История литературной панорамы Мурманска | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Просоедова, М. Н. История литературной панорамы Мурманска / М. Н. Просоедова. — Текст : непосредственный // Филология и лингвистика: проблемы и перспективы : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2013. — С. 12-15. — URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/79/3504/ (дата обращения: 26.04.2024).

Мурманск всегда притягивал внимание художников слова. По-другому, наверное, быть и не может. Несмотря на типовую застройку разных времен и небольшое количество памятных мест — наш город имеет свое обаяние, не поддаться которому невозможно. Этот средний по российским меркам город — самый крупный за полярным кругом. Именно он должен был стать по проекту последнего российского императора «городом будущего», здесь гитлеровские войска так и не сумели сломить волю мурманчан ежедневными бомбардировками. Сюда в 60-х и 70-х гг. съезжались люди со всей страны в поисках лучшей доли, верили — что здесь это возможно. Многие остались, несмотря на все трудности. Потому что этот город, с одной стороны, самый обычный, каких много по просторам нашей земли — с хрущёвками, девятиэтажками, провинциальным бытом и культурой. Да еще и с тяжелым климатом, утомительной, долгой зимой и отсутствием нормального лета. А с другой стороны — нет города загадочней и удивительней.

Почему люди любят этот край? Что заставляет их каждый раз возвращаться сюда? Ответы на эти вопросы ищут мурманские поэты. Ищут и находят.

Цель нашей работы: проанализировать историю развития литературы в творчестве современных поэтов Кольского Севера (Мурманской области) за период 1996 -2007 годы.

Задачи: рассмотреть наиболее характерные черты, проследить его эволюцию в данных временных рамках, выявить своеобразие образа города Мурманска в творчестве поэтов этого периода и сравнить с творчеством поэтов 60–80-х годов.

Объект исследования: стихи современных поэтов, появившиеся в печати в данные годы. Предпочтение при анализе отдавалось молодым поэтам, так как, по нашему мнению, их видение образа города Мурманска представляется нам наиболее интересным, потому что оно свободно от штампов предыдущей эпохи и еще не заполонено штампами следующей.

Методы исследования: комплексный анализ текста произведений, сравнение, наблюдение, синтез.

Актуальность: образ города Мурманска представлен в сознании большинства мурманчан образцами творчества 60–80 гг. При всей ценности этих произведений необходимо выявить, как воспринимается этот образ новым поколением.

Новизна: в исследовании мы отдавали предпочтение молодым авторам, уже имеющим печатные работы, но еще не получившим полные критические отзывы на них. Кроме того, мы брали и произведения уже известных авторов, появившиеся в указанные годы.

Литературная панорама Мурманской области предоставляет обширный и разнообразный материал для воспитания подрастающего поколения.

Литература Кольского Севера традиционно ведет свой отсчет с 40-х годов ХХ-го века. А именно — с творчества Александра Подстаницкого. Этому поэту принадлежат строки, во многом предопределившие поэтическое восприятие нашего города: «Мурманск, город мой широкоплечий, / Грудью дамб улегся на залив. / День ушел. У окон бродит вечер, / У причала сердится прилив…» [8, с.33]. В стихотворении «Мурманск вечером» перед нами предстает образ города-моряка, города-труженика, города-воина, бесстрашного, сильного и строгого, в чем-то наивного и простодушного, но всегда готового к бескорыстному служению Родине. Подобное восприятие города не было чем-то необычным в те годы: у Константина Бельхина, Александра Решетова мы найдем подобные образы Мурманска: «город беспокойных людей», «смелых и веселых моряков-большевиков».

Во время войны в стихотворных строках поэтов того времени усиливаются черты образа города-воина, не заслоняя, а лишь иногда оттеняя уже обозначенные: «Город-порт заснеженный и гордый, / Вечно у экзотики в плену, / Город — порт у Кольского фиорда, / Мужественно встретивший войну» — пишет Раиса Троянкер [21, с.42].

Северные мастера поэтического слова последующих лет каждый по-своему дополняли и расширяли этот образ. Представим лишь несколько примеров: «Распахнув россиянам двери / На просторы морских широт, / Мурманск людям надежным верит, / Их как друг настоящий ждет…» (Владимир Матвеев) [6, с.43]. «Стоишь ты в конце лукоморья, / Мой Мурманск, мой мачтовый город, / И ветры, посланцы Гольфстрима, / Про море тебе трубят…» (Виктор Тимофеев) [20, с.67]. «…Город юнг и капитанов, / Моря брат и океана брат!.../ Далеко твои простерлись дали, / Ты за них спокоен, ими горд. / Корабли пахать моря устали / И передохнуть заходят в порт…» (Александр Прокофьев) [11, с. 45].

В поэтических произведениях с 60-х до 80-х гг. преобладает позитивное восприятие северного города. Характерны такие эпитеты, как «добрый», «нежный», «верный», «гордый», «откровенный», «мудрый», «теплый». Даже эпитет «суровый» лишен негативной окраски. Поэты, как правило, отмечают тесную связь города с морем: «Мурманск — многопалубный корабль» (Игорь Давиденко) [22, с.28]. В большинстве произведений присутствуют такие детали, как корабль, чайка, пристань, волны, порт, даже названия улиц порой связанны с морем: «Белые ночи притихшие. / Город к заливу швартуется. / Чутко вздремнула под крышами / Рядом Прибрежная улица…» (Викдан Синицын) [6, с.33]. Трудности северного климата воспринимается как положительный, экзотический момент: «Но как бы Мурманск штормом ни качало, / Не жгло метелью, скрученною в жгут, / Горжусь: здесь океан берет начало, / Пути морские здесь отсчет берут…» (Виктор Тимофеев) [20, с.104]. Почти отсутствует конкретизация деталей, город возникает как единое целое, одушевленное, живущее своей жизнью, и в то же время — как часть огромной страны. Характерно для того времени романтизированное восприятие города, его идеализация и даже мифологизация: «С порога — тропка на вершину мира, в окошко справа — Арктика видна» (Борис Романов). Определенное восприятие переносится и на людей, живущих в этом городе — они все связаны с морем, мужественны, трудолюбивы, добры и честны, хотя иногда и бесшабашны: «И днем, и ночью, круглый год / Живет и трудится не зря — / Делами славит / Рыбный порт / Надежных докеров семья…» (Владимир Матвеев) [6, с.27]. «До свиданья, Мурманск, / До свиданья. / Жди назад с добычей / Рыбаков!» (Николай Гудовский) [6, с.45].

Так большинством поэтов воспринимались город и горожане в то время, а все плохое, негативное отбрасывалось, как досадное недоразумение. Обыденное просто не замечалось.

Уже с середины 90-х годов образ Мурманска в произведениях местных поэтов начинает приобретать иные черты. Он становится более конкретным и четким, появляется много деталей: улицы, люди, дома, черты городского повседневного быта и т. п. Город перестает быть только морским, хотя некоторые образы морской тематики могут сохраняться, а иногда автор может об этом и не упоминать. В целом образ Мурманска теряет свой романтический ореол, но в то же время приобретает реалистические черты — как положительные, так и отрицательные. Меняется и лирический герой — это уже не некий обобщенный образ, а конкретный человек, мурманчанин, переживающий вместе со своим городом и горести и радости.

В творчестве Максима Салтыкова, молодого поэта 90-х годов, город предстает таким: «Израненные улицы-морщины, / Мужчины суетливые как женщины / И женщины как пьяные мужчины — / И плачут и смеются без причины…» [15, с.10]. В этих строках основной мотив — боль, усталость, суета, причем суета безысходная, не приносящая результата. Здесь уже нет плакатной мужественности: мужчины уподобляются женщинам, а женщины — мужчинам, причем в самых неприятных, отрицательных своих качествах. Город показан как издерганный больной усталый человек, не понимающий, как прекратить эту изматывающую его сутолоку, которой нет конца: «...Улиц — километры, герцы, тонны…» [15, c.34]. Это город суеты и одиночества: «Я спешу. Меня никто не ждет» [15, с.9]. Он угрожающ, он порождает нечто странное и неживое: «Холод. Молот. Голод. / Заметенные снегом проспекты…/ Город. Странное имя. / Тени каменных гнезд. / Картоном смёрзшимся плит бетонных / Время высится и растет…» [15, с.10]; «Кружатся заснеженные улицы, / Катятся беззвучной горькой музыкой…» [15, с.9].

И сами люди — не люди, а просто выживающие существа, одержимые низменными желаниями продать-купить: «Я звеню продрогшим гордым хохотом / На багровый люд торговых сот…» [15, с.9]. Это город, у которого нет настоящего, а будущее его неясно: «Город спит, умирает, мчится / Неприкаянною ездой…» [15, с.10]; «Странный город. / Каменные сны. / Нового потопа ожиданье» [15, c.34].

Подобные мрачные мотивы восприятия Мурманска встречаются и в других произведениях того времени: «Город ночью злей и проще, / Да и я в его горсти — / Пешеход с кошелкой тощей / И трудны мои пути…» — так говорит в своем стихотворении Дмитрий Коржов [5, с.5]. Город и человек одиноки во враждебном мире, во времена темные, неопределенный, трудные, вокруг не дороги, а «…угрюмые тоннели», а дворы только проходные. Либо город становится послушным инструментом природы: «Искусный ветер музыкант. / В холодных, но живых руках / Звучат дворы, проулки, крыши — / Прислушайся! И ты услышишь» [5, с.25].

И все-таки даже в эти смутные годы многие традиционные, романтические черты, присущие образу Мурманска, сохраняются в стихах молодых поэтов: «Город мой — ветка, дрожащая на ветру. / Тонет в снегах и туманах он поутру. / Лица обветренные, губы упрямо сложенные. / Город мой — это характеры, на скалы похожие», «Черного неба овал бездонный, / Катер на рейде стоит полусонный…». Таким видит Мурманск Галина Сиротинская [18, с.16]. Такой город, по мнению автора, не может одолеть безвременье. Беззащитность и твердость одновременно даются как его характерные черты. Этому городу трудно, но эти трудности подобны природным явлениям, от них никуда не уйти, но это не трагедия, их надо просто пережить, и городу это под силу.

Об этом же пишет в то время и поэт Николай Колычев: «Мурманск — это взморье и взгорье, / Берег — негде спрятаться лжи. / Скалы обрываются в море / Резко и внезапно, как жизнь…» [11, с.74–75]. Более того, город воспринимается как важная и необходимая часть огромной страны, и в какой-то мере гарант ее сохранности: «Я стою, с трудом поднимаю / Тяжесть непонятной вины. / Это — край, дошедший до края / Некогда бескрайней страны» [11, с.74–75]. Несмотря на то, что автором обыгрывается многозначное слово «край» в значении граница, предел географический и предел моральный, в стихотворении ясно прочитывается надежда не только на светлое будущее города, но и всей страны.

В произведениях середины 90-х годов встречаются и такие описания: «Город лег в ладони сопок, / Белым куполом накрылся, / Распушив небесный хлопок, / Замер, словно затаился, / Провожая тусклым взглядом / Бег унылых электричек. / Ждет замерзшая ограда / Стаю красногрудых птичек» (Наталья Стефаненко) [19, с.20]. Кажется, обычная зимняя зарисовка, красивая картинка. Однако эпитеты «унылые», «замерзшая», «тусклый», да и образ железной ограды создают печальное, элегическое, даже тревожное, настроение.

Разрушение романтического образа города, произошедшее в 90-х годах, было во многом обусловлено положением в стране, преобладающими настроениями безысходности, неуверенности в будущем.

Новые настроения в изображении Мурманска появляются в начале нового века: «И взрываются лужи / Огнями бесчисленных радуг. / Просыпается город / От долгого зимнего сна. / … Эти странные люди / Чему они все-таки рады? / А тому, что настала / Банально-святая весна» (Петр Свиридов) [12, с.157].

Новые изменения, обретение надежды и устойчивости в стране отражаются в образе весны. Этот образ очень характерен для произведений того времени. Он связан с переменами, которые происходят в жизни общества: «И латаются давние дыры, / И сплетаются трубы-концы, / И ковры волокут из квартиры / На сквозняк и на солнце жильцы. / Неужели в обыденный вторник / От весны весь народец чудной? / Расскажи-ка чумбаровский дворик, / Что случилось опять со страной…» (Владимир Сорокажердьев) [13, с.180]. «Растаял снег на тротуарах…/ От света поотвыкшие дома / Глядят на мир спокойно и устало — / Водой становится зима…» (Дмитрий Коржов) [13, с. 270–271]. «И яркое небо синеет / Над городом милым моим. / И радостней мне и вольнее, / Стою благодатно пред ним…» (Татьяна Агапова) [13, с. 312].

Город приобретает и иные, ранее незнакомые черты: «Мурманск — набросок в карандаше. / Серый залив налинован штрихами снега, / Что рассыпает серый торшер неба. / Ты приезжай сюда, если здесь не был, / В Мурманск зимою, набросанный в карандаше./ Малый осколочек мира и Вечности слепок…» (Елена Кожеватова) [13, с.365]. Город связан уже не только с судьбой огромной страны, но и со всем миром, вселенной, включен во все временные процессы.

Мотив суеты приобретает также иное звучание: «Куда-то бабка с сумками торопится, / На остановке — дикая толпа, / В огромной луже грязный голубь топится, / И курит у киоска шантрапа…/…В песцовой шубе дама залезает — / Запахло псиной. Резкие духи. / Немой у светофора речь толкает / С рекламою от общества глухих. / Две модницы — одна из них в шиньоне. / Лихач промчался — взвыли тормоза. / Афиша, урна, лыжи на балконе — / И много еще можно рассказать…» (Эльвира Болдырева) [1, с.30]. Это уже не бестолковая, безысходная толкотня на неживых улицах, как у Салтыкова, это повседневная жизнь города. Она не удручает, она свидетельствует, что в городе живут люди, и значит, все в порядке, несмотря на некоторые комические моменты этой жизни.

В последующие годы образ города как бы «выправляется», обретая былую красоту и обаяние: «А в Мурманске вовсю полярный день / Лучами солнца капает на крыши. / И сопки с облаками набекрень / Хотят казаться и стройней и выше…» (Ирина Грецкая) [8, с.207]. Этот город красив в любое время года, даже образ зимы теряет былое угрюмое значение смерти: «Тихий город — это наважденье, / Плен сугробов, стон деревьев голых. / Осенью — усталое смятенье, / Шепот листьев, легкий, безглагольный…» (Александр Акопянц) [2, с.36].

А самые молодые поэты романтизируют образ города, не боясь некоторых перекосов в эпитетах: «Для меня этот город — храм вековой. / Для души своей здесь ищу я покой. / Характер северный, дикий, морской, / Где бы я ни был, возвращает домой…» (Антон Кириленко) [3, с.12].

Очень цельный образ города был представлен в одной из последних книг Елены Рыхловой «Мы кошки». Повествуя об обычных житейских ситуациях, обычных людях, она повествует и об обыденной, каждодневной жизни города. Ибо ее герои — мурманчане, северяне. И здесь они рождаются, любят, воспитывают детей. Переживают со своим городом тяготы и радости. И обыденное лишено ореола скуки, оно прекрасно, потому что окрашено любовью к близким и родной стороне. Однако городу посвящены и отдельные строки. Город дан как отражение души лирической героини. Вот образ поздней осени в городе: «На воде, от горя съеженной, / Солнца плавают обломки. / Тучи прут на город ордами — / Скрежет их гранитный тяжек, / И теснятся, небом стертые / Зубы девятиэтажек…» [15, с.19].

Природное явление полярной ночи дается как неотвратимость: «Я, к земле приникнув, слушаю / Декабря тугую поступь.».. [15, с.19].

Образ города-труженика, доброго, гостеприимного, духовного возникает в следующих строках: «…Новое солнце со стапелей / На воду плавно ложится. / Вот оно рдеет, хорошее, / После часов многотрудных! / Удочки кранов заброшены / В море — не клюнет ли судно. / Купол церковный над крышами / В дальнем сиянии глянцев…/ Я в этом городе пришлая, / Город, давай же брататься!» [15, с. 20 А связь города с космосом, со вселенной раскрывается обыденно и повседневно: «И мы из домов, сутулясь, / Выходим в открытый космос / Зияющих тьмою улиц…» [15, с. 34].

Но от этого город в произведениях Рыхловой не становится менее значительным: великое в повседневности, что может еще более прибавить образу величия?

Мы попытались рассмотреть развитие образа Мурманска в произведениях местных поэтов конца XX — начала XI века.

В настоящее время литературная панорама современной мурманской поэзии многообразна. Продолжаются как традиции 60-х — 80-х гг., которые проявляются в романтизации города, в связи его с морем, так и развиваются традиции реалистического изображения города, когда обыденное и повседневное тоже заслуживает самого пристального внимание, поскольку из него и складывается жизнь города, как часть жизни страны и в какой-то мере вселенной.


Литература:

  1. Болдырева Э. Времена города. — Мурманск, [2005]. — 60 с.

  2. Ваенга № 1. — Североморск, 2006. — 264 с.

  3. Кириленко А. Отголоски печали. — Мурманск, 2007. — 48 с.

  4. Колычев Н., Хунунен М. Звонаря зрачок. — Мурманск, 1995. — 96 с.

  5. Коржов Д. Тепло человечье. — Мурманск, 1997. — 34с

  6. Ляпин А. Любимый город: сборник песен. — Мурманск, 1996. — 48 с.

  7. Мурманский берег № 8. — Мурманск, 2003. — 288 с.

  8. Мурманский берег № 9. — Мурманск, 2004. — 320 с.

  9. Мурманский берег № 11. — Мурманск, 2006. — 336 с.

  10. Недопетая песня. — Мурманск, 1963. — 64 с.

  11. Площадь первоучителей № 1. — Мурманск, 2000. — 288 с.

  12. Площадь первоучителей № 3. — Мурманск, 2003. — 292 с.

  13. Площадь первоучителей № 4. — Мурманск, 2004. — 396 с.

  14. Площадь первоучителей № 6. — Мурманск, 2006. — 264 с.

  15. Рыхлова Е. Мы кошки. — Мурманск, 2007. — 44 с.

  16. Салтыков М. Ветер безвременья — Мурманск. — Мурманск, 1996. — 40 с.

  17. Синицын В. Бабье лето. — Мурманск, 1998. — 48 с.

  18. Сиротинская Г. Перед иконой богородицы. — Мурманск,1999.– 32 с.

  19. Стефаненко Н. Ворожея. — Мурманск, 1996. — 32 с.

  20. Тимофеев В. Мой мачтовый город.–Мурманск, 2001.- 304 с.

  21. Была война… — Мурманск, 2004.

  22. Давиденко И. Время не ждет. — Мурманск, 1970. — 44 с.

Основные термины (генерируются автоматически): город, Мурманск, время, образ Мурманска, огромная страна, поэт, произведение, уж, Кольский Север, Мурманская область.

Похожие статьи

Исследования Арктики в фондах архива РАН: Мурманская...

История Мурманской области тесно связана с освоением и развитием русского Севера.

История исследований Мурманской области и Кольского полуострова освещена в ряде работ И. Ф

Мурманская область. Часть 1. С древнейших времен до 1917 г. Мурманск, 1975.

Организация здорового образа жизни детей старшего школьного...

Анализировалась литература, статистические данные по городу Североморску и Мурманской области

Основные термины (генерируются автоматически): здоровье, здоровый образ жизни, место, ученик, ребенок, индекс отношения, Кольский Север, здоровье детей, УЧИТЕЛь, класс.

Приобщение детей старшего дошкольного возраста...

«Край наш Севером зовется». «Красная книга Мурманской области». «В мире растений».

«Достопримечательности города Мурманска: Мурманский областной краеведческий музей».

- спортивным событиям нашего региона, нашей страны и всего мира

Роль краеведческой работы в формировании...

[2, п. 2, ст.14]. Таким образом, государство сформулировало свой заказ на разработку концепции духовно-нравственного

Гражданская война и «малая интервенция» на Мурмане», «Кольский Север: от Мурманской

Провожу экскурсий в музеи города и Мурманской области, в...

Особенности Мурманской области как места осуществления...

Мурманская область - индустриальный и экономически развитый регион европейского Севера России. Занимает Кольский полуостров и

связано главным образом с колебаниями цен на цветные металлы [2]. В то же время, доля таких перерабатывающих отраслей как...

Богданов Иван Викторович — Информация об авторе

Организация здорового образа жизни детей старшего школьного возраста в условиях Кольского Севера (на примере общеобразовательных школ города Североморска Мурманской области). №20 (100) октябрь-2 2015 г.

Развитие регионального туризма. Туризм на Кольском полуострове

Что как не рыбалка на реках Мурманской области может дать все эти ощущения. На самых крупных реках Кольского полуострова более 10 лет

За летний сезон количество туристов составило 1460 человек из 38 стран мира со средним сроком пребывания 7 дней.

Инвестиционный климат Мурманской области. Современный...

Таким образом, Мурманская область остаётся на сегодняшний день привлекательным инвестиционным регионом России. Как показало исследование, структура инвестиций в основной капитал организаций за последнее время не претерпела существенных изменений...

Сергей Пец — архитектор северного модерна | Статья в журнале...

Ключевые слова: институт гражданских инженеров, Русский Север, Архангельск, архитектор С. А. Пец, архитектура модерна.

6. Книга памяти: Поименный список репрессированных жителей Кольского полуострова, а также иностранных граждан, проживавших в Мурманской области...

Похожие статьи

Исследования Арктики в фондах архива РАН: Мурманская...

История Мурманской области тесно связана с освоением и развитием русского Севера.

История исследований Мурманской области и Кольского полуострова освещена в ряде работ И. Ф

Мурманская область. Часть 1. С древнейших времен до 1917 г. Мурманск, 1975.

Организация здорового образа жизни детей старшего школьного...

Анализировалась литература, статистические данные по городу Североморску и Мурманской области

Основные термины (генерируются автоматически): здоровье, здоровый образ жизни, место, ученик, ребенок, индекс отношения, Кольский Север, здоровье детей, УЧИТЕЛь, класс.

Приобщение детей старшего дошкольного возраста...

«Край наш Севером зовется». «Красная книга Мурманской области». «В мире растений».

«Достопримечательности города Мурманска: Мурманский областной краеведческий музей».

- спортивным событиям нашего региона, нашей страны и всего мира

Роль краеведческой работы в формировании...

[2, п. 2, ст.14]. Таким образом, государство сформулировало свой заказ на разработку концепции духовно-нравственного

Гражданская война и «малая интервенция» на Мурмане», «Кольский Север: от Мурманской

Провожу экскурсий в музеи города и Мурманской области, в...

Особенности Мурманской области как места осуществления...

Мурманская область - индустриальный и экономически развитый регион европейского Севера России. Занимает Кольский полуостров и

связано главным образом с колебаниями цен на цветные металлы [2]. В то же время, доля таких перерабатывающих отраслей как...

Богданов Иван Викторович — Информация об авторе

Организация здорового образа жизни детей старшего школьного возраста в условиях Кольского Севера (на примере общеобразовательных школ города Североморска Мурманской области). №20 (100) октябрь-2 2015 г.

Развитие регионального туризма. Туризм на Кольском полуострове

Что как не рыбалка на реках Мурманской области может дать все эти ощущения. На самых крупных реках Кольского полуострова более 10 лет

За летний сезон количество туристов составило 1460 человек из 38 стран мира со средним сроком пребывания 7 дней.

Инвестиционный климат Мурманской области. Современный...

Таким образом, Мурманская область остаётся на сегодняшний день привлекательным инвестиционным регионом России. Как показало исследование, структура инвестиций в основной капитал организаций за последнее время не претерпела существенных изменений...

Сергей Пец — архитектор северного модерна | Статья в журнале...

Ключевые слова: институт гражданских инженеров, Русский Север, Архангельск, архитектор С. А. Пец, архитектура модерна.

6. Книга памяти: Поименный список репрессированных жителей Кольского полуострова, а также иностранных граждан, проживавших в Мурманской области...