Приобщения учащихся школ к художественно-эстетической культуре средствами архитектурных памятников г. Дербента | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, декабрь 2013)

Дата публикации: 22.11.2013

Статья просмотрена: 410 раз

Библиографическое описание:

Курбан-Адамова, Г. А. Приобщения учащихся школ к художественно-эстетической культуре средствами архитектурных памятников г. Дербента / Г. А. Курбан-Адамова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2013. — С. 99-101. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/98/4522/ (дата обращения: 21.11.2024).

Особую актуальность в настоящее время приобретает проблема эстетического воспитания молодого поколения, постепенное возрождение традиций, культуры народов Российской Федерации. В концепции художественного образования, опирающейся на «Национальную доктрину образования Российской Федерации», которая устанавливает приоритет образования в государственной политике, определяются стратегия и направления развития системы образования в России на период до 2025 г. Концепция является актуальной программой, способной решать проблемы эстетического воспитания детей и молодежи.

Архитектура Дербента представляет сложное явление. Город можно отнести к таким культурным центрам, играющих в прошлом большую роль в процессах взаимовлияния культур различных народов и регионов. Своеобразие историко-культурной роли Дербента сказалось и на особенностях взаимосвязи его архитектуры с архитектурой народов Южного Дагестана [2].

В архитектурных памятниках всегда отражаются идейно-эстетические взгляды общества и оказывают действенное влияние на формирование вкуса, взглядов, развитие художественной культуры молодёжи, подрастающего поколения. Ценность архитектурных памятников в эстетическом воспитании учащихся заключается, прежде всего, в том, что они имеют огромный педагогический, воспитательный, художественно-эстетический потенциал и несут важную познавательную и обучающую эстетическую информацию о культуре прошлого, быте, традициях и нравах народа, даёт возможность ближе приобщать молодёжь к эстетической культуре своей страны.

Сказанное определяет необходимость дальнейшего развития художественно-педагогического образования и эстетического воспитания школьников на основе глубокого изучения наследия предков и, прежде всего на историко-архитектурных образцах памятников Дербента.

В целях сохранения уникальной архитектурно-планировочной структуры исторического ядра города, а также памятников истории и культуры в 1989 г. был создан Дербентский государственный историко-архитектурный музей-заповедник как комплексный памятник федерального значения, где сосредоточено около 150 памятников федерального и республиканского значения. В музейном фонде сосредоточено более 27 тыс. экспонатов [3].

Памятники наполняют живым, образным содержанием наши представления о развитии культуры, помогают понять многие стороны истории, не нашедшие отражения в письменных источниках.

Учитывая историко-культурную ценность комплексного памятника «Древний Дербент», он включён в предварительный список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Все это предполагает не только рекламу памятников города по линии ЮНЕСКО, но и создает хорошие предпосылки для использования их педагогического, творческого потенциала в эстетическом воспитании школьников.

Отбирая и подготавливая определенные темы уроков по изучению и познанию памятников архитектуры г. Дербента на уроках изобразительного искусства, учителю необходимо ставить перед учениками конкретные задачи, например, осознание того, что через познание своей национальной художественной культуры и искусства можно перейти к восприятию и изучению духовно-нравственных ценностей других народов; привитие учащимся интереса к памятникам архитектуры, а через них формирование интереса к истории, традициям, обычаям, культурным ценностям народа и др. [2].

На основе анализа и изучения состояния деятельности школ по интересующей нас проблеме, мы предлагаем примерные методические направления эстетического воспитания школьников средствами приобщения к памятникам архитектуры Дербента.

1. Урок-беседа. Здесь учитель подводит учащихся к мысли о том, что в честь знаменательных событий люди возводили памятники, всевозможные архитектурные сооружения (обелиски, триумфальные ворота, башни и пр.), своего рода «каменная летопись» истории народа. Чувствовать и воспринимать эти духовно-нравственные, культурные ценности народа может только культурный, эстетически воспитанный человек, а поэтому надо стремиться к этому. Учитель обращает внимание школьников на присутствие в каждой исторической эпохе определенного архитектурного, художественного стиля, что зависело от уровня производительных сил, который и определял специфические черты архитектуры. Архитектурный стиль может определяться как совокупность основных черт и признаков архитектуры определённого времени и места, проявляющихся в особенностях её функциональной, конструктивной и художественной сторон (назначение зданий, строительные материалы и конструкции, приёмы архитектурной композиции). Понятие архитектурного стиля входит в общее понятие стиля как художественного мировоззрения, охватывающего все стороны искусства и культуры общества в определённых условиях его социального и экономического развития, как совокупности главных идейно-художественных особенностей творчества мастера.

В архитектуре стили различаются в отношении народности (египетский, древнегреческий, этрусский, римский, мавританский, византийский и др.) и времени (романский, готический, возрождения, барокко, рококо, империи и др.).

Стиль рождается сам собою в зависимости от требований быта и хода исторической жизни народа, слагаясь из изобретаемого являющимися среди него талантливыми мастерами и из заимствований от соседних народов. Когда образовавшийся таким естественным путем стиль уже давно отжил свой век, позднейшее художественное творчество нередко возвращается к нему; так, например, до настоящего времени строятся здания в греческом, османском и других стилях прошедшего времени, употребляются орнаменты стиля эпохи.

Развитие архитектурных стилей зависит от климатических, технических, религиозных и культурных факторов. Хотя развитие архитектуры напрямую зависит от времени, не всегда стили сменяют друг друга последовательно, известно одновременное сосуществование стилей как альтернативы друг другу (например, барокко и классицизм, модерн и эклектика, функционализм, конструктивизм и ардеко) [1].

В процессе беседы необходимо ввести школьников в мир архитектуры, т. е. разъяснить им некоторые понятия, которые присутствуют в данном виде искусства. Такие термины как «портик», «фронтон», «купол», «капитель», «фреска», «мавзолей», «имнарет», «мечеть», «саркофагн», «ступенчатый храм», «базилика», «барельеф», «рельеф», «мемориал», «башня» и т. д. желательно записать в специальную тетрадь с комментариями. Беседу желательно вести в дискуссионной форме, с использованием наводящих вопросов о том, что уже им известно по указанной теме, например, как они воспринимают искусство архитектурных творений, какие они знают памятники архитектуры, какие впечатления у них вызывают архитектурные памятники и пр. Таким образом, интересная и умело построенная беседа об архитектурных памятниках Дербента произведет на школьников впечатление, будет способствовать их эстетическому воспитанию.

2. Экскурсия. Если подробнее рассматривать понятие и сущность экскурсии, то можно сказать, что экскурсия — это целенаправленный наглядный процесс познания окружающего человека мира, построенный на заранее подобранных объектах в естественных условиях или расположенных в цехах промышленного предприятия, помещениях, лабораториях научно-исследовательского института, залах музея, выставки мастерской художника и т. д. Показ чувственно воспринимаемых объектов происходит под руководством квалифицированного руководителя (экскурсовода) и подчинен задаче раскрытия четко определенной темы.

Экскурсия — это коллективное посещение определенных объектов с познавательной или научной целью. Экскурсии также преследуют цель расширения кругозора, общего культурного развития человека. Во время их проведения перед глазами школьников наглядно встают величественные архитектурные творения, культовые и мемориальные памятники, производящие на них впечатления и дающие возможность приобщиться к большому пласту культуры и истории, почувствовать себя участниками тех далеких событий. Надо заметить, что школьники могут быть недостаточно подготовлены для восприятия и освоения представленных перед ними объектов культурного наследия прошлого. В связи с этим, желательно, чтобы подобные экскурсии проводились после изучения ряда тем, посвященных смежным видам искусства, так как архитектурное искусство дополняется искусством скульптуры, живописи, малой пластики и т. д. Задача экскурсии заключается в том, чтобы достичь цели путем раскрытия темы. То есть продемонстрировать заранее подробные объекты и обогатить при этом определенными впечатлениями, в основном зрительными. Именно это составляет суть экскурсии как особой формы культурно-просветительской работы.

В процессе непосредственного приобщения к архитектурным памятникам Дербента у школьников существенно возрастает сила эмоционального воздействия художественных средств архитектуры, что естественным образом активизирует эстетическое восприятие учащихся, повышает интерес к национальному художественному наследию.

Итоги экскурсий лучше всего закрепляются в беседе или в домашнем задании. Так, например, после выполнения работы на тему «Каменная летопись Дербента» можно отметить, что учащиеся хорошо знают старую часть города, но после увиденного свежим взглядом будут по-иному относиться к истории города, его памятникам, и значит, больше ценить, любить прошлое и настоящее. Активность учащихся на занятиях обеспечивается продуманностью форм работы, использованием различной литературы по смежным видам искусства.

3. Закрепление и углубление знаний.

Целесообразно организовать совместные выходы с учащимися на натурные наброски, зарисовки, фотографирование. Природа и детали памятников архитектуры Дербента подсказывают им темы и сюжеты для интересных оригинальных композиций.

На самом деле, архитектурные формы, предметы, детали являются неисчерпаемыми источниками вдохновения. Наблюдая в природе и объектах, архитектурных сооружениях прекрасное, изучая ее красоту, школьники осознанно учатся свойственной ей гармонии, ритму, богатству сочетаний форм и цветов, а также переносить эти свойства и красоту в свои практические работы. Важное место в приобщении школьников к искусству архитектуры старого Дербента должны занимать различные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка.

Таким образом, ознакомление учащихся школ с архитектурными памятниками г. Дербента значительной степени повысить интерес учащихся к эстетической культуре народов Дагестана способствует эстетическому воспитанию школьников.

Литература:

1.         Мамаев М.И Декоративно-прикладное искусство Дагестана: истоки и становление. — Махачкала, 1988. — 68с.

2.         Раджабов И. М., Курбан-Адамова Г. А. Проблемы эстетического воспитания школьников на образцах архитектурных памятников Дагестана. Наука и школа. — М., 2012. № 4. С. 160–162

3.         Раджабов И. М. Декоративно-прикладное искусство в системе художественного образования Республики Дагестан. // Автореф. дис… докт. пед. наук. — М., 1998. — 36.

4.         Хворостов А. С. Декоративное искусство в школе — М., 1997

Основные термины (генерируются автоматически): эстетическое воспитание школьников, памятник, архитектурный памятник Дербента, архитектурный стиль, дербент, комплексный памятник, культурная ценность народа, Российская Федерация, смежный вид искусства, эстетическое воспитание.

Похожие статьи

Воспитание эстетического вкуса студентов педагогического вуза средствами изобразительного искусства

Формирование духовно-нравственных качеств дошкольников и чувства сопричастности к культурному достоянию страны через музыкально-театрализованную деятельность

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста, одаренных в области художественного творчества, средствами нетрадиционных техник рисования

Музыкально-эстетическое воспитание младших школьников средствами вокального, хорового исполнительства

Формирование нравственно зрелой личности учащихся средствами изобразительного искусства

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к художественно-эстетической деятельности

Приобщение детей дошкольного возраста к народным традициям через проектную деятельность

Влияние декоративно-прикладного искуства на эстетическое воспитание современного школьника

Развитие творческой активности подростков средствами декоративно-прикладного искусства

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музейной педагогики с учетом краеведческого компонента

Похожие статьи

Воспитание эстетического вкуса студентов педагогического вуза средствами изобразительного искусства

Формирование духовно-нравственных качеств дошкольников и чувства сопричастности к культурному достоянию страны через музыкально-театрализованную деятельность

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста, одаренных в области художественного творчества, средствами нетрадиционных техник рисования

Музыкально-эстетическое воспитание младших школьников средствами вокального, хорового исполнительства

Формирование нравственно зрелой личности учащихся средствами изобразительного искусства

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к художественно-эстетической деятельности

Приобщение детей дошкольного возраста к народным традициям через проектную деятельность

Влияние декоративно-прикладного искуства на эстетическое воспитание современного школьника

Развитие творческой активности подростков средствами декоративно-прикладного искусства

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музейной педагогики с учетом краеведческого компонента