Межличностные отношения в семье ребенка с особыми нуждами | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Абдиназарова Н. Э. Межличностные отношения в семье ребенка с особыми нуждами [Текст] // Актуальные вопросы современной психологии: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 88-90. — URL https://moluch.ru/conf/psy/archive/157/7254/ (дата обращения: 18.10.2018).

Семья ребенка с особыми нуждами представляет собой специфический объект исследования в психологии семейных отношений. С одной стороны, как любая семья, она может быть определенным образом охарактеризована с точки зрения своей структуры, функций, стадии жизненного цикла, существующей системы коммуникаций. С другой стороны, наличие особой проблематики, а именно, нетипичного развития одного из ее членов, накладывает характерные штрихи на жизнь семьи и каждого ее члена. При этом отношения внутри семьи могут демонстрировать различные варианты адаптации к этой проблеме — как консолидирующие семью, так и приводящие к ее дисфункции.

Солодянкина О. В. выделяет два типа семей в зависимости от их отношения в проблеме инвалидности ребенка:

–                    Семьи, в которых отношение к проблеме носит конструктивный характер. Они не углубляются в длительные переживания случившегося, а пытаются более эффективно приспособиться к новым условиям, наладить семейный быт, общение и изменить свое отношение к возникшей проблеме. Конструктивное отношение — это результат эмоциональной адаптации всех членов семьи: они принимают проблему. Критические моменты в таких семьях тоже случаются, тем не менее родители уже успели выработать позитивные установки по отношению к себе, своему ребенку, что позволяет им формировать у него такие навыки, которые помогут взаимной адаптации.

–                    Семьи, в которых отношение к проблеме носит деструктивный характер. Это может выражаться в форме игнорирования проблем («Это не мои, а его проблемы — пусть выкарабкивается сам»); жестокого обращения и эмоционального отвержения ребенка; акцентуации на проблеме.

Деструктивное отношение к проблеме в сочетании с нарушениями детско-родительских коммуникаций препятствует процессу реабилитации ребенка и ведет к появлению у него поведенческих отклонений.

Для ребенка семья — это самые близкие люди, принимающие его таким, какой он есть, независимо от социального статуса, состояния здоровья и индивидуальных особенностей. Это то место, где можно решить возникшие проблемы, найти помощь, понимание и сочувствие. Но та же семья может стать причиной формирования негативных качеств в ребенке, препятствовать его адаптации в меняющихся жизненных условиях. Функции семьи могут быть нарушены в результате влияния весьма широкого круга факторов, в том числе особенностей личности ее членов и взаимоотношений между ними, определенных условий жизни семьи, нарушения структуры семьи.

Можно выделить следующие особенности семьи ребенка с нарушениями развития:

1.  Нарушения временной перспективы функционирования семьи.

2.  Искажение семейного взаимодействия.

3.  Повышенная уязвимость членов семьи в результате хронического стресса, переживаемого ими.

4.  Изменения в жизненном цикле семьи: продление некоторых стадий и отсутствие других.

5.  Дефицит самореализации у супругов, в особенности у жены, и их чрезмерная вовлеченность в родительские роли.

6.  Сужение круга семейного функционирования, снижение социального статуса семьи.

7.  Более высокий риск возникновения поведенческих и эмоциональных нарушений у братьев и сестер ребенка с нарушениями развития.

С рождением ребенка в семье происходит много изменений, пара пытается адаптироваться к появлению нового члена семьи. Супруги чувствуют большую близость друг к другу, когда ухаживают за младенцем, не спят по ночам, редко ходят в гости, так как у них теперь нет для этого возможностей. Вполне возможно, что женщина оставит работу. Проходит год, и жизнь семьи стабилизируется. Сплоченность супругов драматически понижается. Жена находится дома, она больше поглощена заботой о ребенке, чем о муже, он же вынужден больше времени проводить на работе, чтобы компенсировать снижение уровня доходов. Супруги мало времени проводят друг с другом, осуществляя в основном свои родительские роли. Подобная ситуация является типичной для нормативного кризиса в развитии семьи с маленьким ребенком и требует специальных усилий для его преодоления. В наибольшей мере это относится к семье ребенка с особыми нуждами. С рождением такого ребенка родители должны развить множество новых, непривычных умений и навыков, пересмотреть жизненные планы, а порой и все мировоззрение. Нередко родители не знают, как им нужно обращаться с ребенком. Зачастую это приводит либо к чрезмерной опеке, либо к полному безразличию со стороны родителей.

Проблема и в том, что родителям ребенка с нарушениями в развитии бывает чрезвычайно сложно показать ему, что они принимают и любят его таким, какой он есть. В такой ситуации родители не должны отдаляться от ребенка и обвинять себя в том, что они не испытывают чувств, которых ребенок ожидает и заслуживает. На этой стадии развития семья должна принять ребенка и помочь ему адаптироваться к окружающей — физической и социальной — среде.

Ситуация может усугубляться по мере того, как у жены будут возрастать требования по поводу помощи в уходе за ребенком, а у мужа накапливаться ощущения того, что жена и ребенок мешают его работе. Постоянное беспокойство, сосредоточенность внимания на ребенке создает у отца ощущение «лишнего» в семье, чувство, что его «используют». Отцы, в отличие от матерей, имеют меньшие возможности сделать напрямую что-либо полезное для ребенка, так чтобы проявить свою любовь, заботу и обеспокоенность. Напряженность взаимоотношений увеличивается, и более 50 % семей в этот период распадается.

Но возможен и другой вариант развития событий. В семьях, где ребенок представлен как идентифицированный пациент, его симптомы часто маскируют конфликт между родителями. Допустим, у супругов имеется ряд нерешенных проблем, и их брак находится под угрозой. Появление «проблемного» ребенка может переключить внимание родителей на преодоление возникших трудностей и даже заставить на время забыть о разногласиях в способах их решения. Такие супруги демонстрируют сотрудничество в отношении к этой ситуации, и если она продлится достаточно долго, то может возникнуть впечатление об идеальной семье, где существует только одна проблема — «болезнь» ребенка.

Время поступления ребенка в школу также может сопровождаться наступлением кризиса в семье. Способы коммуникации в семье уже довольно стереотипны, и они не приспособлены к ситуации пребывания ребенка вне дома. К тому же перед матерью нередко встает проблема возвращения на работу, так как ребенок уже не требует такого непрерывного внимания. Такая перспектива становится пугающей, если женщина к этому времени уже в значительной степени дисквалифицировалась.

Если в семье, кроме ребенка с особыми нуждами, есть и другие дети, вполне вероятно, что и они будут находиться под давлением стрессогенных факторов. Недостаток родительского внимания, который они неизбежно будут ощущать, может переживаться ими по-разному. Зависть к особому положению нетипичного ребенка в семье сопровождается как всплесками агрессивности, так и парадоксальным чувством вины по отношению к нему. Взаимоотношения братьев и сестер нетипичного ребенка со сверстниками также могут осложниться. Нередко эти дети подвергаются насмешкам со стороны одноклассников и испытывают чувство стыда за «неправильного» члена семьи. Таким образом, и внутри семьи, и вне ее сферы эти дети ощущают себя эмоционально изолированными. В особенности это относится к тем семьям, где не поощряется свободное выражение чувств друг к другу и от детей требуется столь же самоотверженное отношение к «проблемному» ребенку, какое демонстрируют его родители. В такой ситуации увеличивается риск появления девиантного поведения и личностных деформаций у братьев и сестер ребенка с особыми нуждами.

В то же время семья встроена в более крупные социальные структуры. Она — часть системы убеждений, ценностей и типов поведения, заданных обществом. Большинство семей в решении своих проблем в повседневной жизни сталкиваются с непониманием и пренебрежением окружающих, ощущают равнодушие и безразличие.

Не будем забывать о том, что реакции на нарушения у детей — продукты социума, формирующиеся на протяжении всей жизни. Если мы действительно хотим помочь семье, мы должны делать это на ее условиях, в контексте ее системы понятий. Только с помощью такого системного подхода мы можем надеяться улучшить качество жизни обычных семей, в которых рождаются дети с «необычными» потребностями.

 

Литература:

 

1.         Барнз Дж. Г. Социальная работа с семьями в Англии. — М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993.

2.         Бенеш Л. Психологическая природа мужского насилия // Вестник психосоциальной и корекционно-реабилитационной работы.№ 3,1995.

3.         Козлов А. А. Социальная работа за рубежом: состояние, тенденции, перспективы. — М., Флинта-МПСИ,1998.

4.         Мельниченко С. А. Предотвращение жестокости по отношению к женщинам и детям// Семья в России. № 2,1995.

5.         Минухин С., Фишман Ч. Техники семейной терапии. — М.: НФ «Класо», 1998.

6.         Социальная работа с семьей /Под ред. Т. В. Шеляг. — М.: Институт социальной работы, 1995.

7.         Социально-правовые проблемы борьбы с насилием /Ом.юрид.ин-т.-Омск.,1996.

 

Основные термины (генерируются автоматически): семья, ребенок, проблема, отношение, семья ребенка, время, нетипичный ребенок, нарушение развития, жизнь семьи, сестра ребенка.

Похожие статьи

Проблемы взаимоотношений младшего и старшего ребенка...

ребенок, старший ребенок, отношение родителей, семья, родитель, респондент, младший ребенок, старший брат, родитель респондента, сестра.

Особенности психического развития детей в неполных семьях

ребенок, семья, неполная семья, результат методики, заниженная самооценка, отношение, проективная методика, самый ребенок, общая тревожность, социальный страх. Проблема детской тревожности в условиях семейного... Только система отношений «семьяребенок»...

Проблемы родителей, имеющих ребенка с ограниченными...

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родитель, семья, отношение, проблема, рождение ребенка, семья ребенка-инвалида

Взаимоотношение родителей и детей в семье... Статья посвящена проблеме взаимоотношений между родителями и детьми.

Родительско-детские отношения в семьях с детьми...

ребенок, родитель, семья, аутичный ребенок, больной ребенок, специалист, член семьи, отношение, развитие, длительное время. Особенности субъективной картины жизни матерей...

Влияние детско-родительских отношений на становление...

ребенок, современная семья, родитель, семья, отношение, отношение ребенка, воспитание детей, Адлер, семейное воспитание, становление личности.

Воспитание детей обогащает личность... Особенности психического развития детей в неполных семьях.

Особенности кризисных периодов в семьях, воспитывающих...

Выявление факта нарушения развития ребёнка. Возникновение страхов, неуверенности в воспитании ребенка.

О том, что ребенокнетипичный, родители могут узнать в первые три года его жизни или на психологическом обследовании на медико-педагогической комиссии при...

Возврат детей из приемных семей. Анализ ситуации

В октябре 2016 года в Сочи прошел Всероссийский форум приемных семей, на котором заместитель директора Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки Ирина Романова сделала акцент на проблеме возврата детей из приемных семей.

Замещающая семья как способ решения проблемы сиротства...

замещающая семья, семья, попечение родителей, профессиональное сопровождение, приемная семья, приемный ребенок, ребенок, созданная замещающая семья, воспитание ребенка, успешная адаптация.

Особенности детско-родительских взаимоотношений в неполных...

ребенок, семья, отношение, заниженная самооценка, фрустрация потребностей достижения успеха, результат методики, общая тревожность, неполная семья, школьная тревожность, друг друга. Самооценка ребенка дошкольного возраста из полной...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Проблемы взаимоотношений младшего и старшего ребенка...

ребенок, старший ребенок, отношение родителей, семья, родитель, респондент, младший ребенок, старший брат, родитель респондента, сестра.

Особенности психического развития детей в неполных семьях

ребенок, семья, неполная семья, результат методики, заниженная самооценка, отношение, проективная методика, самый ребенок, общая тревожность, социальный страх. Проблема детской тревожности в условиях семейного... Только система отношений «семьяребенок»...

Проблемы родителей, имеющих ребенка с ограниченными...

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родитель, семья, отношение, проблема, рождение ребенка, семья ребенка-инвалида

Взаимоотношение родителей и детей в семье... Статья посвящена проблеме взаимоотношений между родителями и детьми.

Родительско-детские отношения в семьях с детьми...

ребенок, родитель, семья, аутичный ребенок, больной ребенок, специалист, член семьи, отношение, развитие, длительное время. Особенности субъективной картины жизни матерей...

Влияние детско-родительских отношений на становление...

ребенок, современная семья, родитель, семья, отношение, отношение ребенка, воспитание детей, Адлер, семейное воспитание, становление личности.

Воспитание детей обогащает личность... Особенности психического развития детей в неполных семьях.

Особенности кризисных периодов в семьях, воспитывающих...

Выявление факта нарушения развития ребёнка. Возникновение страхов, неуверенности в воспитании ребенка.

О том, что ребенокнетипичный, родители могут узнать в первые три года его жизни или на психологическом обследовании на медико-педагогической комиссии при...

Возврат детей из приемных семей. Анализ ситуации

В октябре 2016 года в Сочи прошел Всероссийский форум приемных семей, на котором заместитель директора Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки Ирина Романова сделала акцент на проблеме возврата детей из приемных семей.

Замещающая семья как способ решения проблемы сиротства...

замещающая семья, семья, попечение родителей, профессиональное сопровождение, приемная семья, приемный ребенок, ребенок, созданная замещающая семья, воспитание ребенка, успешная адаптация.

Особенности детско-родительских взаимоотношений в неполных...

ребенок, семья, отношение, заниженная самооценка, фрустрация потребностей достижения успеха, результат методики, общая тревожность, неполная семья, школьная тревожность, друг друга. Самооценка ребенка дошкольного возраста из полной...

Задать вопрос