Организация работы по самовоспитанию технических способностей бакалавров как профессионально важного качества
Автор: Мелкобродова Наталья Владимировна
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
Статья просмотрена: 629 раз
Библиографическое описание:
Мелкобродова, Н. В. Организация работы по самовоспитанию технических способностей бакалавров как профессионально важного качества / Н. В. Мелкобродова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2013 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2013. — С. 141-143. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/72/4114/ (дата обращения: 17.12.2024).
В новой доктрине отечественного профессионального образования существует тенденция перехода от «однократного образования» — образования «однажды и на всю жизнь» к образованию «на протяжении всей жизни». В связи с чем актуализируется задача профессионального саморазвития студентов.
Одним из направлений нашего диссертационного исследования является самовоспитание технических способностей как одного из профессионально важных качеств бакалавра по направлению подготовки «Строительство».
Прежде всего необходимо определить соотношение понятий «саморазвитие» и «самовоспитание». Термин «саморазвитие» является широким и сложным, поскольку включает в себя различные состояния и механизмы «самости». Под саморазвитием понимают процесс созидательного, рационального самообразования, самостроительства (самопросвещения, самовоспитания, самоопределения), и спонтанный природообусловленный процесс разносторонней самореализации индивида [1, с. 16]. Понятие «развитие» рассматривается как объективный процесс внутреннего количественного и качественного изменения свойств, ведущих к новому уровню целостности личности. Термин «развитие» относится к таким системам, которые имеют высокую степень самодостаточности и автономные внутренние источники своих качественных изменений [3, с. 495]. Исходя из высказываний А. В. Суворова о том, что развитие личности осуществимо лишь как саморазвитие, т. е. личность сама себя развивает личными усилиями, собственной активностью при участии других людей, Е. А. Власова приходит к выводу о диалектической тождественности развития и саморазвития [1, с. 12].
Процесс и результат развития обусловлен воздействием трёх факторов наследственности, среды и воспитания. Соответственно, воспитание выступает движущей силой, направляющей внутренний процесс развития. Основываясь на анализе подходов, самовоспитание можно определить как систематическую и сознательную деятельность человека, направленную на саморазвитие социально значимых и устранение отрицательных качеств его личности. В профессиональном самовоспитании содержится понимание именно тех свойств и качеств, которые необходимы для успешного выполнения профессиональной деятельности, т. е. профессионально важных качеств. Таким образом, самовоспитание технических способностей студентов можно рассматривать как совокупность приёмов и способов воздействия человека на себя самого, имеющих целью саморазвитие данного профессионально важного качества.
В традиционной системе подготовки бакалавров отсутствует направленность на их профессиональное саморазвитие. По результатам констатирующего эксперимента был выявлен низкий уровень самовоспитания: студентами сознательно не ведётся данная работа, они не владеют приёмами и методами самовоспитания. Нами была организована работа по самовоспитанию технических способностей и овладению самой способностью заниматься самовоспитанием. Данная деятельность осуществлялась во внеучебное время в процессе изучения спецкурса в несколько этапов. За основу нами были взяты этапы самовоспитания, выделенные С. Б. Елкановым:
1. Подготовительный для самовоспитания этап, этап утверждения в позиции специалиста;
2. Этап программирования изменений в своей личности;
3. Этап реальных действий по самоизменению;
4. Заключительный этап — этап упражнений.
Работа над собой — самовоспитание начинается с осознания и принятия объективной цели как субъективного, желательного мотива своей деятельности [4, с. 182]. Такой целью является стремление студента стать настоящим профессионалом в выбранной профессиональной области. В процессе выработки личной цели появляется ярко выраженная потребность в самовоспитании профессионально важных качеств в соответствии с идеалами, которые свойственны представителям данной профессии. Поэтому на подготовительном этапе была поставлена задача сформировать у студентов образ профессионала по профилю выбранной профессии. С этой целью студенты получили знания о профессии, о требованиях, предъявляемых к личности, совместно с преподавателем была разработана модель бакалавра по направлению подготовки «Строительство». Особое внимание было обращено на роль технических способностей в профессионально деятельности бакалавра.
Другой вытекающей задачей на данном этапе организации самовоспитания является работа по формированию профессионального самосознания. Профессиональное самосознание — представление человека о себе как о профессионале. В эти представления включаются характеристики человека, которые определяют успешность его деятельности (профессионально важные качества и отношения человека к профессии). Студентам было предложено оценить у себя уровень развития основных профессионально важных качеств бакалавра. Определив, таким образом, уровень своих потенциальных возможностей и соотнеся их с эталонным уровнем развития профессионально важных качеств, студентами осознаётся необходимость работы по самовоспитанию. Овладение способами самовоспитания осуществлялось на примере развития такого профессионально важном качестве как технические способности, представляющие собой сложное образование, включающее ряд компонентов (склонность к технике, техническое мышление, пространственное воображение, техническая наблюдательность, зрительная и моторная память, точность глазомера, ручная умелость).
Следующим этапом, согласно С. Б. Елканову, является программирование изменений своей личности. На данном этапе студенты познакомились с понятием самовоспитания, основными методами и приёмами работы над собой. Особая роль на данном этапе отводится разработке индивидуального плана студента по самовоспитанию технических способностей. Данный план представляет собой своего рода пример осуществления самовоспитательной работы. В нём, совместно с преподавателем, были определены основные приёмы и способы работы над собой по развитию каждого компонента технических способностей (таблица 1).
Таблица 1
Индивидуальный план самовоспитания студентами технических способностей
Компоненты технических способностей |
Оценка исходного состояния |
Пути, средстваи способы работы над собой |
Результаты самовоспитания |
Склонность к технике и техническому творчеству |
Чтение технической литературы, осуществление ремонта, совершенствование приборов. |
||
Техническое мышление |
Анализировать технический процесс, технические объекты, принципы их устройства и работы, мысленно строить версии о возможных причинах неполадок. |
||
Пространственное воображение |
Упражняться в умении мысленно переводить плоскостные изображения (двухмерные) в объёмные и обратно. |
||
Техническая наблюдательность |
Упражняться в умении сопоставления и сравнения, установлении связей и отношений между техническими объектами. |
||
Зрительная и моторная память |
Упражняться в запоминании, сохранении и воспроизведении технических образов. |
||
Точность глазомера |
Упражняться в оценки и сравнении величин зрительно воспринимаемых объектов, интервалов между ними и расстояний до них. |
||
Ручная умелость |
Выполнение моделей, макетов технических объектов. |
Следующий этап — этап реальных действий по самоизменению, предполагает самостоятельное следование разработанному плану. Как отмечает С. Б. Елканов, установка на самовоспитание создаёт благоприятную психологическую позицию, при которой получаемая из разных источников информация воспринимается, оценивается и используется ими в соответствии с задачей формирования у себя профессиональных качеств. Таким образом, следование индивидуальному плану вырабатывает способность в дальнейшем самостоятельно проектировать своё будущее с учётом поставленной задачи, самоорганизует студента, развивает самоконтроль, самоанализ.
Завершающий этап самовоспитания — этап упражнений, на котором могут образоваться не просто действия, умения и т. д., а нужные привычки, свойства личности, согласно С. Б. Елканову, можно считать относительным, произойдёт не в вузе, а в первые годы практической деятельности [2, с. 26].
Результаты повторной диагностики показали положительную динамику уровня развития технических способностей. Таким образом, самовоспитание имеет двойной результат: первый — те изменения, которые происходят в качествах личности, и второй — овладение самой способностью заниматься самовоспитанием [2, с. 121], что даёт возможность студентам, ориентируясь на образ профессионала, самостоятельно развивать необходимые профессионально важные качества.
Литература:
1. Власова, Е. А. Профессиональное саморазвитие будущих социальных педагогов: монография/ Е. А. Власова. — Белашов: Николаев, 2008. — 116 с.
2. Елканов С. Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. — М.: Просвещение, 1989. — 189 с.
3. Педагогика: Большая современная энциклопедия/ Сост. е.С. Рапацевич — Мн.: «Соврем. слово», 2005. — 720 с.
4. Сластёнин, В. А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластёнина. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 567 с.