Профессиональная направленность старшеклассников с различной гендерной принадлежностью | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №3 (83) февраль-1 2015 г.

Дата публикации: 04.02.2015

Статья просмотрена: 1116 раз

Библиографическое описание:

Деревцова, А. Б. Профессиональная направленность старшеклассников с различной гендерной принадлежностью / А. Б. Деревцова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 3 (83). — С. 895-898. — URL: https://moluch.ru/archive/83/15450/ (дата обращения: 22.11.2024).

Разделение в обществе на «мужскую» и «женскую» сферы труда изначально связаны с традиционными установками о ролях мужчин и женщин. Предполагается, что забота о доме и семье, воспитание детей — это ответственность в основном женщины. Мужчине отводится роль кормильца семьи. На сегодняшний день эти роли прекращают быть нормой. Женщины уже не хотят сидеть дома, а хотят работать, на мужчин возлагается ответственность воспитывать детей, пока женщина делает карьеру. Можно говорить о том, что спутанность гендерных ролей становиться все актуальнее мужчины выбирают профессии, которые чаще подходят женщинам, а женщины идут в те структуры, которые предназначены для мужчин. Это смешение гендерных ролей приводит к неадекватному и неосознанному выбору профессии [1, с.22].

Нами было проведено исследование, целью стало изучение профессионального самоопределения старшеклассников с учетом гендерной роли. В соответствии с поставленной целью были выдвинуты следующие задачи:

1.                  Провести теоретический анализ научной литературы.

2.                  Изучить гендерную принадлежность старшеклассников с помощью методики Сандры Бем «Маскулинность-феминности».

3.                  Изучить профессиональную направленность (в контексте ее предметной ориентации) у старшеклассников.

4.                  Сделать соответствующие обобщения и выводы.

Исследование проводилось в два этапа. Первый (подготовительный) этап включал проведение теоретического анализа научной литературы, а также изучение и подбор методов и методик, отвечающих задачам исследования. На втором этапе основного исследования применялся метод психодиагностического тестирования, в рамках которого использовались следующие методики: методика «Маскулинность-феминности» Сандры Бем, тест Дж. Голланда на определение профессионального типа личности.

Теоретический анализ литературы показал, что самоопределение личности — сложный, многоступенчатый процесс развития человека, длящийся всю жизнь, сущность которого состоит в поиске и нахождении личностных смыслов. Различают множество видов самоопределения, такие как личностное, жизненное, профессиональное самоопределение т. д. Профессиональное самоопределение — поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, а затем в осваиваемой трудовой деятельности, а также нахождение смысла в процессе самоопределения. Выделяются конкретные факторы выбора профессии по Е. А. Климову, такие как позиция, старших семьи; позиция сверстников; позиция школьного педагогического коллектива; условия труда; способности; склонности; притязание на общественное признание; информированность о той или иной профессиональной деятельности [3, с.42].

Одним из основных факторов профессионального определения является гендерная принадлежность. Наличие стойких гендерных различий в склонностях и способностях объясняет наличие разных интересов и предпочтений в выборе профессии. Большое значение при выборе профессии играют мотивация, профессиональные и жизненные планы, притязание на общественное признание, которые также имеют гендерную окраску. При выборе профессии При выборе профессии мужчины руководствуются такими факторами, как дальнейшая перспектива, возможность карьерного роста, высокая заработная плата, а главной мотивацией для них является стремление к власти и независимости. Для женщин, при выборе профессии, характерна большая эмоциональность, зависимость и ситуативность, а главная мотивация для них — это получить интересный опыт, быть социально значимой, взаимодействие с людьми. Следовательно, у мужчин доминирует профессионально-деятельностный аспект, а у женщин — социально-психологический. Более того, с возрастом у мужчин мотивация возрастает, а у женщин снижается, в связи с тем, что женщины стараются продолжать свои традиционные гендерные роли в воспитании детей и внуков. Несмотря на то, что равные права и возможности получения профессий декларируются для обоих полов, исторически сложившиеся представления о сугубо «мужских» и «женских» профессиях часто влияют на выбор вида деятельности. В соответствии с традиционными представлениями женский труд чаще всего имеет обслуживающий характер, поэтому женщины больше в торговле, образовании, здравоохранении [2, с.54].

Для женщин, при выборе профессии, характерна большая эмоциональность, зависимость и ситуативность, а главная мотивация для них — это получить интересный опыт, быть социально значимой, взаимодействие с людьми. Следовательно, у мужчин доминирует профессионально-деятельностный аспект, а у женщин — социально-психологический. Более того, с возрастом у мужчин мотивация возрастает, а у женщин снижается, в связи с тем, что женщины стараются продолжать свои традиционные гендерные роли в воспитании детей и внуков. Несмотря на то, что равные права и возможности получения профессий декларируются для обоих полов, исторически сложившиеся представления о сугубо «мужских» и «женских» профессиях часто влияют на выбор вида деятельности. В соответствии с традиционными представлениями женский труд чаще всего имеет обслуживающий характер, поэтому женщины больше в торговле, образовании, здравоохранении [1, с.38]. Мужчины чаще заниматься политикой, управлением, государственными делами. Женщины неохотно идут в те сферы, где доминируют мужчины. С одной стороны, они бояться, что их будут считать менее женственными, с другой стороны, им придётся столкнуться с предвзятостью мужчин и дискриминацией. Трудовая дискриминация женщин, остается актуальным явлением в нашем обществе, большим приоритетам на рынке труда пользуются чаще мужчины. Это подтверждается и ситуацией на рынке труда, где женщины лидируют по уровню безработицы.

Однако, в последнее время наблюдается изменение ситуации с гендерными стереотипами в выборе профессии, а именно расширение профессиональной деятельности женщин.

Освобождение от гендерных стереотипов позволит мужчинам и женщинам полноценно развиваться в тех направлениях, которые будут соответствовать их возможностям и устремлениям. Однако, при этом все же существуют половые различия в личностных особенностях, стилях управления, процессах принятия решений и т. д. [1, с.22]. С раннего возраста человек отождествляет себя с определенным полом. У него возникает субъективное «чувство пола» и развиваются определенные характеристики личности — маскулинные или феминные.

При этом они могут не совпадать с полом — мужчина может обладать феминными чертами, а женщина — маскулинными, а также встречаются своеобразные сочетания тех и других черт.

Сандра Бэм сформулировала свою гипотезу о существовании 3 типов людей с различной гендерной идентичностью: с преобладанием фемининных характеристик, с преобладанием маскулинных характеристик и андрогинных, т. е тех, у кого наблюдается баланс маскулинных и феминных характеристик. В содержание маскулинной роли входят характеристики активного, доминантного, инструментального поведения (самостоятельность, независимость, напористость, способность руководить, готовность рисковать, сила, агрессивность и т. д.). Основными характеристиками феминной роли являются зависимость от окружающих, экспрессивные, необходимые для установления близких межличностных отношений (верность, мягкость, нежность, уступчивость, способность к эмпатии и т. д.)

Для андрогинной роли свойственно сочетание характеристик феминной и маскулинной ролей, а также гибкость перехода от одной к другой роли в зависимости от требований ситуации, андрогиния — характеристика целостной личности, интеграция женского эмоционально-экспрессивного стиля и мужского инструментального. При этом наиболее привлекательным ей казался третий тип: по ее мнению, андрогинные личности обладают адаптивностью и гибкостью поведения, отличаются творческими наклонностями и наиболее психологически благополучны. Первые же два типа изображались негибкими, ограниченными, демонстрирующими в своем поведении бытующие в обществе гендерные стереотипы [3, с.87].

В результате эмпирического исследования, с помощью методики Сандры Бем «Маскулинность-феминности» было выяснено, что у большинства подростков выявлен феминный тип, как у девушек, так и у юношей. На втором месте выявлен маскулинный тип. В последнюю очередь выявлен андрогинный тип.

По результатам теста Дж. Голланда на определение профессионального типа личности можно сделать вывод о том, что лица с маскулинным типом, отдают предпочтение, предпринимательскому типу профессии, затем и далее по предпочтениям следуют социальный и артистичный типу профессии, реалистичный тип профессии, исследовательский тип личности не пользуется большим успехом у лиц с маскулинным типом, что касается традиционного типа, такой тип профессии выбирается редко. Что касается лиц с феминным типом, они предпочли артистичный тип профессии, на втором месте интерес проявляется к реалистичному типу профессии, далее по процентам идет социальный тип профессии, исследовательский тип профессии составил малый процент выбора, предпринимательский тип профессии оказался менее интересней предыдущих типов, и наконец, самый малый интерес проявили лица с феминным типом к традиционному типу профессии.

Таким образом, результаты исследования показывают различия выбора профессионального самоопределения у подростков, в связи с гендерными стереотипами, подтверждено, что гендерные стереотипы не оказывают сильного влияния на профессиональное определение.

 

Литература:

 

1.      Бендас, Т. В. Гендерная психология [Текст]: учебное пособие / Т. В. Бендас— СПб.: Питер, 2006. — 430 с.

2.      Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / Е. А. Климов. — М: Издательский центр Академия, 2005. — 304 с.

3.      Клецина, И. С. Гендерная психология. Практикум. 2-е издание [Текст]: И. С. Клецина. — СПб.: Питер, 2009. — 496 с.

4.      Пряжников, Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / Н. С. Пряжников. — М.: Издательство «Институт практического психолога». — Воронеж НПО «МОДЭК», 2006. — 256 с.

Основные термины (генерируются автоматически): выбор профессии, женщина, мужчина, воспитание детей, главная мотивация, профессиональное самоопределение, роль, тип, женский труд, интересный опыт.


Похожие статьи

Профессиональное определение обучающихся с инвалидностью в образовательных организациях СПО

Профессионально-личностное самоопределение старшеклассников в условиях профильной школы

Психологическое сопровождение профессионального становления личности обучающегося с инвалидностью и ОВЗ

Психолого-педагогические условия ориентации старших школьников на профессию

Профессиональная подготовка в области безопасности жизнедеятельности студентов с инвалидностью

Социально-педагогическая деятельность по формированию социальных навыков у детей дошкольного возраста с ЗПР

Содержание коррекционно-развивающей логопедической деятельности с учащимися с расстройствами аутистического спектра

Педагогическая поддержка учащихся младших классов на основе учета уровня и характера их школьной тревожности

Основы профессиональной деятельности по формированию интеллектуальной готовности к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Особенности индивидуально-психологических качеств педагогов общеобразовательных учреждений с различным стажем

Похожие статьи

Профессиональное определение обучающихся с инвалидностью в образовательных организациях СПО

Профессионально-личностное самоопределение старшеклассников в условиях профильной школы

Психологическое сопровождение профессионального становления личности обучающегося с инвалидностью и ОВЗ

Психолого-педагогические условия ориентации старших школьников на профессию

Профессиональная подготовка в области безопасности жизнедеятельности студентов с инвалидностью

Социально-педагогическая деятельность по формированию социальных навыков у детей дошкольного возраста с ЗПР

Содержание коррекционно-развивающей логопедической деятельности с учащимися с расстройствами аутистического спектра

Педагогическая поддержка учащихся младших классов на основе учета уровня и характера их школьной тревожности

Основы профессиональной деятельности по формированию интеллектуальной готовности к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Особенности индивидуально-психологических качеств педагогов общеобразовательных учреждений с различным стажем

Задать вопрос