Повышение педкомпетентности педагогов по организации сюжетно-ролевой игры | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, ноябрь 2013)

Дата публикации: 30.10.2013

Статья просмотрена: 1000 раз

Библиографическое описание:

Амаева Н. И. Повышение педкомпетентности педагогов по организации сюжетно-ролевой игры [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 47-48. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/97/4400/ (дата обращения: 17.08.2018).

Педагоги, работающие в дошкольных учреждениях, знают о том, что игра является ведущей деятельностью ребенка, но по разным причинам чаще всего эти знания остаются на уровне теоретических рассуждений. Поэтому в детском саду игра не достигает должного уровня и постепенно уходит из жизни детей. Как вернуть игру в детский сад≤

Этот вопрос встал и перед педагогами нашего дошкольного учреждения.

Анализируя образовательную деятельность нашего дошкольного учреждения, мы обнаружили, что многие воспитатели не владеют технологией организации и руководства сюжетно-ролевой игры.

Поэтому актуальной задачей ДОУ явилось создание системы методического сопровождения деятельности педагогов по использованию современных методов организации игровой деятельности.

Данная работа состояла из трех этапов. Цель первого этапа работы — выявить характерные для воспитателей представления об организации сюжетных игр дошкольников, значении игры в жизни дошкольника, о роли педагога в развитии сюжетно-ролевых игр, определить затруднения, которые испытывают педагоги при обогащении сюжетно-ролевых игр дошкольников.

Анкетирование педагогов ДОУ, наблюдение за играми детей в разных возрастных группах и диагностика игровой деятельности детей выявили следующие проблемы:

-          Воспитатели перегружают время, отведенное на игру, другими мероприятиями, роль игры недооценивается;

-          Игровая тематика однообразна. Ролевое поведение характеризуется отсутствием новизны, вариативности. Игровые задачи дети решают привычными способами;

-          Воспитатели испытывают потребность в повышении квалификации по проблеме обогащения сюжетно-ролевых игр детей;

-          Родители в основном положительно относятся к играм детей, но предпочитают играть с детьми в развивающие, спортивные игры, не уделяют значительного внимания обогащению сюжетно-ролевых игр;

Задачами методического сопровождения педагогов по повышению педагогической компетентности в организации и руководстве сюжетно-ролевой игры явились:

-          повышение уровня теоретической и технодогической подготовки педагогов через использование разнообразных форм совместной работы;

-          создание методических и средовых условий для развертывания игровой деятельности в группах;

-          определение наиболее эффективных форм работы с семьей по обогащению игрового опыта дошкольников.

На втором этапе осуществлялось изучение научно-теоретических основ рассматриваемой проблемы, был разработан и реализован план методической поддержки профессионального развития педагогов, основанный на дифференцированном подходе, эффективность которого определялась посредством мониторинга профессионального продвижения педагогов.

В работе использовались как традиционные, оправданные практикой формы, направленные на изучение теоретических вопросов, так и мероприятия, повышающие педагогическое мастерство воспитателей, активизирующие общение педагогов и детей: деловая игра «Комплексное руководство сюжетно-ролевой игрой», психологический практикум «Активизирующее общение в игре», проведение «Недели игры и игрушки», мастер-классы по изготовлению атрибутов к играм, смотр-конкурс «Атрибуты для сюжетно-ролевых игр в детском саду».

После этого педагогам было предложено разработать и реализовать долгосрочные проекты по организации сюжетно-ролевых игр в своих группах с учетом возраста детей, их интересов и актуальностью тематики игр. В помощь начинающим воспитателям творческой группой, состоящей из опытных педагогов, был разработан алгоритм и схема описания сюжетно-ролевой игры. Кроме этого мы поставили задачу увидеть, как меняется один и тот же сюжет игры и ее руководство в зависимости от возраста детей.

В результате были созданы проекты по организации сюжетно-ролевых игр с учетом их развития на разных возрастных этапах, как «Больница»- «Медицинский центр», «Водитель и пассажиры» — «Автомастерская», «Магазин» — «Торгово-развлекательный центр», «Парикмахерская» — «Салон красоты» и др.

Одной из эффективных форм работы с педагогами оказалась организация взаимопосещений педагогами сюжетно-ролевых игр. Приглашенные воспитатели были не просто зрителями, им предлагалось самим стать участниками игровых сюжетов: «Путешествие на море», «Салон красоты», «Выставка собак», «Магазин игрушек», «Торговый центр». Во время таких мероприятий начинающие педагоги смогли перенять опыт профессионалов по взаимодействию с детьми в игре, обменяться интересными идеями по использованию разнообразных методов и приёмов руководства игрой, внести свои предложения по развертыванию сюжета.

Активное участие в повышении компетентности воспитателей по руководству сюжетно-ролевой игрой принимали специалисты ДОУ: психолог провела тренинги по активизирующему общению, выполнила подборку психологических упражнений на развитие воображения в придумывании детьми новых сюжетов; воспитатель по изобразительной деятельности провела мастер-классы по изготовлению атрибутов к играм из бросового материала; музыкальные работники подобрали музыкальный и песенный репертуар по темам сюжетов.

Эффективность методической работы возрастает при условии вовлечения родителей в образовательный процесс. Эффективными оказались такие формы сотрудничества с семьёй: семинары-практикумы, мастер-классы, акции, тренинги, детско — родительские творческие проекты, ток-шоу по обсуждению проблемы детской игры.

На третьем этапе мы провели анализ педагогической работы, который показал, что воспитатели более грамотно и осознанно стали организовывать игровую деятельность, она носит системный характер, предметно-игровая среда стала более разнообразна.

Анализ системы календарного планирования воспитателей позволяет сделать вывод о том, что в режиме дня дошкольников увеличилось время, отведенное на самостоятельные творческие игры детей, педагоги владеют приемами руководства игрой, уделяют достаточно внимания созданию развивающей среды.

Мониторинга профессионального продвижения педагогов показал, что значительно возросло число педагогов, считающих себя овладевшими технологией руководства сюжетно-ролевой игрой (с 8 % до 62 %), появились воспитатели, готовые поделиться своим мастерством по данному направлению (25 %).

Опыт работы педагогов был представлен на районных методических объединениях старших воспитателей и воспитателей дошкольных групп.

Таким образом, считаем, что проведенная работа способствовала повышению компетентности педагогов в вопросах организации и руководства сюжетно-ролевой игрой.

Традиционные сюжеты, развертываемые детьми ранее, стали разнообразнее и сложнее, в них появились новые сюжетные линии. Дети стали больше времени посвящать сюжетно-ролевым играм, уменьшилось число конфликтов в процессе игр.

Целенаправленное вовлечение родителей в образовательный процесс повысило интерес родителей к жизни группы, они радуются успехам детей и своим результатам, стремятся эмоционально поддерживать своего ребенка.

Литература:

1.      Белая К. Ю. Деловые игры в системе методической службы. — М., 1994.

2.      Маркова А. К. Психологические проблемы повышения квалификации // Педагогика.

3.      Рищенко О. В поисках новых форм методической работы с воспитателями // Дошкольное воспитание. — 1990. — № 4.

4.      Флегонтова Н. П. Проблема педагогического руководства игрой детей // Игра в педагогическом процессе образовательных учреждений. Материалы научно-практической конференции преподавателей и студентов учебных педагогических заведений / Под ред. Т. А. Куликовой. — М.,2000.

Основные термины (генерируются автоматически): сюжетно-ролевая игра, игра, педагог, воспитатель, игровая деятельность, детский сад, дошкольное учреждение, образовательный процесс, профессиональное продвижение педагогов, эффективная форма работы.

Похожие статьи

Игровая деятельность дошкольников | Статья в журнале...

ребенок, Игра, игровая деятельность, младшая группа, дошкольный период, детский сад, ранний возраст, игровая деятельность дошкольников, жизнь ребенка, сюжетно-ролевая игра.

Педагогические принципы организации сюжетной игры...

Свободная сюжетная игра — самая привлекательная для детей дошкольного возраста деятельность.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, сюжетная игра, детский сад, игра, действие, принцип организации, самостоятельная игра, совместная игра...

Конспект педагогического совета «Сюжетно-ролевая игра...»

Участники:воспитатели дошкольной образовательной организации. Подготовка к Педагогическому совету: Проведение консультации с воспитателями «Развитие сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте».

Сюжетно-ролевая игра как средство социально-личностного...

Психолого-педагогическая характеристика игровой... игра, действие, сюжетно-ролевая игра, игровая деятельность, ребенок, отношение, сюжет, индивидуальная игра, дошкольный возраст, распределение ролей.

Сюжетно-ролевая игра «Киностудия»

Игра как средство развития полоролевой идентичности детей... старший дошкольный возраст, игра, ребенок, игровая деятельность, девочка, пол, мальчик, сюжетно-ролевая игра, создание условий, формирование.

Игровая деятельность дошкольника | Статья в журнале...

ребенок, игра, сюжетно-ролевая игра, процесс игры, роль, воспитатель, окружающий мир, дошкольный возраст, ролевое взаимодействие, ролевой диалог. Психолого-педагогическая характеристика игровой деятельности... игра, действие, сюжетно-ролевая игра, игровая...

Использование сюжетно-ролевой игры в полоролевой...

В статье описывается комплекс сюжетно-ролевых игр, используемых в работе воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста, в процессе полоролевой социализации дошкольников.

Индивидуальный подход к организации игровой деятельности...

игра, ребенок, сюжетно-ролевая игра, дошкольный возраст, сюжет, игровая деятельность, мотивационная сфера, личностное развитие, дошкольное образование, дошкольное детство.

Организация игровой деятельности детей раннего возраста...

Для нас как воспитателей организация игровой самостоятельной деятельности детей является одним из наиболее сложным разделом работы, так ка, с одной стороны, мы должна, не подавляя инициативу ребенка, направлять его игру, с другой...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Игровая деятельность дошкольников | Статья в журнале...

ребенок, Игра, игровая деятельность, младшая группа, дошкольный период, детский сад, ранний возраст, игровая деятельность дошкольников, жизнь ребенка, сюжетно-ролевая игра.

Педагогические принципы организации сюжетной игры...

Свободная сюжетная игра — самая привлекательная для детей дошкольного возраста деятельность.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, сюжетная игра, детский сад, игра, действие, принцип организации, самостоятельная игра, совместная игра...

Конспект педагогического совета «Сюжетно-ролевая игра...»

Участники:воспитатели дошкольной образовательной организации. Подготовка к Педагогическому совету: Проведение консультации с воспитателями «Развитие сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте».

Сюжетно-ролевая игра как средство социально-личностного...

Психолого-педагогическая характеристика игровой... игра, действие, сюжетно-ролевая игра, игровая деятельность, ребенок, отношение, сюжет, индивидуальная игра, дошкольный возраст, распределение ролей.

Сюжетно-ролевая игра «Киностудия»

Игра как средство развития полоролевой идентичности детей... старший дошкольный возраст, игра, ребенок, игровая деятельность, девочка, пол, мальчик, сюжетно-ролевая игра, создание условий, формирование.

Игровая деятельность дошкольника | Статья в журнале...

ребенок, игра, сюжетно-ролевая игра, процесс игры, роль, воспитатель, окружающий мир, дошкольный возраст, ролевое взаимодействие, ролевой диалог. Психолого-педагогическая характеристика игровой деятельности... игра, действие, сюжетно-ролевая игра, игровая...

Использование сюжетно-ролевой игры в полоролевой...

В статье описывается комплекс сюжетно-ролевых игр, используемых в работе воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста, в процессе полоролевой социализации дошкольников.

Индивидуальный подход к организации игровой деятельности...

игра, ребенок, сюжетно-ролевая игра, дошкольный возраст, сюжет, игровая деятельность, мотивационная сфера, личностное развитие, дошкольное образование, дошкольное детство.

Организация игровой деятельности детей раннего возраста...

Для нас как воспитателей организация игровой самостоятельной деятельности детей является одним из наиболее сложным разделом работы, так ка, с одной стороны, мы должна, не подавляя инициативу ребенка, направлять его игру, с другой...

Задать вопрос