубоко и содержательно представлен в работах Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, В.Т. Кудрявцева, А.К. Дусавицкого, Д.Б. Эльконина и др. Этот период жизни характеризуется активностью протекания всех процессов. Происходит интенсивное биологическое развитие детского организма, меняется психологический облик ребенка, преобразуется его личность, познавательные и умственные возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения.

В младшем школьном возрасте закладываются основы образовательных траекторий, психологическая база продуктивной деятельности, формируется комплекс нравственных ценностей, развиваются воображение и фантазия, творческое мышление, начинают складываться интересы и склонности, формируются потребности, лежащие в основе творческого отношения к действительности. Доминирующими становятся потребности в социальной активности и реализации себя в качестве субъекта общественных отношений. Следовательно, можно утверждать, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным и значимым периодом для возникновения новых условий развития творческого потенциала личности. У младших школьников воспитываются любознательность, самостоятельность, активность, инициатива; формируются умения наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы, критически оценивать свою деятельность.

Всё это обусловило выбор направления нашей программы.

Цель занятий: развитие творческого потенциала как основы формирования позиции субъекта.

Задачи:

1. Создать атмосферу безопасности на занятиях.

2. Способствовать снижению внутреннего напряжения.

3. Способствовать возможности раскрытия чувств детей.

4. Активизировать ресурсные возможности ребенка.

5. Повысить креативные и субъектные возможности детей.

В качестве базы исследования было выбрано муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №44 города Нижнего Тагила. Формирующий эксперимент проводился в 4 классах. Продолжительность курса составляет 24 часа с периодичностью 2 раза в неделю. Реализует данную программу педагог-психолог.

Каждое занятие состоит из трех частей: вводный (подготовительный) этап, основной этап, заключительный этап.
Подготовительный этап

Цель: создание положительного настроя в группе; сохранение во время занятий доброжелательного отношения детей друг к другу. Основные процедуры разминки – это приветствия и упражнения на контакт.

Основной этап

Основной этап выполняет ведущую роль в ходе всего занятия. Он включает в себя упражнения, направленные на развитие творческого потенциала.

Заключительный этап

Цель: рефлексия занятия (обсуждение результатов совместной деятельности, выявление трудностей и успехов, имеющих место в ходе занятий; создание у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии).

Для развития творческого потенциала в программе используется следующие принципы: принципы проблемности, диалогичности и индивидуализации.

Для решения данных творческих задач программа предлагает использовать следующие методы:

1. Мозговой штурм - метод творческого поиска.

2. Метод фокальных объектов - это метод преобразования систем с помощью признаков случайно выбранных объектов.

3. Метод творческих преобразований. Учащимся предлагается описать те изменения, которые произойдут в изучаемом явлении при применении к нему того или иного преобразования и пр.

4. Метод беседы.

5. Изобразительная и игровая деятельность.

6. Элементы сказкотерапии.

7. Экскурсия в музей.

8. Индивидуальные творческие проекты.

Формой подведения итогов реализации программы являются выставки творческих работ учащихся и повторная диагностика творческой активности и личностных качеств учащихся.

Ожидаемые результаты:

- развитие творческого потенциала младших школьников;

- осознание детьми себя как активного субъекта деятельности (учащиеся осознают собственную значимость и повышают самоценность; анализируют свои сильные и слабые стороны, ищут способы личностного развития; развивают и укрепляют чувство собственного достоинства);

- развитие умения вступать в субъект – субъектное взаимодействие с другими.

Учебно-тематический план

№ п/п

Цели занятия

Формы и методы работы

Кол-во часов

1

Первичная диагностика

Выявление индивидуальных особенностей личности, творческого потенциала

3

2

Знакомство. Создание благоприятной атмосферы для самораскрытия участников. Объявление правил работы в группе. Формирование навыком активной позиции. Создание мотивации на познание самих себя.

Упражнение «Ласковое имя»;

«Мой герб»;

Медитативная сказка «Волшебное путешествие»;

Рефлексия


1

3

Формирование у учащихся целостного представления о развитии собственной личности и личности другого человека; повышение самоценности, развивать у учащихся умение самостоятельно ставить цели самосовершенствования

Упражнение «Встреча руками»;

«Кто я ?»

Упражнение «Перевоплощение»

Упражнение «Путь доверия»;

Рефлексия

1

4

Раскрытие чувств ребенка, активизация беглость мышления участников, стимулирующая их к выдвижению необычных идей и ассоциаций развитие нестандартного мышления, совершенствование мыслительных операций; развитие способности видеть многофункциональность вещи

Медитативная сказка;

Игра «Что? Откуда? Как?»;

«Старый заброшенный магазин»;

Рефлексия

2

5

Развитие качеств творческого мышления, навыков экспрессии, развитие умения передавать информацию при ограниченности доступных средств, сплочение команды

Упражнение «Добрые дела»;

Упражнение «Стоп-кадр»;

«Покажи движениями»;

Рефлексия

1

6

Повышение самооценки, выявление творческих возможностей и желаний учащихся, развитие качеств творческого мышления

«Рисунок музыки»;

Упражнение «Хочу - могу - надо»;

Упражнение «Волшебные буквы»;

Упражнение «Что общего?»

Рефлексия

2

7

Развитие воображения, дивергентного мышления методом творческих преобразований

Игра «Прием в театральное училище»;

Упражнение «Преобразуем мир»;

Рефлексия

1

8

Развитие дивергентного мышления методом ассоциаций, развитие фантазии, сплочение команды

«Старая сказка с новым концом»;

Упражнение «Архитектор»;

Коллективный рисунок

Рефлексия

1

9

Развитие критического мышления, творческих качеств личности

Мозговой штурм;

Рефлексия

1

10

Развитие у учащихся уверенности в себе, индивидуальности и уникальности, развитие навыков и умений взаимодействия с людьми

Театр-экспромт;
Упражнение «Веселые человечки»
Рефлексия

1

11

Активизация дивергентного мышления в различных предметных областях,

Поиск вариантов использования различных предметов;



1

12

Развитие творческого мышления. Развитие вербального интеллекта. Развитие коммуникативных навыков общения

Медитативная сказка;

«Встреча с пришельцами»;

«Премьера нового фильма»

Рефлексия

2

13

Развитие у учащихся навыков самоконтроля и самоанализа, ответственности за свои решения и действия, формирование у учащихся ощущения границ своего Я, развитие умений и навыков взаимодействия с другими людьми

Упражнение «Ночной поезд»;
Упражнение «Без маски»;
«Кто я?»
Рефлексия

1

14

Развитие эстетических чувств учащихся, приобщение к искусству

Посещение выставки в музее изобразительных искусств;

организация выставки «Я -индивидуальность»

3

15

Повторная диагностика

Выявление индивидуальных особенностей личности, творческого потенциала

3



Итого:

24


Литература:

  1. М. Битянова. Бесполезное баловство? //Школьный психолог декабрь 2001 №46 // Г.В. Бурменский, В.М. Слуцкий /Одаренные дети/ М. Прогресс, 1991.

  2. Богоявленска Д.Б, Психология творческих способностей.- М., 2002.

  3. Липунова Сценарий тренинга по развитию исследовательской и творческой мотивации у детей младшего школьного возраста . // Школьный психолог 2003.

  4. Грецов А.Г. Лучшие упражнения для развития креативности. / Учебно-методическое пособие. — СПб., СПбНИИ физической культуры, 2006.

  5. Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога.- М. «Просвещение» 1991.

  6. Ежова Н.Н. Рабочая книга практического психолога. Серия «Психологический практикум». – Ростов-на-Дону. «Феникс», 2006.

  7. Некрасова З., Некрасова Н. Сказочные возможности. – М.: ООО Издательство «София», 2008.

  8. Степанов C. Продуктивный ум : загадки и причуды. // Школьный психолог январь 2004 №4 //.

  9. Ткач Р.М. Сказкотерапия детских проблем. – Спб.: Речь; М.; Сфера, 2008.

Основные термины (генерируются автоматически): творческий потенциал, развитие, Упражнение, Рефлексия, творческое мышление, дивергентное мышление, медитативная сказка, Основной этап, заключительный этап, младший школьный возраст.

Похожие статьи

Развитие творческого потенциала младших школьников как основы формирования позиции субъекта

Программа развития эмоциональной культуры будущих социальных педагогов в образовательном процессе вуза

Формы и методы инновационной деятельности на уроках гуманитарного цикла как средство мотивации учащихся

Проектная деятельность в условиях ДОО как эффективное средство развития познавательной мотивации дошкольников

Проектный метод как средство развития творческого и научно-исследовательского потенциала студентов ссуза на занятиях секции «Школа лидера»

Развитие творческого потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья как педагогическая проблема

Профориентация старшеклассников как основа выявления интересов и формирования будущей профессии

Духовно-нравственное развитие младших школьников как предмет педагогического исследования

Развитие творческих способностей у младших школьников как одно из средств развития личности

Интерактивное обучение как развитие познавательной активности учащихся гуманитарного направления

Похожие статьи

Развитие творческого потенциала младших школьников как основы формирования позиции субъекта

Программа развития эмоциональной культуры будущих социальных педагогов в образовательном процессе вуза

Формы и методы инновационной деятельности на уроках гуманитарного цикла как средство мотивации учащихся

Проектная деятельность в условиях ДОО как эффективное средство развития познавательной мотивации дошкольников

Проектный метод как средство развития творческого и научно-исследовательского потенциала студентов ссуза на занятиях секции «Школа лидера»

Развитие творческого потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья как педагогическая проблема

Профориентация старшеклассников как основа выявления интересов и формирования будущей профессии

Духовно-нравственное развитие младших школьников как предмет педагогического исследования

Развитие творческих способностей у младших школьников как одно из средств развития личности

Интерактивное обучение как развитие познавательной активности учащихся гуманитарного направления