Особенности профессионального самоопределения и профессиональная направленность у старшеклассников с личностью типа А и типа Б | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Юдина, Н. В. Особенности профессионального самоопределения и профессиональная направленность у старшеклассников с личностью типа А и типа Б / Н. В. Юдина. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной психологии : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2015. — С. 44-46. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/157/7163/ (дата обращения: 16.11.2024).

Проблема профессионального самоопределения людей с различными типами поведения в последние десятилетия стоит очень остро. Это связано с социально-экономической обстановкой в стране где возникает необходимость в совершенствовании профессиональных качеств работника и требуются активные исследования в области профессионального самоопределения школьников с различными типами поведенческой активности.

У взрослых специфика поведенческих типов А и Б изучена достаточно хорошо и менее исследована в старшем школьном возрасте. В связи с этим возникает интерес изучения особенностей поведения типа А и типа Б в школьном возрасте.

Несмотря на многочисленные исследования, многие авторы в разные термины вкладывают аналогичный смысл: профессионализм определяют как интегративное свойство личности, включающее профессиональную компетентность, нравственность, инициативу и мастерство. В тоже время профессионализм — устойчивое свойство личности и деятельности, а также способность к саморазвитию и самокоррекции. Под профессиональной готовностью понимают интегративное личностное образование, включающее профессиональную направленность, знания и умения [4].

Существует большое количество зарубежных и отечественных исследований, посвященных изучению поведения типа А и типа Б. Человеку с поведенческим типом А свойственны следующие психологические особенности: высокий темп жизни для достижения нечетко сформулированной, труднодостижимой цели; постоянное влечение к соревнованию и конкуренции; высокая готовность к действиям; нетерпеливость и постоянная спешка; ускорение многих физических и психических функций. [1; 2].

Понятия «личность типа А» и «поведение типа А» пришло в психологию личности из психосоматической медицины. М. Фридман и Р. Розенман подробно описали этот тип, особенности его поведения и психосоматические последствия, к которым такое поведение приводит. Анализ многих исследований, привел к формированию достаточно стойкого убеждения, что поведение типа А и обладание личностными особенностями этого типа является фактором риска психоэмоционального дистресса.

Что же входит в понятие «личность типа А» — сильно выраженное стремление к первенству, социальному превосходству, восприятие жизни как арены конкурентной борьбы, всегда острое желание быть первым, лучшим. Причем желание быть первым и лучшим во всем, чем занимается личность типа А. Не, только в главном деле, в профессии, но и во всех второстепенных делах. Для таких людей быть первым в своей профессиональной деятельности и важно быть лучшим, например при игре в футбол или волейбол. Ну а если занялся коллекционированием, то «моя коллекция должна быть лучшей» и так во всех сферах социального взаимодействия личности типа А. Кроме того, на поведенческом уровне для личности этого типа характерно яркое проявление активности, напряженности, амбициозности, часто несдержанности в проявлении чувств, напористости и нетерпеливости в достижении цели. При встрече с препятствиями на пути к достижению поставленной цели личность типа А может проявлять не только настойчивость, но и агрессивность. Однако отметим, что ядром личности является именно отмеченная выше доминирующая мотивация первенства и социальной конкуренции. Что касается трудовой деятельности, то здесь отслеживается преувеличенная потребность в деятельности — сверхвовлеченность в работу, инициативность, неумение отвлечься от работы, расслабиться. Неумение и нежелание выполнять каждодневную и однообразную работу. Неспособность к длительной и устойчивой концентрации внимания, нетерпеливость, стремление быстро все делать. Соревновательность, склонность к соперничеству и признанию, амбициозность, агрессивность по отношению к субъектам, противодействующим осуществлению планов, стремление к доминированию в коллективе или компаниях, легкая фрустрируемость внешними обстоятельствами и жизненными трудностями.

Другое название личности типа А — коронарный тип. Не случайно фундаментальная работа М. Фридмана и Р. Розенмана, посвященная описанию феномена личности типа А называется «Тип А и его сердце». Многочисленные исследования констатируют, что сердечно-сосудистые заболевания (инфаркты, инсульты) встречаются у личностей типа А значительно чаще примерно в два раза и смертность у таких людей трудоспособного возраста стоит на первом месте, чем у других людей. Это обстоятельство естественным образом связывается специалистами с личностными и поведенческими особенностями людей типа А. Очевидным признается стрессогенность и рассмотрение поведения типа А в качестве фактора риска психоэмоционального дистресса.

Распространенность личностей типа А неодинакова в разных социокультурных популяциях. Так как, людей с типом А больше в городах, чем в селах, их больше также в социально экономически более развитых регионах, чем в менее развитых. Объединяя эти две тенденции, следовательно, можно говорить, что максимальная концентрация людей типа А будет наблюдаться в городах социально экономически более развитых стран, а минимальная — в селах, которые находятся к тому же в слабо развитых регионах.

В настоящее время признается рассмотрение поведения типа А в качестве фактора риска психоэмоционального дистресса и коронарных заболеваний. При этом считается, что таким психотравмирующим фактором для личности типа А является неуспех в социальной конкуренции, который рассматривается на субъективном уровне как фрустрация доминирующей мотивации первенства, достижения, победы. Но имеются экспериментальные данные, которые могут внести существенные коррективы в сложившиеся представления о том, что сам по себе неуспех в социальной конкуренции всегда является для личности типа А безусловным фактором психоэмо-ционального дистресса [3].

Для противоположного типа поведения типу Б, характерны: отчетливая неторопливость, взвешенность и рациональность в работе, отсутствие стремления к смене работы, обстоятельность и обязательность, надежность и предсказуемость в поведении, подчеркнутое расположенность к окружающим и дружелюбие. Слишком долгое обдумывание планов деятельности, сочетающееся с весьма неторопливом и сверхтщательным исполнением даже незначительных фрагментов, нередко раздражающее окружающих, неумение и нежелание спорить, но в то же время решительность в отстаивании своей точки зрения. Отсутствие внешних проявлений неуверенности в своих силах и возможностях, неумение, а подчас и нежелание стремительно изменять стереотипы деятельности вызывают трудности и в приспособлении к ситуациям, требующим быстрого принятия ответственного решения или смены работы.

М. Фридман и Р. Розенман предлагают более дифференцированный подход с учетом степени выраженности характеристик двух описанных типов поведения. Здесь выделяют поведение типа А1 (совокупность максимально ярко проявляющихся свойств «коронарного поведения»), типа А2 (сочетание свойств обеих поведенческих групп, но с преобладанием характеристик «коронарного поведения»), типа Б3 (сочетания свойств обеих групп, но с преобладанием характеристик поведения типа Б), типа Б4 (совокупность свойств, противоположных параметрам коронарного поведения) и поведение типа 0, когда свойства обеих групп уравновешены.

Не все исследования позволяют утверждать, что поведение типа А развивается при жизни, под воздействием средовых факторов, а не предопределено наследственно. В частности, избыточная забота о ребенке, плохой уход за ним со стороны родителей в детстве ведут в будущем к более частому вовлечению человека в ситуации, характеризующиеся высокой степенью риска. Это, в свою очередь, может быть связано с тем, что такие люди чаще устанавливают перед собой труднодостижимые цели.

К факторам, способствующим развитию поведения типа А, относят также стремление достичь социальной адаптации в школе, нетерпеливость и раздражительность. В учебе старшеклассники с типом А стремятся всегда и везде быть первыми, они достигают высоких результатов на каких-либо мероприятиях, олимпиадах.

Таким образом, старшеклассники с коронарным типом личности А отдают предпочтение профессиям которые связанные с воспитанием, обучением людей, общением с ними, с копированием, воспроизведением и изучением художественных образов и т. д. К этой группе относятся все педагогические и медицинские профессии, профессии сферы услуг, а также художник, актер, певец, реставратор, искусствовед и другие.

Старшеклассники с типом личности Б выбирают разнообразные профессии по предметной направленности, не ориентируясь исключительно на профессии представляющие большие возможности для социальной конкуренции. Старшеклассники с таким типом личности ориентируются преимущественно на собственные познавательные интересы, особенности процесса и предмета профессии, собственной возможности.

 

Литература:

 

1.                  Климов, Е. А. Психология профессионала / Е. А. Климов // Психологи Отечества. М.; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — С. 407.

2.                  Митрушина, Н. А. Социально-перцептивные и личностные корреляты поведенческих типов А и Б [Текст]: дис. … канд. псих. наук. — Ярославль, 2007. — 198 c.

3.                  Положенцев, С.Д., Руднев, Д.А., Чиж, В.А. и др. Психологические особенности больных ишемической болезнью сердца с поведенческим фактором риска (Тип А) [Текст] // Кардиология. — 1990. — Т. 30. — № 4. — С. 73–75.

4.                  Пряжников, Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение [Текст]. — М., 1996. — С. 225.

5.                  Скутнева, С. В. Гендерные аспекты жизненного самоопределения молодежи / С. В. Скутнева // Социологические исследования. — 2004. — № 11. — С. 73–78.

6.                  Сторожева, Г. О. О профессиональном самоопределении учащихся / Г. О. Сторожева // Воспитание школьников. — 2004. — № 10. — С. 37–44.

Основные термины (генерируются автоматически): личность типа А, социальная конкуренция, тип, тип А, поведение типа, поведение типа А, поведенческий тип А, рассмотрение поведения типа А, смена работы, сочетание свойств.

Похожие статьи

Основные направления, организация деятельности и значение формирования навыков самообслуживания у подростков с глубокой умственной отсталостью как одна из целей социальной адаптации

Педагогизация семьи как фактор формирования нравственной воспитанности у старшеклассников с ОВЗ

Анализ различий взаимосвязи самооценки и статусного положения в классе между группами городских и сельских подростков

Особенности постурального баланса у мужчин старших возрастных групп в зависимости от показателей биологического возраста

Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста с ОНР

Развитие речевой активности у дошкольников с ТНР через использование познавательно-исследовательской деятельности в работе учителя-логопеда

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей с ТМНР

Взаимосвязь родительского отношения и уровня коммуникативных навыков детей с ОВЗ

Содержание работы по формированию краеведческих представлений младших школьников с интеллектуальной недостаточностью на материале учебного предмета «Человек и мир»

Особенности системного подхода в формировании готовности к оценочной деятельности у обучающихся экономических направлений

Похожие статьи

Основные направления, организация деятельности и значение формирования навыков самообслуживания у подростков с глубокой умственной отсталостью как одна из целей социальной адаптации

Педагогизация семьи как фактор формирования нравственной воспитанности у старшеклассников с ОВЗ

Анализ различий взаимосвязи самооценки и статусного положения в классе между группами городских и сельских подростков

Особенности постурального баланса у мужчин старших возрастных групп в зависимости от показателей биологического возраста

Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста с ОНР

Развитие речевой активности у дошкольников с ТНР через использование познавательно-исследовательской деятельности в работе учителя-логопеда

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей с ТМНР

Взаимосвязь родительского отношения и уровня коммуникативных навыков детей с ОВЗ

Содержание работы по формированию краеведческих представлений младших школьников с интеллектуальной недостаточностью на материале учебного предмета «Человек и мир»

Особенности системного подхода в формировании готовности к оценочной деятельности у обучающихся экономических направлений