Введение квалиметрического подхода в национальную систему образования
Автор: Инамов Дилмирза Дедамирзаевич
Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, ноябрь 2013)
Дата публикации: 04.11.2013
Статья просмотрена: 734 раза
Библиографическое описание:
Инамов, Д. Д. Введение квалиметрического подхода в национальную систему образования / Д. Д. Инамов. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2013. — С. 160-162. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/97/4430/ (дата обращения: 16.11.2024).
Современная педагогическая наука стремится осмыслить целостный образовательный процесс с позиции управленческой деятельности, направленной на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации. Управление — явление объективно обусловленное, вызванное к жизни закономерностями и взаимосвязями функционирования систем. В педагогическом энциклопедическом словаре приводится следующее определение: «Управление — это функция организованных систем различной природы, обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программы и целей».
Управление образовательными системами, отмечает российский учёный В. П. Сергеева, представляет собой целенаправленное сознательное взаимодействие участников целостного педагогического процесса на основе познания его объективных закономерностей, направленное на достижение оптимального результата.Актуальность введения квалитативной составляющей в условиях перехода на многоуровневую систему высшего профессионального образования обусловлена, на наш взгляд, следующими основными моментами.
- Во-первых, всвязи с переходом на образовательные стандарты третьего поколения повышается роль компетентности как результата обучения. У специалиста, владеющего квалитативными знаниями и квалиметрическими умениями, больше возможностей обеспечить качество профессиональной деятельности на любом уровне ее проявления. Это явится очередным шагом на пути приведения в соответствие качества специалиста требованиям заказчика путем повышения компетентности.
- Во-вторых, квалитативное образование в совокупности с внутренней потребностью специалиста в качественных результатах своей профессиональной деятельности создает условия для формирования его квалитативной культуры. Квалитативной культурой считается высшее проявление профессиональной компетентности, специфическая форма деятельности и отношение человека к выполняемой работе, заключающееся в осознании значимости качества своих действий и решений для целей производства и социальной среды.
- В-третьих, система обучения управлению качеством образования тесно связана с инновациями. Сущность инновационной деятельности состоит в обеспечении возможности создания, как новой продукции, удовлетворяющей растущие потребности общества, так и новых технологий в области не только производства товаров и услуг, но и культуры и образования, способствующих их развитию путем повышения качества. В свою очередь, многообразие качества, обеспечиваемое в процессе инновационной деятельности, позволяет совершенствовать всю систему управления качеством образования в высшей школе
Квалиметрия — (от лат. quolis — какой по качеству и гр. metro — мера) — научная теория, в рамках которой изучаются методология и проблематика комплексного количественного оценивания качества объектов любой природы (одушевленных или неодушевленных; предметов или процессов; продуктов труда или продуктов природы) имеющих материальный или духовный характер, искусственное или естественное происхождение.
И это было вполне естественно, потому что проблема качества народнохозяйственной продукции — одна из важнейших проблем. Во второй половине XX в. основные научные категории, относящиеся не только к техническим, но и к естественным и даже гуманитарным наукам, все в большей степени начинают подвергаться сначала формализации, а затем — и количественному выражению
Комплексные количественные оценки качества в последнее время все больше и больше внедряются в различные сферы человеческой деятельности. В отечественной и зарубежной научно-технической, научно-популярной и общественно-политической литературе все чаще затрагиваются проблемы комплексной оценки качества разного рода объектов, не являющихся продуктами труда, или оценки качества протекания различных процессов. Существующие сейчас методики оценки качества характеризуются внутренним единством. Оно заключается в том, что эти методики базируются на общих принципах квалиметрии. Следовательно, с точки зрения теоретической квалиметрии, эти методики однородны и могут быть описаны одним алгоритмом.
Таким образом, можно считать, что: методы комплексной количественной оценки качества захватывают все новые области, зачастую далеко отстоящие от первоначальной сферы их приложения; алгоритм этих методов и принципы, на которых они базируются, практически не отличаются от тех, которые приняты в теоретической квалиметрии; сферы приложения многих из этих методов, например, оценка качества обучения и воспитания, чрезвычайно важны. Поэтому целесообразно поставить вопрос о едином фронте работ исследователей, занимающихся проблемой оценки качества в самых различных социально- значимых областях, что, несомненно, будет способствовать повышению научного уровня таких исследований. Кроме того, расширение сферы квалиметрии поможет подвести научную базу под целый комплекс методов решения задач по оценке качества различных процессов и предметов, не являющихся продуктами труда, что, безусловно, будет иметь большое практическое значение.
Поскольку квалиметрия — область научного знания, изучающая методологию и проблематику разработки комплексных, а в некоторых случаях и системных количественных оценок качества любых объектов, необходимо четко представлять себе соотношение между качественным и количественным описанием образовательного процесса. Количество и качество выступают как нечто раздельное лишь в абстракции, реально они существуют в нерасторжимом единстве, в пределах которого данное качество модифицируется, варьируется в силу изменения количества и отдельных несущественных свойств, сохраняя при этом свои существенные характеристики.
Термин «квалиметрия» в науке впервые был предложен в 1968 году группой научных работников во главе с Г. Г. Азгальдовым, выявивших методологическую общность способов количественного оценивания качества совершенно разных объектов. Одновременно была осознана необходимость теоретического обобщения этих способов в рамках самостоятельной научной дисциплины «Квалиметрия», как науки о качестве объектов, создаваемых человеком, применяемых им технологических и производственных процессов, о качестве труда и о качестве тестовых проверок.
Подчеркивая важность квалиметрического подхода в управлении образованием, Ф. Р. Мифтахутдинова в качестве его основной цели выдвигает освоение новой идеологии качества как фундаментального знания. «Квалитативное образование в современном информационном обществе необходимо каждому, независимо от области его будущей деятельности, поскольку квалитативная подготовка является составной частью методологической подготовки специалиста и заключается в понимании важности для общества выпуска качественной продукции, в умении использовать стандарты в виде инструмента для регламентации уровня качества, оценивать этот уровень, иметь навыки в проектировании систем управления качеством и разработке управляющих воздействий»
Роль и актуальность квалитативного образования будет всегда оставаться значимой при подготовке специалистов, так как формирование нового менталитета — дело не одного поколения. Его содержание определяется введением новых представлений, соответствующих уровню начала XXI века. Система непрерывного квалитативного образования предусматривает пять ступеней образования: первая ступень — школьное образование, вторая — среднее профессиональное образование, третья — высшее профессиональное образование, четвертая — подготовка, переподготовка и повышение квалификации, пятая — послевузовское образование. Конечной целью квалиметрии является разработка и совершенствование методик, с помощью которых качество конкретного оцениваемого объекта может быть выражено одним числом, характеризующим степень удовлетворения данным объектом общественной или личной потребности.
В настоящее время педагогическая квалиметрия достигла такой стадии развития, когда внутри нее явно начинают выделяться две ветви: теоретическая и прикладная. Теоретическая составляющая педагогической квалиметрии абстрагируется от конкретных объектов и изучает только общие закономерности и математические модели, связанные с оценкой качества. Объектом теоретической квалиметрии впедагогике являются философские и методологические проблемы количественной оценки качества образования. Известно, что контроль стимулирует обучение и влияет на поведение студентов. Как показала практика, попытки исключить контроль частично или полностью из учебного процесса приводят к снижению качества обучения. Внедряемые в настоящее время интенсивные методы обучения ведут неизбежно к новым поискам в области повышения качества и эффективности педагогического контроля и появлению его новых форм, например, таких как балльно-рейтинговая форма. В связи с этим, задача прикладной педагогической квалиметрии — разработка конкретных методик и математических моделей для оценки качества конкретных объектов образовательного пространства.
Литература:
1. Педагогический энциклопедический словарь / под ред. Б. М. Бим-Бад. — М.: БРЭ. 2008.
2. Мифтахутдинова Ф. Р. Квалитативное образование — требование времени //Материалы IX Всероссийской конференции по дополнительному образованию. — Казань, 2008.
3. Азгальдов Г. Г., Райхман Э. П. О квалиметрии. — М.: Изд-во стандартов, 1973.
4. Болотов В. А. Оценка знаний: основные подходы к созданию общероссийской систем оценки качества образования //Экономика и образование сегодня, 2005, № 3.
5. Сергеева В. П. Управление образовательными системами. Программно-методическое пособие. — М.: Изд-й центр «Граф-пресс», 2001.