Квалификационный экзамен как форма аттестации по профессиональному модулю «организация внеурочной деятельности и общения младших школьников» | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, июль 2013)

Статья просмотрена: 6770 раз

Библиографическое описание:

Томашевская, О. А. Квалификационный экзамен как форма аттестации по профессиональному модулю «организация внеурочной деятельности и общения младших школьников» / О. А. Томашевская. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2013 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2013. — С. 135-137. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/72/4125/ (дата обращения: 21.11.2024).

Внеурочная деятельность, согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, является неотъемлемой частью педагогического процесса в образовательном учреждении.

В стандарте большее внимание, чем это было прежде, уделяется развитию и воспитанию младших школьников, названы личностные характеристики младшего школьника, описан «портрет выпускника начальной школы», в котором обозначены любовь к Родине, уважение к ценностям общества и семьи, любознательность, умение учиться, готовность самостоятельно действовать, доброжелательность, здоровый образ жизни. Кроме того, в стандарте как значимая рассматривается деятельность учителя по воспитанию младшего школьника во внеурочное время. Стандарт предусматривает проведение определенного числа внеурочных занятий с младшими школьниками в неделю. Фактически новый стандарт сделал приоритетной задачей учителя воспитание младших школьников, подчеркнул его роль в становлении личности ребенка. Здесь уместно вспомнить слова Я. А. Коменского, который, ссылаясь на Платона, писал, что «…человек есть существо самое кроткое и самое божественное, если он будет укрощен настоящим воспитанием, если же не воспитывать, или давать ему ложное воспитание, то он будет самым диким животным из всех, кого производит земля» [2, с. 283].

Стандарт среднего профессионального образования, по которому осуществляется обучение будущих специалистов с сентября 2011 года, предусматривают подготовку обучающихся по специальности 050146 «Преподавание в начальных классах» к осуществлению вида деятельности «Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников».

Профессиональный модуль «Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников», разработанный преподавателями Енисейского педагогического колледжа, предусматривает теоретическую и практическую подготовку студентов, и в полной мере учитывает необходимость формирования у студентов готовности реализовать только что принятый новый стандарт начального образования. Значимо, что в новом стандарте в качестве результатов образования обозначены не только те, которые могут быть количественно измерены в ходе контроля, но и те, что с трудом подвергаются аналитическому разложению, связанные в первую очередь с воспитывающей и развивающей функцией образования [1]. В связи с этим важно подготовить студентов и к проведению диагностической работы, позволяющей оценивать планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования, использовать разнообразные методы и формы оценки эффективности деятельности, а затем проверить насколько сформированы у студента определённые стандартом компетенции.

Изучение профессионального модуля «Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников» предполагает освоение обучающимися следующих профессиональных компетенций: определять цели и задачи внеурочной деятельности и общения, планировать и проводить внеурочные занятия; осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся; анализировать процесс и результаты внеурочной деятельности и отдельных занятий; вести документацию, обеспечивающую организацию внеурочной деятельности и общения младших школьников.

Основной организационной формой квалификационной аттестации по профессиональным модулям является экзамен (квалификационный), который представляет собой совокупность регламентированных процедур, посредством которого членами аттестационно-квалификационной комиссии производится оценка профессиональной квалификации обучающегося или ее части (совокупности компетенций) одним или несколькими способами.

Квалификационный экзамен проводится с целью проверки готовности обучающегося к выполнению определенного вида профессиональной деятельности и уровня сформированности у него компетенций, определенных в разделе «Требования к результатам освоения ОПОП» ФГОС СПО [3].

Квалификационный экзамен представляет собой форму независимой оценки результатов обучения с участием работодателей. Условием допуска к квалификационному экзамену является успешное освоение обучающимися всех элементов программы профессионального модуля, в том числе междисциплинарного курса (курсов) и предусмотренных программой модуля практик.

Результатом освоения профессионального модуля является готовность обучающегося к выполнению вида профессиональной деятельности Организация внеурочной деятельности и общения и составляющих его профессиональных компетенций, а также общие компетенции, формирующиеся в процессе освоения образовательной программы в целом. Формой аттестации по профессиональному модулю является квалификационный экзамен.

С целью подготовки к организации и проведению квалификационного экзамена нами была разработана и проведена серия обучающих семинаров и переговорных площадок для преподавателей колледжа. В результате работы семинаров и переговорных площадок определена процедура проведения экзамена, рассмотрены требования к проведению экзамена, изучены особенности формулировки практических заданий, разработаны задания и критерии их оценивания, определена структура и критерии оценки портфолио, разработано «Положении о порядке организации и проведения квалификационного экзамена для оценки результатов освоения профессионального модуля студентами». Данное Положение определяет требования к итоговой аттестации по профессиональному модулю основной профессиональной образовательной программе среднего профессионального образования, в том числе к содержанию и процедуре экзамена.

Процедура проведения квалификационного экзамена по профессиональному модулю 02. «Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников» предполагает смотр портфолио студента и выполнение практического задания по принципу «здесь и сейчас». Для проведения квалификационного экзамена в КГБОУ СПО «Енисейский педагогический колледж» составлен комплект контрольно-оценочных материалов, который включает: экзаменационные билеты, пакет экзаменатора, протокол смотра портфолио, оценочный лист работы студента, оценочную ведомость, сертификат об освоении вида деятельности.

В процедуру оценивания результатов обучения мы включили рефлексию, сбор порфолио, наблюдение за деятельностью студентов, проектирование и проведение внеурочных занятий и его фрагментов, организацию и проведение КТД; проверку, анализ и оценку ведения документации. Как показала практика, данные методы и способы оценки повышают эффективность обучения, которое осуществляется более осознанно.

Оценка освоения теоретического курса профессионального модуля проводилась с помощью выполнения типовых заданий, которые были составлены преподавателями, реализующими программу профессионального модуля. Составлены инструкции для каждого задания и определены проверяемые компетентности. Содержание задания должно максимально приближены к ситуации профессиональной деятельности. Разработка типовых заданий сопровождалась установлением критериев для их оценивания (экспертный лист).

Не все компетентности могут быть полностью оценены в ходе квалификационного экзамена и поэтому требуют отдельной формы проверки, результаты которой подтверждаются документами портфолио. Мы определили тип портфолио смешанный. В состав портфолио входят документы, подтверждающие практический опыт, сформированность компетенций и качество освоения вида профессиональной деятельности. Портфолио студента оформляется в папке — накопителе с файлами. Основными принципами составления портфолио является системность, полнота, конкретность предоставляемых сведений; объективность информации, презентабельность. Студент имеет право (по своему усмотрению) включать в портфолио дополнительные разделы, материалы, элементы оформления, отражающие его индивидуальность. В портфолио могут быть помещены иллюстративные фотоматериалы, отражающие производственную деятельность студента. Процедура экзамена не предполагает защиты портфолио, а сводится к смотру портфолио членами экзаменационной комиссии.

Определена следующая структура портфолио:

Раздел 1.«Фиксация результатов освоения профессионального модуля»

Дневник по педагогической практике

Отчёт по педагогической практике по профессиональному модулю (в дневнике)

Оценочный лист работы студента (от работодателя)

Ведомость учёта учебных достижений по результатам освоения модуля

Аттестационный лист выполнения студентом заданий на практику по организации внеурочной деятельности и общения младших школьников

Раздел 2. «Опыт планирования внеурочной деятельности и организации общения младших школьников»

Программа по внеурочной деятельности (собственная разработка)

Разработка программы модуля творческого объединения детей

Планы-конспекты внеурочных занятий (не менее 4)

Раздел 3. «Опыт анализа и самоанализа организации внеурочной деятельности и организации общения младших школьников»

Анализы посещенных внеурочных занятий педагогов школы (не менее 2).

Анализы внеурочных занятий студентов (не менее 2)

Самоанализы проведенных внеурочных занятий (не менее 2)

Самоанализ освоения программы профессионального модуля

Раздел 4. «Опыт диагностики интересов, склонностей и уровня развития УУД учащихся начальной школы»

Авторские диагностики интересов и склонностей учащихся начальной школы.

Материалы диагностики учащихся с заключением по ее результатам.

Материалы диагностики эффективности внеурочной деятельности в классе.

Раздел 5. «Педагогическая копилка» (формируется по усмотрению студента)

Условием положительной аттестации (вид профессиональной деятельности освоен) на экзамене квалификационном являлась положительная оценка освоения всех профессиональных компетенций по всем контролируемым показателям. Итогом экзамена является однозначное решение: «вид профессиональной деятельности освоен/ не освоен». По итогам квалификационного экзамена при решении «вид деятельности освоен» студентам выдан квалификационный сертификат по профессиональному модулю. Квалификационные сертификаты по профессиональным модулям являются основанием для допуска студентов к процедурам государственной (итоговой) аттестации по ОПОП СПО.

Таким образом, квалификационный экзамен проводился как процедура внешнего оценивания с участием представителей работодателей и, в целом, направлена на оценку овладения квалификацией. Серьезным вызовом стандарта стал факт значительного повышения роли работодателей в оценке квалификации студентов. Вместе с тем, опыт первых лет показывает, что работодатель пока не очень охотно принимает на себя возложенную государственным документом функцию. Представителям работодателей до сформированности у них экспертной позиции предстоит пройти достаточно трудный путь.

Проанализировав итоги квалификационного экзамена в колледже, сделан вывод о том, что реализация программы профессионального модуля «Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников» прошла успешно. Компетентностный подход позволяет осуществлять интеграцию теоретического и практического обучения, переосмыслить место и роль теоретических знаний в процессе освоения и проверки сформированности общих и специальных компетенций.

Литература:

1.                 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/Минобрнауки РФ (Стандарты второго поколения).— М.: Просвещение. 2010. — 45 с.

2.                 Коменский Я. А. Великая дидактика // Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. Т. 1.— М. Педагогика. 1982. — 439 с.

3.                 Тестов В. А. Некоторые методологические проблемы определения качества образования // Педагогика. № 4. 2008. — С.23–26.

Основные термины (генерируются автоматически): внеурочная деятельность, профессиональный модуль, квалификационный экзамен, профессиональная деятельность, школьник, начальная школа, общение, Енисейский педагогический колледж, младший школьник, начальное общее образование.

Похожие статьи

Особенности организации внеурочной деятельности как проявление профессиональных компетенций учителя начальных классов

Внеурочная деятельность как средство формирования гражданской идентичности младших школьников в условиях группы продленного дня (из опыта работы)

Стажировка как форма повышения квалификации педагогов на базе общеобразовательной организации

Развитие навыков самостоятельной учебной работы в процессе внеурочной деятельности при обучении английскому языку

Применение заданий в тестовой форме для организации самостоятельной работы студентов технических специальностей при обучении профессионально-ориентированному иностранному языку

Конкурс «Внутренние системы обеспечения качества образования» как форма оценки достижений общеобразовательных учреждений

Модель повышения квалификации и профессиональной переподготовки преподавателей русского языка и литературы образовательных организаций, реализующих образовательные программы СПО

Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы как способ формирования активной мотивации обучения

Программа развития «Качество урока, внеурочной работы и дополнительного образования как условие повышения качества образовательных результатов»

Формы организации внеурочной деятельности по математике в начальных классах

Похожие статьи

Особенности организации внеурочной деятельности как проявление профессиональных компетенций учителя начальных классов

Внеурочная деятельность как средство формирования гражданской идентичности младших школьников в условиях группы продленного дня (из опыта работы)

Стажировка как форма повышения квалификации педагогов на базе общеобразовательной организации

Развитие навыков самостоятельной учебной работы в процессе внеурочной деятельности при обучении английскому языку

Применение заданий в тестовой форме для организации самостоятельной работы студентов технических специальностей при обучении профессионально-ориентированному иностранному языку

Конкурс «Внутренние системы обеспечения качества образования» как форма оценки достижений общеобразовательных учреждений

Модель повышения квалификации и профессиональной переподготовки преподавателей русского языка и литературы образовательных организаций, реализующих образовательные программы СПО

Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы как способ формирования активной мотивации обучения

Программа развития «Качество урока, внеурочной работы и дополнительного образования как условие повышения качества образовательных результатов»

Формы организации внеурочной деятельности по математике в начальных классах