Библиографическое описание:

Солдатова Л. П. Отношения: дискурс – информация [Текст] // Современная филология: материалы Междунар. науч. конф. (г. Уфа, апрель 2011 г.). — Уфа: Лето, 2011. — С. 190-192.

Какими функциональными свойствами должно обладать то, что обозначается акусто-графическим кодом «дискурс» по его необходимости и потребности в коммуникативных, мыслительных, познавательных и иных процессах жизнедеятельности человека и социума? И нужно ли вообще этим кодом что-либо обозначать? А если нужно, то что (с учетом историзма его использования) им можно обозначать? Какие смыслосодержательные и структурообразующие признаки этот акусто-графический код (АГК) определяет?

Историзм развития применения АГК «дискурс» в коммуникативных отношениях в социуме достаточно содержательно представлен в работах [1], [2], где это применение дифференцировано по группам существенных признаков:

- синонимичность относительно успешно применяемых терминов (высказывание, текст, речь и т.д.);

- полисемичность (многозначность) вплоть до омонимичности;

- характеристики процессов коммуникации;

- образцовые и специфические формы (модели) речевой и текстовой коммуникации и т.д.

По результатам анализа работ [1], [2], [3], [4], [5], анализа сущности сознания физиологии языков мозга [6], анализа основных составляющих необходимостей и потребностей жизни [7] можно заключить, что человеку и социуму необходимы не речь, текст, высказывание и т.д. как таковые, а необходима информация, используемая для развития, стабилизации и управления самой жизни. Поэтому с учетом историзма актуальным есть обозначение АГК «дискурс» именно как процесса формирования информации, а содержательные составляющие дефиниции дискурса это:

- процесс формирования информации в субъект-субъектных и/или субъект-объектных отношениях для преобразования состояния действительности посредством действий;

- процесс формирования информации в коммуникативных отношениях для отображения познанных состояний бытия в структурах мозга или иным способом (текст, видеоструктуры…);

- процесс формирования информации в субъект-объектных и/или субъект-субъектных отношениях для познания неизвестной сущности бытия;

- процесс формирования информации в субъект-субъектных отношениях для обучения, воспитания ведомого субъекта;

- процесс формирования информации в объект-субъектных и/или субъект-субъектных отношениях для создания Символов и их Образов в структурах человеческого мозга (создание навыков для условных реакций, происходящих без процессов мышления);

- процесс формирования информации в самосубъектных и/или иных отношениях для удовлетворения (релаксации) физиологических потребностей состояния мозга (возбуждений) и других подсистем организма человека и социума, в том числе и для создания Образов ирреальных состояний.

Представленные таким образом смыслосодержательные составляющие множества, которое может быть обозначено АГК «дискурс», могут быть представлены в обобщенной форме как процесс формирования человеческим сознанием информации, детерминированной необходимостью жизнедеятельности человека и социума, где АГК «процесс» дефинируется как обусловленной закономерностями, необходимыми и возможными потребностями структуры взаимодействий элементов во времени, частей и целого в бытие. Процесс – изменение состояния бытия. Результат не образуется без процесса, и процесс всегда имеет свой результат. Формирование – образование смыслосодержательной структуры и целого в бытие, обусловленных необходимостью существования. Формирование информации сознанием человека – это образование структур содержания необходимого качества и количества посредством отображений и мышления, детерминированных целью. А отображение – это всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении признаков, свойств и отношений отображаемого. Отображение – это более общая категория, чем понятие формирование, и является необходимостью процесса формирования.

К необходимым условиям формирования информации человеческим сознанием следует еще отнести мыслительный процесс, формирование и отображение в сознании целей и мотивов формирования информации, базис состояний Образов информации научения субъекта (субъектный базис), социумный базис состояний Образов информации, знания вне мозга субъектов, а также необходимые отображаемые составляющие состояния бытия (объективные базисы).

Представленные необходимости, а именно отображение и мышление как процессы требуют своего инструментария. Основные инструментарии отображения:

- субъекты с возможностями преобразования физической материи кодированной информацией в состоянии мозга, Образы, и обратного преобразования Образов в физическую материю, кодированную информацией. Возможности включают также использование различных технических, биологических и других дополнительных средств;

- смыслоразличительные коды [8] информации в соответствии с ее материальными носителями.

Основные инструментарии мышления субъектов:

- базисные формы мышления;

- методы мышления;

- методы идентификации состояния бытия;

- структура мышления: моносубъектного, многосубъектного, субъект-объектного, а также модели и алгоритмы этих структур;

- смыслоразличительные коды мышления.

Процесс формирования информации сознанием субъектов – сложная многоконтурная структура составляющих взаимодействий процессов отражения и мышления. Познание закономерностей таких структур – необходимость и потребность и составляет креативную основу научного дискурса.

Исходя из сущности дискурса его можно классифицировать соотносимо со структурами процесса формирования информации, которые есть производными от структур отображения и мышления, а также соотносимо с целенаправленностью и типами результата – информации.

Обозначив дискурс как процесс формирования информации человеческим сознанием, необходимо определить причинность этого, т.е. определить сущность понятия «информация» вообще и ее сущность в жизнедеятельности человека и социума в частности.

АГК «информация» как термин и как понятие наиболее применим во всех развитых человеческих социумах и совпадает как по фонетике, так и в основном по содержанию в их лингвистиках. Множество дефиниций и использований этого АГК содержит такие концепты:

- объективно-идеалистический, утверждающий сверхъестественную природу информации, отрицая наличие ее материальной субстанции;

- неопозитивистский, экзистенциональный, где информация рассматривается только как субъективный феномен, присущий только человеку;

- кибернетический, в котором информация – это формы, связанные с самоуправляющимися системами;

- коммуникативно-онтологический, в котором информация – это аспект стороны отражения, которая может передавать, объективироваться [7, 17];

- научный, в котором информация – это объем знаний, данных [9] и т.д.;

- а также концепты, не являющиеся сущностью понятия информация, а являются сущностью ее создания, передачи, хранения, использования и т.д.

Применительно к дискурсу как процессу сознания человека для определения отношений дискурса и информации достаточно дефиниции понятия информация, представленной в [9], а именно: «…информация – это определенное качеством количество знаний (понятий, данных и т.д.), которые есть отображением свойств и состояний объектов и явлений объективного мира в природной, социальной и искусственно созданных системах (а том числе и абстрактных) во времени и пространстве, а также знаний, отображенных и созданных процессами мышления в сознании субъектов».

Для информации, как всеобщего понятия в бытие, представленная в [9] дефиниция позволяет сделать вывод, что информация – это отображенная каким-либо способом и средством (и в частях познанная посредством мышления) некая сущность бытия.

Информация – это реально существующая субстанция действительности. Она явно есть производной основных категорий бытия и его сущности. Информация о сущности ирреальности (фантазий и т.д.) тоже есть реальностью, потому что своими Образами существует в структуре мозга в виде изменений атомно-молекулярных и электропотенциальных состояний или в других формах регистрации.

Сущность категории отношения в знаниях взаимосвязей, взаимодействий и взаимозависимостей процессов и объектов в различных проявлениях, необходимость и потребность отношений определяет стабильность существования и развития бытия, а в их отсутствии и бытие регрессирует и отсутствует.

В бытие, которое прогрессирует в своем развитии, всегда наиболее прогрессивные диалектические отношения. Это проявляется в жизненно-важных потребностях и процессах их производства. Очевидна важность гармонии между качеством процесса производства, например пищи и качеством самой пищи. Это же относится и к процессу формирования информации и самой информации.

Отношения между процессом и результатом есть одни из наиболее взаимозависимых и взаимосвязанных, т.о. качество процесса определяет качество результата, а развитие результата требует развития его процесса, т.е. здесь проявляется диалектическое гармоническое единство: одно – определяет другое, а их противоречие есть в неравномерности их развития.

Процесс формирования информации, как знание, тоже есть информация, а сама информация есть средством внутри процесса, т.е. проявляются диалектические переходы противоположностей.

Посредством общенаучных категорий и в соответствии с формальной и диалектической логикой представленные в работе дефиниции «дискурс» и «информация» предстают как объективная потребность своим единством их необходимости в причинности взаимосуществований.

Основные потребности развития дискурса и, как следствие, его результата это исследование и развиваемое создание его оптимальных структур, которые должны быть соотносимы с закономерностями структур процессов отображения и мышления.


Литература:

1 Кубрякова Е.С. О термине «дискурс и стоящей за ним структуре знаний //Язык. Личность. Текст: Сб.ст. к 70-летию Т.М.Николаевой / Ин-т славяноведения РАН; Отв. ред. В.Н.Топоров. – М.: Языки славянских культур, 2005. – 976 с., С.28-29

2 Назаров Н.В.К вопросу о дискурсе как лингвистическом феномене. Тула, Государственный педагогический университет имени Л.Н.Толстого - интернет

3 Арутюнова Н.Д. Дискурс // Лингвистическая энциклопедия. М., 1990. С.136-137

4 Онлайн Энциклопедия Кругосвет ЯндексДирект

5 Борботько В.Г. Принципы формирования дискурса: От психолингвистики к лингвосинергетике. Изд-е 3-е, испр. – М.: Книжный дом "ЛИБРОКОМ", 2009. – 288 с.

6 Прибрам К. Языки мозга. – М.: Прогресс, 1975. – 464 с.

7 Философский энциклопедический словарь. М.: СЭ, 1983. 839 с.

8 Лосев А.Ф. Теория и методология языкознания. – М.: Наука, 1988. 256 с.

9 Солдатова Л.П. До правомірності використання поняття “інформація” як лінгвістичного об`єкта // Актуальні проблеми української лінгвістики: теорія і практика. Випуск 11. Київський національний університет імені Тараса Шевченка, К., 2005, с. 78 - 75 (153С.)

Основные термины (генерируются автоматически): формирования информации, процесс формирования информации, процесса формирования, процесса формирования информации, формирования информации человеческим, АГК «дискурс», Процесс формирования информации, состояния бытия, человеческим сознанием, информации человеческим сознанием, Похожая статья, жизнедеятельности человека, состояний Образов информации, субъект-субъектных отношениях, воздействия Ребекки Шарп, базис состояний Образов, Теккерея «Ярмарка тщеславия», речевого воздействия Ребекки, главное средство речевого, формирования информации сознанием.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос