Цели и задачи экспериментальной программы формирования интегративной и инструментальной мотивации обучения иностранному языку девушек и юношей – студентов технического ВУЗа
Автор: Седова Екатерина Анатольевна
Рубрика: 8. Педагогическая психология
Опубликовано в
международная научная конференция «Актуальные вопросы современной психологии» (Челябинск, март 2011)
Статья просмотрена: 179 раз
Библиографическое описание:
Седова, Е. А. Цели и задачи экспериментальной программы формирования интегративной и инструментальной мотивации обучения иностранному языку девушек и юношей – студентов технического ВУЗа / Е. А. Седова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной психологии : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, март 2011 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2011. — С. 87-89. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/30/46/ (дата обращения: 16.12.2024).
По результатам проведенного нами констатирующего эксперимента очевидны низкие показатели интегративной мотивации у юношей-студентов младших курсов, а также более низкая, по сравнению с юношами, выраженность инструментальной мотивации у девушек на 1-2 курсах.
На старших курсах выраженность интегративной мотивации у юношей также является более низкой по сравнению с девушками.
На младших курсах девушки лидируют в показателях относительно личностных свойств, влияющих на формирование интегративной и инструментальной мотивации (мотивация достижений, иноязычная тревожность, функциональные состояния, ответственность).
Хотя к старшим курсам наблюдается положительная качественная динамика относительно упомянутых нами личностных качеств, с нашей точки зрения , необходима дальнейшая работа над формированием у девушек и юношей выбранных нами видов мотивации обучения иностранному языку.
На формирующем этапе нами была выделена экспериментальная группа из 109 студентов (69 юношей и 40 девушек) 1-2 курсов (оставшиеся 109 студентов составили контрольную группу).
В констатирующем эксперименте приняло участие 212 студентов старших курсов, в это число входили студенты 4 и 5 курсов. Для формирующего эксперимента нами было выбрано 85 студентов 3 курса, из них 60 юношей и 25 девушек, другие 85 студентов –третьекурсников были включены в контрольную группу.
Со студентами 1-2 и 3 курсов нами был проведен лонгитюдный эксперимент. В течение двух лет нами прослеживалась динамика упоминавшихся нами ранее личностных свойств, а также динамика интегративной мотивации у юношей и инструментальной мотивации у девушек от 1-2 курсов к 3ему и от 3его к 5му соответственно.
На формирующем этапе нами была разработана и апробирована программа на иностранном языке, являющаяся дополнительной к основной рабочей программе. Программа имеет название «Юноши и девушки, вперед!» («Boys and Girls, Go Ahead!) и состоит из трех частей: «Гендер как коммуникативная интеракция людей» [ 1] ( “Gender as a Communicative Interaction of People”), «Формирование интегративной мотивации» (“Forming an Integarative Motivation”), «Формирование инструментальной мотивации» (“Forming an Instrumental Motivation”)
Целью данной программы является формирование и дальнейшее совершенствование интегративной и инструментальной мотивации обучения иностранному языку у девушек и юношей – студентов всех курсов. Наряду с этим, в процессе планирования экспериментальной программы, нами были поставлены задачи, которые были подразделены нами на 3 группы:
1) методические:
- дальнейшее совершенствование у девушек и юношей всех видов речевой деятельности: говорения, аудирования, чтения, письма
- формирование у девушек и юношей коммуникативной компетенции посредствам экстралингвистической информации (прослушивание песен, просмотр фильмов на иностранном языке, привлечение аутентичного материала для дискуссий, ролевых игр и «круглых столов») с учетом всех видов речевой деятельности
- создание условий для коммуникативного образования девушек и юношей, открывающего возможности вступать в межкультурное общение, как на бытовом, так и на профессиональном уровне
2) педагогические:
- формирование у девушек и юношей ценностного отношения к окружающей действительности, к самим себе , к собственному полу и полу противоположному. И. Кант пишет: « Если бы мир состоял из одних безжизненных или отчасти из живых, но лишенных разума существ, то существование такого мира не имело бы никакой ценности, так как в нем не было бы существа, которое имело бы хотя малейшее понятие об этой ценности»1
- формирование у девушек и юношей эмоционально-эстетического отношения к странам изучаемого языка средствами лингвострановедческой информации
- формирование профессиональной ориентации девушек и юношей средствами иностранного языка, включающей в себя профессиональное просвещение (обеспечение информацией о мире профессий, возможностях профессиональной карьеры) и профессиональное воспитание, направленное на формирование трудолюбия, работоспособности, профессиональной ответственности
3) психологические
-реализация принципа сотрудничества в процессе взаимодействия между преподавателем и студентами. Сотрудничество определяется как «совместная деятельность, система активности взаимодействующих субъектов»[ ] и включающая в себя распределение начальных действий и операций, обмен действиями, взаимопонимание, планирование и рефлексию [ 3,4].
- учет психологических особенностей студентов в процессе организации взаимодействия между ними.
Так как наша экспериментальная программа содержит большое количество упражнений дискуссионного характера, не представляется целесообразным воспользоваться шестью правилами организации общения между учащимися (в нашем случае, студентами), сформулированными Н.Суворовой:
1) вовлечение в работу всех участников обсуждения;
2) акцент на психологической подготовке студентов. Не все студенты, пришедшие на занятия, психологически готовы к свободному выражению своей позиции, к свободному общению. Может сказаться закрепощенность, скованность, традиционность поведения. В данном случае, необходимы разминки, поощрение участников общения за активное участие в работе (словесная похвала, хорошая или отличная отметка), предоставление студентам возможности для самореализации.
3) организация работы в небольших группах. Спецификой предмета «иностранный язык» является то, что количество обучающихся оказывается в прямой зависимости от качества обучения. Важно, чтобы каждый был услышан, каждой группе должна быть предоставлена возможность выступить по той или иной проблеме. Только при таком условии возможна продуктивная работа студентов.
4) обеспечение физического комфорта при наличии соответствующих возможностей Аудитория должна быть подготовлена с таким расчетом, чтобы студентам было легко передвигаться и пересаживаться для работы в группах.
5) внимание к вопросам процедуры и регламента. Определенные правила поведения студентов во время дискуссии должны быть установлены изначально и, по возможности, не нарушены. Важно, чтобы участники общения относились друг к другу с уважением, не перебивали друг друга в процессе обсуждения проблемы, проявляли толерантность к позиции собеседника, уважали право каждого на свободу слова.
6) внимание к проблеме подразделения участников дискуссии на группы. Первоначально, необходимо осуществлять подразделение на основе добровольности, а затем воспользоваться принципом случайного выбора [5].
- учет гендерных экспектаций студентов. Мотивы и личностные стратегии обучения иностранному языку, выбранные студентами на констатирующем этапе, были учтены нами при подборе заданий для экспериментальной программы
- апробирование студентами гендерных ролей, образцов поведения, характерных для мужчин и женщин в той или иной социальной ситуации, как в бытовой, так и в профессиональной; поэтому разработанная нами программа содержит гендерно-ориентированные задания.
- оптимизация мотивации достижений, функциональных состояний и ответственности, снижение иноязычной тревожности
- создание психолого-педагогических условий для перехода девушек и юношей от внешней мотивации, формирующейся посредствам коммуникативных заданий на иностранном языке, к внутренней.
- формирование развитой языковой личности в процессе развития интегративной и инструментальной мотивации.
Литература:
Гарфинкель Г. Исследования по этнометодологии/ Пер. с английского З. Замчук, Н. Макарова, Е. Трифонова.- СПб.Ж Питер, 2007, 336с.
Кант И.Сочинения: В 6 т. М.,1966, 485с.
Левитес Д.Г. Практика обучения. Современные образовательные технологии/ Д.Г. Левитес.- М., 1998
Перевозчикова В.Н. Психологические условия развития мотивации иноязычной речевой деятельности студентов. Дис. канд. психол. наук/ В.Н. Перевозчикова,. Хабаровск,2005
Суворова Н. «Интерактивное обучение: Новые подходы» [ Текст] / Н. Суворова. М.,2005
1 Кант И. Сочинения: В 6 т. М., 1966, Т.5, с 485