Актуальность драмы А. Н. Островского «Бесприданница» | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 4. Художественная литература

Опубликовано в

II международная научная конференция «Актуальные проблемы филологии» (Краснодар, февраль 2016)

Дата публикации: 05.02.2016

Статья просмотрена: 4294 раза

Библиографическое описание:

Меденцева Н. П. Актуальность драмы А. Н. Островского «Бесприданница» [Текст] // Актуальные проблемы филологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 56-57. — URL https://moluch.ru/conf/phil/archive/177/9670/ (дата обращения: 20.08.2018).



 

А. Н. Островский работал над созданием пьесы «Бесприданница» гораздо дольше, чем над многими другими своими произведениями. И результатом этого упорного труда стал истинный шедевр, явившийся прекраснейшим образцом реалистической прозы девятнадцатого века. Автор буквально почувствовал назревшую необходимость создания драмы подобной тематики. Это было обусловлено сложившейся в семидесятые годы социально-экономической и нравственно-духовной атмосферой.

Являясь выходцем из купеческой среды, Островский не мог не заметить, что нравы и принципы патриархального купечества уступают место понятиям и ценностям новоявленных «миллионщиков». «Хищные» дельцы попирали мораль и нравственность, если у них «перед глазами заблестело золото, засверкали бриллианты». Понятие купеческой чести незаметно растворялось, как и понятие чести вообще.

Один из героев пьесы, Сергей Паратов, произносит: «У меня ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно». И эти слова не циничная бравада. Герой искренне так считает, и абсолютно уверен в правильности линии своего поведения.

Практически все персонажи «Бесприданницы» разделяют эту точку зрения или хотели бы разделять (Карандышев), но им не позволяет это сделать низкое социальное положение. И вот в этом мире дельцов-купцов-предпринимателей появляется светлая мечта о счастье Ларисы Огудаловой.

Несоответствие мечты и действительности становится основой развития драматургического конфликта в этой социально-психологической драме Островского. Музыкальный талант, утонченная красота и душевные качества Ларисы в жестоком мире купли-продажи становятся товаром. «Всякому товару цена есть», — говорит Вожеватов о Ларисе. Социальный конфликт усложняется еще и психологическим: борьба в душе Огудаловой, не желающей становиться вещью, поражает своей остротой и драматизмом.

Развитие конфликта происходит очень динамично: все события разворачиваются в течение одного дня. Но мы понимаем, что созревание проблемы началось задолго до начала действия, уже сто раз было обдумано и прочувствовано Ларисой. Но она не могла самостоятельно найти выход из сложившейся ситуации, потому что по-девичьи надеялась на помощь более сильных. Отчаянно пытается Лариса найти если не опору, то хотя бы поддержку со стороны окружающих ее мужчин. Одно за другим терпит она разочарования в любви (Паратов), дружбе (Вожеватов), замужестве (Карандышев).

На протяжении всех четырех актов мы чувствуем эмоциональное напряжение, которое приводит измученную Ларису Огудалову к трагической гибели. Композиция драмы построена таким образом, что позволяет автору максимально точно передать все фазы развития драматургического конфликта. В первом акте заключаются экспозиция и завязка: зрители узнают о положении Огудаловой и о приезде Паратова. Во втором происходит развитие действия. В третьем — момент наивысшего напряжения в пьесе — кульминация: позорное поведение Карандышева и согласие Ларисы ехать на прогулку с Сергеем Сергеевичем. В четвертом — трагическая развязка (осознание Ларисой того, что она «вещь, а не человек» и смерть от выстрела ревнивого жениха).

Раскрытию развернутой картины нравов современного Островскому общества способствует и продуманная система образов пьесы. А. Н. Островский наделяет персонажей «говорящими» именами. Так, «паратый» означает хищный, ненасытный зверь, а «Лариса» с греческого языка переводится как «чайка». Чайка — символ бесконечной свободы, полета, простора. И вот эта чайка попадает в когти «хищному» беспринципному Паратову. Кнуров происходит от понятия «кнур», т. е. огромный кабан. И действительно, «идол» миллионер Кнуров живет как заведенный, он уверен, что все в жизни можно купить, и уже давно забыл, что такое чувства. Имя «Юлий Карандышев» сочетает в себе имя великого Цезаря и фамилию со значением «коротышка» — указание на несоответствие притязаний героя и его реальных способностей.

Примечателен еще один герой — Робинзон. Из сюжета пьесы мы узнаем, что этот человек — актер, что его фамилия Счастливцев. Но об этом ни слова не упоминается в афише пьесы. Островский намеренно не дал этому образу никаких ремарок, как будто он какая-нибудь… вещь. А ведь действительно, Счастливцев — это своеобразная интерпретация Ларисы. Робинзон уже перешагнул невидимую грань и стал в глазах миллионеров забавной игрушкой, которую один хозяин может дарить другому.

Ремарки в драме «Бесприданница» играют очень важную роль. Не всегда в драматических произведениях столь очевидно мнение автора выражается ремарками. Островский дает подробную инструкцию актерам, как стоит им передать психологические особенности героев, манеру поведения (вспомним сцену приветствия в чайной или прием у Карандышева). Примечательна и последняя ремарка: «Громкий хор цыган». «Красивая жизнь» дельцов Паратова, Кнурова, Вожеватова уже не в состоянии изменить свое русло. Она несется по накатанной, и даже отчаянный крик Паратова: «Велите замолчать!» не способен остановить ее.

Еще одной особенностью драмы является предельно искренняя речь всех героев. Если для Ларисы эта искренность органична, потому что в не «хитрости нет», то для Кнурова, Паратова и Вожеватова цинична. Они чувствуют себя хозяевами жизни и считают все, что они говорят и делают неоспоримо правильным. Прозрачна и речь Карандышева. Он не может скрыть своего уязвленного самолюбия, прикрываясь любовью к Ларисе. Герои поистине говорят то, что искренне чувствуют, хотя иногда это весьма неприглядно.

Не завуалировано и название драмы. Островский не назвал ее именем главной героини, не стал искать обтекаемых формулировок. «Бесприданница» — лаконично, прямо, до боли обнаженно звучит название, отражающее главную проблематику драмы. Коротко, как выстрел, оборвавший жизнь Ларисы. Это доказывает, что автор «прочувствовал» тему пьесы; она явилась «продуманным» и «пережитым» произведением.

А. Н. Островский стал тем драматургом, который сумел реалистично воссоздать действительность своей эпохи и предугадать ее страшные последствия для последующих. Век «хищных» дельцов затягивается уже на несколько столетий. И пред каждым человеком встает проблема нравственного выбора. Поэтому пьеса «Бесприданница» будет актуальной долгое время, заставляя людей размышлять о системе социально-нравственных ценностей.

Основные термины (генерируются автоматически): драматургический конфликт, Лариса, уж.

Похожие статьи

Художественные средства создания социальных типов в драме...

А нежелание личности быть вещью и приводит к возникновению драматического конфликта. Лариса Огудалова, главная героиня пьесы

Динамично развивающееся драматургическое действие (события происходят в течение одного дня) позволяет зрителю и читателю понять...

Драматический конфликт личности и истории в пьесах...

Михаил Булгаков является наследником лучших традиций русской классической литературы и одним из видных представителей русской прозы и драматургии хх века. Творчество Булгакова многогранно и представлено разными жанрами, Булгаков написал рассказы, романы и пьесы.

Оспаривание первичности драматургии в современном...

...слова, ни вида на сцене не получает» [2;8].С появлением режиссера процесс трансформации драматургического материала в

Режиссерское искусство, каким оно понимается сегодня, сравнительно молодое, но, тем не менее, актерских школ, законов режиссуры не так уж и мало.

Трагическое и комическое в произведениях Шекспира

Соотношение понятий драматический, драматургический...

Драматический конфликт личности и истории в пьесах "Дни Турбиных" и "Бег" М. Булгакова. Метаметафора и метафора-текст: разграничение понятий.

Трагедия русской интеллигенции 1920–30-х гг. | Статья в журнале...

Драматический конфликт личности и истории в пьесах... Михаил Булгаков является наследником лучших традиций русской классической литературы и одним из видных представителей русской прозы и драматургии хх века.

Е.Н. Рощина-Инсарова – актриса театра В.Э. Мейерхольда: путь от...

В пьесе оригинально раскрывался извечный конфликт отцов и детей

«очень аккуратно» [8, с. 490], а хотелось бы видеть, если уж ставится такая «бульварщина», нечто более

рисунок роли, но вместе с тем и обнажая личностное начало в транскрипции любого драматургического...

Гротескные герои драматургической трилогии...

Гротескные герои драматургической трилогии А. В. Сухово-Кобылина «Картины прошедшего». Автор: Бабенко Ирина Андреевна.

А тут уж выбора не остается — жалеющие проигрывают» [3, с. 24]. Фразеологизмы как средства создания образа героев (на примере сказок братьев Гримм).

Драматургия массового праздника | Статья в журнале...

Наряду с театральной драматургией развивается сценарная драматургия праздника, которая предполагает конструирование действия персонажей по определенной логике, сюжету, отличающемуся определенным конфликтом.

Становление и развитие театра и драматургии. Драматургия...

Пьеса «За большевистский посев» была одной из первых и лучших драматургических произведений, построенных на фактическом материале

Неглубокое раскрытие общественных, нравственно-психологических конфликтов — основная «боль» чеченской драматургии.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Художественные средства создания социальных типов в драме...

А нежелание личности быть вещью и приводит к возникновению драматического конфликта. Лариса Огудалова, главная героиня пьесы

Динамично развивающееся драматургическое действие (события происходят в течение одного дня) позволяет зрителю и читателю понять...

Драматический конфликт личности и истории в пьесах...

Михаил Булгаков является наследником лучших традиций русской классической литературы и одним из видных представителей русской прозы и драматургии хх века. Творчество Булгакова многогранно и представлено разными жанрами, Булгаков написал рассказы, романы и пьесы.

Оспаривание первичности драматургии в современном...

...слова, ни вида на сцене не получает» [2;8].С появлением режиссера процесс трансформации драматургического материала в

Режиссерское искусство, каким оно понимается сегодня, сравнительно молодое, но, тем не менее, актерских школ, законов режиссуры не так уж и мало.

Трагическое и комическое в произведениях Шекспира

Соотношение понятий драматический, драматургический...

Драматический конфликт личности и истории в пьесах "Дни Турбиных" и "Бег" М. Булгакова. Метаметафора и метафора-текст: разграничение понятий.

Трагедия русской интеллигенции 1920–30-х гг. | Статья в журнале...

Драматический конфликт личности и истории в пьесах... Михаил Булгаков является наследником лучших традиций русской классической литературы и одним из видных представителей русской прозы и драматургии хх века.

Е.Н. Рощина-Инсарова – актриса театра В.Э. Мейерхольда: путь от...

В пьесе оригинально раскрывался извечный конфликт отцов и детей

«очень аккуратно» [8, с. 490], а хотелось бы видеть, если уж ставится такая «бульварщина», нечто более

рисунок роли, но вместе с тем и обнажая личностное начало в транскрипции любого драматургического...

Гротескные герои драматургической трилогии...

Гротескные герои драматургической трилогии А. В. Сухово-Кобылина «Картины прошедшего». Автор: Бабенко Ирина Андреевна.

А тут уж выбора не остается — жалеющие проигрывают» [3, с. 24]. Фразеологизмы как средства создания образа героев (на примере сказок братьев Гримм).

Драматургия массового праздника | Статья в журнале...

Наряду с театральной драматургией развивается сценарная драматургия праздника, которая предполагает конструирование действия персонажей по определенной логике, сюжету, отличающемуся определенным конфликтом.

Становление и развитие театра и драматургии. Драматургия...

Пьеса «За большевистский посев» была одной из первых и лучших драматургических произведений, построенных на фактическом материале

Неглубокое раскрытие общественных, нравственно-психологических конфликтов — основная «боль» чеченской драматургии.

Задать вопрос