Влияние творчества на психологическое состояние постояльцев «Дома-интерната для престарелых и инвалидов № 1» на примере документального фильма «Жизнь прекрасна» | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Захаров, С. М. Влияние творчества на психологическое состояние постояльцев «Дома-интерната для престарелых и инвалидов № 1» на примере документального фильма «Жизнь прекрасна» / С. М. Захаров, И. А. Добренькова. — Текст : непосредственный // Психологические науки: теория и практика : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 20-22. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/196/8650/ (дата обращения: 19.12.2024).



 

Одной из главных задач любого государства является поддержка пожилых людей, по тем или иным причинам нуждающимся в круглосуточном наблюдении. С этой целью создаются дома престарелых, призванные обеспечить постояльцев заботой и уходом. Особое внимание при этом должно уделяться психологической помощи.

По мнению кандидата психологических наук, доцента Донского государственного технического университета Лейлы Эдуардовны Кузнецовой, постояльцы домов престарелых обладают повышенной склонностью к психической дезадаптации, выражающейся в ощущении одиночества, ненужности и недоверия миру. [5, с. 454]

В целях выявить эффективные способы борьбы с подобным состоянием у пожилых людей авторы данного исследования обратились к психологу «Дома-интерната для престарелых и инвалидов № 1» Оксане Владимировне Цвирко с просьбой отобрать четырех наиболее сильных духом и позитивно мыслящихся постояльцев, с которыми впоследствии были записаны интервью, вошедшие в документальный фильм «Жизнь прекрасна» (производство: СПбГИКиТ). [2]

В качестве героев фильма выступили химик и музыкант Григорий Матиенко, киномеханик и художник Галина Остроумова, телефонист и поэтесса Раиса Бишофа и технолог и поэт Анатолий Смирнов.

Григорий Григорьевич Матиенко — химик по профессии, музыкант по призванию. Человек, открытый всему новому: в 1960-х он одним из первых в Союзе стал играть запрещенный тогда джаз в оркестре Славянского городского совета. [6, с. 4] Музыка помогает ему жить. Страшная авария, произошедшая с ним 20 лет назад, не сломала его: несмотря на смещение позвонков, он продолжает играть, заменяя собой целый оркестр.

Григорий Григорьевич — самый творческий человек «Дома-интерната для престарелых и инвалидов № 1», без него не обходится ни один праздник: он развлекает своих друзей исполнением оригинальных музыкальных композиций на синтезаторе.

Герой фильма без ложной скромности рассказал о своих музыкальных достижениях (грамота лучшему аккомпаниатору), рассказал о первом походе в ресторан и первой и последней в своей жизни попытке курить и отметил, что счастье, на его взгляд, это совпадение ожидаемого и видимого. Григорий Григорьевич сумел мужественно пережить произошедшую с ним двадцать лет назад аварию, в результате которой у него произошло смещение позвонков.

В отличие от других героев фильма, съемки с участием которых происходили в их комнатах, Григорий Григорьевич предпочел, чтобы его снимали в гостевой комнате. Также, чтобы максимально эффективно предстать на экране, герой надел джинсовую жилетку, в которой он, по его словам, похож на солиста музыкальной группы «Scorpions» Клауса Майне.

Как признался Григорий Григорьевич, попав в «Дом-интернат для престарелых и инвалидов № 1», он собирался бросить занятия музыкой, однако, директор заведения Александр Вадимович Быценко настоял на том, чтобы Матиенко продолжил занятия музыкой и привил любовь к музыке другим постояльцам.

Исходя из предложенной доктором экономических наук Алексеем Петровичем Егидесом классификации психотипов [1, с. 54], Григория Григорьевича можно отнести к истероидам. Люди такого психотипа стараются, чтобы любой их поступок, любая работа стали объектом внимания окружающих. Если оценить некому, то и дело может подождать.

Постоянная концентрация на оттачивании мастерства, а также мониторинг новых тенденций в мире музыки, благодаря просмотру новейших концертов лучших мировых и отечественных коллективов в Интернете позволили Григорию Григорьевичу отвлечься от своих переживаний. Помимо этого, героя мотивирует желание быть похожим на Клауса Майне, который является достойным примером для подражания: у Майне было тяжелое заболевание, которое могло поставить крест на его карьере (грибок голосовых связок), но он смог победить свой недуг.

Особую роль в поддержании позитивного психологического настроя у Григория Матиенко играет также одобрение его творчества другими постояльцами, которые каждый вечер собираются в гостевой комнате, чтобы послушать пение и музыкальные импровизации Матиенко.

Вторая героиня фильма Галина Петровна Остроумова — женщина, умеющая держать лицо несмотря ни на какие преграды. Настоящий творческий человек, по ее мнению, должен делиться искусством с другими. За свою жизнь она успела побыть и киномехаником, и учителем рисования, и даже актрисой! Однажды в ее жизни случилось страшное — она попала под машину. Она могла остаться жить с семьей. Но смысл ее жизни в том, чтобы дарить радость окружающим. И она приняла решение уйти жить в Дом-интернат для престарелых и инвалидов, где она радует своими картинами новых друзей, в очередной раз доказывая, что искусство облагораживает.

Галина Петровна, проявившая себя во многих творческих профессиях, в том числе и в лицедействе, как и любая другая актриса, всегда стремится выглядеть безупречно, по этой причине для съемки она одела разноцветный платок, бусы и попросила, чтобы ее снимали возле окна — на фоне православных икон и собственных фотографий.

Галина Петровна рассказала, что главное в жизни — жить так, чтобы после нас осталось что-то хорошее. В связи с этим она снималась в эпизодах в кино, рисует картины и учит рисовать других, постоянно фотографирует себя и своих окружающих. У нее были возможности остаться дома с родными и близкими после того, как ее сбила машина, но она решила, что ей нужно продолжать приносить пользу людям и переехала жить в «Дом-интернат для престарелых и инвалидов № 1».

Таким образом, именно желание получить признание своего творчества мотивирует Галину Остроумову жить и развиваться. Важную роль в этом сыграло актерское прошлое Галины Петровны. Из большинства существующих творческих профессий именно актеры больше всего подвержены зависимости от мнения окружающих, одобрение своей работы дает им вдохновение для новых достижений. Актерский взгляд на жизнь отражается в выверенном стиле Галины Петровны и ее постоянном стремлении не только показать окружающим свой взгляд на мир, но и добиться того, чтобы ее творчество имело влияние. Так, овладев искусством художника, она сразу же устроилась в школу учителем рисования, чтобы передать подрастающему поколению свои навыки. В Доме-интернате же для нее важно, чтобы ее картины висели на стенах заведения, чтобы каждый мог увидеть результаты ее труда.

Третья героиня фильма Раиса Павловна Бишофа с ранних лет знает, что такое одиночество и равнодушие окружающих. Ее детство пришлось на детский дом, а молодость она провела в Латвии, куда ее привез муж-военный. Упорство и вера в себя позволили ей выбиться в люди — она прошла путь от швеи до телефонистки в штабе гражданской обороны. Случившаяся с ней авария пугающим образом совпала с надвигавшимся распадом Советского Союза — в самый тяжелый момент своей жизни она поняла, что для жителей Латвии она уже чужая. В Доме-интернате она обрела второе дыхание. Рисование и поэзия помогли ей снова поверить в себя.

Раиса Павловна снималась в своей комнате на фоне выращиваемых ею цветов, на письменном столе лежали ее рисунки. Раиса Павловна рассказала о пользе самоиронии в жизни, поведала о своей тяжелой жизни и прочитала на камеру несколько духоподъемных стихотворений собственного сочинения.

У Раисы Павловны на все и каждого есть свое мнение, которое она не боится высказывать, в связи с чем многие постояльцы ее немного побаиваются.

Следует заметить, что жесткость в характере Раисы Бишофы является следствием того, что она неоднократно попадала в ситуации, когда ей необходимо было находить общий язык с незнакомыми людьми в новых для нее условиях. [7, с. 834] И в детском доме, и в Латвии главной задачей для Раисы Павловны было выжить, и в связи с люди, помогавшие ей бороться с возникшими препятствиями, стали самыми близкими ее людьми. Открытость в общении с людьми, с одной стороны, позволила ей расширить круг своих друзей, а с другой, привела к ряду разочарований. Пережив обиды и предательства, многие начинают себя воспринимать как психологов, точно знающих, что ждать от других людей. Как результат, люди начинают закрываться от общества и ограничивают свое общение. [4, с. 20] Тем не менее, Раиса Павловна не прекращает заводить новых друзей в Доме-интернате, делая окончательное суждение о человеке по его поступкам.

В связи с этим рисование картин и сочинение стихов помогают Раисе Павловне оставить свои переживания в творчестве, а создаваемая персоналом Дома-интерната атмосфера уюта и доброжелательности помогает героине фильма расслабиться и избавиться от страхов за свое будущее.

Четвертый герой картины Анатолий Александрович Смирнов привык бороться за жизнь с самого рождения: в последний год войны мама-телефонистка родила его на столбе. Ему трудно давались точные науки, но он стал отличником. Он мог бы стать великим авиатором, но стал талантливым технологом на заводе. Но главным в его жизни стала поэзия. Рассеянный склероз оборвал карьеру технолога, но не помешал ему писать стихи. Анатолий Александрович уверен: «Не надо бояться болезней — пусть болезни боятся нас».

Анатолий Александрович Смирнов снимался в своей комнате, поскольку ему тяжело передвигаться. Для съемок в фильме он выбрал свой стандартный наряд — белую полосатую рубашку и черные брюки. Анатолий Александрович, в начале беседы показавшийся строгим, достаточно быстро перешел к шуткам и самоиронии: рассказал о том, как родился на столбе, поведал о том, как радоваться жизни на примере своего завтрака, и прочитал свои стихи. Рассказанная в фильме информация о страданиях Анатолия Александровича от рассеянного склероза контрастирует с его образом веселого и жизнерадостного человека.

Из всех выше перечисленных историй видно, что герои черпают свой позитивный настрой из творчества: Анатолий Смирнов и Раиса Бишофа пишут стихи, Григорий Матиенко сочиняет музыку, Раиса Бишофа и Галина Остроумова пишут картины. Понимая, насколько важно для них, чтобы их творчество оценили, Оксана Цвирко прикладывает большие усилия, чтобы о талантах постояльцев «Дома-интерната для престарелых и инвалидов № 1» узнало как можно больше людей, в частности, полотна Раисы Павловны и Галины Петровны были представлены на круглом столе в информационном агентстве «Росбалт», прошедшем в рамках проекта «Лучшая половина жизни». [3]

Таким образом, герои фильма «Жизнь прекрасна» любят жизнь, ценят каждое мгновение и стараются его увековечить в стихах, музыке, картинах. Занятия искусством дают героям мотивацию жить, у них появляется уверенность в своих силах, они понимают, что могут принести обществу пользу своим творчеством. В связи с этим, по нашему мнению, выбранный руководством «Дома-интерната для престарелых и инвалидов № 1» курс на поддержку амбиций постояльцев носит крайне продуктивный характер.

 

Литература:

 

  1.                Егидес А. П. Как разбираться в людях, или Психологический рисунок личности. — М.: АСТ-Пресс Книга, 2008. — 320 с.
  2.                Жизнь прекрасна [Электронный ресурс] // YouTube: [сайт]. — URL: https://www.youtube.com/watch?v=BXD7lNFCTrA (01.07.2015)
  3.                Искусство против умирания [Электронный ресурс] // Росбалт: [сайт]. — URL: http://www.rosbalt.ru/piter/2014/11/21/1340291.html (01.07.2015)
  4.                Клевцова Н. В., Гайворонская Е. Б., Грекова Т. И., Донцов В. И., Синицына О. Е. Новая позитивная психология для пожилых людей // Научно-медицинский вестник Центрального Черноземья. — 2010. — № 39–2. — С. 16–22.
  5.                Кузнецова Л. Э., Чеботарев В. П. Психологические особенности проявления психической дезадаптации у людей пожилого возраста, проживающих вне семьи // Молодой ученый. — 2014. — № 5 (64). — С. 452–455.
  6.                Легашова М. А. «Нет лет…» в Коломягах // Коломяжские вести. — 2014. — № 4. — С. 4.
  7.                Щетинина Е. В. Проблема адаптации пожилых людей, проживающих в домах-интернатах// Молодой ученый. — 2014. — № 6 (65). — С. 834–836.
Основные термины (генерируются автоматически): жизнь, герой фильма, Анатолия, героиня фильма, гостевая комната, детский дом, занятие музыкой, Латвия, рассеянный склероз, смещение позвонков.

Похожие статьи

Особенности использования мобильных телефонов учениками 5–11-х классов и перспективы развития смартфонов (на примере ФГБОУ «Средняя школа-интернат МИД России»)

Представление собственного педагогического опыта воспитателя «Шахтинского центра помощи детям № 3» В. В. Королёвой по теме «Подготовка воспитанников центра к самостоятельной жизни»

Инновационные технологии при формировании понятия о стиле писателя на уроках литературы (на примере романа Ч.Айтматова «И дольше века длится день»)

Актуальные вопросы организации патриотического воспитания в системе дополнительного образования подростков (на примере деятельности военно-патриотического клуба «Красная звезда»)

Развитие социально-личностных компетенций младших школьников с ОВЗ через призму театральной деятельности в коррекционно-реабилитационном центре (из опыта работы)

Изучение социально-психологического образа (модели) современного гимназиста (на примере МБОУ «Гимназия №13» г.Магадан)

Инновационный образовательный проект «Экологический туризм с использованием скандинавской ходьбы как способ формирования социокультурных ценностей воспитанников и их семей»

Мифы о памяти

В статье разоблачаются популярные мифы и заблуждения в области памяти. Автор провел исследование, в котором участвовали ученики Государственного автономного учреждения Калининградской области общеобразовательной организации «Школа-интернат лицей-инте...

Решение проблемы гендерной социализации воспитанников (из опыта работы Канского детского дома имени Ю. А. Гагарина)

Создание специальных образовательных условий для детей с расстройствами аутистического спектра (на примере работы городского ресурсного центра «Росток» г. Челябинска)

Похожие статьи

Особенности использования мобильных телефонов учениками 5–11-х классов и перспективы развития смартфонов (на примере ФГБОУ «Средняя школа-интернат МИД России»)

Представление собственного педагогического опыта воспитателя «Шахтинского центра помощи детям № 3» В. В. Королёвой по теме «Подготовка воспитанников центра к самостоятельной жизни»

Инновационные технологии при формировании понятия о стиле писателя на уроках литературы (на примере романа Ч.Айтматова «И дольше века длится день»)

Актуальные вопросы организации патриотического воспитания в системе дополнительного образования подростков (на примере деятельности военно-патриотического клуба «Красная звезда»)

Развитие социально-личностных компетенций младших школьников с ОВЗ через призму театральной деятельности в коррекционно-реабилитационном центре (из опыта работы)

Изучение социально-психологического образа (модели) современного гимназиста (на примере МБОУ «Гимназия №13» г.Магадан)

Инновационный образовательный проект «Экологический туризм с использованием скандинавской ходьбы как способ формирования социокультурных ценностей воспитанников и их семей»

Мифы о памяти

В статье разоблачаются популярные мифы и заблуждения в области памяти. Автор провел исследование, в котором участвовали ученики Государственного автономного учреждения Калининградской области общеобразовательной организации «Школа-интернат лицей-инте...

Решение проблемы гендерной социализации воспитанников (из опыта работы Канского детского дома имени Ю. А. Гагарина)

Создание специальных образовательных условий для детей с расстройствами аутистического спектра (на примере работы городского ресурсного центра «Росток» г. Челябинска)