Анализ речевого поведения одаренной личности и ее спутников
Автор: Илюхин Никита Игоревич
Рубрика: 5. Общее и прикладное языкознание
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Современная филология» (Уфа, март 2015)
Дата публикации: 06.03.2015
Статья просмотрена: 82 раза
Библиографическое описание:
Илюхин, Н. И. Анализ речевого поведения одаренной личности и ее спутников / Н. И. Илюхин. — Текст : непосредственный // Современная филология : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа : Лето, 2015. — С. 49-52. — URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/137/7517/ (дата обращения: 22.11.2024).
Явление одаренности как фактора, определяющего характер и поведение личности, на данный момент недостаточно изучено, поэтому затруднительно найти какие-либо научные характеристики, позволяющие идентифицировать одаренную личность как отдельный психологический тип.
Тем не менее в кинематографе все чаще можно встретить фильмы, в которых главным героем является личность, наделенная неким талантом. Поскольку продукт кинематографа ориентируется на широкую публику, а основной его целью является увеличение числа зрителей, авторы пытаются создать конкурентоспособный и актуальный для зрителя образ главного героя. Соответственно, в ментальности человека (зрителя-автора) имеется некий единый набор уникальных поведенческих характеристик, на основе которых строится характер и поведение талантливой личности.
На примере русскоязычных и англоязычных киноматериалов мы можем выявить характерологические особенности образа одаренной личности (далее ОЛ). В кинокартине или сериале главный герой не может функционировать в одиночку, а сосуществует вместе с другими персонажами в едином сценическом пространстве. Поэтому мы решили проанализировать вербальные отношения главных героев и их спутников и выявить уникальные, свойственные только ОЛ особенности характера, с помощью которых мы сможем определить новый психологический тип личности, именуемый «одаренная личность».
Любой киноматериал можно считать продуктом художественного словотворчества, поскольку еще до его появления на экранах, он существует в написанном варианте в виде сценария. Сценарий представляет собой не что иное, как пьесу, в которой проставлены соответствующие сценические и режиссерские ремарки, прописаны диалоги персонажей, а также сценические реквизиты, необходимые авторам кинофильма для передачи своего замысла и трансляции основной идеи пьесы.
В кинофильме особенности характера персонажа могут быть переданы авторами несколькими способами. Мы решили выделить три основных способа передачи информации о герое:
1. Сценически — авторы передают особенности характера героя при помощи сценического контекста, например, путем создания уникального отличительного внешнего вида героя;
2. Невербально — через мимику, позы или жесты героя;
3. Вербально — информация о герое транслируется через речевой акт.
С одной стороны, особенности характера ОЛ могут быть переданы авторами кинофильмов непосредственно через речь главного героя и используемые им уникальные языковые приемы.
С другой стороны, информация может быть передана через речь других героев в моменты обсуждения поступков ОЛ или оценки ее профессиональной деятельности. Помимо этого, особенности образа ОЛ могут проявляться за счет контраста вербального поведения ОЛ и ее спутников и их взаимодействия друг с другом.
Речь является неотъемлемым инструментом создания образа героя, а также передачи его эмоционального состояния, особенностей психологии и ментальности. Ведь, по словам Л. С. Выготского, «речь есть процесс превращения мысли в слово, материализация мысли» [1; 311].
В художественной литературе личность героя реализуется через конфликт. Конфликт может подразделяться на несколько типов, одним из которых является межличностный конфликт (конфликт героя с другим персонажем, как правило, его антагонистом). А. Н. Митта, анализируя структуру кинофильма, пишет о конфликте следующее: «В конфликте всегда сталкиваются две стороны. В любом случае — два лица. Даже если в сцене действует один человек, он является участником конфликта. Его воля может сталкиваться с отсутствующим противником. Наконец, он может развивать внутренний конфликт — черт в душе героя воюет с ангелом его души. Всюду, где есть волевое действие «я хочу», оно становится видимым и понятным, только натолкнувшись на барьер в конфликте» [5; 119].
«Конфликт является центральной «узловой» категорией, находящейся в тесной взаимосвязи с внутренней пространственно-временной организацией произведения, с его формой и содержанием, с образом мира» [3; 9].
Спутники играют важную роль в развитии характера ОЛ. Они являются инструментом раскрытия образа ОЛ. Условно спутников можно мы решили разделить на несколько групп. Основными критериями разделения были гендерный и психологический аспекты взаимоотношений между ОЛ и ее спутником:
1. «Возлюбленные». К данной группе спутников принадлежат спутники-женщины, которые являются не просто партнерами ОЛ в их сфере деятельности, но и становятся со временем музами ОЛ и их супругами. Мы можем выделить следующие кинофильмы, в которых отношения ОЛ и спутника построены по данному принципу: «Высоцкий. Спасибо, что живой», «Пушкин. Последняя дуэль», «Оттепель», «Есенин», «Мажор», «Интерны», «Masters of Sex», «House of Cards», «The Knick», «Californication», «Charly».
Героев связывают не только отношения из разряда «друг-друг» или «коллега-коллега», но и «мужчина-женщина». Таким образом, замкнутая, конфликтующая со средой и одинокая ОЛ раскрывается зрителю с другой стороны. Благодаря спутнику, она предстает ранимой и романтичной личностью. Возникающие между ОЛ и спутниками данной группы конфликты будут отличаться от конфликтов в других группах, поскольку оба героя имеют друг с другом сильную эмоциональную связь и разный гендерный признак.
2. «Друзья или партнеры». Отношения ОЛ и ее спутника складываются в данной группе по типу «коллега-коллега», перерастающие, как правило, в отношения «друг-друг». В данной группе можно встретить как спутников-мужчин («Sherlock», «House M. D»., «True Detective», «Breaking Bad», «Fringe», «Нюхач»), так и спутников-женщин («Elementary», «Mentalist», «Doctor Who», «Lie to Me», «Dexter»)
3. «Духовные наставники». К данной группе спутников относятся только два кинофильма: «Hannibal» и «Good Will Hunting». В обоих случаях спутником ОЛ являются мужчины. Они старше ОЛ, являются образованными и обладают высоким уровнем интеллекта. Спутники необходимы в данных случаях, чтобы раскрыть талант ОЛ, они наставляют ОЛ, определяют вектор развития ее способностей. Спутники являются антагонистами ОЛ (в кинофильме Good Will Hunting к концу фильма вражда между героями угасает, спутник становится другом ОЛ и переходит во вторую группу спутников «друзья или партнеры»).
В кинофильме «Hannibal» и спутник, и главный герой являются одаренными личностями. Первый — гениальный психолог и неуловимый серийный убийца, второй — молодой и одаренный детектив, обладающий особым даром, помогающим ему раскрывать преступления. Несмотря на данный факт, оба героя часто встречаются дома у Ганнибала Лектора и ведут многочисленные беседы на различные философские темы. Таким образом, Лектор раскрывает потенциал детектива, усиливая его способности и талант:
— Ахиллес оплакивает Патрокла. Когда бы его ни упоминали в Илиаде, Патрокла, похоже, определяла его импатия /Achilles lamentingthedeathof Patroclus. Whenever he's mentioned in The Iliad, Patroclus seems to be defined by his empathy.
— Он стал Ахиллесом на поле боя. Он умер там за него, будучи в его броне / He became Achilles on the field of war. He died for him there, wearing his armor.
— Да. Это так. Сокрытие и раскрытие личности — тема, присутствующая во всех греческих эпопеях / He did. Hiding and revealing identity is a constant theme throughout the Greek epics.
— Как и дружба, проверенная в бою / As are battle-tested friendships [12]
Отдельно стоит отметить кинофильм «Columbo», в котором главный герой, гениальный детектив Коломбо, в каждом эпизоде превосходно раскрывает преступления. У детектива, фактически, не имеется спутника: в кадре Коломбо всегда предстает перед зрителем в одиночестве и без сопровождения коллег или родственников, но при общении с преступниками он всегда упоминает о своей супруге и рассказывает какой-нибудь эпизод из их «совместной семейной жизни». Возможно, благодаря этому, Коломбо удается наладить контакт с подозреваемым:
— У меня очень плохая память, и это становится большой проблемой. Моя жена все время говорит мне, чтобы я завязывал узелки / That's my trouble. I got a bad memory. My wife tells me I oughta have strings on all ten fingers [8; Prescription: Murder];
— Да. Конечно же, Вы правы. Она находится в состоянии стресса, но вот я подумал, если бы меня похитили, и моя жена не спросила бы как я.... Надо обдумать это... /That's right, yes...Yes, she was under stress. I just can't help thinking that if I was in the hands of kidnappers and my wife didn't ask me if I was OK, I'd think about that [8; Ransom for a Dead Man]
Отношения между ОЛ и ее спутником могут содержать в себе разные нюансы, зависящие от авторского замысла, группы спутников или жанра того или иного кинофильма. Но, тем не менее, существует несколько общих типов взаимоотношений, характерных для всех найденных нами героев, в процессе анализа которых мы можем определить основные черты ОЛ и ее спутника, а также составить основной сценарий этих взаимоотношений.
В отличие от ОЛ их спутники обладают более мягким характером и не стесняются проявлять заботу о своем партнере:
1. H: Пригласи меня на ужин в четверг. Мы не ужинаем с тех пор, как… / Invite me to dinner Thursday night. We haven't had a nice meal together since, oh...
— Как я вчера одолжилтебе5 тысяч на новый байк / Yesterday when I loaned you $5,000 to buy a new car.
H: Двухколесная тачка, которая выдает 240 км/ч, плохо сочетается с безответственным наркозависимым калекой? / Two-wheeled vehicles that travel 150 miles an hour don't really go well with crippled irresponsible drug addicts?
— Ты сдашь его обратно / You'retakingitback.
H: Ну мам! Обсудим это за ужином / Mom. How 'bout we talk about this over dinner?
— Какой ужин! Ты убьешься раньше / Forget dinner. You're gonna kill yourself? [10; Daddy’s boy]
В данном примере мы можем наблюдать отношения ОЛ со спутником из второй группы. Герои являются не только коллегами, но и лучшими друзьями. Спутник проявляет заботу, одалживая все свои накопления ОЛ и отчитывая ОЛ за совершенный им поступок. Ответная ироничная реплика главного героя: «Ну мам! Обсудим это за ужином» («Mom. How 'bout we talk about this over dinner») свидетельствует о том, что ОЛ чувствует себя некомфортно и старается сменить тему разговора.
2. — У Вас концерт сегодня. Мы не успеем, вы с ума сошли? Есенин. Есенин, вернитесь! Я тебе сказала! Есенин! [2; 4]
Здесь спутник ОЛ относится ко второй группе спутников. Партнер безответно влюблен в ОЛ и желает помочь герою в любой ситуации и контролировать его жизнь, независимо от того, необходимо это главному герою или нет.
3. — Он не убийца. Соколовский здесь не при чем.
— А кто при чем? [4; 5]
В данном примере спутник защищает ОЛ. Все считают, что ОЛ совершил убийство, и только спутник остается окончательно верен и предан ОЛ.
Зачастую ОЛ манипулирует своими спутниками. Осознавая, что у спутника более мягкий характер, ОЛ понимают, что он в итоге примет влияние ОЛ и сделает все, что задумал главный герой:
1. — Ты не будешь знакомиться с моей семьей / Yeah, well, you're not gonna meet my family.
S: Не уж-то ли? Даже не знаю, как же я выдержу завра без тебя два часа, когда у меня такая тяга к рецидиву / Aren't I? I don't know. I'm not sure I can be without your company for two hours tomorrow night. Feeling a little relapse-y.
— Ты так говоришь, только потому что знаешь, янемогуоставитьтебяодного, если ты говоришь «рецидив» / You're only using that word because you know that I can't leave you alone if you say «relapse» [9; The Leviathan]
2. — Каждый раз, когда он похищает женщину, и ребенок теряет свою мать, получает лишь ее тень, а я думаю, это последняя, больше не будет / Everytime he takes another woman and everytime the kid loses the mother had an empty shell I think to myself: this is the last one, no more.
L: Кого вы потеряли? Вы потеряли свою мать или…? Вы потеряли кого-то? / Who’d you lose? Did you lose your Mum? Did you lose somebody?
— Прекратитеиспользоватьэтонамне/ Don’t use this stuff on me, ok? [7]
ОЛ позиционируются авторами как личности, наделенные высоким уровнем интеллекта и обладающие талантом в то время, как их спутники являются обычными людьми, достигающими результатов своим трудом и упорством. ОЛ видит ситуацию на шаг вперед и может решить любую сложную поставленную задачу, даже в том случае, когда кажется, что решение невозможно найти. Спутники в подобных ситуациях занимают ведомую роль:
1. Джон, ты замечательный, потрясающий. Возможно, ты не самая светлая голова, но ты — проводник света / John. You are amazing. You are fantastic. You may not be the most luminous of people but as a conductor of light, you are unbeatable.
— Что? / What?
— Некоторыенеособоодаренныелюдиспособны стимулировать одаренность других / Some people who aren’t geniuses have an ability to stimulate it in others.
— Ты извинялся, не порть впечатление / You were saying sorry don’t spoil it [11; The Hounds of Baskerville]
2. — Подожди. Я, кажется, начинаю понимать. Убийца принес деньги в сумке, отдал Булавину, а потом застрелил его. Ты мне не все сказал
— Не все. Пейнтбольный клуб, посещаемый убийцей, находится в цеху заброшенной картонной фабрики.
— Как ты это понял? [6; 1]
Одной из других типичных характеристик ОЛ является ярко выраженная эгоцентричность. Это проявляется их пренебрежительным, уничижительным отношением к другим персонажам на фоне демонстрации своих способностей и возвеличивания себя. Данное качество ОЛ проявляется и в их общении со спутниками. Эгоцентричность ОЛ может выражаться в ее речи имплицитно. В данном случае ОЛ намекает на недостатки других людей и не возвеличивает себя открыто:
1. Хочу глотнуть воздуха I need to get some air / We're going out tonight.
— Вообще-то у меня свидание / Actually, I've got a date.
—Что? / What?
— Это когда двое увлечены и проводят время вместе / Where two people who like each other go out and have fun?
— А чтоятебепредложил? / That's what I was suggesting.
— Куда идете? / Where are you taking her?
— В кино / Er, cinema.
— Тоскливо, скучно, предсказуемо/ Dull, boring, predictable [11; Blind Banker]
2. H: Ты предпочел бы поужинать с женой? / You'd rather have dinner with your wife?
— Я — да. Только вот она со мной не разговаривает / Yes, I would... if she were speaking to me
— В отличиеотнееямогубытьполезен/ Unlike her, I could make it worth your while [10; Daddy’s Boy].
Эгоцентричность ОЛ может выражаться в речи со спутниками эксплицитно, при этом ОЛ открыто демонстрирует свою позицию и уничижительное отношение к другим персонажам:
— Она ждет пароход. Мы не попадем в Америку
Е: А мне плевать [2; 6]
Стоит отметить, что спутники в данном случае не признают подобного поведения ОЛ и реагируют в речи на него негативно, стараясь объяснить ОЛ, что она должна иметь уважение к остальным людям, например:
— Я знаю, это непросто, но однажды тебе придется перестать думать лишь о себе / You know, I know it's hard, but one of these days, you got to get over yourself. [9; Dead Man’s Switch]
В заключение стоит отметить, что ОЛ является одним из самых популярных образов в современном кинематографе. Несмотря на отсутствие научного объяснения явления одаренности, зрители и авторы кинофильмов имеют единое представление о наборе уникальных черт поведения, характеризующих образ главного героя.
В кинофильме ОЛ сосуществует с другими персонажами в пределах единого сценического пространства. Наиболее значимыми являются отношения ОЛ и ее спутника, поскольку проанализировав их речевое поведение, мы можем выявить особенности характера ОЛ, позволяющие нам выделить новый психологический тип, со свойственными только ему мышлением и эмоциональными проявлениями.
Литература:
1. Выготский Л. С. Мышление и речь. — М.: Лабиринт, 1934. — 352 c.
2. Есенин / реж. И.Зайцев. Россия, 2005.
3. А. Г. Коваленко. Художественный конфликт в русской литературе ХХ века (структура и поэтика художественного конфликта в русской литературе ХХ века). Пособие по спец-курсу. — М.: Изд-во РУДН. 2001.- 57 с.
4. Мажор / реж. К. Статский. Россия, 2014.
5. Митта А. Кино между адом и раем. М.: Подкова, 1999. — 480 с.
6. Нюхач / реж. А. Литвиненко. — Украина, 2013.
7. Blinded // Lie to Me. — The USA, 2009.
8. Columbo / created by Richard Levinson. — The USA, 1986.
9. Elementary / created by Robet Doherty. — The USA, CBS, 2012.
10. House M. D. — The USA, Fox, 2004.
11. Sherlock / produced by Sue Vertue, The UK, BBC One, 2010.
12. Tome-wan // Hannibal. — The USA, NBC, 2013.