М. М. Джафаров — последовательный исследователь романтизма
Автор: Казымова Фергана Рамиз кызы
Рубрика: 4. Художественная литература
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Современная филология» (Уфа, март 2015)
Дата публикации: 15.02.2015
Статья просмотрена: 128 раз
Библиографическое описание:
Казымова, Ф. Р. М. М. Джафаров — последовательный исследователь романтизма / Ф. Р. Казымова. — Текст : непосредственный // Современная филология : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа : Лето, 2015. — С. 12-15. — URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/137/7394/ (дата обращения: 17.12.2024).
Творчество академика Мамеда Джафара Джафарова было многосторонним и охватывающим широкий круг вопросов. Тем не менее, он провел в последней степени значительную работу в области исследования проблем романтизма в азербайджанской литературе. Он впервые доказал существование в литературе XX века романтизма как отдельной творческой школы наряду с реализмом, осветил прогрессивные идейно-эстетические качества этого романтизма.
Какая же творческая необходимость стала причиной исследования М.Джафаром творческого метода романтизма? Творческий путь, обусловивший решение этой проблемы, можно легко проследить. Он сначала написал знаменитую статью «Кто забудет тебя?» (4) и причина обращения к этой теме ясно изложена в первых строчках статьи: «Мухаммед Хади любил Родину, народ. Любил больше своей души и жизни. Насколько Хади всей душой любил другие народы и нации, желал им счастья и свободы, настолько же он любил и свой народ, свою нацию. К тому же любил пылкой, огненной, страстной любовью, любил всей незамутненной, чистой, незапятнанной, высокой душой.
О, родина, о, моя красота и совесть.
Не отводи от нас милосердный взгляд!
Такая верность, любовь к языку,
Не есть ли убежденная любовь к тебе?!» (4)
В статье охарактеризованы особенности, критерии романтики Хади, несущего весть о светлом будущем человека, присущие этой романтике качества, автор пришел к выводу, что красной линией лирики Хади являются патриотические мотивы: «Мухаммед Хади любил Родину, народ Любил больше своей души и жизни. Насколько Хади всей душой любил другие народы и нации, желал им счастья и свободы, настолько же он любил и свой народ, свою нацию, любил всей незамутненной, чистой, незапятнанной, высокой душой.
О, родина, о, моя красота и совесть.
Не отводи от нас милосердный взгляд!
Такая верность, любовь к языку,
Не есть ли убежденная любовь к тебе?!"
Это печальное положение языка
Выражается в тоске моей.
В душе зреющий замысел» [4].
Великий Хади, естественно, открыл путь к великому Джавиду. Была создана монография «Гусейн Джавид» (1960) [3]. В этом богатом творчестве критика привлекли великие идеалы поэтов-романтиков. В 1957 году ученый пишет труд под названием «Об идейных особенностях в азербайджанском романтизме 1905–1917 годов», в котором разъясняет особенности азербайджанского романтизма.
Вслед за этим в 1961 году М. Джафар, защитив диссертацию по теме «Гусейн Джавид и прогрессивный романтизм в азербайджанской литературе», был удостоен ученой степени доктора филологических наук. В диссертационной работе подробно рассмотрены теоретико-эстетические основы прогрессивного романтизма, формы его проявления в творчестве М. Хади, А. Сиххата, А. Шаига, после этого подробно объяснены идейные особенности прогрессивного романтизма, вопросы любви к родине этих романтиков, проблема востока и запада, вопросы отношения к гуманизму и свободе. Большая часть диссертации посвящена к Гусейну Джавиду. В труде указано, что Гусейн Джавид, являясь самым видным представителем азербайджанского романтизма, прошел очень противоречивый творческий путь. Несмотря на все противоречия, он оставил неизгладимый след в истории азербайджанской литературы как видный деятель искусства, самый знаменитый представитель прогрессивного романтизма. Характеризуются лирические стихотворения Джавида, его драмы в стихах и прозе, также эпические произведения и особенности мастерства.
М. Джафар анализировал каждого деятеля искусства в единстве в его средой, временем и идеологией современного ему общества, мыслями и философскими тенденциями, что проистекало из особенностей его творчества.
До исследований М. Д. Джафарова не были раскрыты идейно-художественные особенности романтизма как азербайджанского литературного течения, не были в достаточной степени рассмотрены сущность его основных направлений и положение в нашей литературе. М. Джафар для глубокого и всестороннего разъяснения литературного течения романтизма в азербайджанской литературе все эти сложные вопросы смог предварительно в точности определить.
В статье «Об идейных особенностях в азербайджанском романтизме 1905–1917 годов» (5) он впервые привел анализ конкретных исторических условий творчества романтизма в Азербайджане. Как отмечал автор, в азербайджанской литературе возникший и развивающийся романтизм «был одним из литературных событий, рожденных жизнью Азербайджана в 1905–1917 годах» [2, с.3].
В статье читателям дается подробная информация о направлениях романтизма, его философской основе, идейных особенностях, противоречиях, все раскрыто глубоко и объективным образом.
Видные представители литературного течения романтизма в азербайджанской литературе — А. Сиххат, М. Хади, А. Шаиг — привнесли ряд прогрессивных идей, оригинальных мыслей и новых литературных форм, в своих произведениях поднимали актуальные вопросы современной жизни, затрагивали насущные проблемы того периода, воспевали Национально-освободительное движение, охватившее весь Ближний Восток, свобода человеческой личности, экономический и культурный прогресс родины, вели активную борьбу за свободное и счастливое будущее.
М. Джафар в своем труде, приводя примеры из их произведений, раскрыл присущие им все общие качества и таким образом разъяснил основные особенности прогрессивного романтизма. Он кстати обсуждал и черты, отличающие романтиков друг от друга. В этом труде проблемы, имеющие большое значение для нашего литературоведения, находят решение на высоком научно-теоретическом уровне, выражены складным, ясным и публицистическим языком
Мы должны отметить, что в азербайджанской литературе романтизм являлся следующим этапом после реализма и вместо того, чтобы оказывать не него влияние, сам находился под влиянием традиций реализма.
Все эти стороны не могли не оказать влияние на идейно-художественное направление азербайджанского романтизма и его эстетические особенности, и возникла необходимость его исследования научным образом как сложного оригинального литературного феномена.
Труд М. Джафара «Романтизм в азербайджанской литературе» [2] в определенной степени удовлетворяет эту потребность в нашем литературоведении. Автор одновременно проанализировал достоинства литературного творчества романтиков азербайджанской литературы XX века, их сильные и слабые стороны, политико-социальную жизнь в связи с идейным и литературным противостоянием того периода. Идейно-художественный принципы романтизма, тема, жанровые особенности и мир образов, социальные взгляды романтиков, идеологические противоречия, язык и стиль впервые в азербайджанском литературоведении были рассмотрены таким образом с теоретической точки зрения.
Ученый-литературовед справедливо выводил особенности романтизма из его двух основных черт: во-первых, в его идейном содержании, творческих идеалах и идеологических принципах, во-вторых, непосредственно в особенностях поэтики и приемов художественного познания.
В труде азербайджанский романтизм, прежде всего, рассмотрен и охарактеризован как литературное течение, основанное на творческом методе с особым идейным содержанием, присущей только ему единой, общей темой, проблемами, средствами художественного выражения. Автор подчеркивает поэтический стиль этого романтизма, несмотря на все противоречия, представляет и анализирует азербайджанский романтизм в целом как активное, прогрессивное и целеустремленное течение.
Страницы труда, посвященные творчеству отдельных романтиков, сравнению реалистического и романтического литературных течений, анализу теории романтизма в печати начала XX века, интересны, отличаются новизной и оригинальностью.
М. Д. Джафаров в этом труде выдвигает сложные и серьезные научные проблемы, которые до него не были исследованы, касаясь же известных вопросов, еще более углубляет их анализ.
В труде романтизм в основном оценивается в сравнении и отношении с реализмом, так как данный анализ имеет много преимуществ. Автор характеризует азербайджанский романтизм как «просветительский», подробно останавливаясь на его особенностях, дает доказательный ответ тем, кто объявляет его «запоздавшим романтизмом», приводит интересные наблюдения касательно взаимоотношений романтизма и реализма.
Определяя теоретико-эстетические принципы романтизма, ученый часто с полным правом основывается на критико-теоретических произведениях писателей-романтиков (М. Хади, А. Сиххат). «Резкой критике подвергались идеализированные «образованные», кажущиеся воспитанными в современном романтическом духе, псевдонародные, как описано в стихотворении А. Сиххата «Мусульманские просветители», критикующие среду, из которой вышли, современность, культуру видящие в том, чтобы «одеться, как аристократ, и взять зонтик», непонимающие язык и дела народа, чурающиеся национального языка и литературы, проводящие свои дни в ресторанах» [2, с.84].
«По мнению М. Хади такие «интеллигенты» не только просто не одобряли народ, но и жили только для себя, а также были подлецами, продававшими народ, свои принципы, служившими деспотизму и реакции:
Торговцы идеями, инструмент в руках деспота,
Эти подлецы себя считают талантами» [2, с. 84].
Автор дает качественный научный анализ романтизма с философской, идейной и идеологической точки зрения, с точностью наблюдает и характеризует все прогрессивные и негативные элементы в мировоззрении романтиков.
Этот труд имеет очень большое значение как оригинальное исследование, проясняющее ряд вопросов в нашей литературе XX века.
Исследователь подробно останавливается на чертах, которые отличают восточный романтизм в целом.
Обе монографии М. Д. Джафара: «Гусейн Джавид» [3] и «Романтизм в азербайджанской литературе» [2] — полноценно отражают этапы развития национальной теоретической мысли о романтизме, моменты возникновения и развития, его историческую эволюцию с методологической точки зрения. В этом труде проявился основной направляющий фактор научной мысли о романтической литературе в нашем литературоведении 60–70-х годов. «Мамед Джафар впервые поставил вопрос о ненаучности и внутренних противоречиях разделения течения романтизма в азербайджанской литературе XX века на отдельные противоборствующие направления» [1].
Труд Мамеда Джафара Джафарова, успешно защищенный им в качестве диссертации, по теме «Романтизм в Азербайджане XX века и Гусейн Джавид» (1963), написан о Гусейне Джавиде, который был великим мыслителем азербайджанской литературы XX века, прошедшим бесконечно противоречивый и сложный жизненный и творческий путь, всегда летевший на крыльях вдохновения и любви к правде, а также статьи «Гусейн Джавид», «Художественные особенности творчества Джавида», «Слово о Джавиде» и другие заложили основы современного научно-методологического направления в области исследования классического романтизма в Азербайджане.
Какое положение в истории нашей литературы у Джавида, обладавшего сложным и противоречивым мировоззрением и творческим путем, в чем состояли историко-социальные корни и причина вопиющих противоречий, существовавших в его творчестве и мировоззрении, какие стороны в творчестве Джавида ценны для нас, а какие черты устарели? — существовала необходимость дать ответы на эти вопросы, равно хорошо изучить все противоречия Джавида, как прогрессивные, так и ограниченные его черты и познакомить с ними молодое поколение. Для работы над трудом о Гусейне Джавиде Мамед Джафар исследовал проблему романтизма в нашей литературе XX века, создал ясный научный взгляд на оба вопроса. В своем труде «Гусейн Джавид» автор постарался прояснить как сильные, так и слабые стороны в творчестве и мировоззрении Гусейна Джавида как одного из самых характерных представителей романтиков XX века. Какие же сильные, прогрессивные черты в романтизме Джавида?
На основе конкретных наблюдений и фактов исследователь определяет их следующим образом: понимание резких противоречий науки и философии с религией и религиозной верой, критика религиозного фанатизма (произведения «Шейх Сенан» и «Одно воспоминание»), осуждение царства капитала, понимание существования тяжелой эксплуатации рабочих буржуазией, призыв к борьбе за свои простые человеческие права всех трудящихся, угнетенных народов и наций (произведения «Шейда», «Масуд и Шафигa», «Дитя Нила», «Обращение одного гуманиста к людям»), описание простых людей с любовью, поиск героев среди людей, которые являются врагами любого консерватизма, невежества, отсталости: (Джалил, Хумай, Шеида, Алагез, Хайям, Антон и дргие образы), защита высоких этических идеалов, с этой точки зрения восстание против негативного поведения и семейных отношений («Афат», «Пропасть»), представление с одинаковой симпатией положительных образов людей разных национальностей, в произведении «Месть дьявола» разоблачает германских, итальянских и японских фашистов, осознание фашизма как огромной опасности и чумы для человечества, Джавид также был сильным, искусным драматургом, который дал азербайджанской литературе первые прекрасные примеры драмы в стихаха, обогатил азербайджанскую поэзию с точки зрения жанра, темы, размера и так далее.
Какие же «слабые, ограниченные стороны», «идеологические ошибки» есть у Джавида? Автор и на этот вопрос дает конкретный, традиционный для своего времени ответ.
Монография и сегодня остается авторитетным обобщением для романтической и стихотворной азербайджанской драматургии, мира ее образов.
Положение Гусейна Джавида в истории нашей поэтической и художественно-философской мысли ученый, прежде всего оценивая с позиций его гуманизма и общечеловеческих идеалов, его благородных, масштабных патриотических чувств, и обобщил следующим образом: «Хотя Джавид брал материалы и темы для некоторых своих произведений из жизни других народов, дух этих произведений, источник всех прогрессивных мыслей, пропагандируемых в них, — тот народ, к которому он принадлежал, его Родина, самими поэтом называемая «любимой матерью». Невозможно категорически разграничить труды Мамеда Джафара как критика и литературоведа, написанные в реалистическом и романтическом духе, также очень трудно вместить его произведения в рамки «современности» и «историчности».
Продолжая творческий поиск в области исследования литературного течения романтизма и романтической литературы, М. Джафаров написал статью «Романтика в литературе и в жизни» [6], в которой обсуждается романтика, романтический стиль и его выразительные средства. В статье ученый, затрагивая сущность романтического стиля, подробно рассмотрел отдельные художественные формы романтического стиля, его выразительные средства.
В статье с научной точки зрения дан ответ на вопрос о том, в чем же состоит первостепенная задача романтического стиля. А именно: с помощью убедительных научных доказательств опровергается точка зрения тех, кто видел первостепенную задачу романтического стиля в отражении собственных взглядов, чувств, тревог и чаяний писателя.
М. Джафар затронул также вопрос идеального романтического героя. Он пришел к такому выводу, что идеальный романтический герой должен отражать в себе, прежде всего, общенародный характер. Создание такого героя возможно только в результате объединения, сплавления реалистического и романтического стилей.
Как видно, М. Д. Джафаров, подходя к каждому литературному явлению с современного научно-методологического уровня, впервые в истории теоретической мысли исследовал проблему романтизма как литературного метода, подготовил ясную и ценную программу для будущих исследований. Его исследования, основанные на напряженном труде и глубоких наблюдениях, обогатили наше литературоведение, и тем самым подняли авторитет, научный вес и монументальность его собственного творчества.
Литература:
1. Алышанов Ш. Тянгидимизин мудрик агсаггалы //Коммунист.- 1989.- 21 июнь
2. Джафар М. Дж. Азербайджан едебийятында романтизм / /Сечилмиш есерлери. Дж..2. Баку: Азернешр, 1974, с.3–186
3. Джафар М. Дж. Гусейн Джавид.- Баку: Азернешр, 1960.- 262 с.
4. Джафар М. Дж. Сени ким унудар // Едебийят газети.- 1942.- 28 октябрь.
5. Джафар М. Дж. 1905–1917-жи иллер Азербайджан романтизминде идея хусусийятлары хаккында // Физули душунур.- Бакы, 1959.- с.152–218
6. Джафар М. Дж. Хаяатда ве едебийятда романтика // Азербайджан.- 1959.- № 9.- с. 185–195