Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через знакомство с родным городом
Авторы: Тимофеева Ирина Вячеславовна, Тимченко Людмила Борисовна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 27.12.2013
Статья просмотрена: 9257 раз
Библиографическое описание:
Тимофеева, И. В. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через знакомство с родным городом / И. В. Тимофеева, Л. Б. Тимченко. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 57-62. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/99/4746/ (дата обращения: 17.12.2024).
Нравственно-патриотическое воспитание детей на современном этапе — одна из основных задач дошкольного образования, важной частью которого является знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, с известными людьми, которые строили наш город. Задача педагогов и родителей как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, развивать интерес к истории своего края.
На наш взгляд, метод проекта — наиболее приемлем в системе руководства патриотическим воспитанием, так как позволяет сочетать интересы всех участников проекта: педагогов, родителей, детей.
Представляем паспорт проекта, направленный на привлечение дошкольников к изучению родного города Колпино, который был нами реализован в старшей логопедической группе дошкольного образовательного учреждения. Актуальность настоящего проекта определяется стремлением расширить познания дошкольников об истории родного края, его культуре, традициях и обычаях местных жителей.
Паспорт проекта «Моя родина — Колпино»
«Только тот, кто любит,
ценит и уважает накопленное
и сохранённое предшествующим
поколением, может любить Родину,
узнать её, стать подлинным патриотом».
С. Михалков
Авторы проекта — воспитатели логопедической группы — Тимченко Людмила Борисовна, Тимофеева Ирина Вячеславовна.
Участники проекта — воспитатели логопедической группы, учитель-логопед, музыкальный руководитель, руководитель физического воспитания, дети старшей группы, их родители.
Раздел программы / область:
Тип проекта — информационно-творческий, продолжительный (ежемесячная работа в течение учебного года).
Возрастная группа — старшая логопедическая.
Наличие межпредметных связей — разные виды деятельности:
- Познавательно-исследовательское;
- Чтение художественной литературы;
- Игровая;
- Коммуникативная;
- Художественно-продуктивная;
- Музыкальная.
Актуальность:
- Систематизация накопленного педагогического опыта по нравственно-патриотическому воспитанию, социализации дошкольников;
- Создание единого образовательного пространства, включающего группу и семью;
- Недостаточная информированность родителей по данной теме;
- Реализация творческого потенциала коллектива группы.
Цель работы над проектом:
- Воспитание у детей нравственно-патриотических чувств в процессе знакомства с родным городом;
- Приобщение к истории и культуре родного города;
- Расширение кругозора.
- Задачи:
- Расширить и углубить знания детей о городе Колпино, его истории, достопримечательностях, о людях-героях родного города;
- Формировать у детей чувство любви к родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям через творческую, познавательно-исследовательскую деятельность;
- Развивать у детей речь, мышление, воображение, умение анализировать, сравнивать посредством специальных игр и упражнений;
- Вовлечь родителей в образовательный процесс для совместной работы по изучению города, ориентировать их на патриотическое воспитание в семье.
Прогнозируемые результаты:
- Повышение нравственного уровня воспитанников;
- Расширение кругозора детей, их интереса к истории родного города;
- Развитие инициативы, сообразительности, самостоятельности;
- Преобразование предметно-игровой среды группы;
- Организация педагогического поиска через реализацию инновационных форм;
- Укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с детским садом по вопросам нравственно-патриотического воспитания;
- Появление у детей чувства гордости за свой город, уважение к его истории, народам, которые здесь живут и работают;
- Ознакомление с родным городом продолжится в повседневной жизни группы, на прогулке, в семье.
Вся работа в рамках проекта проходила в три этапа:
I этап — запуск проекта,
II этап — планирование и реализация проекта,
II этап — подведение итогов.
На первом этапе наша цель — выявление уровня знаний детей о родном городе и принятие решения к осуществлению проекта.
На этом этапе работы были запланированы такие мероприятия, как:
- Экскурсии по улицам города;
- Выяснили у детей, в каких местах они любят гулять с родителями;
- С целью выявления знаний детей о городе провели дидактическую игру «Знаешь ли ты свой город?»;
- Вместе с детьми приняли решение об осуществлении проекта «Моя родина — Колпино».
На втором этапе работы была создана инициативная группа по реализации проекта, в состав которой вошли родители, дети, воспитатели. Для осуществления проект были проведены следующие мероприятия:
- Рассматривание буклетов, фотографий о городе, картин колпинских художников, просмотр видеоролика «Экскурсия по Колпино»;
- Чтение книг о родном городе, стихов, рассказов колпинских писателей (Бейлин А. И. «Ижорские были», Ирклей А. С. «На берегах Ижоры»;
- Целевая прогулка — «Стройка высотного дома» (профессии, техника);
- Экскурсия в детскую библиотеку (презентация книги «Стихи и песни о Колпино» сост. В. И. Атисков, Е. П. Сизенов);
- Экскурсия на почту. Составление письма Деду Морозу в Великий Устюг;
- Прослушивание музыкальных произведений: гимн Колпино, Колпинский вальс, песни о Колпино;
- Цикл занятий по ознакомлению с родным городом:
· «История возникновения родного города».
· «Жизнь моей улицы» (почта, парикмахерская, школа, библиотека, поликлиника, супермаркет и т. д.).
· «Колпино — город спортсменов» (экскурсия на стадион «Ижорец» «Веселые старты»).
· «Правила безопасности в городе. История создания светофора».
· Придумывание рассказов на тему: «Из окна, из окна наша улица видна».
· «Мы – горожане» (правила этикета).
· «Знакомство с символикой города Колпино (герб, гимн)».
· «Никто не забыт, ничто не забыто» (беседа о героизме людей, встреча с участниками Великой отечественной войны, возложение цветов к памятнику павшим героям).
Учитывая, что детская игра — одно из самых важных направлений организации жизни детей в дошкольном учреждении и познавательные процессы легче развивать в игре, в рамках проекта спланирована игровая деятельность:
· Дидактические игры: «Какой наш город», «Сказки в Колпино», «Кто что делает», «Прогулка по городу», «Колпинская азбука», «Заколдованный город», лото «Знаешь ли ты свой город», «Любимый город», «Ижорские рифмы»,«Подбери словечко», «Ошибки художника» и т. п.
· Сюжетно-ролевые игры: «Путешествие по городу», «Музей», «Мы — строители», «Почта», «Библиотека», «Мы — экскурсоводы», «Наша улица».
- Детская художественно-продуктивная деятельность:
· Конкурс рисунков «Праздники нашего города».
· Занятие по изодеятельности «Течет река Ижора».
· Рисунки к рассказам на тему: «Из окна, из окна наша улица
видна».
· Коллективные творческие работы «Улицы города», «Мы — строители», «Мы — пешеходы», «Мы — юные спортсмены» и т. д.
· Конструирование «Мой родной дворик».
Воспитательно-образовательный процесс в детском саду невозможно организовать без участия родителей. Работу с родителями мы начали с выявления их информированности по данной теме. С этой целью мы провели игру «Интервью», анкетирование «Знаете ли вы свой город?». Далее были использованы такие формы работы, как:
- Проведение цикла бесед с детьми «Я могу рассказать вам…"
- Издание книги «Город будущего» (совместная деятельность
- детей и родителей).
- Изготовление совместно с детьми макетов «Мост через Ижору».
- Составление картотеки стихов и песен о Колпино.
- Изготовление альбомов «Безопасная дорога от дома до детского сада».
- Выпуск газеты «Наш любимый город Колпино» (периодичность раз в квартал)
(1-ый выпуск — «Наш город прежде и сейчас»»;
2-ой выпуск — «Новогоднее Колпино»;
3-ий выпуск — «Колпино-город воинской славы»).
- Совместное итоговое занятие детей и родителей «Мой любимый город»
Оснащение педагогического процесса:
- Создание в группе мини-центра «Мой город»;
- Выставка книг о городе;
- Создание альбомов о Колпино;
- Оформление продуктов детского творчества (рисунки, макеты, поделки);
- Оформление фотоальбомов «Времена года в Колпино», «Где мы были» (по материалам экскурсий);
- Подготовка атрибутов для сюжетно-ролевых игр,
- Обновление и изготовление дидактических игр по теме;
- Создание игровых ситуаций: «Строим город Колпино», «Правила уличного движения», «Уроки вежливости и этикета».
В завершение работы над проектом был проведен вечер досуга «Мой любимый город»» с участием родителей, презентация книги «Город будущего».
Конспект итогового занятия в старшей логопедической группе на тему:
«Мой любимый город» (с участием родителей)
Программное содержание:
1. Расширять представления детей о родном городе, его достопримечательностях.
2. Совершенствовать умение составлять небольшие рассказы о колпинском гербе.
3. Активизировать словарь детей, совершенствовать грамматический строй речи, работать над развитием связной речи.
4. Закреплять знания детей о цифрах и порядковом счете от 1 до 10.
5. Закреплять умения детей интонационно, выразительно рассказывать наизусть стихи.
6. Развивать слуховое внимание, подбирать рифмы к четверостишиям.
7. Развивать чувство ритма, двигаться в соответствии с характером музыки.
8. Развивать мыслительные операции: память, мышление, умение анализировать и обобщать.
9. Вызывать у детей чувство восхищения и гордости за свой родной город.
10. Продолжать учить детей работать согласованно, воспитывать доброжелательные отношения друг к другу.
Наглядный материал:
- Фотографии с видами города Колпино на липучках.
- Разрезное изображение герба (из 4 частей) -2 шт.
- Медали с символикой города по количеству детей
- Игра «Веселый лабиринт»
- Игра «Колпинские силуэты»
- Ватман, картинки с видами Колпина, клей, листы желтой бумаги для коллективной работы по аппликации.
Ход занятия.
(Дети и родители под музыку входят в зал.)
Ведущий: Ребята, в наш детский сад пришла телеграмма: «Встречайте. Вылетаю». Интересно, кто бы это мог быть?
(Звучит заставка к мультфильму «Приключение Лунтика».)
Ведущий: Ребята, вы узнали эту музыку? (Да) Как вы думаете, кто может сейчас появиться у нас в гостях?
(Появляется Лунтик.)
Лунтик:Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? (Ответы детей) Правильно! Меня так зовут потому, что я прилетел с другой планеты, с какой? (С Луны)
Ведущий:Значит твоя родина Луна?
Лунтик: Не знаю. А что такое Родина и зачем она нужна?
Ведущий:Сейчас мы вместе с ребятами и их родителями расскажем тебе об этом.
Ведущий:Дети, что мы называем Родиной? (Место, где родились, живем, ходим в детский сад, где живут наши мамы, папы, друзья). Правильно!
Песня о Родине.
Ведущий:Место, где мы родились, и называется Родина. Много пословиц и поговорок сложил народ о Родине. Давайте вспомним их, а родители нам помогут. (Дети начинают, а родители — заканчивают. Например: ребенок говорит: «Нет в мире краше», взрослый заканчивает: «Родины нашей» и т. д.)
«Человек без Родины, — что соловей без песни»,
«Одна у человека мать, — одна у него и Родина»,
«За морем теплее, — а на Родине светлее»,
«На чужой сторонушке — рад своей воронушке»,
«На чужой стороне — и весна не красна»,
«Всякому мила — своя сторона»,
«Везде хорошо, — а дома лучше»,
«Своя земля — и в горе мила».
Каждый человек любит свою Родину? Любить можно только то, что хорошо знаешь. Чем больше мы будем знать о своем родном городе, тем больше будем его любить.
Дети: 1. Всю планету обойдете
Места лучше не найдете
Вместе дружно мы живем.
Колпино — наш общий дом!
2. Город мой любимый,
Город мой родной,
Ты зеленый летом,
Осенью цветной.
Чистый, белоснежный
Ты стоишь зимой,
А весной ты нежный…
Я горжусь тобой!
Пусть ты не столица,
Но люблю тебя,
И знакомых лица радуют меня.
На большой планете
Городов не счесть,
На реке Ижоре -
Самый лучший есть!
Лунтик: Я понял — Колпино это ваша родина. Наверное, это очень хороший город?
Ведущий:Конечно, и мы тебе про него сейчас расскажем. Ребята, Лунтик никогда не был в нашем городе, и я предлагаю для начала познакомить его с картой нашего города.
(Ведущий обращает внимание детей на ковролин, который закрыт.)
Ведущий:Здесь можно увидеть все достопримечательности Колпина.
(Открывает ковролин — на нем силуэты памятных мест.)
Лунтик: Какой скучный и неинтересный ваш город.
Ведущий: Нет, Лунтик, город наш очень интересный — это с нашей картой что-то случилось. Ребята, мне понадобится ваша помощь.
(Воспитатель предлагает рассмотреть рисунки с контурами зданий, затем фотографии этих же сооружений и сопоставить рисунки с фотографиями. Удетей фотографии с видами Колпина. Каждый ребенок показывает свою фотографию, рассказывает, что на ней изображено (библиотека, стадион и т. д.) и размещает на ковролин.)
Ведущий: Молодцы, ребята! А теперь нам понадобятся знания ваших родителей. Обращается к взрослым. Скажите, что не хватает на нашей карте? (Герба)
Ребенок:Свой герб делами заслужил
Старинный город наш и славный.
Герб городу подарен был
За честь, за верный труд исправный.
Проводится игра «Собери герб и расскажи о нем»
(Воспитатель предлагает разделиться на 2 команды: команда родителей и команда детей. Каждая команда собирает свой герб из нескольких частей. Родители совместно с детьми собирают герб и рассказывают о нем. (На гербе Колпино изображены: красный столб, золотые огни и черные полосы. Красный столб — это кирпичные заводские стены; золотые огни — пламя, которое на заводе пылает, и где колпинцы делают свое знаменитое железо; узкие черные столбы напоминают железнодорожный путь Николаевской дороги.)
Ведущий: Ребята и Лунтик, посмотрите, какой большой и красивый наш город, какой замечательный колпинский герб. И пусть засветит солнышко, чтобы лучше было видно, сколько красивых мест у нас есть.
Лунтик: А что такое солнце? Я его никогда не видел, потому что на Луне солнца нет.
Ведущий: Ребята, давайте покажем Лунтику наше яркое солнце.
(Ведущий выставляет яркий круг-серединку солнца без лучиков.)
— Дети, это похоже на солнце? (Нет) Что не хватает? (Лучиков) Вы будете называть красивые слова о Колпине и у нашего солнышка появятся лучики.
Дети: Наш город красивый, светлый, современный, спортивный, рабочий, гостеприимный, чистый, зелёный, большой.
(На каждое названное ребёнком слово воспитатель выкладывает лучик)
Ведущий: Посмотри, Лунтик, какое лучистое солнышко засверкало над нашим городом.
Разминка «Хорошо» (дети стоят в кругу):
Хорошо, что солнце светит? (изображают солнце)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо, что дует ветер? (изображают ветер)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо идти с друзьями? (шагают)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо прижаться к маме? (обнимают себя)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо в краю родном? (разводят руки в стороны)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо там, где наш дом? (изображают дом)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо кружиться в танце? (кружатся)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо быть колпинцем? (выставляют большие пальцы)
Хорошо!
(Лунтик обращает внимание на лабиринты.)
Лунтик:Ачто это за кривые линии? Это такие дороги?
Ведущий:Нет, это волшебные лабиринты. Кто правильно по ним пройдет, тот отгадает слово. (Карточки с буквами на обратной стороне и с цифрами — на лицевой) Участником становится тот, кто правильно ответит на вопросы.
Как называется главный завод в Колпино? — Ижорский.
Как называется главный мост в Колпино? — Ижорский.
Как называется воинская часть, которая формировалась в Колпино и воевала в годы В. О. В? — Ижорский батальон.
Как называется стадион в Колпино? — Ижорец.
Как называется колпинская футбольная команда? — «Ижорец»
(Дети, правильно ответившие на вопросы, проходят лабиринт, в конце которого находят цифру. Затем ищут карточку с такой цифрой и забирают ее. Карточку держат в руках буквой к себе, а цифрой — к детям. Затем ведущий предлагает оставшимся детям перестроить ребят с карточками по порядку с цифрами от 5 до 10 и перевернуть карточки. Должно получиться слово ИЖОРА.)
Лунтик: А что обозначает это слово?
Дети:Это главная река в Колпино.
Лунтик:Какие вы молодцы! А что вы еще умеете?
Дети: Мы умеем танцевать.
Ведущий: Ребята, приглашайте, своих родителей на танец и мы исполним Колпинский вальс.
Танец «Колпинский вальс».
Ведущий: Лунтик, ты умеешь сочинять стихи?
Лунтик: Нет.
Ведущий: Тебя научат наши ребята. Давайте поиграем в игру, которая называется «Ижорские рифмы» (подскажи словечко).
1. Мы пришли туда всей группой,
Встали у его дверей.
Прочитали вывеску
Это был……(музей)
2. Давным-давно великий Петр,
Решил построить русский флот.
Приехав на Ижору, он сосны увидал.
Завод он на Ижоре построить……(приказал)
3. По городу любимому
Мы весело идем.
Шагаем дружно парами
И песенку……(поем)
4. Навстречу детям мчатся:
Автобусы, такси.
А детям очень нравится
По городу……(идти)
Лунтик:Японял, почему ваш город такой замечательный, ведь там живут такие дружные люди, как вы. Мне у вас очень понравилось, но, к сожалению, пора улетать на свою планету. Я обязательно расскажу своим друзьям про вас и ваш город Колпино.
Ведущий:Лунтик, не спеши! Мы хотим на память сделать тебе подарок — карту Колпино.
(Родители вместе с детьми делают коллективную работу «Наш город в подарок Лунтику» (аппликация с элементами оригами) и дарят Лунтику.)
Ведущий:Наше путешествие тоже подошло к концу. Мы все славно потрудились, и я хочу наградить вас медалями «Знатоки родного города»!
Песня о Колпино.
Литература:
1. Н. В. Алешина Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Изд. УЦ «Перспектива», Москва — 2009.
2. А. Я. Ветохина, З. С. Дмитренко Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Изд. «Детство-Пресс», Санкт-Петербург 2009 г.
3. Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова Мы живем в России. Изд. «Издательство Скрипторий», Москва 2007 г.
4. М. Д. Маханева Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Изд. «Аркти». Москва, 2004 г.
5. Е. Ю. Александрова, Е. П. Гордеева Система патриотического воспитания в ДОУ. Изд. «Учитель», Волгоград, 2007г.
6. Практический журнал «Воспитатель ДОУ» № 8 2011 г., № 12 2011 г.